Tag Archives: угол наклона

грызлов и метро

эскалатор Московского метроМеня всегда удивляют люди, которые с легкостью объясняют все, что угодно, особенно, в тех областях, в которых они не разбираются.  Я могу понять, что это, возможно, адаптивная функция – уж лучше быть уверенным в чем-то, чем сомневаться, но зачем ей пользоваться в вопросах, не имеющих никакого отношения к выживанию или получению каких-то преимуществ. Вот даже недавнее заявление грызлова, по вопросу наркотиков, например, здесь. Как вам, например такой пассаж:

По существу, идет война на выживание. И спорить о том, как ее вести, поздно. Сегодня нужны железная политическая воля государства и чрезвычайные меры властей. В войну не до советов. Необходимое условие – единоначалие и беспрекословное исполнение приказов. Угроза оценена, решение принято и не обсуждается.

Комментировать грызлова и его логику – задание для студента, прошедшего первый семестр в нормальном университете – “найдите 100 ошибок мышления”.

Посмотрите на фотографию московского метрополитена, в начале статьи, и скажите, каков угол наклона эскалатора. Запомните эту цифру.

Люди переоценивают крутизну холма, лестницы или дороги, в среднем, на 15-20 процентов. Замечено это было довольно давно, и за годы сложилось мнение, что это происходит по физиологическим причинам – людям страшно или тяжело представлять себя поднимающимися или спускающимися по такому крутому подъему. Предполагать такое объяснение были причины, – было показано, что когда люди чувствуют усталость, болеют или приходят в себя после болезни, с увеличением возраста, или когда у человека за спиной тяжелый рюкзак, наклон холма или дороги становится в восприятии еще круче, чем на самом деле. Кроме того, спуск кажется более крутым, чем подъем, вероятнее всего, из-за того, что спускаться тяжелее и опаснее.

Однако, за последнее время накопились доказательства, что это трудно объяснить таким образом. Недавно опубликованное исследование (Shaffer & Flint, 2010), продемонстрировало, что причины тут другие. Исследователи спросили 200 пассажиров оценить угол нескольких лестниц, и еще 200 – угол эскалатора. Половина пассажиров оценивала снизу, половина – сверху. Эскалатор, понятное дело, не требует усилий. Результат: люди упорно переоценивают угол, в среднем, на 20 градусов. И мы не понимаем, почему даже такая ерунда, как оценка угла подъема/спуска происходит с ошибками восприятия.

схема эскалатора Московского метрополитенаУгол наклона эскалатора московского метрополитена к горизонту составляет 30 градусов. Сайт метро.

Фото эскалатора – ljndr. Схема эскалатора – отсюда.

Shaffer, D. M., & Flint, M. (2010). Escalating slant: increasing physiological potential does not reduce slant overestimates. Psychological Science, December 2010, first published on December 17, 2010. doi:10.1177/0956797610393744.