Tag Archives: Мозг

Прекрасный пример нейромаркетинга в действии или Как правильно выбирать логотипы

Логотипы-кандидатыСети магазинов Sam’s Club понадобился логотип для линии товаров, для людей, желающих покупать продукты, отвечающие определенным «зеленым» требованиям. Рекламное агентство обратилось в нейромаркетинговую компанию, и та провела анализ кандидатов в логотипы, тех, что вы видите вверху.

Метод исследования заключался в определении вовлеченности мозга при рассматривании логотипа. Учитывались как неврологические, так и поведенческие характеристики. Логотипы показывались в случайном порядке на компьютере, как по одному, так и в парах, а активность мозга регистрировалась ЭЭГ. И вот как выглядит активность коры головного мозга в ответ на различные логотипы:

Корковая активность мозга в ответ на логотипыЖелтый цвет означает наибольшую интенсивность эмоционального вовлечения.

Логотип, занявший третье место:
Логотип, занявший 3 место
Логотип, занявший второе место.
Логотип, занявший 2 место
Логотип — победитель соревнований:Логотип, занявший 1 место

 

 

 

 

 

Вы можете увидеть победителя в действии – на сайте магазина, здесь.
Использовались мaтериалы компании Sand Research.

Ну, а тем, кто дочитал до конца, напоминаем, что мы занимаемся нейромаркетингом и предлагаем и такие услуги: [email protected].


Шедевры уличного искусства

Портал Street Art Utopia выбрал лучшие работы в области городского искусства за 2011 год. Опубликовано adme.ru. Вот пара работ, относящихся к мозгу:

Потерялись мозги. Не звоните - я счастлив

Потерялись мозги. Не звоните — я счастлив. Автор Théo Lagosse.

Превращение в солдата. Работа BLUПревращение в солдата. Работа BLU.

Ну а вот это просто шедевр, я считаю:
Любовь. Берите, сколько нужно. Работа Matthew Jordan MarroЛюбовь. Берите столько, сколько нужно. Работа Matthew Jordan Marro.


Анатомия мозга Мишки Гамми

Анатомия собачки, сделанной из надувного шарика.Анатомия мишки гаммиПо клику открываются в полный размер.

Brainobrain Jumeira Child Development Program   – программа, нацеленная на развитие у детей интереса к науке. Анатомические диаграммы для человечка-лего, мишки гамми и надувного пуделя, выиграли Гран-При для наружной  рекламы и золотой приз за печатную рекламу в Дубаях в 2009 (Dubai Lynx Awards 2009).
Кампания была разработана командой FP7, Dubai, United Arab Emirates.


Пластичность мозга

Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозгаТолько что случайно узнал, что книгу Нормана Доиджа (Norman Doidge) The Brain That Changes Itself. Stories of Personal Triumph from the Frontiers of Brain Science перевели на русский язык (Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга), причем около двух лет назад. Сам читал эту книгу на английском, как только она вышла в 2007 году, потом перечитал, а некоторые главы — и пару раз, и слушал аудио книгу, и смотрел фильм, снятый по мотивам книги. Почитал, что и перевод на редкость хорош (что бывает, увы, довольно редко с такого рода литературой). Книга — поразительная, и ее просто надо прочитать. Книга про такие вещи, про которые вы никогда бы не подумали, что они возможны.

Paul Bach-y-RitaДавно уже планировал написать про человека, можно сказать, главного героя книги — Paul Bach-y-Rita, Пол Бакарита. Это был просто гениальный человек, умер в 2006 году. Почему ему не дали Нобелевскую премию — не укладывается в голове. Творил фантастические вещи. Вы и сами поймете, в начале книги, когда станете читать про женщину, потерявшую чувство равновесия, и про то, как Бакарита с коллегами в прямом смысле поставил ее на ноги.


Левый мозг, правый мозг

Левый мозг, правый мозг. Реклама Мерседес-Бенца.Замечательная работа. Понятно, что разделение мозга на описанные функции слишком притянуто. И при чем тут Мерседес, спрашивается, коль там справа внизу можно было написать все что угодно.
По клику открывается в полный размер.
Рекламное агентство: Shalmor Avnon Amichay/Y&R Interactive Tel Aviv, Israel
Выпущено в  феврале 2011.


Когда последний раз вы видели пантеру?

черная пантераЭта заметка – про поразительную находку, о наших способностях, о процессах, которые в нас происходят, и показывающую, отчасти, кто же мы такие на самом деле.

Визуальное внимание – термин, описывающий широкий класс операций мозга, которые отбирают определенные части сцен из окружающей среды, игнорируя другие. Происходит это, вероятно, от того, что некоторые объекты и сцены важнее, как по своей природе, так и во временном аспекте, для эволюционных программ выживания и размножения. Этот выбор объектов и ситуаций определяется тремя факторами: 1) зависящими от цели; 2) определяемыми генетической программой, когда такие программы показали себя настолько успешными в прошлом, что стали автоматическими для всех последующих поколений; 3) зависящими от экспертизы – так, опытный орнитолог увидит в кустах пару мелких птичек, и сможет их определить, когда как неопытный не увидит ничего.

Сотни тысяч поколений людей пробами и ошибками вычисляли плату за внимание на тот или иной объект в различных ситуациях, и у нас есть устоявшиеся приоритеты. Так, например, нам хорошо известно сегодня, что мы уделяем особое внимание лицам, взглядам, жестам рук, и силуэтам человека.

Для доисторического человека очень важно было уделять внимание животным. Для некоторых из них мы были пищей, другие были нашей пищей. В отличие от растений, деревьев и камней, животные активны – они всегда разные, они могут маскироваться, быстро бегать, внезапно нападать, быть чрезвычайно опасными в один момент и беззащитными в другой. Животные могут думать, менять свои решения, тактику, траекторию движения, в любой момент времени. Животные требовали гораздо больше ценных ресурсов мозга, чем полевые цветы.

Группа исследователей (New, Cosmides, & Tooby, 2007) выдвинула гипотезу мониторинга за животными, с тем, чтобы проверить, насколько это актуально даже сегодня. Гипотеза говорит о том, что выделение внимания животным будет происходить автоматически и подсознательно, вне зависимости от сознательного поведения, для того чтобы обнаружение животных происходило как можно быстрее. И, как следствие, это будет происходить независимо от текущих целей, экспертизы, контекста и состояния человека.

Для проверки была использована известная в когнитивной психологии парадигма изменений. Мы все ее прекрасно знаем, когда видим две картинки, где нам предлагается найти десять различий. В этом эксперименте, ученые предлагали фотографии, идентичные, за исключением присутствия специфического объекта на одной из фотографий.

Стимулы. Парадигма изменений. Из эксперимента New, J., Cosmides, L., & Tooby, J. (2007). Category-specific attention for animals reflects ancestral priorities, not expertise. Proceedings of the National Academy of Sciences, 104(42), 16598-16603.Выше показаны несколько таких фотографий. В качестве категорий объектов, которые надо было найти, были такие: люди, животные, растения, движущиеся посредством людей предметы, и неподвижные искусственные объекты. Эти категории были выбраны неслучайно: как показывают исследования, обрабатываются эти объекты различными регионами мозга. Размеры и расположение объектов во всех картинках сбалансировано для всех категорий.

Диаграмма, показывающая последовательностьи время показа стимулов. Адаптировано из New, Cosmides, & Tooby, 2007.Сами эксперименты (а их было 5) проходили так: участнику предлагалось смотреть на картинки, в соответствии с последовательностью и временем, показанным на изображении слева. Цикл повторялся до тех пор, пока участник не нажимал мышкой в том месте, где был искомый изменяющийся объект. Всего каждый участник должен был просмотреть 70 фотографий.

Что выяснилось: Людей и животных мы находим быстрее, и с меньшими ошибками, чем здания, автомашины, растения, инструменты и прочее. Мы оборудованы первобытной системой визуального слежения, настроенной на животных и людей. Эта система избирательного внимания была выкована миллионами лет эволюции и оказалась заточенной для выживания в первобытном мире, нежели приспособленной к современному. Ученые не нашли доказательств лучшей работы нашего внимания из-за факторов экспертизы или целей. Способность заметить быстро двигающуюся машину – важный фактор выживания в городе сегодня. Шансы жителя мегаполиса погибнуть на дороге в миллионы раз выше, чем быть растерзанным львами. Так что тезис о том, что мы люди с первобытным мозгом, сформированным для жизни небольшими группами в саванне, хотя бы отчасти верен.

New, J., Cosmides, L., & Tooby, J. (2007). Category-specific attention for animals reflects ancestral priorities, not expertise. Proceedings of the National Academy of Sciences, 104(42), 16598-16603.


Пластичность мозга, вызываемая тренировками памяти

Нейропластичность, вызываемая тренировками памятиЕще одно важное исследование, показывающее пользу тренировок для мозга, опубликовано недавно в журнале  Brain канадскими учеными (Belleville et al., 2011).

Человеческий мозг начинает терять свою массу, с 20-ти летнего возраста, и потери могут составить от 5 до 10%, по достижении преклонного возраста. Несмотря на постоянную потерю нейронов, мозг компенсирует ущерб двумя уникальными механизмами: нейропластичностью и избыточностью своих нейронных сетей. Пластичность мозга – это его способность реорганизовываться и изменяться. Ранее считалось, что пластичность исчезает с возрастом, но это верно только отчасти – эта способность в детском возрасте поистине фантастична, однако, и в 90 лет мозг может изменяться.

Гипотеза ученых была такова: некоторые регионы мозга, не задетые старческими ухудшением, могут помогать или брать на себя функции других поврежденных регионов, посредством тренировки памяти.

30 пожилых участников были разделены на две группы: здоровые  и с легкими когнитивными нарушениями (mild cognitive impairment или MCI). Были произведены тесты на память и съемка томографии за шесть недель до начала тренировок, за неделю до начала тренировок, и через неделю после окончания тренировок. У всех участников до начала тренировок тесты на память показывали активацию регионов, традиционно связанных с этой функцией. У людей с MCI активация была, соответственно, уменьшена.

Ученые использовали функциональную магнитную томографию, и смогли увидеть диверсификацию нервных клеток – те стали участвовать в активности, ранее им не свойственной. После эксперимента участники с легкой формой когнитивных нарушений стали на 33% лучше решать тесты на память. А именно у таких людей в 10 раз более вероятно проявление болезни Альцгеймера.

Улучшение памяти у двух групп участниковНа графике показано улучшение памяти у двух групп участников (Belleville et al., 2011). Как вы видите, улучшения есть у всех.

После тренировок, новые регионы мозга стали включаться в работу: обработки языка, пространственной памяти и способность распознавания, и зона обучения новым навыкам. Здоровая часть мозга стала помогать поврежденной.

Результаты исследования чрезвычайно важны – они означают, что мы можем, тренируя свой мозг, компенсировать нарушения работы мозга, вызванные старением, и, по крайней мере, отсрочить наступление катастрофических последствий, типа болезни Альцгеймера.

Belleville, S., Clement, F., Mellah, S., Gilbert, D., Fontaine, F., & Gauthier, S. (2011). Training-related brain plasticity in subjects at risk of developing Alzheimer’s disease. Brain. Journal of Neurology. First published online. Doi:10.1093/brain/awr037.