Социальные сети каждый день учат нас снова и снова преувеличивать выражение своих эмоций, потому что именно это поощряется лайками и перепостами. Спокойные обсуждения просто не получают подкрепления ни в Твиттере, ни в Фейсбуке, ни где-то еще. Высказаться резко, перейти на личности, показать свое моральное превосходство – это путь к большей популярности в условиях соцсети. К таким выводам пришли ученые из Йельского университета (Brady et al., 2021), проанализировав поведение пользователей Твиттера.
Когда человек высказывается очень эмоционально и получает за это лайки, а когда спокойно – не получает, это учит его повторять «желаемое» поведение. «Желаемое поведение» для соцсетей – это такое поведение, которое ведет к большой вирусности сообщений, увеличению пользователей и их вовлеченности. В конечном итоге – к улучшению показателей рекламного бизнеса. Эту модель придумали маркетологи и программисты, и никто из них не заботился о том, как это влияет на поведение в целом.
И вот мы узнаем, что нас тренируют высказываться более эмоционально. А что еще? Ведь через несколько месяцев те основания, по которым были внедрены алгоритмы, забудутся. В итоге модель любой соцсети сейчас нашпигована алгоритмами, природа которых уже и непонятна тем, кто работает там сегодня. К примеру, стоит алгоритм, который поощряет употребление определенных слов, что увеличивало популярность сообщения, но было это пять лет назад. Никто не нашел другой связи, что именно эта популярность позже приводила людей к уходу из соцсети. Но алгоритм стоит и продолжает работать.
По итогу, соцсети тренируют нас на поведение в лучшем случае для улучшения прибыльности владельца сети, а в худшем – на поведение, которое неизвестно даже зачем и к чему ведет.
Brady, W. J., McLoughlin, K., Doan, T. N., & Crockett, M. J. (2021). How social learning amplifies moral outrage expression in online social networks. Science Advances, 7(33), eabe5641.