На фото вверху – лица двух мужчин-моделей, не преступников, использованные в одном исследовании (Eberhardt et al, 2006). Практически ни у кого нет проблем с определением стереотипичного лица африканца: толстые губы, широкий нос, более темная кожа.
Психологи (Eberhardt et al, 2006) получили данные о людях, совершивших преступления против личности, по статьям, заслуживающим высшую меру наказания в судах Филадельфии в период с 1979 по 1999 года. Исследователи отобрали два типа дел: убийцей выступает черный, а его жертвами — белый или черный. 
Затем команда независимых оценщиков, которые не имели понятия о целях эксперимента, ставила баллы по шкале стереотипичности африканского лица.
Не все дела закончились вынесением смертного приговора, правосудие же работает. Или нет?
График показывает, что быть прототипичным чернокожим повышает шансы получить смертный приговор в более чем в два раза (24,4% против 57,5%).
На фото ниже: Слева – Артур Хоторн, справа – Эрнст Портер. Это реальные преступники, и их фотографии участвовали в этом исследовании. Вы можете догадаться с одного раза, кто получил смертный приговор. Между тем, дело Портера – весьма сомнительно в доказательной базе, и по-хорошему, его вообще следовало бы отпустить. Хоторн, с другой стороны, отделался пожизненным сроком, а в его деле сомнений не было вообще. Случай подробно описан в книге The hidden brain (Vedantam, 2010).
Как видно на графике выше, раса и стереотипичность не играют роли в внутрирасовых убийствах (черный против черного), но невероятно значимы в межрасовых преступлениях. Вероятно, это пример работы интуиции, которую многие так любят и полагаются на нее. Эвристика, которая тут задействована: в межрасовых преступлениях суть в групповом конфликте интересов, и поэтому стереотипичность черт человека, выступающего на одной стороне, должна отражать его поведение. А в внутрирасовых преступлениях суть – в личностном конфликте интересов. Межгрупповой конфликт оценивается серьезнее, чем межличностный, отсюда – разница в наказаниях. Это мгновенно проносится в голове присяжного или судьи, вне зависимости от того черный или белый он сам. Когда-то такая эвристика работала безошибочно – любой чужеземец, не похожий на нас и типично похожий на наших врагов, заслуживает смерти, потому что он вряд ли пришел за культурным обменом.
Таких исследований уже проделано немало, и все с аналогичным результатом. В совсем свежей работе (Knuycky, Kleider, & Cavrak, 2013) показано, что при предъявлении для опознания свидетели склонны указывать на стереотипично черное лицо. То есть, человек может быть совсем не похож на преступника, но ему «посчастливилось» иметь типичное африканское лицо, и свидетель укажет на него. Это сильная тенденция в Америке – считать, что любой черный скорее преступник чем нет, а в России аналогичная ситуация с другими людьми.
Мы не можем полагаться на древние инстинктивные решения, если идея справедливости хоть что-то значит, а научить присяжных или судей избегать ошибок мышления представляется утопичной идеей. Невозможно очистить решения от таких факторов, а их слишком много (например, я писал ранее Не доверяйте безоглядно очкарикам!) и в будущем мы неизбежно должны перейти к тому, что такие вопросы будут решать машины. Ну, а пока остается надеяться, что такие знания смогут помочь в защите. Одна из возможных идей: не показывать присяжным и судьям ни преступника, ни жертву, и не указывать их характерных деталей: все равно никто не умеет достоверно отличать, врет человек или нет.
Knuycky, L. R., Kleider, H. M., & Cavrak, S. E. (2013). Line-up misidentifications: When being ‘prototypically black’ is perceived as criminal. Applied Cognitive Psychology, doi: 10.1002/acp.2954.
Vedantam, S. (2010). The hidden brain: how our unconscious minds elect presidents, control markets, wage wars, and save our lives (1st ed.). New York: Spiegel & Grau.
Eberhardt, J. L., Davies, P. G., Purdie-Vaughns, V. J., & Johnson, S. L. (2006). Looking deathworthy: Perceived stereotypicality of black defendants predicts capital-sentencing outcomes. Psychological Science, 17(5), 383-386. doi: 10.1111/j.1467-9280.2006.01716.x.

В серии экспериментов участникам показывали женщин, выражающих разные эмоции: злость, страх, счастье и печаль, в различных вариантах одежды, и просили как можно быстрее идентифицировать эмоциональное состояние человека. Понятно, что распознать эмоции женщины в хиджабе не составляло труда – покрывались ведь только волосы, а вот с другими аксессуарами возникли очень интересные феномены.
58 студентов смотрели сначала нейтральное видео, а потом, в случайном порядке, — три видео, каждое со своей эмоцией. Звук у видео был отключён, и участники должны были решить, какую именно эмоцию выражает женщина.
Нам важно понимать эмоции людей рядом с нами, чтобы мир был предсказуем, понятен, и, следовательно, безопаснее. Люди в никабах и паранджах вызывают у западного человека некое напряжение – нельзя моментально понять, что думает человек, скрывающий своё лицо и не представляет ли он опасность. Как результат, эмоции приобретают негативную окраску – вероятно, из-за очень древней и полезной эвристики, говорящей о том, что если человек настроен доброжелательно и позитивно, то ему нечего скрывать. Такая эвристика эффективна: согласитесь, закрывают лица бандиты, полицейские, агрессивно настроенные бунтовщики, средневековые палачи, и другие неприятные и опасные личности. Да и наше время уже неоднократно показало опасности, несущие женщинами-шахидками в паранджах и никабах.
5 исследований с 144 малышами десяти-тринадцати месяцев показали (Thomsen et al., 2011), что когда они видят два новых для них объекта, вступающих в конфликт, они догадываются, что больший по размеру будет доминировать. Характерно, что восьмимесячные дети еще этого не понимают.


Наше восприятие реально может быть изменено, если мы даже не верим в такие вещи, как перенос полезных качеств от предмета. И происходит это, на мой взгляд, благодаря праймингу. Прайминг, в данном случае – активация стереотипов, вызывающих соответствующее поведение. Прайминг человека известным гольфистом должен улучшить игру, активируя имеющийся стереотип профессиональной игры. И вы лучше сдадите экзамен, если будете писать ручкой известного вам профессора; лучше будете играть в баскетбол в кроссовках Майкла Джордана (как в фильме Как Майк, 2002 года) и так далее.
Предубеждения и стереотипы (о людях других национальностей, религиозных убеждений, сексуальной ориентации и проч.) рождают много социальных проблем и напряжения между группами. Один из механизмов регуляции такого отношения – это самоконтроль. Но самоконтроль – биологически дорогостоящий процесс, использующий многочисленные процессы мозга, и требующий энергию. В человеческом мозге нет резервов энергии, и он получает ее от тела, чтобы тут же тратить. Если облегчить эту возможность, рассуждали психологи (Gailliot et al., 2009), то можно повысить уровень самоконтроля и, к примеру, уменьшить предубеждения против других людей. Такой эксперимент был поставлен — две группы участников должны были написать короткое эссе об одном дне жизни гомосексуалиста. Перед началом сочинения всем дали выпить стакан лимонада – в контрольной группе подслащенного Splenda, искусственным подсластителем, имеющим ноль калорий (и, естественно, бесполезным для мозга) и глюкозой. Те, кто выпил лимонад с глюкозой, продемонстрировали меньше стереотипов и уничижительных замечаний, чем те, кто пил с подсластителем.