Tag Archives: улыбка

Улыбка как предсказатель семейной жизни

школьная фотография 1953 годаМы улыбаемся каждый по-своему, и по улыбке можно узнать наше будущее. Психологи (Hertenstein, et al., 2009) связались с более чем 1200 выпускниками психологических факультетов и попросили их принять участие в эксперименте. От них требовалось сообщить о своем семейном положении и отправить групповые фотографии, снятые во время обучения в университете.

Группа независимых экспертов смотрела на фотографию каждого бывшего студента и оценивала улыбку, по шкале от 1 до 10, по интенсивности. 10 баллов получала самая открытая и счастливая улыбка. 1 балл – едва заметная ухмылка.

Сравнив эти оценки с семейным положением бывших студентов, ученые установили, что люди в верхних 10% самых лучших улыбок гарантированно имели счастливую семейную жизнь. Нижние 10% качества улыбки предсказывали развод в 25% случаях.

Во втором эксперименте ученые связались с пожилыми людьми (от 65 лет и старше) и попросили их дать свои детские фотографии. В среднем возраст детей на фото оказался 10 лет. Психологи опять оценили улыбки и установили, что люди с большой улыбкой разводились только в 11% случаях, тогда как ухмылки приводили к 31% разводов. Слабые улыбки обещали в 5 раз больше шансов на развод, чем открытые широкие улыбки.

Точные причины неизвестны, но, вероятно, люди с большой улыбкой очень позитивно относятся к жизни и привлекают похожих по духу, и возникающие семейные проблемы они решают вместе, с надеждой и уверенностью в благоприятном исходе. Также возможно, что улыбка привлекает других и у широко улыбающихся людей больше друзей, что, в свою очередь, помогает браку. А может быть, когда ребенку говорят улыбаться для фотографии, и он послушно старается, это говорит о его конформизме, и в дальнейшей жизни это помогает идти навстречу партнеру в браке.

Hertenstein, M., Hansel, C., Butts, A., & Hile, S. (2009). Smile intensity in photographs predicts divorce later in life. Motivation and Emotion, 33(2), 99-105.

Фотография школьников отсюда.


Цветы: 100% способ вызвать улыбку*

дарите женщинам цветы!Люди культивируют цветы вот уже на протяжении 5000 лет, и, казалось бы, без видимых материальных причин. Одни только эмоциональные причины, и рынок продажи цветов – десятки миллиардов долларов в год. Интересно, что мы слышали множество примеров, как цветы вступают во взаимовыгодные отношения с насекомыми, например, давая то, что нужно пчелам, и получая от них взамен опыление. Есть примеры такого сотрудничества и с птицами. Но с людьми?

И это правильный вопрос, и уводит нас в интересное направление. Цветы, вероятно, формируют положительные эмоции у человека. А это, уже достоверно, делает с нами следующее (Haviland-Jones et al., 2005):

1) Позитивные эмоции делают человека более привлекательным внешне, даже сексуально более привлекательным. К такому человеку с большей вероятностью потянутся люди.
2) Позитивное настроение улучшает работу памяти.
3) Предохраняет нас от стресса.
4) Улучшает работу иммунной системы, и, в целом, помогает от болезней.
5) Сокращает физическую дистанцию между людьми и улучшает социальное взаимодействие в целом, и с детьми, в частности.

Если так, то работает это все на подсознательном уровне, и это объясняет видимую бесполезность цветов на уровне сознательном. И тогда нам сложно представить объемы и ценность того, что они нам приносят, в обмен на то, что они процветают среди других растений, благодаря культивации их человеком.

Вот проверить это предприняло исследование американских психологов. Они неожиданно давали женщинам что-то одно: корзинку сладостей и фруктов, большую декоративную свечу или букет из роз и лилий. И регистрировали, как меняется лицо человека, которому это давалось. Экспериментаторы целенаправленно искали улыбку Дюшена или так называемую подлинную улыбку. В 100% случаях люди, получившие цветы проявили такую настоящую улыбку, против 90% – на фрукты и сладости, и 77% – на свечку. Измерения позитивного настроения и его длительности тоже выдвинули цветы на первое место.

Кстати, обнаружилось, что мы, люди, все же чаще, чем любые другие объекты, выставляем цветы на видное всем место. Цветы делают нас социально активными, а мы –  самые общественные животные. А улыбка Дюшена, подлинная улыбка, кстати говоря, – признак реальных и измеримых мгновенных химических изменений в психофизиологии человека (Dimberg, Thunberg, & Elmehed, 2000). То есть, цветы не просто так заставляют нас улыбнуться, они нас действительно физически меняют, на какое-то время.

Второй и совершенно другой по натуре эксперимент показал, что мужчины не так уж и равнодушны к цветам, как это принято думать, хотя все же меньше, чем женщины. Также стало понятно, что наибольший эффект цветы дают человеку, когда их ему дарят, чем когда он их просто видит, но отношения к ним не имеет.

В третьем эксперименте цветы давали пожилым людям (средний возраст около 70 лет). Выяснилось, что цветы снижают депрессию, и улучшают настроение, а также увеличивает эпизодическую память. И когда некоторым людям давали цветы дважды, это еще увеличивало положительный эффект. То есть научно доказано, что цветов много не бывает.

Самое интересное, что ученые в конце статьи добавили, что тех, кто давал цветы, участники эксперимента благодарили, обнимали и целовали, а потом еще и присылали открытки. А этого никогда раньше не происходило в ходе и после многочисленных экспериментов, хотя обычно дают и конфетки, и деньги, и прочие мелочи.

Dimberg, U., Thunberg, M., & Elmehed, K. (2000). Unconscious facial reactions to emotional facial expressions. Psychological Science, 11(1): 86-89.

Haviland-Jones, J., Rosario, H. H., Wilson, P., & McGuire, T. R. (2005). An environmental approach to positive emotion: Flowers. Journal of volutionary Psychology, 3, 104–132.

*И если улыбки в ответ на цветы нет, то перед вами – не человек.