Tag Archives: переговоры

Разные цвета торга

Аукционный дом Sotheby'sЦвета и их влияние на поведение продолжают меня удивлять, и сегодня мы посмотрим на еще одно любопытное исследование. Ранее я уже много писал о красном и других, и найти статьи можно здесь.

В целом, сегодня понятно, что красный цвет, в сравнении с другими, вызывает в нас агрессивность, немного, но измеримо. Авторы исследования (Bagchi & Cheema, 2012) проанализировали влияние двух цветов – красного и синего в ситуации торгов.

В первом, они взяли реальные данные торгов игровой приставки Nintendo Wii на ebay, датируемые 2008 годом. 28 торгов, идентичных по товару, и разнящихся только фоновым цветом, было взято для анализа. Было обнаружено, что товар на красном фоне получал более высокие прыжки в ставках, чем на синем фоне. Чтобы исключить побочные факторы, ученые провели эксперимент с аналогичными условиями. 78 студентов приняли участие в торгах, и результаты оказались даже еще более значительными: в среднем прыжки ставок при красном фоне составили 63.17 доллара против 35.13 долларов при синем фоне.

Приставка Nintendo Wii, как она была представлена в эксперименте

Но аукцион – это специфическая ситуация, там покупатели сражаются за товар друг с другом, и агрессивность может быть направлена именно на конкурентов. А что происходит при торговле один на один?

Во втором эксперименте ученые представляли четырехдневный тур во Флориде 89 людям среднего возраста, онлайн. Их просили представить себе, что они видят реальное предложение, стоимостью 790 долларов, перелет, гостиница и питание включено. Картинка представляет, как видели участники эксперимента одно из этих предложений. Люди могли сделать только одно предложение цены предполагаемому туроператору.

Представление тура на красном и синем фонахПредложение на красном фоне получило более агрессивное предложение в среднем – 684 доллара, против 712 долларов на синем фоне.

Мораль такова: если вы продаете товар на аукционе, неплохо задействовать красный фон – ставки потенциальных покупателей будут выше, и, вероятно, конечная цена поднимется. А вот если вы продаете что-то в процессе переговоров, то фон для товара лучше использовать синий – покупатель будет предлагать более разумную, по вашему мнению, цену.

Я писал и о некоторых других моментах различия этими двумя механизмами продажи здесь.

Фото в начале статьи из New-York Times:
Продажа картины Поля Сезанна 1895 года Натюрморт с фруктами и горшочком имбиря (Nature morte aux fruits et pot de gingembre), которая была продана почти за 37 миллионов долларов в ноябре 2006 года на аукционе Сотбис. Обратите внимание на цвет стен. Будь они красными, Сезанн мог уйти и подороже.

Bagchi, R., & Cheema, A. (2012). The effect of red background color on willingness-to-pay: The moderating role of selling mechanism. Journal of Consumer Research. http://www.jstor.org/stable/10.1086/666466.


Постучи по дереву, если веришь. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Пятая

кубик-головоломкаЯ – скептик, но с пониманием отношусь к умеренной практике суеверий. Так, например, если человек забыл что-то дома, и вынужден вернуться, то одно из суеверий говорит ему посмотреть в зеркало. И я считаю, что это неплохой совет – ситуация показывает, что человек рассеян, не собран, и вполне может не быть готов к выходу на улицу. Возможно, взгляд на себя поможет ему немного собраться.

Предыдущие исследования показали, что люди склонны следовать суевериям, когда они чувствуют неуверенность, высокий уровень психологического стресса и низкий уровень контроля над ситуацией (Whitson & Galinsky, 2008). А такие переживания люди часто получают в ситуациях, когда очень важно быть собранным и показать лучшее, на что они способны: в ходе спортивных соревнований, на экзаменах, на концертах, при важных переговорах и т.п. Не случайно, что именно студенты, артисты и спортсмены чаще других практикуют суеверия. Что приводит к практике суеверий было понятно, но каков эффект от их использования? Именно это и захотели узнать психологи из Университета Кёльна (Damisch, Stoberock, & Mussweiler, 2010).

Влияние счастливого мячика в игре в гольфВ первом эксперименте участникам давали задание закатить мячик для гольфа в лунку патером, короткой клюшкой для ударов накатом (putter). Участники были разделены на две группы. Одним говорили – «вот вам мячик, который все используют», а другим – «вот вам мячик, и он очень счастливый». Участники выполняли 10 ударов с расстояния в 1 метр. Экспериментаторы подсчитывали, сколько мячиков закатит в лунку каждый участник. И на графике слева видно, что получилось.

скорость решения головоломки с талисманом и безВторой эксперимент был таков: 50 студенткам давали головоломку вроде той, что в начале статьи. В кубике 36 металлических шариков, и манипулируя им, надо поставить их все в 36 лунок. Одной группе говорили, что за них будут «болеть» (по-немецки: den Daumen drücken), второй: «мы за тобой будем смотреть» (условие, похожее по звучанию, но лишенное смысла суеверия), а третьей – «по сигналу – начинай!». И смотрите, как суеверие помогло справиться с головоломкой гораздо быстрее.

Для третьего эксперимента, ученые попросили будущих участников принести с собой талисманы. Людей просили выполнить задачи на память, причем у половины талисманы под хитрым предлогом забрали. И в этом случае, те, кто выполнял тест с талисманом, справились лучше. В четвертом эксперименте люди с талисманами решали анаграммы и опять же, справлялись лучше, чем те, кто был без него.

Ну что? Это все показало две вещи:
1) Когда у тех, кто верит в суеверия и талисманы, эта вера активируется, то это приводит к реальному улучшению деятельности.
2) Это улучшение объясняется увеличенным воспринимаемым уровнем самоэффективности, то есть увеличением веры в свои силы.

Damisch, L., Stoberock, B., & Mussweiler, T. (2010). Keep your fingers crossed! Psychological Science, 21(7), 1014-1020.

Whitson, J. A., & Galinsky, A. D. (2008). Lacking control increases illusory pattern perception. Science, 322, 115–117.


Переговоры

аукцион на рыбном рынке Цукиджи в Токио, commons.wikimedia.org/

Аукцион на рыбном рынке Цукиджи в Токио

Недавняя статья в журнале Current Directions in Psychological Science (Galinsky, Ku, & Mussweiler, 2009) рассматривает разницу в окончательной цене в условиях аукциона и переговоров. Когда мы торгуемся при покупке или продаже машины, увеличения зарплаты, приобретения компании или услуги, кто-то из нас – продавцов или покупателей, должен обозначить начальную цену.

Авторы концептуализируют стартовую цену как «якорь» – числовое значение, которое определяет и задает тон последующим ценам, их изменениям и окончательной цене. Сам по себе эффект якорения очень мощный. Так, Тверски и Канман еще в семидесятых годах двадцатого века продемонстрировали, как выпадение цифры на рулетке изменяло суждение людей о числе африканских стран, входящих в состав ООН. Число таких стран, по мнению участников, было больше, когда случайно выпавшая цифра была высокой, и меньше, если низкой (Tversky & Kahneman, 1974).

Не так давно мы провели аналогичный эксперимент. Мы просили случайных людей назвать последние три цифра номера их мобильного телефона, затем просили их предположить, больше или меньше это число количества врачей в определенном районе города. Затем, мы просили сказать, каково же число врачей в том районе, по их мнению. Результаты подтвердили гипотезу – в целом, если номер у человека был, скажем, 100, то число врачей оказывалось равным от 100 до 300. Когда последние три цифры номера телефона были в районе 900 – то число врачей измерялось сотнями или тысячами. Не правда ли, как наше восприятие реальности меняется, если задать вопросы определенным образом, в особом порядке? Однако, тот же самый эксперимент, проведенный с гостями одного семинара, показал, что когда это происходит в группе, и люди пишут все эти числа сами, на бумаге, тот же самый подход не дает таких драматичных результатов. Люди, имея время, начинают включать логическое мышление.

Исследователи обнаружили принципиальную разницу между аукционами и переговорами в якорной начальной цене. Чтобы финальная цена была высока, начальная цена должна быть высокой для переговоров, и низкой для аукционов. Динамика аукционных торгов требует большого участия людей, и сами торги обслуживаются несколько другими процессами групповой динамики, нежели переговоры. И низкая начальная цена для акционов работает только в том случае, если есть люди, которые начинают, активно участвуют и завершают торги, и чем больше таких людей, тем лучше ( Ku, Galinsky,  & Murnigham, 2006).

Стоит также отметить еще один интересный феномен: даже если вы или другая сторона явно говорит об эффекте якорения, его влияние на человека не исчезает (Tversky & Kahneman, 1974). То есть, если ваш контрагент по переговорам замечает вам вслух, что вы поставили слишком высокую начальную цену в надежде на эффект якорения, вы можете даже согласиться с ним или недоуменно пожать плечами в неведении, о чем таком он говорит, и, тем не менее, эффект уже состоялся.

Galinsky, A. D., Ku, G., & Mussweiler, T. (2009). To start low or to start high? The case of auctions versus negotiations. Current Directions in Psychological Science, 18(6), 357-361.

Ku, G., Galinsky, A. D., & Murnigham, J. K. (2006). Starting low but ending high: A reversal of the anchoring effect in auctions. Journal of Personality and Social Psychology, 90, 975-86.

Tversky, A., & Kahneman, D. (1974). Judgment under uncertainty: Heuristics and biases. Science, 185, 1124–1131.