Tag Archives: старость

Оптимизм против старости

Старость — это плохо. Любые сочетания типа «достойная старость», «красивое старение», «золотые года», «благородная седина» — отвратительны. Это как сказать: «у меня такой комфортный диабет» или «ты не поверишь, у меня в прошлом году был просто сногсшибательный инсульт». «Королевский инфаркт. Обширный. Смертельный. Твой».

Мне кажется, что попытки  примирения со старостью — это и беспомощно, и бессмысленно, и противно. Это капитуляция и психологическая и биологическая. Словно, «сдаваясь» ей, ты получишь какие-то преимущества. Нет, не получишь. Относясь к этому как неизбежному, мы слегка изменяем свои установки, и в результате, наше тело уже не реагирует на врага как могло бы.

Установки (mindset) — термин психологии, означающий набор концепций, идей и убеждений о себе, мире и чем угодно еще. Установки оказывают влияние на поведение и биологические процессы. Интересные работы в этом направлении делает Алия Крам с коллегами своей лаборатории в Стэнфордском университете. Я писал про некоторые.

Она, кстати, продемонстрировала, как установки можно менять, очень быстро и эффективно. Можем ли мы изменить или создать такие установки, которые бы существенно изменяли состояние организма и влияли на процессы старения?

Одним из элементов (или движущих факторов) установок является оптимизм, — взгляд на жизнь с положительной точки зрения, уверенность в лучшем будущем.

Оптимизм продлевает жизнь, и в некоторых исследованиях только им можно было объяснить увеличение  продолжительности жизни на 10 лет. Такие данные следует рассматривать критически, но не стоит их игнорировать за какую-то неполноту или несоответствие высоким, идеальным и, по факту, не существующим стандартам исследований.

Но каков механизм, за счет чего может такое происходить? Из любопытных объяснений я встретил пока такое: оптимизм дает больше вариантов поведения, решения проблемной ситуации за счет избирательности в восприятии. Оптимист реально видит больше конструктивных позитивных возможностей, с одной стороны, и не видит негативных, неконструктивных вариантов. Там, где пессимист видит только тупик, отчаяние и смерть, оптимист видит несколько выходов, один другого лучше, а смерть отчаяние и тоску не видит вообще.

Звучит неплохо, и все же, как он продлевает жизнь? Он должен делать что-то на неосознаваемом уровне, и если мы что-то понимаем про сознательные процессы, то тот оптимизм, который мы видим — лишь верхушка айсберга. Неосознанно оптимизм управляет нашим поведением куда более широко. Оптимизм — это мощный фильтр восприятия реальности. Без преувеличения, веселый оптимист видит несколько другую реальность, чем суровый пессимист.

Оптимизм — это специфическое внимание, когда одни категории объектов более выпуклы, более заметны, чем другие. А мы знаем, как делать объекты привлекающими внимание. Поэтому оптимизм должен хорошо тренироваться.

Так у меня возникла идея создать ряд программ, которые бы тренировали оптимизм. И чтобы не ковыряться в слабых эффектах, я поставил цель достичь предельного, максимального оптимизма. Для начала я измерил свои уровни оптимизма по двум типам тестов: с вопросами-ответами и тестами, измеряющими скорость реакции на различные стимулы. Последний тип теста практически невозможно обмануть, или подделать результаты, особенно, если не ставить такой цели. Такие тесты я делал, просто ради интереса, на протяжении долгого времени, и мои показатели — стабильно чуть выше среднего.

Я поставил как цели максимальные значения по этим тестам, и мое предприятие начало выглядеть шатким и подозрительным. Я просто не представлял, как можно было бы добиться таких результатов, но сделал четыре программки в специальном софте для психологических экспериментов, и немедленно выпил начал тренироваться. Оказалось, что правда, оптимизм тренируется быстро. Несколько дней, по несколько минут ежедневно — и уровень оптимизма пошел вверх.

Возникла идея сделать из оптимизма троянского коня: оптимизм — это хорошо, но если он так пластичен, то имеет смысл присоединить к нему такие установки, которые самостоятельно невероятно трудно тренируются.

Пока я готовил такие материалы, и продолжал тренироваться, оптимизм у меня приблизился к максимуму. Вот что стало происходить:

  • Я буквально не вижу негативные стимулы, где это не критично или отношусь к ним нейтрально.
  • Глаза как магниты следуют за позитивными стимулами. Физически поворачиваются глаза, и даже кажется, что и голова.
  • Часть стимулов — лица людей. Нейтральные лица на большой скорости начинают казаться уродливыми, наверное, за счет того, что оказываются на периферии.
  • Лица позитивные распознаются очень быстро, устойчиво меньше чем за 300 мс, и это не предел.
  • Случайно заметил, что стал чистить папку с позитивными лицами, хотя делал это уже несколько раз. Оказалось, что многие лица, в основном, на стоковых фотографиях, с позитивными выражениями выглядят для меня уже фальшивыми. Но не казались такими в начале.
  • Оказалось, что результаты тренировок довольно стабильны – я не занимался неделю, и результаты даже чуть улучшились.

Предположительно, такой уровень оптимизма достижим любым человеком, и по многочисленным исследованиям, оптимизм с подобными числовыми показателями проглотит любую депрессию, не разжевывая.

Ясно, что надо делать такое онлайн-приложение и продвигать его, чтобы люди могли пользоваться. Потому что если оно поможет хоть паре людей с депрессией — уже того стоит.

Поэтому у меня пара вопросов к читателям. Если есть среди вас прям несгибаемые оптимисты, расскажите (можно на почту), что вы чувствуете, и как вам живется, в сравнении с «обычными» людьми?


Истории жизни

письмо самому себеВ апреле 2018 года Brewin Dolphin, британская компания по управлению капиталом, провела полезную маркетинговую кампанию. Она попросила 500 взрослых, экономически активных людей, возрастом от 18 до 65 лет, подумать о будущем и написать об этом. Предлагалось представить себя в старости и написать письмо, оглядываясь на прожитую жизнь.

Выяснились любопытные вещи, которые можно и нужно использовать для улучшения своей жизни. Но просто говорить о них не имеет смысла, потому что полезнее это сделать самому, написав такое сочинение.

Должны выяснится еще более интересные вещи, потому что сочинения будут проанализированы с помощью нескольких методов (некоторые из которых используются в курсе «Дизайн личного будущего»), плюс мы сможем сравнить результаты с аналогичными от британцев, сочинения которых у нас есть.

Вы получите практические лайфхаки, которые могут менять нашу жизнь к лучшему.

Итак, приступаем:

Представьте, что вы состарились (я знаю, что для некоторых даже подумать о таком неприлично, но попробуйте всего на несколько минут), так вот, вообразите, что вы состарились и пишете письмо, оглядывая прожитую жизнь. Пишите что хотите по этой теме, обращая внимания на следующие вопросы:

  • Представьте себя в пожилом возрасте. Как выглядит ваша семья? Вы замужем/женаты? У вас есть дети и внуки?
  • Где вы живете? Вы по-прежнему живете в своей стране? Что это за дом, и место, где вы сейчас живете? Как случилось, что вы оказались здесь? Это ваша недвижимость или вы арендуете?
  • Что вам нравится делать в свое свободное время? Те же самые вещи, что вы делали в молодости или у вас появились новые навыки, хобби или интересы?
  • Как часто вы путешествовали и в каких местах побывали? Увидели ли вы все, что хотели? Как важно было для вас путешествовать и почему?
  • Что вы достигли к этой стадии своей жизни? Как вы себя чувствуете, если вы не достигли каких-то целей?
  • Чем вы занимались, кем работали? Какова была ваша рабочая жизнь?
  • Какова ваша текущая финансовая ситуация? Каковы источники дохода? Чувствуете ли вы себя в безопасности в финансовом смысле? Какие финансовые цели у вас были, когда вы работали?
  • Насколько важны были деньги для достижения целей в вашей жизни? Были ли у вас все необходимые средства для жизни? Смогли ли вы накопить достаточно для спокойной обеспеченной старости?
  • Оглядываясь на прожитые годы, чем вы гордитесь больше всего? Какими достижениями вы можете похвастать?
  • Какими были самые важные решения, что вы приняли в жизни? Как касались эти решения вашей карьеры, семьи и о чего угодно еще.

Сбор данных был закончен, главные результаты — на видео ниже:


Жить быстро, умереть молодым

Percy Street, NewcastleЭтот лозунг иногда охватывал умы молодежи в разные года прошлого века. В чем же причина такого отношения к жизни? Группа психологов из Университета Ньюкасла в Великобритании  (Nettle, Coyne, & Colléony, 2012) объясняет это хитросплетением причинно-следственных связей.

В некоторых бедных и неблагополучных районах люди ведут себя так, как будто жизнь у них будет коротка: они неоправданно рискуют, и употребляют алкоголь и наркотики в угрожающих масштабах. У людей, живущих в таких районах, отношение ко времени отличается от сограждан в благополучных: они дисконтируют будущее и возлагают всё на настоящее; они реально живут сегодняшним днем. Подростковая беременность наступает раньше, чем в благополучных районах. А ранняя подростковая беременность – адаптивное эволюционное поведение в средах с высокой смертностью.

Однако есть места, например, Индия, или Пакистан (и многие другие страны), где люди не бросаются, сломя голову, попробовать всё, несмотря на бедность. Но и жизнь там не так уж коротка. Что же отличает такие районы от тех, где люди живут быстро и умирают молодыми?

Вопрос, который задали себе психологи, в самом деле, потрясающий: как эти люди узнают, что их жизнь будет коротка?

В двух районах Ньюкасла, английского города с населением около 200 тыс., исследователи изучали так называемую социальную диету. Этот термин описывает разнообразие и частоту встреч с другими людьми, с которыми можно встретиться. Один район для исследований был благополучный, а другой – бедный. Исследователи проходили по районам и отмечали возраст тех, кого они встречают на улицах: мужчин, женщин и детей. В благополучном районе психологи видели больше людей за 40, и за 60 лет, чем в бедном районе. Напротив, в бедном районе на улицах было значительно больше молодых, нежели в богатом.
Процент людей разного возраста, наблюдаемых на улицах в двух разных районах городаНо когда они сравнили полученные данные с переписью, то выяснилось, что, на самом деле, картина обратная: в бедном районе живет больше людей за 60 лет, чем в богатом. Разница оказывается в возможностях и желании пользоваться улицами, особенно для пожилых людей.

Авторы делают вывод, что постоянно повторяющаяся картина мира, в которой, выйдя на улицу, человек может видеть по большей части молодых, но не пожилых, дает ему понять, что он, вероятно, не доживет до преклонного возраста. С какой стати?: на улицах почти нет никого, кто пережил молодость! Эта социальная диета и может питать отношение человека к тому, как следует прожить жизнь.

Nettle, D., Coyne, R., & Colléony, A. (2012). No country for old men. Human Nature, 1-11. Doi: 10.1007/s12110-012-9153-9.