Tag Archives: Подсознание

Не говорите об этом Медведеву

медведевМетафорическая связь роста человека с силой и властью имеет реальные основания. В детстве мы учимся от родителей и других детей, что высокие и большие сильнее нас, и с ними надо вести себя аккуратно. Высокие люди, вырастая, получают лучшую работу, выше зарплату (Judge & Cable, 2004), и даже имеют больше шансов выиграть президентские выборы (Young & French, 1996). Мы подсознательно понимаем, что более высокий человек имеет больше силы и больше власти. Я писал о том, как даже малыши прекрасно это понимают — Конечно знают дети.

Однако у этого есть и обратная сторона – человек у власти может воспринимать себя физически выше ростом, чем в действительности!

В серии экспериментов (Duguid & Goncalo, 2012) у студентов измеряли сначала рост, а затем случайным образом распределяли в одну из групп. В первой экспериментальной группе их попросили вспомнить и написать о случае из жизни, когда они имели власть над каким-то человеком. Во второй группе – когда власть над ними имел кто-то другой, а в контрольной группе – просто вспомнить и написать о вчерашнем дне. Таким образом, экспериментаторы осуществили прайминг властью. А затем им предлагалось оценить свой рост по отношению к палке, которая была длиннее их настоящего роста на 50 сантиметров.

Разницы между второй экспериментальной группой (мало власти) и контрольной группой не было обнаружено. А вот разница между ними и теми, кто был праймирован силой и властью, составила от 10 до 15 сантиметров. В другом эксперименте вместо оценки роста участникам предлагалось создать в компьютерной игре, наподобие Sims, персонажа, максимально похожего на себя. И те, кто почувствовал власть и силу, сделали своего персонажа выше.

Так что человек небольшого  роста, облеченный властью, кажется себе выше, больше и сильнее, чем есть на самом деле, и, вероятнее всего, вместе с этим, преувеличивает и свое могущество.

Duguid, M. M., & Goncalo, J. A. (2012). Living large: The powerful overestimate their own height. Psychological Science, 23(1), 36-40.

Judge, T. A. & Cable, D. M. (2004). The effect of physical height on workplace success and income: Preliminary test of a theoretical model. Basic and Applied Social Psychology, 89, 428–441.

Young, T. J., & French, L. A. (1996). Height and perceived competence of U.S. presidents. Perceptual and Motor Skills, 82, 1002.


Красивое имя и работа

собеседование при приеме на работуЕще в 1973 году Harari и McDavid обнаружили, что работы студентов, представленные для оценки, получали лучшие баллы, если имена студентов были красивыми (Harari & McDavid, 1973). Эта находка была подтверждена в 1984 году (Erwin & Calev, 1984). Однако этот феномен касался только имени, и проверялся исключительно в лаборатории. И вот, группа психологов во Франции решила проверить, работает ли это не только с именем, но и с именем и фамилией, в реальных условиях (Guéguen & Pascual, 2011).

Для начала, психологи взяли 110 имен из реестра агентства по найму, специализирующегося на устройстве на работу неквалифицированных рабочих. Все работы, которые предлагались таким людям, были низкооплачиваемые и низкостатусные (курьер, уборщик, мусорщик и прочее). Все они в свое время были приглашены на интервью, и половина из них получила приглашение на работу с испытательным сроком, а половине в работе было отказано.
Во второй части исследования, психологи попросили 308 студентов оценить привлекательность имен по 10-ти бальной шкале, от 0 (мне не нравится это имя и фамилия) до 10 (мне нравится это имя и фамилия). При обработке результатов учитывались и другие факторы – этническое происхождение, возраст и пол соискателя на работу.
Что выяснилось: этничность и возраст не влияли на результат собеседования,  а вот пол – влиял, и мужчины имели больше шансов получить работу, чем женщины. И самое главное – красиво звучащее имя действительно играло роль  — шансы получить работу у человека с высокой оценкой имени и фамилии были почти в 20 раз больше, чем у человека с низкой оценкой.

Erwin, P., & Calev, A. (1984). The influence of Christian name stereotypes on the marking of children’s essays. British Journal of Educational Psychology, 54, 223-227.

Guéguen, N., & Pascual, A. (2011). Are people with high attractive patronymics more employable? An Evaluation in a Field Setting. European Journal of Economics, Finance and Administrative Sciences, 38, 164-166.

Harari, H., & McDavid, J.(1973). Name stereotypes and teachers’ expectations. Journal of Educational Psychology, 65, 222-225.


Одиночество, теплая ванна и плюшевый мишка

женщина принимает ваннуИсследование, проведенное Джоном Баром (John Bargh) и Идит Шалев (Idit Shalev) из Йельского Университета, показало, что чем более одиноким чувствует себя человек, тем больше, дольше и охотнее он принимает теплую ванну или душ. Конечно, можно было бы предположить, что такие люди больше проводят время в ванне, потому что они меньше время проводят вне дома, однако это не объясняет их предпочтение более теплой воды, по сравнению с социально-активными людьми.

Проверено это было одним остроумным ходом, когда участникам эксперимента давали подержать в руках терапевтический пакет. Он был либо холодным, либо теплым, и те, кто держали холодный пакет, впоследствии выражали в анкете большее одиночество, по сравнению с теми, кто держал теплый пакет.

Другой эксперимент показал, что этот феномен может иметь прикладное значение – как только мы соприкасаемся физически с теплой средой, объектами – мы становимся менее одинокими. Интересно, что эта связь отлично выражается в нашем языке – “теплая встреча”, “холодный человек”, “горячий восторг” и тому подобное. Еще один эксперимент подтвердил существование такого семантического эффекта. Психологи давали участникам эксперимента почитать два коротких эссе. В обоих рассказах речь шла по девушку, и единственное отличие заключалось в том, что в одном рассказе она принимала душ, а в другом – кроме него еще и ванну, в тот же самый день. Так вот, во второй версии, участники полагали, что она менее одинока (и несчастна, если угодно).

плюшевый мишкаРанее я писал, что социальную изоляцию и чувство одиночество может снизить собака: Про собак, Достоевского и сопереживание. Из свежих журналов. Но если у вас нет собаки, можно обойтись и без нее. Недавнее исследование (Tai, Zheng, & Narayanan, 2011) обнаружило, что если дать человеку плюшевого мишку, то чувство одиночества также уменьшается. В двух экспериментах ученые манипулировали участниками так, чтобы создать у них чувство социальной изолированности. Затем некоторых из них просили подержать плюшевого мишку, и после этого люди становились контактны и довольны, и чувствовали себя социально включенными. Другая заметка рассказывала о том, что просмотр романтических фильмов тоже согревает от одиночества: Романтика согревает.

Все это действует подсознательно – мы можем не подозревать об этом сознательно. Однако теперь, зная об этом, мы сознательно может влиять на свое состояние, и состояние других.

Теперь понятна одна из причин, почему девушки любят смотреть романтическое кино, принимать ванну и спать с плюшевым мишкой. И правильно делают – это полезно и согревает, избавляет от чувства одиночества и делает их добрее. Проверено экспериментальной когнитивной психологией.

Bargh, J., & Shalev, I. (2011). The substitutability of physical and social warmth in daily life. Emotion. DOI: 10.1037/a0023527.

Tai, K., Zheng, X., & Narayanan, J. (2011). Touching a teddy bear mitigates negative effects of social exclusion to increase prosocial behavior. Social Psychological and Personality Science, 2 (6), 618-626, DOI: 10.1177/1948550611404707.


Конечно знают дети

Сумоист против человека5 исследований с 144 малышами десяти-тринадцати месяцев показали (Thomsen et al., 2011), что когда они видят два новых для них объекта, вступающих в конфликт, они догадываются, что больший по размеру будет доминировать. Характерно, что восьмимесячные дети еще этого не понимают.

Большие практически всегда побеждают маленьких. Малышам показывали два кубика с нарисованными глазами и ртом, которые вступают в противоборство друг с другом. В одних случаях большой уступает маленькому дорогу, в других – наоборот. Так вот, когда малыши видели, что маленький кубик уступает дорогу большому, они смотрели в среднем на эту сцену 12 секунд. Однако когда большой уступал дорогу маленькому, они смотрели на это около 20 секунд. Почему? Потому что это необычно, это удивляло малышей. То есть к году жизни мы понимаем расклад, и когда кто-то ведет себя по-джентельменски, если можно так сказать, то это нас удивляет, и, вероятно, мы запоминаем это лучше.

Большой кубик против маленького

из Thomsen et al., 2011

Эти, казалось бы, тривиальные выводы могут помочь нам понять, что для нас кажется обычным, а что – нет. Причем на подсознательном уровне. Можно, например, поставить простой эксперимент по выявлению стереотипов у конкретного человека, особенно в проблемной для него области: подобрав тематические картинки и установив правила показа, регистрировать время, затрачиваемое на просмотр.

Кто-нибудь здесь хочет узнать что-нибудь про себя?

Thomsen, L., Frankenhuis, W. E., Ingold-Smith, M., & Carey, S. (2011). Big and mighty: Preverbal infants mentally represent social dominance. Science, 331(6016), 477-480.


Про гольф и не только, часть 1

тренировка ударов в гольфеМного исследований экспериментальной психологии касаются спорта, и в течение нескольких дней я буду писать о некоторых из них. Они могут быть интересны не только спортсменам, а всем, кто овладевает новыми навыками или хочет добиться улучшения уже существующих.

Для того чтобы научиться новым моторным навыкам, нужно быть внимательным. То есть, обращать внимание на, то, что ты делаешь (Wulf, 2007). Также мы знаем о компромиссе скорости и точности (speed-accuracy trade-off): чем быстрее выполняется задача, тем менее точной она становится. Поэтому, совершая новые моторные движения, надо не торопиться и обращать внимание на то, что вы делаете.

Эксперименты  (Beilock et al., 2002, Beilock et al., 2004), показали, что когда новичков-гольфистов и опытных игроков просили выполнять игровые движения, то ситуация оказывается не такой простой. Это правда для начинающих игроков – не торопиться и быть внимательным. Однако опытные гольфисты лучше всего выполняли задания за короткое время, когда не думали о задачах (когда их отвлекали). Почему такое происходит?

Экспертные моторные движения исполняются бессознательно, и вмешательство сознательного фактора приводит к конфликту намерений и ухудшает их исполнение (Gigerenzer, 2007, стр. 30). Поэтому если вы эксперт в каких-то навыках, в том числе, и моторных, то вам следует делать их быстро, не задумываясь. Установка временного предела часто помогает в этом. Например, вы говорите себе: “Так, сейчас я должен буду делать все эти движения очень быстро, не более 3 секунд на исполнение”. Другая техника – отвлечение. Вы приступаете исполнять движения, в котором вы чувствуете себя экспертом, и при этом, например, начинаете ненавязчиво считать проходящих людей или звуки, которые раздаются, или считать до ста. Поскольку наше сознание имеет ограниченный объем, то оно все будет занято, и таким образом, сознательный фактор не сможет конфликтовать с бессознательным исполнением движений.

Это относится не только к гольфистам, разумеется. Это применимо практически в любом виде спорта, и профессии, где есть экспертные знания и навыки – пожарники, полиция, пилоты и прочее. У экспертов, как правило, первое бессознательное решение лучше второго, второе лучше третьего и так далее.

Поэтому, как шутит Гигерензер, вы можете это использовать и в не столь благородных целях, например, играя в теннис с хорошим партнером, вы можете сделать замечание, что работа его плеча сегодня особенна хороша. Это может заставить его думать о своем плече и внести конфликт в реализацию моторных движений (Gigerenzer, 2007, стр. 36).

Beilock, S. L., B. I. Bertenthal, A. M. McCoy, and T. H. Carr. (2004). Haste does not always make waste: Expertise, direction of attention, and speed versus accuracy in performing sensorimotor skills. Psychonomic Bulletin and Review 11: 373–79.

Beilock, S. L., T. H. Carr, C. MacMahon, and J. L. Starkes. (2002). When paying attention becomes counterproductive: Impact of divided versus skill-focused attention on novice and experienced performance of sensorimo- tor skills. Journal of Experimental Psychology: Applied 8: 6–16.

Gigerenzer, G. (2007). Gut feelings: the intelligence of the unconscious. New York: Viking.

Wulf, G. (2007). Attentional focus and motor learning: a review of 10 years of research. E-Journal Bewegung und Training, 1, 4–14.


Романтика согревает

пара, смотрящая киноКиноиндустрия характеризуется сильной зависимостью просмотров (билетов в кинотеатр) от сезона. Типичный сбор за первые выходные – 40%, за первые четыре недели – 80%, и подать нужную картину к определенному моменту – задача чрезвычайно важная для любой студии. Один из факторов удачного сбора – подача картины к шести основным национальным праздникам, в США это: День Святого Валентина 14 февраля; День поминовения (Memorial Day), отмечаемый в большинстве штатов 30 мая; День независимости 4 июля; День труда в первый понедельник сентября; День благодарения в четвертый четверг ноября; и Рождество 25 декабря.

Другой фактор, который был исследован не так тщательно – зависимость сезона и погоды от количества проданных билетов, и, в частности, детализация этого фактора, например, зависимость жанра картины и погоды.

Ученые из Университета Науки и Технологии Гонконга и Университета Колорадо решили проверить гипотезу подобного рода (Hong & Sun, 2011). Они предположили, что физический холод подсознательно активирует необходимость в психологическом тепле, и стали анализировать, как собиралась касса на фильмы с 1995 года по 2010 год, используя данные с сайта the-numbers.com, данные с онлайнового сайта аренды фильмов, а также  проведя ряд лабораторных экспериментов.

И вот что удалось установить: физический холод увеличивает привлекательность и желание купить билет в кино или DVD и посмотреть романтическое кино, хотя и только у людей, которые считают, что романтическое кино согревает. Но таких людей много, и, в целом, мы все так думаем, потому что данные показали негативную корреляцию температуры воздуха с предпочтением романтическим фильмам, то есть чем жарче, тем менее мы хотим это смотреть, и наоборот.

Так что если в гадкий ноябрьский день вам или вашему близкому человеку захочется посмотреть что-то романтическое, значит просто хочется немного тепла.

Hong, J., & Sun, Y. (2011). Warm it up with love: the effect of physical coldness on liking of romance movies. Journal of Consumer Research. Doi.10.1086/662613.


Глюки

Высокая женщинаУтром иду на встречу, поднимаюсь из подземного перехода. Людей немного. На встречу – высокая молодая женщина, крупного  телосложения, на голову выше меня. Мысль в голове: “какая она большая”. Сразу за ней – еще девушка высоченная, а за ней – старушка, просто гардемаринских размеров. Поднимаюсь на последнюю ступеньку – и вижу еще одну женщину. И мозг говорит: “Это не они большие, а ты уменьшился!” Опускаю глаза – а ножки то действительно маленькие! “O, fcuk! Я уменьшился!” Начинаю офигевать, но две девчушки нормальных размеров моментально возвращают меня в реальность. Все заняло от силы три секунды. Остаток пути думаю о том, что случилось.

Поправ все вероятности, и только на основании четырех фактов за три секунды, мозг выдвинул фантастическую гипотезу о моем преобразовании. Ладно, вероятности наш мозг не любит принимать в расчет в быстрых суждениях – это было показано многочисленными экспериментами по принятию решений и вынесению суждений.

Занятно вот что: скорость, с которой мозг готов принять новую парадигму, и начать с ней жить. Почему мы не можем быстро меняться в сторону наших желанных и осознаваемых целей, а при абсурдном стечении обстоятельств адаптируемся иррационально и мгновенно? И что это говорит о том, как надо ставить цели и достигать их?