
«Вера в благоприятное будущее» — так называется любопытный феномен человеческого поведения.
Он состоит из двух частей:
1) Убежденности в чем-то, например: что Android лучше Apple, Ленин лучше Сталина, Кока-Кола лучше Пепси-Колы. Или что аборты – это права человека, или что аборты – это ужасный грех. Что православие – единственно правильная религия, или что ислам – единственно правильная религия. Вы правы в этом убеждении, правы настолько, что спорить с кем-то бессмысленно. Нет смысла, потому что:
2) Вы также убеждены в том, что через какое-то время другие люди сами придут к такому же мнению. Это и есть признак благоприятности будущего – когда до других дойдет то, что для вас очевидно уже сейчас.
Кто из нас не балуется таким, хотя бы чуть-чуть? Но, как оказалось, в некоторых случаях, это совсем не безобидное занятие.
Как недавно показала в шести экспериментах команда американских ученых (Rogers, Moore & Norton, 2017), такая вера ведет к бездействию. Она измеримо уменьшает вероятность того, что мы сделаем хоть что-то, чтобы это будущее стало реальностью.
Это мультикультурный феномен – участники исследований были из США, Великобритании, Китая, Японии и Нидерландов. В коллективистских странах (Китай и Япония) вера в благоприятное будущее оказалась немного выше, чем у индивидуалистских, например, в Голландии.
В одном из экспериментов измерением служили суммы пожертвований, и оказалось, что те, кто верит в благоприятное будущее, дают денег меньше, чем те, кто не верит. Они были убеждены, что отношение других людей в будущем все равно изменится так, чтобы соответствовать их собственным убеждениям, и зачем тогда тратить деньги?
Этот феномен затейливо пересекается с «Иллюзией конца истории», когда мы уверены, что все уже достигнуто и понятно, и едва ли теперь сильно изменится. История достигла величия и совершенства, всем спасибо, все свободны; так, небольшие косметические изменения, не более.
Что со всем этим делать?
- Если вы встречаете людей, которые вам не симпатичны, и они убеждены в чем-то, что вам не нравится, то подтвердите им, что в будущем непременно так и будет – и они наверняка ничего делать не будут. Так снизится вероятность реализации какого-нибудь очередного идиотства.
- Надо признать, что мы сами верим в это, как и другие. Бог бы с ним, если это касается абстрактных и неважных вещей. Но если это касается значимых для вас целей, то следует напоминать себе, что само по себе именно такое благоприятное будущее не наступит. Другие не будут меняться, чтобы разделить наши убеждения — их надо убеждать.
- Будущее не возникнет как отрыжка Вселенной в ответ на наши визуализации – надо засучивать рукава и создавать его. И это не сложно, кстати. Наоборот, очень приятно.
Навести порядок в голове и научиться создавать свое будущее можно на курсе Дизайн личного будущего.
Rogers, T., Moore, D. A., & Norton, M. I. (2017). The Belief in a Favorable Future. Psychological Science, 28(9), 1290-1301. doi: 10.1177/0956797617706706
В свое время я был большим фанатом Деррена Брауна и мне нравилось все, что он делает. Всегда рекомендую посмотреть его фильмы и почитать книги всем, кто интересуется психологией. Деррен — не только иллюзионист и фокусник, он артистично использует методы и находки социальной и экспериментальной психологии, показывая, как они работают вне стен лаборатории. Вот вспомнил сегодня про него, глянул и сразу даже не признал — он внешне изменился и стал похож больше на Джейсона Стэтхэма! И продолжает делать удивительные вещи.




Психология убеждения – область психологической науки, изучающая способы достижения наших целей в социуме, где нам необходимо договариваться, кооперироваться и решать проблемы с другими людьми. Кроме серьезных, фундаментальных методов, в экспериментальной психологии сегодня есть немало необычных, пока еще малоизвестных, но весьма действенных техник. Предлагаю вам обзор некоторых из них.
В теории игр и психологии есть такая парадигма: игра анонимного доверия (Berg, Dickaut, & McCabe, 1995). Правила у нее такие: два игрока, один – Отправитель, другой – Получатель. Они друг друга не знают и не должны узнать. Оба игрока получают, к примеру, по 10 долларов. Только Получатель кладет эти деньги сразу в карман, а Отправитель должен решить — он может их оставить себе либо «инвестировать» все или часть Получателю. Когда происходит такое инвестирование, то сумма, отправленная Получателю, утраивается. Если Отправитель послал 10 долларов, то у Получателя сразу же образуются 30 долларов. Теперь, Получатель вправе опять же оставить все деньги себе или поделиться с Отправителем. Его решение окончательное и опять же анонимное. Вариантов поведения тут предостаточно, как в случае одного и единственного раунда, так и многочисленных раундах. Подобного рода игры могут служить отличным измерителем изменений в поведении, когда мы пытаемся им манипулировать.
данные и причины их решения. Участники эксперимента были разделены на две группы. Одна сидела в обычной комнате, а другая – в точно такой же комнате, только экспериментаторы, перед тем как завести туда человека, брызнули разок стеклоочистителем с запахом лимона – именно таким, и такой фирмы, как на фото вверху. А различие в поведении вы можете увидеть на графике.
В продолжение 

Психологи из Италии (Marzoli & Tommasi, 2009) наблюдали за тем, как люди общаются на дискотеке, в условиях громкой музыки. Независимо от пола, люди сообщали что-то преимущественно в правое ухо партнера (в 72% случаях), но эффект был сильнее выражен между женщинами или в парах, где есть женщина (передающей или принимающей информацию). Чтобы проверить эти находки, исследователи проинструктировали девушку подходить к людям на дискотеке и провоцировать их подставить ухо для понимания, что она говорит. Для этого она, подходила лицом к лицу и произносила непонятный набор слов типа «бла-бла-бла», при этом она держала осанку прямо и смотрела в глаза человеку (как ее и учили). Когда человек поворачивал к ней ухо, она спрашивала его «Scusi, hai una sigaretta? (Извините, есть сигарета? (итал.), после чего записывала пол человека, в какое ухо она говорила, и получила ли она сигарету. Опять же большинство людей предложили свое правое ухо, хотя и меньше, чем в первом эксперименте (58%), и никакого эффекта на получение сигарет выявлено не было.