Tag Archives: цвет

Цвет весны, расцвета и креативности

цвет весны, креативности и ростаВлияние цвета на человека – весьма слабо изученная отрасль психологии. И, говоря о психологии, я не имею в виду лирику типа теста Люшера, который не был подтвержден серьезными исследованиями. Мы лишь сейчас начинаем что-то узнавать. Ранее я упоминал, например, о влиянии красного цвета здесь: Что надеть на свидание и что из этого может получиться, или здесь: Секретное оружие учителей.

Немецкие психологи просили каждого из 69 участников эксперимента написать в течение 2 минут как можно больше вариантов использования жестяной банки. Это одна из типичных задач по определению креативности. До того как писать, участники, видели на экране монитора: одна группа — белый прямоугольник, другая группа – зеленый прямоугольник, показываемые лишь на 2 секунды.

В других экспериментах тоже показывали зеленый, а вместо белого прямоугольника показывали серые, синие и красные. И те из людей, кто видел зеленый прямоугольник, смогли произвести больше креативных идей, чем все другие группы.

Психологи полагают, что зеленый – символ роста, и не только физического, но и психологического. Предыдущие эксперименты показали связь зеленого цвета со словами, связанными с ростом, как в прямом смысле, например: «побег», «росток», «пускать ростки», «почка», «бутон», «всходить», так и в переносном, например: «расцветать», «развиваться», «разрастаться», и т.п. Таким образом, сегодня можно сказать следующее, с учетом предыдущих исследований: зеленый цвет увеличивает креативность, но не имеет влияния на аналитический способ мышления, а красный цвет понижает аналитические возможности, но не влияет на креативность.

К сожалению, нет точной формулы (например, RGB) зеленого цвета, работающей наиболее эффективно, так как в ходе эксперимента люди смотрели на прямоугольник на разных мониторах с различным разрешением, но, вероятнее всего, этот цвет – именно весенней зелени, как на картинке в начале статьи.

Lichtenfeld, S., Elliot, A. J., Maier, M. A., & Pekrun, R. (2012). Fertile green: Green facilitates creative performance. Personality and Social Psychology Bulletin. doi:10.1177/0146167212436611. First published on March 16, 2012.


Секретное оружие учителей

правка работы ручкой с красными черниламиНаткнулся на интересное исследование, двухлетней давности. Не знаю, как сейчас, но когда я учился в школе, учителя правили наши работы в тетрадях ручкой с красными чернилами.

И вот это исследование (Rutchick,  Slepian, & Ferris, 2010) показало , что когда учителя проверяют работы с ручкой, в которой синие чернила, оценки могут быть существенно выше! Оказывается, когда учителя правят работы красными чернилами, они более критичны в оценке. А кроме критичности, или благодаря ей, учителя замечают больше ошибок. Три эксперимента показали, что учителя, выбирая красный цвет, при правке работ, подсознательно относятся критически и с определенным предубеждением в ожидании ошибок.

Так, в одном эксперименте, участникам давали прочесть два параграфа сочинения. Им было сказано, что это написано студентом, который учит английский язык, и  дано задание поправить его ошибки в правописании, грамматике и синтаксисе.

51 человек использовали красные чернила, другие 51 – синие. Те «учителя», что правили красной пастой, нашли статистически значимо больше ошибок (24,3) чем те, кто правил синей (19,1).

В другом эксперименте 129 студентов оценивали сочинение, написанное якобы школьником. В этом сочинении не было ошибок, но выбор слов был не очень хорош. Студенты должны были поставить оценку от 0 до 100. И опять же, те, кто брал в руки красную ручку в руки, оценили сочинение ниже (76,2 в среднем), чем те, кто брал синюю (80,0).

Психологи полагают, что красный цвет в этом контексте активирует когнитивные категории провала, неудачи и ошибок. А может быть и нет, а работает тут тестостерон, содержание которого в крови реально может вырасти от восприятия красного цвета, что породит немножко агрессивности. А ее, в свою очередь, надо будет ассоциировать с чем-то происходящим – ну, вот, например, с домашней работой ученика. Понятно, что приемлемого объяснения еще не найдено.

Тем не менее, некоторые школы, руководствуясь именно такой логикой, перешли на пурпурный цвет при правке работ школьников. Об этом писала Boston Globe еще в 2004 году (Aoki, 2004). Смешно – а разве они исследовали влияние пурпурного цвета?!

Aoki, N. (2004). Harshness of red marks has students seeing purple. The Boston Globe, August 23, 2004. Ссылка.

Rutchick, A. M., Slepian, M. L., & Ferris, B. D. (2010). The pen is mightier than the word: Object priming of evaluative standards. European Journal of Social Psychology, 40(5), 704-708.