Tag Archives: фиксации взгляда

Смотрим на фотографии. Часть 2

Фотография Брессона на выставкеПервая часть здесь. Сегодня мы посмотрим на три фотографии Анри Картье-Брессона, бесспорно великого фотографа. «Главные принципы Картье-Брессона – не делать постановочных кадров, ловить миг, когда событие обретает свой подлинный драматизм и раскрывается наиболее полно, – стали главными заповедями для всех последующих поколений фоторепортеров. Будучи творцом, обладая собственным стилем, вкусом, взглядом, взяв в руки камеру, Картье-Брессон превращался в охотника, в чьей работе главными были быстрота реакции, умение думать и действовать мгновенно. «Выстроить на одной оси глаз, голову и сердце», как говорил сам мастер. «Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя», — писал он» (цитата РИА Новости).

Первая — «Воскресный пикник на берегу Марны», 1938 год. На фото в начале — как выглядит эта фотография на выставке (фото отсюда).
Henri Cartier-Bresson-MarneКогда я смотрел на фотографию, мое внимание было обращено на лица, руки, и еду (ну, так мне казалось), и я едва замечал нагромождения на реке. Но совсем не так повели себя участники исследования, как показывает ай-трекер. Что это за интерес к лодкам с расставленным удочками?
тепловая карта фотографии Картье-БрессонаМожет быть, мне попались одни любители рыбалки? Нет, на фото смотрели 20 человек, в основном женщины (3 мужчин и 17 женщин), возрастом от 22 до 48 лет, (средний возраст 30,7 лет). Фото показывалось на 5 секунд на 24 дюймовом мониторе. Чтобы проверить, нет ли тут зависимости от пола, я сделал карты отдельно для женщин и мужчин:
Тепловые карты для мужчин и женщинОтличия между ними можно объяснить числом участников, то есть, смотрели на фото мужчины и женщин фактически одинаково.
Карта саккад:
Пикник на Марне, карта саккадНеожиданный, казалось бы, интерес к лодке за счет внимания к людям. Кстати, вы заметили, сколько именно людей на фотографии? Может быть, как раз игнорирование фотографом людей и их лиц (взгляд со спины), и даже пренебрежением показать их всех, отсутствие у компании признаков активного общения, создает из них просто зрителей, следящих за главным действующим объектом картины — удочками на лодке. Если так, то это сильный прием — завести внимание зрителя глазами и поведением героев произведения; сильный — потому что отвлечь наше внимание от человека весьма трудно.

Следующая фотография — Информатор гестапо, Дессау, Германия, 1945 г.
Дассау, фото Картье-БрессонаВ том году «Анри Картье-Брессон сделал своей «Лейкой» фотографию, ставшую очередным шедевром фотожурналистики. Место съемки – Германия, Дессау, транзитный лагерь для беженцев, организованный между американской и советской зонами. Политзаключенные, военнопленные, люди, насильно угнанные на работы, возвращаются из освобожденной советскими войсками восточной части Германии. В кадре – молодая бельгийка, которая была опознана как женщина, сотрудничавшая с гестапо» (цитата отсюда).

тепловая карта фотографии Картье-БрессонаЗа 5 секунд сложно разобраться в происходящем, и зритель пытается увидеть это в лицах участников сцены.
Обратите внимание на прекрасный паттерн просмотра по четырем точкам  – с фиксациями на трех главных героев сцены и объекте, документах на столе:
карта саккад просмотра фотографииЕсли бы Брессон обрезал фотографии ( а он этого никогда не делал), то следовало бы, на мой взгляд, обрезать крайнего левого заключенного, который нарушает баланс.

Мадрид, 1933 год:
Картье-Брессон, Мадрид, 1933 годНеобычная фотография, и такой же необычный паттерн просмотра:
тепловая карта фотографии Мадридкарта саккад фотографии МадридОкна на стене — пример того, как можно взять и увести внимание зрителя в каком-то направлении.
Поскольку все три фотографии просматривались в одном исследовании, к меня появилась возможность сравнить количественные данные.

количественные данные просмотра фотографийКак вы видите, фото с мадридскими мальчишками просматривалось энергичнее – длительность фиксаций меньше, скорость саккад выше, длина их больше, словно фотография больше по размеру и зритель пытается ее охватить побыстрее. Напротив, фото с пикником – самая «медленная» фотография. И теперь, глядя на них, с этим легко согласиться. Интересно, насколько скорость движения объектов, изображенных на фотографии, размеры объектов и расстояние между ними влияют на просмотр и его характеристики.

Все материалы по теме изучения искусства с помощью ай-трекинга в этом блоге здесь.


Как вы смотрите, говорит о том, кто вы

интегральная микросхемаНедавно вспомнил и доделал то, что давно лежало в папке. На верхней картинке вы видите фрагмент топологии интегральной микросхемы. Как-то давно уже я показывал ее среди прочих в ходе ай-трекингового исследования. Люди, которые смотрели на нее были, в основном, офисные работники и студенты. При анализе я разбил участников случайным образом на три группы по 6 человек и для каждой создал тепловую карту внимания:
тепловые карты внимания для тех группКуда смотрят люди, которые имеют смутное представление, что видят что-то из области электроники? Они, будучи людьми, смотрят сначала в центр, а будучи грамотными людьми, тут же находят текст, читают его и пытаются понять, ну а затем изучают картинку вдоль и поперек. Чем «горячее» пятно – тем больше фиксаций взглядов делали люди.

А не так давно, добравшись до инженеров, которые такие схемы и создают, показал им эту же картинку, среди прочих. Так же, как и в первой группе, картинка была показана на пять секунд. Тепловая карта просмотра 6-ю инженерами:
тепловая карта внимания при просмотре специалистамиЧто-то они там видели на схеме своими профессиональными взглядами, мне невдомек. Надпись они тоже посмотрели, но не с таким вниманием.
Сидя за вторым монитором и наблюдая за тем, как человек рассматривает какие-то специально подобранные изображения, в течение нескольких секунд, можно с большой долей уверенности определить его профессиональные качества, не задавая ни одного вопроса.

По тому, как именно будет смотреть человек на картинку ниже, можно понять, насколько он понимает хирургию.
аппендоктомияА насколько быстро вы увидите опасность на снимке ниже (происходи это в реальности) будет зависеть и ваша жизнь. Картинка кликабельна.

снайпер в камуфляжеФото места операции аппендицита – сайт.
Фото снайпера в камуфляже — сайт.


Смотрим на детей

лица людей разного возрастаНам больше нравится смотреть на детей, чем на взрослых, а мужчины и женщины различаются в том, как они на них смотрят. Это обнаружило недавнее исследование, с помощью ай-трекера (Cárdenas, Harris, & Becker, 2013).

Дети – самое ценное, что у нас есть, и мы это понимаем на генетическом уровне, они требуют ухода и заботы, и эволюция заставляет нас смотреть на них и за ними, и уделять им внимание. Участникам эксперимента, среди которых были молодые мужчины и нерожавшие женщины, показывали на мониторе одновременно пару фотографий: детей и молодых людей и отслеживали движения и фиксации глаз.

В целом, все участники больше смотрели на детей, чем на взрослых.

В начале статьи – фотография, которую я показывал в одном исследовании, около года назад. Тогда ещё я заметил, что молодые лица вообще привлекают больше внимания, чем лица людей в возрасте, а детские — тем более (во всяком случае, если показывать их парами). Я делал пару экспериментов, связанных с этим и другими феноменами (Процесс принятия решений, наглядно). Ниже две тепловые карты, после просмотра 30 людьми. Разница мне видна и на левой, но для того чтобы и у вас не оставалось сомнений, я подрегулировал настройки отображения на правой. Чем краснее (горячее) цвет, тем больше фиксаций.

тепловая карта вниманияЕщё выяснилось, что женщины всё же дольше, чем мужчины, смотрели на лица детей и чаще возвращали свои взгляды на них.

Неожиданная находка – мужчины дольше смотрели на детские лица, когда они были в паре с мужским. Почему — пока неизвестно.

Фактически, можно, не говоря ничего, посадить человека перед монитором и через пару минут посмотреть, хорош ли он будет как родитель (нет ли каких-то сильных отклонений от нормы) и вообще любит ли он детей. Это особенно будет полезно для детских учреждений. Понятно, что такую методику надо разрабатывать, но суть такая.

Cárdenas, R. A., Harris, L. J., & Becker, M. W. (2013). Sex differences in visual attention toward infant faces. Evolution and Human Behavior, 34(4), 280-287. DOI: 10.1016/j.evolhumbehav.2013.04.001.


Ай-трекинг в очках Гугл

Google GlassГугл подал заявку на патент, который описывает метод разблокирования электронного устройства посредством ай-трекера. Проще говоря, Гугл думает о том, чтобы вставить в свои Google Glasses ай-трекер.

Как показано на изображении ниже, слева, когда человек в таких очках отследит полет птички, очки разблокируются. Справа показан другой метод – прочитав текст на экране, пользователь также включает устройство.

Метод разблокировки очков Google с помощью ай-трекера
Глаза человека следуют определённой траектории, ай-трекер их отслеживает, сравнивает с заданной и определяет соответствие. Если оно есть – производит какое-то действие.

Можно представить, что таким же образом можно показать пользователю на дисплее ряд цифр, и если он знаете код, то он фиксирует свой взгляд последовательно на первой второй и последующих цифрах, и включает или выключает устройство.

Впрочем, до этого предстоит решить еще несколько проблем – уменьшить размер ай-трекинговой камеры и процессора для нее, и обеспечить питание. Никто не хочет носить на носу падающие от тяжести очки или заряжать их каждый час.

Фото в начале заметки с сайта Google Glass.


Какая попа лучше — 2

Тепловая карта внимания, полученная методом ай-трекингаПервая часть здесь. В ней я обещал продолжить изучение фотографии с тремя девушками. Я перевернул фотографию по горизонтали, чтобы понять, будет ли разница в зрительном внимании.

Тепловая карта зрительного внимания, полученная методом ай-трекингаОчевидно, что девушка в центре привлекает больше внимания, в обоих случаях. Это известный эффект центральности взгляда (Взгляд в центр).

Суммарная длительность фиксаций и относительное соотношение переходов взглядовСуммарная длительность фиксаций и относительное соотношение переходов взглядов с одной зоны интереса к другойВверху – суммарная длительность фиксаций и процентное отношение переходов от одной области интереса к другой (во втором случае сумма больше из-за большего количества участников). В обоих случаях центральная девушка получает огромное, более чем в 2 раза, преимущество в длительности фиксаций. Это связано и с относительно большей площадью, занимаемой ею на фотографии, в сравнении с боковыми девушками.

Ниже – средняя длительность фиксаций:

Средняя длительность фиксаций в первом случаеСредняя длительность фиксаций во втором случаеКак видим, отношение между девушками в обоих случаях, в общем-то, одинаковое. Но мне непонятно, почему средняя продолжительность фиксаций во втором исследовании была существенно ниже, чем в первом. Длительность экспозиции фотографий была одинаковая, 5 секунд. В первом исследовании средний возраст участников был 32,2 года, во втором – 28,7. Соотношение мужчин и женщин было одинаковым. Снижение числа участников во втором исследовании до числа участников в первом не приводило к существенным изменениям в этом показателе. Использовался один и тот же ай-трекер. Вот только размер диагонали монитора и разрешение экрана было не одинаковым. Это одна из возможных причин. Другая предположительная гипотеза – поворот моделей в другую сторону может иметь эстетические последствия. На тепловых картах видно, как зоны интенсивного зрительного внимания следуют изгибам тел девушек.

Ниже: фотографии поделены на сектора, каждый с указанием среднего времени фиксации.

Длительность фиксаций в различных секторах фотографии grid-2

На картинке ниже: фотографии поделены на сектора, черным закрашены зоны, которые не получили ни одной фиксации. Фотография со второго исследования перевернута, для удобства просмотра.

Комбиированная схема, черным закрашены сектора, не получившие ни одной фиксации

Во втором случае люди видели больше центральной и верхней части фотографии, чем в первой.  Площадь покрытия взглядами в первом случае 42,6%, во втором – 64,7%. Люди больше видели за счет меньшего времени фиксации. О чем это говорит, и каким образом это может быть связано с изменением восприятия? Не задействован ли здесь какой-нибудь принцип, вроде того, что работает при просмотре диаграмм? (Лучшее понимание диаграмм). Там было показано, что диаграмма с хвостом вниз понимается лучше. Если вы обратили внимание, люди значительно дольше смотрят собственно не на попу (что есть попа?), а на область копчика, который был когда-то хвостом. Тогда, по аналогии, девушка с повернутой попой направо, дает нам легкость в просмотре: наши глаза двигаются слева вниз направо. Чем легче нам смотреть, тем легче понимать, и тем больше нам это нравится.

Таким образом, можно выдвинуть гипотезу, что нам чуть больше понравятся девушки справа на фотографиях внизу:

625 1 4 37 Нам, вероятно, бльше понравятся девушки справа 8


Взгляд в центр

бутылочки с энергетическим коктейлемЕще одно исследование, подтверждающее эффект центральности выбора, о котором я уже писал (Какая попа лучше?). Мы предпочитаем выбирать центральный объект во множестве ситуаций – и центральную кабинку в публичном туалете, и диспенсер с бумагой для вытирания рук там же, стул в ряду стульев, и многое другое. Происходит это в среднем в 71% случаях (Christenfeld, 1995)

В серии экспериментов с использованием ай-трекера (eye-tracker) ученые предлагали участникам сделать выбор, предлагая вниманию ряд товаров. А предлагались им вымышленные витамины, энергетические напитки и шоколадки. И продукт в центре получал больше фиксаций, они были дольше, и, соответственно, общая длительность фиксаций была больше. Люди, как правило, начинают смотреть в центр, и заканчивают взглядом туда же.

Так, например, в одном эксперименте было выставлено три выдуманных энергетических напитка (как на картинке в начале статьи), и ученые меняли их расположение (слева, в центре, справа) для 84-х участников эксперимента. И, вне зависимости от категории напитка (если вы заметите, они как бы для разных целей), и названия, люди чаще выбирали тот, что находился в центре. Нельзя сказать однако, что это центральный продукт был оценен более высоко, чем другие. Эти эксперименты смогли избавить результаты от большого количества мешающих факторов, потому что все товары были вымышленные, практически ничем не отличались  и были даны в изоляции от других объектов. Это, с другой стороны, упрощает действительность, потому что бренд мог привлечь внимание человека в то место, где он находится, даже если оно не центральное.

Очень любопытная находка выявилась: люди выбирали центрально расположенный объект по отношению к другим объектам, даже если он находился не в центре их визуального поля.

Ну, и главное — мы не отдаем себе в этом отчета, и многие наши решения были приняты благодяря этому эффекту, невзирая на то, что мы думали о товаре или другом объекте. Интересно, зная это теперь, сможете вы делать более сознательный выбор?

Atalay, A. S., H. Bodur, O., & Rasolofoarison, D. (2012). shining in the center: central gaze cascade effect on product choice. Journal of Consumer Research. http://www.jstor.org/stable/10.1086/665984.

Christenfeld, N. (1995). Choices from identical options. Psychological Science, 6: 50–55.


Глазастые телохранители

Человек играет в шахматы с кошкойВот и закончилось омнибус-исследование с использование прибора для слежения за движениями глаз, ай-трекинг (eye-tracking), которое началось в феврале (В омнибусе вместе с Софи Лорен).
Сейчас подводятся итоги, и пишутся отчеты. Интересно, что тут, как, впрочем, всегда в исследованиях, появились побочные результаты. Об одном из них сегодня: вот, например, картинка наверху служила своего рода «наполнителем» при просмотре, но также и была интересна для понимания, как при такой диспозиции складывается зрительный паттерн. И так сложилось, что среди участников исследования оказались трое телохранителей (двое действующих и один бывший). И вот смотрите: таков паттерн просмотра обычного человека:

Обычный паттер просмотра фотографииПояснение: это так называемая тепловая карта внимания. «Горячие» (красные и желтые) цвета означают наибольшее количество фиксаций глаз. Фиксации глаз коррелируют со вниманием человека на том или ином элементе. Иными словами, на что вы смотрите, то и привлекает ваше внимание.

А вот как посмотрели на ту же картинку телохранители:

Просмотр картинки тренированными людьмиНе только посмотрели на главные узловые элементы ситуации, но успели и пошарить глазами по всей картинке. Интересно, правда? И, казалось бы, ожидаемо, но у них оказался еще один отличный от других людей паттерн, который я, правда, не могу проиллюстрировать, потому что он проявился на картинках, которые являлись заказами, а их я показывать не могу. Но описать его можно так: в некоторых ситуациях у телохранителей взгляд привлекало что-то одно, и все фиксации происходили в этом месте, тогда как обычный паттерн просмотра таких ситуаций включал три-четыре места.

NB. Автора фото я не знаю, увидел на ленте в вконтакте. Если кто-то знает, сообщите, я укажу авторство.