Tag Archives: импульсивное поведение

Круче Одиссея

Одиссей и сиреныВсе вокруг бросает нам вызов: Купи сейчас, ведь такой скидки не будет больше никогда. Отдохни дорого, ты этого достоин. Возьми кредит, ведь всем нужны подарки. Русалки соблазняют пойти купаться. «Съешь меня немедленно!» кричит с рекламы картошечка, только сегодня всего за 29 рублей.

Отсутствие денег помогает сопротивляться таким соблазнам, но не всегда. Слава богу, у нас есть самоконтроль, один из главных бойцов с соблазнами во многих сферах жизни человека.

Знаменитый эксперимент Уолтера Мишеля (Walter Mischel) с маршмэллоу (Mischel, Shoda, & Rodriguez, 1989) показал, что способность воздержаться от немедленного вознаграждения в пользу большего вознаграждения в будущем приносит пользу в жизни: лучшие оценки в школе, хорошую работу и образование в будущем. Тест простой – перед ребенком ставят тарелку с его любимым десертом и говорят: «Пожалуйста, не ешь, а я сейчас уйду и вернусь через пять минут. Если ты ничего не съешь, я дам тебе две таких». Дети применяют разные стратегии: садятся на свои руки, закрывают глаза, отворачиваются, впадают в транс, напевают что-то, пытаясь заглушить внутренний голос. Некоторые самоотверженно смотрят на сладость, но не сдаются соблазну. Считается, что это показатель хорошего самоконтроля. А вот ребята, которые сразу или чуть позже сдаются, и начинают есть, обладают низким уровнем самоконтроля.

Большая группа исследователей из США, Новой Зеландии. Канады и Великобритании (Moffitt et al., 2011) отследила жизнь одной тысячи детей от рождения до возраста в 32 года, тех, что прошли это тест.  Оказалось, что уровень самоконтроля в детстве оказывал влияние на будущее физическое здоровье (например, частоту венерических заболеваний), зависимость от наркотиков, финансовое состояние, вероятность иметь неполную семью, и склонность к преступному поведению. Все эти «прелести» оказались необъяснимы интеллектом (IQ) и социально-экономическим статусом.

Хорошая новость в том, что самоконтроль можно тренировать и усилить. То, что делали дети, закрывая глаза или садясь на свои руки – отличная стратегия. Она известна тысячи лет: Одиссей просил товарищей привязать себя к мачте и залить уши воском, потому что понимал, что не устоит перед чарами сирен.

В недавнем исследовании ученые из Швейцарии и Германии (Soutschek et al., 2016) открыли кое-что интересное.

Считается, что самоконтроль управляется регионами в лобных долях мозга. Однако оказалось, что это не совсем так. С помощью транскраниальной магнитной стимуляции, которая временно нарушает работу мозга в том  месте, куда направлено устройство, ученые воздействовали на височно-теменной узел. Это место, где встречаются височная и теменная регионы коры мозга – чуть выше и за ушами. Зона занимается многими вещами, например, в принятии моральных решений, в различении себя от других людей и многом другом.

Оказалось, что временнее выключение этого региона приводило к нарушениям в самоконтроле, а также в понимании точки зрения других людей, и свои перспектив в будущем.

Самоконтроль – это и способность увидеть себя в будущем, или посмотреть на что-то глазами других. Импульсивное поведение, как производное слабого самоконтроля — неспособность посмотреть на ситуацию глазами будущего себя, или глазами других людей.

перспективаВ эксперименте, например, показывались картинки, на которых стоит человек в комнате и перед ним на стене два или три пятна и задача была быстро назвать, сколько пятен видит тот человек.

Получается, что игры, которые тренируют контроль импульсивного поведения, типа Food Game могут не только увеличивать силу самоконтроля, но и тренировать лучшее восприятие будущего.

Суть игры основана на классической психологической задаче Go — No Go — как можно быстрее реагировать на какие-то стимулы и не реагировать на другие. Картинки-стимулы появляются на экране в случайном порядке и требуют быстрого решения. Если вы тысячи раз выбрали «хорошую» еду и тысячи раз воздержались от «плохой» еды, это уж поверьте чему-то да и научит ваш мозг. Это тренирует самоконтроль и ведет к снижению импульсивного поведения по отношению к нежелательным стимулам. Вам будет легко удержать себя от вкуснейшего круассана (второго по счету, ибо зачем отказывать первому?) и вы станете круче Одиссея.

Mischel, W., Shoda, Y., & Rodriguez, M. (1989). Delay of gratification in children. Science, 244(4907), 933-938.

Moffitt, T. E., Arseneault, L., Belsky, D., Dickson, N., Hancox, R. J., Harrington, H., Houts, R., Poulton, R., Roberts, B. W., Ross, S., Sears, M. R., Thomson, W.M., & Caspi, A. (2011). A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety. Proceedings of the National Academy of Sciences, 108(7), 2693-2698.

Caruso, C. (2016). Scientists “switch off” self-control using brain stimulation. Scientific American. Ссылка.

Soutschek, A., Ruff, C. C., Strombach, T., Kalenscher, T., & Tobler, P. N. (2016). Brain stimulation reveals crucial role of overcoming self-centeredness in self-control. Science Advances, 2(10).


Худей! Вести с полей, часть вторая

выбор и подавлениеГод назад я уже писал (Где живут эмоции и мастерство) про тестирование метода изменения когнитивных предпочтений к еде. Тогда я позанимался около 10 часов, и потерял 1,5 кг за месяц, но эффект, к моему удивлению, продолжился и после остановки тренировок, и вылился в потерю около 8 кг за полгода.

Приблизительно такие же цифры были у голландских исследователей (Veling et al., 2014), от работы которых я отталкивался. На протяжении года я периодически занимался идеями по усилению эффекта. И вот в конце мая решил провести эксперимент с большим количеством людей. Когда тебе нравится гипотеза, самый правильный шаг – сделать все зависящее от тебя, чтобы ее опровергнуть. Если она после того выживет, то прекрасно, а нет – туда ей и дорога, зачем обманывать себя?

Несмотря на то, что есть уже продвинутые версии, программно удалось реализовать лишь три версии (спасибо Джону З.), которые и были предложены участникам. Участницы (а они все оказались женщинами) начинали с самой простой, и, достигнув в ней стабильного высокого результата, переходили на более сложные версии.

Было рекрутировано более 100 человек, из которых часть отсеялась на разных этапах, а в конце месячного эксперимента удалось выделить когорту в 30 человек с полными данными. Три группы, по 10 человек в каждой: одна экспериментальная и две контрольных (отличающихся между собой весьма значительно).

Предварительные результаты таковы: в экспериментальной группе, где участницы активно должны играть в игру каждый день (не более 15 минут в день), они потеряли в среднем по 2,78 кг, статистически значимая разница в весе «до» и «после» (p=0,001). Средние значения индекса массы тела (BMI) снизились с 29,3 до 28,5, при этом BMI у 33% был менее 25, что относится к норме.

Проверялась и другая гипотеза: уже давно известно, что ежедневные взвешивания приводят к потере веса (Steinberg et al., 2015; VanWormer et al., 2008). Объяснить это можно, как минимум, двумя причинами. Первая – осознанность, когда вы просто чаще себе напоминаете о том, что с весом надо что-то делать. Вторая – социальное давление, в случае, если вы не только взвешиваетесь, но и сообщаете об этом третьим лицам. Я ожидал, что группа, которая взвешивалась ежедневно и отправляла мне данные, без игры, покажет такие результаты. Так и оказалось: потеря веса составила 1,7 кг, и разница между весом до и после была статистически значима (p=0,03).

Когда эксперимент уже подходил к концу, один человек, весьма скептически относившийся к этому эксперименту, прислал мне ссылку:

«Компьютерная игра поможет отказаться от вредных перекусов.

Игру разработали психологи из Университета Эксетера и Университета Кардиффа. В экспериментальную группу вошел 41 человек. Большинство добровольцев имели избыточный вес. Все участники перекусывали калорийными продуктами, например, печеньем, кексами и шоколадом, по крайней мере, три раза в неделю, сообщает BBC.» (заметка в MedDaily.ru)

В этом эксперименте британских ученых (Lawrence et al., 2015) собственно тренировками люди занимались всего 5 раз по 10 минут (!), и потеряли около 700 грамм. Самое интересное, что, проверив участников через полгода, исследователи увидели продолжающийся эффект — потерю веса у экспериментальной группы чуть более 2 кг, как видно на графике:

результатыУ них был другой дизайн игры, но такой же простой. В моем эксперименте, в базовой версии на экран выводятся две картинки – одна с «хорошей», другая – с «плохой» едой, при этом в соответствующих зеленой или красной рамке, и необходимо выбрать «хорошую» (на картинке в начале статьи). У них на экран выводилась одна картинка и надо было нажать соответствующую клавишу – в каком месте экрана она показалась, в левой части или правой. Но если показывалась «плохая» еда, то надо было воздержаться от нажатия. Таким образом человек учится подавлять импульсивное поведение.

В общем, уже многое понятно, в целом, но «дьявол — в деталях», поэтому в августе решено запустить ещё один эксперимент, несколько с другим дизайном, и люди уже почти полностью набраны. Это послужит логичным продолжением, после чего можно будет смело подводить итоги. К тому же хочется получить данные от участниц и через месяц, и два и три после окончания тренировок, потому что эффект должен продолжаться. И не только в том, что касается веса — такая интервенция приводит к улучшению буквально всех сторон жизни: в семейной жизни, в работе, в здоровье, во всем.

Lawrence, N. S., O’Sullivan, J., Parslow, D., Javaid, M., Adams, R. C., Chambers, C. D., . . . Verbruggen, F. (2015). Training response inhibition to food is associated with weight loss and reduced energy intake. Appetite, 95, 17-28.

Steinberg, D. M., Bennett, G. G., Askew, S., & Tate, D. F. (2015). Weighing every day matters: daily weighing improves weight loss and adoption of weight control behaviors. Journal of the Academy of Nutrition and Dietetics, 115(4), 511-518.

VanWormer, J. J., French, S. A., Pereira, M. A., & Welsh, E. M. (2008). The impact of regular self-weighing on weight management: A systematic literature review. The International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 5, 54.

Veling, H., van Koningsbruggen, G. M., Aarts, H., & Stroebe, W. (2014). Targeting impulsive processes of eating behavior via the internet. Effects on body weight. Appetite, 78, 102-109.


Когда лучше подождать

когда лучше подождатьПсихология принятия решений уже много лет исследует вопрос – как формируются наши предпочтения при выборе в далёком или в близком будущем. Например, если людям предложить одно яблоко через 50 дней, или два через 51 день, то, в основном, люди предпочтут два, потому что разница в ожидании кажется несущественной. Стоит однако, изменить предложение: одно яблоко сегодня или два через неделю, как мы начинаем хотеть яблоко здесь и сейчас.

В целом, почти всегда полезно подождать, набраться терпения и дождаться более весомого приза, хотя бы просто потому, что стремление к немедленному вознаграждению может вести нас к нежелательным результатам. Так, курение – пример немедленного вознаграждения и пренебрежения последствиями этой привычки в будущем. Множество исследований показали, что люди, которые могут устоять перед соблазном немедленного вознаграждения ради лучшего будущего имеют лучшее здоровье, карьеру и семейную жизнь.

Что будет, если перед принятием таких решений предложить человеку подождать какое-то время? В серии из пяти экспериментов ученые проверяли всевозможные комбинации выбора (Dai & Fishbach, 2013). Выяснилось, что действительно, что если подождать с принятием решения хорошего сейчас или лучшего через две недели, то качество принятия решений улучшатся.

В ходе экспериментов участникам, как в Америке, так и в Китае, предлагали сделать выбор, например между моделью музыкального проигрывателя за 69,99 долларов через два дня или объективно лучшей моделью за 74,99, но через 27 дней. В одной группе люди должны были принимать решение немедленно, и чаще всего выбирали более дешевый, но быстрый вариант. В другой группе людям сказали, что принимать решение сейчас не нужно – экспериментатор свяжется с ними через две недели. Сам текст предложения не менялся. Люди уже чаще выбирали более лучший вариант, и их можно понять: они ждали две недели, и оказалось вполне могут подождать еще. Ожидание улучшает терпение, а это одна из характеристик самоконтроля, что позволяет человеку сопротивляться соблазнам немедленных или быстрых вознаграждений вопреки объективно более выгодным вариантам в отдаленном будущем.

Поэтому если вы знаете свои слабости и боретесь с соблазнами, попробуйте откладывать принятия решений. Вчера вы были полны решимости бросить курить, а сегодня вы едва сдерживаетесь? Подождите прикуривать – подумайте пару недель (или пару лет)!

Dai, X., & Fishbach, A. (2013). When waiting to choose increases patience. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 121(2), 256-266.


Где живут эмоции и мастерство

бутербродНедавно делал ай-трекинговое исследование и решил попробовать новый дизайн, при котором главная задача участника — следить за перемещениями креcтиков и ноликов и не обращать внимания на возникающие на периферии картинки. Направление слежения — по вертикальной оси на одинаковом расстоянии от картинок.
На самом деле, как бы четко не выполнялись эти инструкции, движения глаз отклоняются к той или иной картинке, и целый ряд исследований выяснил, что такие отклонения идут к наиболее эмоциональной картинке. Тестировались как рекламные материалы, так и различные фотографии.

Что любопытно, но эффект, который можно видеть ниже, в такой сильной мере возник только у рекламных макетов. Макеты я сделал искаженными, потому как коммерческие интересы и все такое, но можно сказать, что на макете В были изображены товары, с различными слоганами и информацией о скидке, а на макете А дополнительно были использованы человеческие руки. Причем находились эти руки в левом поле макета А, и когда руки оказываются дальше от линии слежения, девиация резко возрастает.

сравнение макетовТаким образом, можно сказать, что макет с руками вызывает больше эмоциональной реакции на подсознательном уровне. Это означает, что он, с большей вероятностью, будет привлекать внимание и запоминаться, а также, возможно, побуждать к совершению действий, к которым реклама призывает.

Все это происходит в течение первых 500 миллисекунд просмотра, вернее, даже от 300 до 500 миллисекунд. Этот период – весьма интересный. Те, кто в курсе теорий о свободе воли и экспериментах Бенджамина Либе (Libet), о которых я постарался рассказать (Расставание с иллюзиями), знают, что именно в этот промежуток, от 300 до 500 мс, происходят любопытные вещи, которые еще не зарегистрированы нашим сознанием. Фактически же, мы живем в прошлом, отставая от реальных процессов вокруг нас на эти 300-500 мс.

график результатов тренировокНедавно я разработал приложение по модификации поведения, и, в частности, импульсивного, и последний месяц активно его тестирую. Недавно, через восемь часов чистого времени тренировок, скорость реакции на определенные стимулы приблизилась к 500 миллисекундам. Это ожидаемый и позитивный результат, на который я надеялся – в самом начале эта же реакция была в районе 600 мс. И вот вчера (уже через 10 часов тренировок) я впервые ушел за 500 мс, достигнув 498 мс. Теперь буду стараться там и держаться, и ждать проявления других феноменов.

500 мс и меньше — это время, когда наше сознание еще не включается в процесс принятия решения, в полной мере. Это ощущается: самые эффективные результаты достигаются, когда находишься в некоем диссоциативном состоянии. Так, я чаще ловлю себя на том, что заканчиваю сессию тренировки, задумавшись о чем-то, и совершенно не помню, как я нажимал сотни раз разные клавиши клавиатуры. Это знакомая многим вещь: садишься в машину, задумался о чем-то, и ты уже дома, и ничего не помнишь о том, как ехал.

Так и здесь: потратив часы, я увидел, просто «кожей почувствовал», насколько сильно во мне (и, конечно не только во мне) сидит импульсивное рефлекторное поведение, и как самоконтроль падает за пару минут, и сразу же начинаешь делать ошибки. А вот уже около 500 мс ошибок становится меньше, и нагрузки на самоконтроль нет. Всё от того, что самоконтроль не требуется – процесс обслуживается большей частью подсознательно. Это свидетельство мастерства в этом весьма специфичном навыке. И это вторжение в эмоциональную сферу, способности в какой-то мере ими управлять. Так, одна из задач приложения – сделать это по отношению к еде, и снизить эмоциональную привязанность и импульсивность к определенной, скажем так, «плохой» еде. Для этого я, например, временно отказался от всяких ограничений в еде, чтобы понаблюдать эффект, и сбросил за месяц как минимум 1,5 кг (разумеется, с учетом колебаний веса, который я замеряю уже давно) не меняя ничего в питании (хотя это мне так кажется, что не меняя). Не бог весть какая цифра, но любопытно, куда это все пойдет дальше.

Я упоминал вскользь об этом эксперименте ранее, про то, как нездоровая пища может «притворяться» здоровой.
Вот, например, очень легко отказаться от бутерброда, на фото в начале статьи.
Но вот эти ниже – посмотрите, как они банально маскируются под «хорошие»:

бургер и майонез
Особенно меня удивил майонез – он часто меня «подлавливает», хотя я его почти не употребляю, ну, только в гостях, когда попадается. Понятно, почему ему это удается, сознательно, но подсознание пока не понимает, в чем подвох.

Путь к мастерству, увы, не лежит в считанных минутах тренировок чему бы то ни было. Когда мы тренируем себя, мы даем нашему мозгу сигналы о том, что эта деятельность важна, и мы хотим достичь в этом успехов. Только тогда он воспримет это серьезно и будет помогать нашим сознательным целям. У мозга невероятно огромное количество задач, действительно важных, в основном, связанных с выживанием. Когда мы сознательно пытаемся увлечь его какой-то задачей, ценность которой мозгу не столь очевидна, ему это надо искусно «продать». Пара человек параллельно со мной участвует в тестировании, но уделяют этому слишком мало времени и еще меньше мотивации. В итоге, как показывает месяц тестирования – зря теряют время, получая не результаты, а только раздражение. А занятия чем-то по 15 минут или по часу в неделю – это не тот случай, когда мозг станет считать то, что мы делаем, чем-то важным.