Tag Archives: нейромаркетинг

Неделя мозга. 14 марта 2013 г. Вторая сессия.

Олег КлепиковСегодня, в 20:00 по московскому времени:

Нейронаука для экономики, маркетинга и менеджмента.

Олег Клепиков, руководитель центра прикладных поведенческих и нейроэкономических исследований и основатель портала www.neweconomist.ru.

Мы часто обращаемся к нейронаукам, когда изучаем поведение человека, его восприятие и пытаемся ответить на вопрос о том, что же это такое – наше сознание? Интуиция?

Мы используем достижения этих исследований для робототехники, создания все более расширенной среды, ищем оптимальные вычислительные алгоритмы, создаем медицинскую технику и новые виды интерфейсов…

А как все наши знания из области нейронаук отражаются на нашем социуме? Влияет ли это на экономику? На наш стиль управления организацией или коллективом? Как все эти знания меняют наше восприятие маркетинга и его инструментария? Что ждет нас с Вами в самом неотдаленном будущем? И есть ли действительно новые знания, которые нейронауки могут дать практикам управления или как сказал в свое время еще Иоанн Златоуст: “Все уже сказано”?


Нейромаркетинг в Аргентине

Нейромаркетинг в АргентинеПостер из Аргентины. Кликабельный.
Справа колонка с фактами, и там говорится, что:

  • 85% решений о покупке принимаются подсознательно (я бы сказал 99,99%).
  • Процесс принятия решения о покупке занимает только 2,5 секунды.
  • Каждое графическое изображение рассматривается только 3 секунды.
  • Биллборд на дороге имеет время показа 1 секунду максимум.

В интернете нет времени для обмана:

  • Первые 5 секунд — решается, стоит ли доверять сайту.
  • За 4 секунды — решается, полезен ли сайт.

Всемирный форум по нейромаркетингу в Бразилии

Всемирный форум по нейромаркетингу в БразилииС 6 по 8 марта в Сан-Паоло, Бразилия, состоится всемирный форум по нейромаркетингу под лозунгом «Нарушая все маркетинговые стандарты». В числе спикеров (те, кого я знаю):

  • Gemma Calvert, основательница Neurosense Limited, одной из ведущих компаний в этой области.
  • Leon Zurawicki, профессор Массачусетского Университета в Бостоне, автор книги Neuromarketing: Exploring the Brain of the Consumer.
  • Roger Dooley, блоггер и автор книги Brainfluence.
  • Elissa Moses, исполнительный вице-президент компании Ipsos.
  • Christophe Morin, глава компании SalesBrain,
  • И многие другие.

Что интересно, Мартина Линдстрома в списках не значится. И это хорошо, особенно для него :)

Вот бы съездить, эх.


Нейромаркетинг: Кодирование эмоций в рекламных проектах

Счастливый человек

Пример обработки фотографии человека. Этот человек эмоционально вовлечен и безусловно счастлив в момент съемки, и то, что происходит вокруг него, ему очень нравится.

16 января 2013 года компания Millward Brown анонсировала расширение использования технологии Link and Facial Coding кодирования эмоций, отражающихся на лице, и заявила, что ее крупнейшие клиенты, Unilever и The Coca-Cola Company будут использовать это метод для тестирования в 2013 году. Unilever, владелец таких известных брендов как Axe, Lipton, Domestos, будет применять кодирование эмоций для всех количественных и пилотных проектов по всему миру, а Кока-Кола – для анимационной рекламы. Другие клиенты также будут пользоваться технологией, и исследователи надеются провести тысячи исследований только в этом году.

Технология кодирования эмоций Affdex Facial Coding разработана компанией Affectiva, отпочковавшейся от MIT Media Lab. Этот метод был уже использован в более 40 странах и в 400 рекламных проектах, и ее по праву можно назвать самой используемой системой исследования, не основанной на вербальном отчете респондентов. Еще полгода назад цифры были в несколько раз меньше.

Кодирование эмоций Affdex Facial Coding Кодирование эмоций Affdex Facial Coding.

Исследование выглядит довольно просто: эмоции респондента, во время просмотра видеоролика тестируемой рекламы или статичных изображений, обрабатываются программным обеспечением, выдающим данные о вовлеченности в каждый момент просмотра. Плюсом можно назвать снижение стоимости: для такого анализа достаточно самой обычной веб-камеры и хорошего освещения, что позволяет тестировать рекламные продукты онлайн.

В 2012 году эта технология начала применяться в Азии, где культурные нормы порой не позволяют выражать словами те чувства, которые возникают от истории, рассказываемой рекламным роликом. Так, например, при тестировании ролика в Индии, эпизод, в котором рука мужа касается талии жены, большинство респондентов-женщин давали нейтральную, безэмоциональную оценку такого взаимодействия. Однако результаты кодирования показали, что именно это момент вызывал у них эмоциональное вовлечение, и при редактировании этот эпизод вошел в окончательную версию ролика.

Технологии кодирования эмоций сейчас совсем не редкость, и благодаря бурному развитию, цены на них падают, а спрос растет. Я писал ранее о своем опыте работы с аналогичной программой FаceReader от компании Noldus, и участии в онлайн исследовании-предсказании президентских выборов в США. Такое кодирование выдает хорошие результаты при большом количестве респондентов, потому что индивидуальные характеристики иногда могут быть весьма своеобразны: часто встречается, что программа понимает нейтральное выражение человека как сердитое ил печальное. С другой стороны, если «скормить» программе сотню фотографий человека и откалибровать ее именно на его лицо, то она будет изумительно точна. Кроме этого, они способны оценивать эмоции сразу нескольких людей в обзоре камеры и выдавать результаты в реальном времени.

Широкое применение программного обеспечения, сопряженного с камерами наблюдения и автоматическими триггерами на какие-то особые эмоции возможно уже сегодня. Камера автоматически подаст сигнал тревоги оператору, если эмоции злости или обеспокоенности у проходящего народа в каком-то месте превысит определенный порог. Аналогично, можно оценивать какое-то событие, автоматически кодируя эмоции зрителей кинотеатра, посетителей магазина или делегатов съезда партии.


Какая попа лучше — 2

Тепловая карта внимания, полученная методом ай-трекингаПервая часть здесь. В ней я обещал продолжить изучение фотографии с тремя девушками. Я перевернул фотографию по горизонтали, чтобы понять, будет ли разница в зрительном внимании.

Тепловая карта зрительного внимания, полученная методом ай-трекингаОчевидно, что девушка в центре привлекает больше внимания, в обоих случаях. Это известный эффект центральности взгляда (Взгляд в центр).

Суммарная длительность фиксаций и относительное соотношение переходов взглядовСуммарная длительность фиксаций и относительное соотношение переходов взглядов с одной зоны интереса к другойВверху – суммарная длительность фиксаций и процентное отношение переходов от одной области интереса к другой (во втором случае сумма больше из-за большего количества участников). В обоих случаях центральная девушка получает огромное, более чем в 2 раза, преимущество в длительности фиксаций. Это связано и с относительно большей площадью, занимаемой ею на фотографии, в сравнении с боковыми девушками.

Ниже – средняя длительность фиксаций:

Средняя длительность фиксаций в первом случаеСредняя длительность фиксаций во втором случаеКак видим, отношение между девушками в обоих случаях, в общем-то, одинаковое. Но мне непонятно, почему средняя продолжительность фиксаций во втором исследовании была существенно ниже, чем в первом. Длительность экспозиции фотографий была одинаковая, 5 секунд. В первом исследовании средний возраст участников был 32,2 года, во втором – 28,7. Соотношение мужчин и женщин было одинаковым. Снижение числа участников во втором исследовании до числа участников в первом не приводило к существенным изменениям в этом показателе. Использовался один и тот же ай-трекер. Вот только размер диагонали монитора и разрешение экрана было не одинаковым. Это одна из возможных причин. Другая предположительная гипотеза – поворот моделей в другую сторону может иметь эстетические последствия. На тепловых картах видно, как зоны интенсивного зрительного внимания следуют изгибам тел девушек.

Ниже: фотографии поделены на сектора, каждый с указанием среднего времени фиксации.

Длительность фиксаций в различных секторах фотографии grid-2

На картинке ниже: фотографии поделены на сектора, черным закрашены зоны, которые не получили ни одной фиксации. Фотография со второго исследования перевернута, для удобства просмотра.

Комбиированная схема, черным закрашены сектора, не получившие ни одной фиксации

Во втором случае люди видели больше центральной и верхней части фотографии, чем в первой.  Площадь покрытия взглядами в первом случае 42,6%, во втором – 64,7%. Люди больше видели за счет меньшего времени фиксации. О чем это говорит, и каким образом это может быть связано с изменением восприятия? Не задействован ли здесь какой-нибудь принцип, вроде того, что работает при просмотре диаграмм? (Лучшее понимание диаграмм). Там было показано, что диаграмма с хвостом вниз понимается лучше. Если вы обратили внимание, люди значительно дольше смотрят собственно не на попу (что есть попа?), а на область копчика, который был когда-то хвостом. Тогда, по аналогии, девушка с повернутой попой направо, дает нам легкость в просмотре: наши глаза двигаются слева вниз направо. Чем легче нам смотреть, тем легче понимать, и тем больше нам это нравится.

Таким образом, можно выдвинуть гипотезу, что нам чуть больше понравятся девушки справа на фотографиях внизу:

625 1 4 37 Нам, вероятно, бльше понравятся девушки справа 8


Средь шумного бала, случайно

Ай-трекинг исследованиеЭто я, недавно, провожу пилотное ай-трекинговое исследование на одном корпоративном мероприятии в гостинице Шератон, в Москве. Людям было интересно, и результаты тоже получились любопытные, как обычно.

Например, никто не заметил состава изделия:

Тепловая карта внимания упаковки (фрагмент), полученная методом ай-трекинга


Ай-трекинг развивается быстрее, чем вы думаете

Eric SinglerThe Economist опубликовал статью про ай-трекинг. Она начинается со слов Эрика Синглёра, генерального директора французской компании In Vivo BVA (на фото вверху – кадр из фильма Cash investigation: Neuromarketing, votre cerveau les intéresse, 2012). На заднем плане – один из их 19 полигонов-супермаркетов, в которых они проводят исследования.

Но ай-трекинг, как вы знаете, используется не только в рекламе и маркетинге. Несколько фактов из статьи:

  • Haier, китайский производитель домашней электроники, недавно показал прототип телевизора, управляемого ай-трекером.
  • Eye-Com Corporation, США, разработала ай-трекинг встроенный в маску аквалангистов для Морских Котиков. Маска определяет усталость бойца, уровень кислорода в крови и другие важные параметры. Наши глаза могут передавать и такую информацию.
  • EyeTracking, расположенная в Сан-Диего, США, разработала программное обеспечение для ай-трекера, определяющее, какие именно мускулы открывают и закрывают зрачок. Это позволяет определять уровень экспертизы человека при выполнении каких-то новых действий. Два американских университетских госпиталя тестируют технологию для фиксации момента, когда обучающийся хирург-уролог готов к самостоятельной работе.

Очень информативная и взвешенная статья. Источник.