Вам предстоит принять решение. Что вы предпочтёте: принять решение, после которого назад пути нет или все же иметь возможность вернуть все, как было? Одни предпочитают иметь потенциальную возможность вернуть все как было, другие — побыстрее принять решение, забыть о нем и двигаться дальше. Экспериментальная психология обнаружила, что возможность обратить решение вспять уменьшает удовлетворение решением!
В известном исследвоании (Gilbert & Ebert, 2002) студентов просили оценить девять постеров, а затем предложили им взять в подарок один, на выбор между третьим и четвертым по их же рейтингу. После выбора каждый студент попал, не подозревая об этом, в одну из двух групп: окончательного или обратимого решения. В первой им сказали: «твоё решение окончательное, забирай постер»! В другой группе им сказали взять постер, который они выбрали, но они могут, если передумают, в любое время течение месяца прийти в лабораторию и поменять его на другой. Через 15 минут их опять попросили заново оценить все девять постеров.
Оказалось, что те, кому не давали передумывать, полюбили свой постер ещё сильнее! А те, кому дали выбор поменять решение, оценили выбранный ими постер ниже, чем первоначально.
Недавнее исследование (Bullens et al., 2013), во-первых воспроизвело упомянутый эксперимент, и провело несколько новых, а во-вторых, попыталось найти объяснения такому феномену.
Выяснилось, что обратимое решение ведёт к поиску и нахождению негативных сторон выбранного варианта, и позитивных сторон отвергнутых вариантов. Необратимое решение действует противоположным образом. Авторы заключают, что обратимое решение приводит не только к ощущению, что у соседа лужайка зеленее, но и что своя лужайка кажется неухоженной.
Мораль, если она необходима, вероятно, в том, что если жизнь даёт нам шанс передумать, это не так и плохо, если знать об чувствах, которые такая возможность вызывает. А если решение, которое мы приняли, было необратимым, но мысли иногда уносятся в сослагательные миры, надо напомнить себе, что ничего не изменишь и получать удовольствие от того, что имеешь.
Bullens, L., van Harreveld, F., Förster, J., & van der Pligt, J. (2013). Reversible decisions: The grass isn’t merely greener on the other side; it’s also very brown over here. Journal of Experimental Social Psychology. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.jesp.2013.07.011.
Gilbert, D.T., & Ebert, J.E.J. (2002). Decisions and revisions: The affective forecasting of changeable outcomes. Journal of Personality and Social Psychology, 82, 503-514. doi:10.1037/0022-3514.82.4.503.
265 студентов Корнельского Университета приняли участие в простом эксперименте (Critcher & Gilovich, 2008). Сначала они прочитали пару параграфов о вымышленном игроке Стэне Фишере, линейном защитнике (linebacker) в команде колледжа по американскому футболу. В одной группе студенты видели его в майке с номером 54, в другой группе – с номером 94. Им нужно было ответить на вопрос (я немного его перефразировал, чтобы не вдаваться в специфику американского футбола, но смысл остался): Насколько вероятно, что Стэн Фишер забьет гол в плейоффе? 

Первая часть
Очевидно, что девушка в центре привлекает больше внимания, в обоих случаях. Это известный эффект центральности взгляда (
Вверху – суммарная длительность фиксаций и процентное отношение переходов от одной области интереса к другой (во втором случае сумма больше из-за большего количества участников). В обоих случаях центральная девушка получает огромное, более чем в 2 раза, преимущество в длительности фиксаций. Это связано и с относительно большей площадью, занимаемой ею на фотографии, в сравнении с боковыми девушками.
Как видим, отношение между девушками в обоих случаях, в общем-то, одинаковое. Но мне непонятно, почему средняя продолжительность фиксаций во втором исследовании была существенно ниже, чем в первом. Длительность экспозиции фотографий была одинаковая, 5 секунд. В первом исследовании средний возраст участников был 32,2 года, во втором – 28,7. Соотношение мужчин и женщин было одинаковым. Снижение числа участников во втором исследовании до числа участников в первом не приводило к существенным изменениям в этом показателе. Использовался один и тот же ай-трекер. Вот только размер диагонали монитора и разрешение экрана было не одинаковым. Это одна из возможных причин. Другая предположительная гипотеза – поворот моделей в другую сторону может иметь эстетические последствия. На тепловых картах видно, как зоны интенсивного зрительного внимания следуют изгибам тел девушек.






Читал одно исследование, и пришлось попутно разбираться с психологическим тестом, который там использовался: Allport–Vernon–Lindzey Study of Values (SOV) – шкала ценностей, созданная группой вышеуказанных психологов в 1931 году.
Еще одно исследование, подтверждающее эффект центральности выбора, о котором я уже писал (
Предыдущие эксперименты показали, что у людей, послушных по характеру, религиозная атрибутика активирует мысли о покорности, смирении и послушании, а также увеличивает вероятность согласия на акты возмездия, к которым призывают авторитетные для них фигуры (Saroglou, Corneille, & Van Cappellen, 2009).