Tag Archives: eye-tracking

Ай-трекер за 99 долларов

ай-трекер за 99 долларовДатская компания The Eye Tribe анонсировала начало продаж своего миниатюрного ай-трекера ценой всего в 99 долларов. Получив за последние года гранты на разработку управления глазами для мобильных устройств, компания, похоже, придаст ещё больший импульс применению этой технологии.

Ранее они заявляли о выпуске программного обеспечения и SDK для устройств на Андроиде. Практически это означало, что ай-трекер, уже установленных в моделях телефонов, таких как Galaxy 3 и 4, мог бы быть использован в большей степени, чем сейчас (хотя, я могу ошибаться). В любом случае, оснащение новых моделей телефонов или планшетов ай-трекером сегодня – вопрос нескольких долларов, не дороже камеры. Полезный софт – вот что необходимо рынку. Однако компания решила сосредоточиться в первую очередь на производстве собственного ай-трекера, достаточно небольшого, чтобы работать с планшетниками.

Ай-трекер для планшетникаИ вот он готов и имеет весьма неплохие технические характеристики, весит 70 грамм, и по размерам является самым миниатюрным ай-трекером на сегодня (20 x 1.9 x 1.6 см). Прибор работает только с USB 3, пока только для Windows систем, и готов к использованию с планшетом. Кстати, держатель прибора для планшета стоит 50 долларов. Воистину, электроника становится сравнимой с ценой пластмассы.

Сегодня предлагается только SDK и открытое API, и это нормально для разработчиков, но если вы собирались тут же начать его использовать, придётся подождать или просить знакомого программиста. Заказы принимаются, поставка обещается к концу года.


Груди: когда размер не имеет значения

девушка на пляжеПродолжение, начало здесь и здесь.

Учёные, отец и сын Диксоны, в Университете Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия, тратят бюджетные деньги, глядя на женские груди, вот уже на протяжении многих лет. Разумеется, это важная и ответственная работа, которая должна ответить на главные вопросы мироздания, и слава богу, что кто-то взял на себя тот труд!

Иногда, впрочем, отец и сын ненадолго отвлекаются от грудей и смотрят на другие части тела. Например, на WHR (waist-hip ratio, отношение объёма талии к бёдрам) – один из основных коэффициентов, изучающих сексуальную привлекательность у людей. WHR, в принципе, отражает распределение жира у женщин. WHR – свидетельство половозрелости, здоровья и готовности к родам. Низкий WHR коррелирует с более ранним началом менструаций у девочек, и отвечает за стабильность менструального цикла. У женщин с низким WHR и большим размером груди – бóльший уровень эстрогена и прогестерона в крови, и вероятность зачатия выше. Практика клиник для бесплодных доказала большую вероятность успешного искусственного оплодотворения у женщин с низким WHR.

Это означает, что WHR – важный биологический показатель, а что важно для биологии, то красиво. Мужчины и женщины предпочитают у женщин это отношение равное 0,7, хотя, в виде исключения, некоторым племенам и народам нравится другой расклад. Мужчинам из племени Мацигенка из Перу кажется соблазнительным 0,9; Бакоссиландским мужчинам из Камеруна и Шивиарцам из амазонских джунглей Эквадора – 0,8; и так далее. Впрочем, некоторые исследователи не соглашаются с такими аномальными находками, и утверждают, что мацигенкам и шивиарцам просмодель женщины из учебника по анатомиито неправильно это показывали. Показывать женщину, как говорит уточненная методология, надо со всех сторон, обнаженной и в полный рост.  С этим трудно не согласиться, но это, в свою очередь, может заставить представителя какой-то народности стыдливо отвернуться и убежать в пампасы, или, наоборот, возбудиться и отобрать картинку, убив ученого. В общем, непросто узнать, какие бедра и сиськи нравятся мужчинам в затерянных уголках Земли.

В одном исследовании (Dixson et al., 2010) взрослым мужчинам представили шесть вариаций модели, изображённой слева (модель отсканирована из книги по анатомии для художников). У модели меняли WHR и показывали, как спереди, так и сзади, и ай-трекер отслеживали движения глаз участников. Помимо слежения за движениями глаз, участники оценивали привлекательность каждой модели, и вот что получилось:

 

 

 

Привлекательность в зависимости от WHRРегион талии, включающий в себя все сразу ниже грудей до самой широкой части талии, получает первые фиксации взгляда, в течение первых 200 миллисекунд. Это, бесспорно, подсознательное поведение и некий начальный фильтр, определяющий привлекательность женщины.

Когда мужчины смотрят на женщин с WHR 0.7 или 0.8, они больше смотрят на груди (чаще, дольше и в первую очередь) чем на талию или голову. При WHR 0,9 мужчины затрачивают одинаковое количество внимания как на груди, так и на талию. При осмотре сзади – больше внимания идёт на попу или талию, независимо от WHR.

А что произойдёт, если манипулировать размером грудей? Следующее исследование (Dixson et al., 2011) попыталось ответить на этот вопрос. Опять были созданы шесть моделей, с тремя вариациями размера груди и двумя вариациями WHR. 30 взрослых мужчин приняли участие. Им в случайном порядке показывали эти 6 женщин, по 5 секунд каждую. Опять же, участники оценивали привлекательность каждой модели. Для справки: средний размер груди – как у оригинальной модели, малый – 80% оригинала и большой – 120% оригинала.

Вот модели: три слева – со средним, маленьким и большим размерами грудей и WHR 0,7, три справа – с  WHR 0,9.Привлекательность в зависимости от размера груди и WHRКак видите, даже большая грудь но с объёмной талией не вытаскивает женщину выше по шкале привлекательности. С другой стороны, при WHR 0,7 размер грудей не имеет значения в оценке привлекательности.

Подавляющее количество фиксаций обращалось к грудям. Но опять же, в течение первых 200 миллисекунд фиксации шли в район талии. Таким образом, WHR оказывался определяющий фактором привлекательности женщины. Скорее всего, общая оценка привлекательности женщины вполне укладывается в эти первые 200 миллисекунд – по времени даже меньше, чем моргнуть.

Почему же груди уступают талии?  Вероятно, WHR – более быстрый способ определения привлекательности женщины, чем бюст.  Груди имеют и другие характеристики помимо размера – форму, вариации, цвет и расположение сосков, и прочее, что делает их эстетически сложными для быстрой оценки. Эти характеристики еще толком не изучены, и работы – непочатый край. Этот передовой край науки зовет молодых и отважных исследователей!

Dixson, B., Grimshaw, G., Linklater, W., & Dixson, A. (2010). Watching the hourglass. Human Nature, 21(4), 355-370. doi: 10.1007/s12110-010-9100-6.

Dixson, B., Grimshaw, G., Linklater, W., & Dixson, A. (2011). Eye-tracking of men’s preferences for waist-to-hip ratio and breast size of women. Archives of Sexual Behavior, 40(1), 43-50. doi: 10.1007/s10508-009-9523-5.


Что видит в вашей рекламе покупатель?

проведение ай-трекингового исследованияПродолжается набор материалов для ай-трекингового (eye-tracking) исследования.

Принимаются:

  • Реклама для печати, внешняя реклама, короткие видео, вебсайты, упаковки товаров, художественные произведения, дизайны товаров.
  • Кроме материала у вас есть возможность предоставить список нескольких вопросов, которые будут заданы респондентам после просмотра.

Вот всего лишь часть вопросов, на которые ай-трекинговое исследование может дать чёткие ответы:

  • Есть ли важные элементы в рекламе, которые никто не видит?
  • Какую историю рассказывает ваше изображение? Насколько похожа она у разных людей?
  • Что привлекает внимание человека, а что отвлекает в вашем изображении?
  • Вызывает ли она интерес и стремление действовать в желаемом направлении?

Ваш материал будет показан на большом мониторе с разрешением высокой четкости 30 респондентам (по 15 человек каждого пола), движения и фиксации глаз которых будут регистрироваться стационарным ай-трекером.
На основании этих данных вам будет предоставлен отчёт, который включает в себя:

  • Демографические данные респондентов,
  • Анализ ответов на вопросы,
  • Тепловая карта внимания,
  • Карта переходов взглядов по элементам изображения,
  • Карта первых, срединных и последних фиксаций взглядов,
  • Карта длительности и числа фиксаций на разных элементах изображён,
  • Анализ схожести локаций и последовательности взглядов всех респондентов,
  • Рекомендации по улучшению изображения.

Исследования начинаются по мере набора материала, и будут проходить в Москве. Вы можете протестировать свой материал дистанционно, если находитесь в другом городе или стране – ведётся видеозапись, которую мы вам предоставим.

Одно исследование, вероятно, начнётся уже на следующей неделе. Сроки выполнения исследования – от 1 до 4 недель. Подготовка отчёта – в течение 3-5 рабочих дней после завершения исследования.

Специальная цена в августе – 14,999 рублей.
Не упустите хорошую возможность!
Пишите: [email protected]


Смотрим на детей

лица людей разного возрастаНам больше нравится смотреть на детей, чем на взрослых, а мужчины и женщины различаются в том, как они на них смотрят. Это обнаружило недавнее исследование, с помощью ай-трекера (Cárdenas, Harris, & Becker, 2013).

Дети – самое ценное, что у нас есть, и мы это понимаем на генетическом уровне, они требуют ухода и заботы, и эволюция заставляет нас смотреть на них и за ними, и уделять им внимание. Участникам эксперимента, среди которых были молодые мужчины и нерожавшие женщины, показывали на мониторе одновременно пару фотографий: детей и молодых людей и отслеживали движения и фиксации глаз.

В целом, все участники больше смотрели на детей, чем на взрослых.

В начале статьи – фотография, которую я показывал в одном исследовании, около года назад. Тогда ещё я заметил, что молодые лица вообще привлекают больше внимания, чем лица людей в возрасте, а детские – тем более (во всяком случае, если показывать их парами). Я делал пару экспериментов, связанных с этим и другими феноменами (Процесс принятия решений, наглядно). Ниже две тепловые карты, после просмотра 30 людьми. Разница мне видна и на левой, но для того чтобы и у вас не оставалось сомнений, я подрегулировал настройки отображения на правой. Чем краснее (горячее) цвет, тем больше фиксаций.

тепловая карта вниманияЕщё выяснилось, что женщины всё же дольше, чем мужчины, смотрели на лица детей и чаще возвращали свои взгляды на них.

Неожиданная находка – мужчины дольше смотрели на детские лица, когда они были в паре с мужским. Почему – пока неизвестно.

Фактически, можно, не говоря ничего, посадить человека перед монитором и через пару минут посмотреть, хорош ли он будет как родитель (нет ли каких-то сильных отклонений от нормы) и вообще любит ли он детей. Это особенно будет полезно для детских учреждений. Понятно, что такую методику надо разрабатывать, но суть такая.

Cárdenas, R. A., Harris, L. J., & Becker, M. W. (2013). Sex differences in visual attention toward infant faces. Evolution and Human Behavior, 34(4), 280-287. DOI: 10.1016/j.evolhumbehav.2013.04.001.


Искусство глазами мышей

Мондриан. Композиция II в красном, синем и желтом, 1930 гЯпонский психолог Шигеру Ватанабе уже давно интересуется вопросом, как животные смотрят на картины и могут ли они отличать одну от другой.

Ранее, исследования показали, что обезьяны-капуцины, сурикаты и вороны предпочитают повторяющиеся симметрические паттерны. Яванские воробьи предпочитают кубизм импрессионизму. Голубей научили отличать картины Моне от картин Пикассо, Ван Гога от Шагала, и японскую живопись от импрессионизма. У птиц, как и у людей, зрительная система развита довольно хорошо. В недавнем исследовании Ватанабе взялся за мышей (Watanabe, 2013): считается, что у грызунов зрение используется в меньшей мере, чем у людей и птиц. Что покажут они?

Подобрав по 15 картин каждого художника:в одном эксперименте — Ренуара и Пикассо, в другом — Кандинского и Мондриана, психолог выработал условный рефлекс у разных мышей на каждую картину, использованную в эксперименте, с помощью морфия. То есть, мышь научили смотреть на Кандинского и получать за это морфий. Затем, уже в ходе эксперимента, ей показывали две картины — Кандинского и Мондриана, и ей предстояло отличить одного от другого. Еще сложнее: отличить одну картину Пикассо от другой.

Что выяснилось: мыши все же могут различать одного художника от другого, и его картины между собой (не особенно хорошо, но всё же). Вопрос — что позволяет им это делать? Мышь может отличать один визуальный стимул от другого, если между ними есть достаточная психофизическая разница. Мышь видит бессмысленные для нее визуальные паттерны, и если с картинами Ренуара ей полегче, то совсем трудно с картинами Пикассо, и уже совершенно невозможно у Мондриана и Кандинского.

Мне кажется, Ватанабе был слишком суров с мышками — он мог дать им что-то более вменяемое. В начале статьи картина Пита Мондриана Композиция II в красном, синем и желтом, 1930 г. Я использовал ее в прошлом году в пилотном эксперименте, и ниже вы видите тепловую карту фиксаций глаз 30 человек — слева оригинал, а справа — измененную, где красный с синим поменялись цветами.

сравнение оригинала с измененной картинойЕсть отличия в том, как люди смотрят на одну и другую, безусловно, но почему они образуются, надо разбираться. Люди, что уж говорить о мышах, не могли вспомнить отличия одной картины от другой, а некоторые уверяли меня, что эта картина была показана два раза. Впрочем, я не давал им наркотиков.

Watanabe, S. (2013). Preference for and discrimination of paintings by mice. PLoS ONE, 8(6), e65335. doi: 10.1371/journal.pone.0065335.


Ай-трекинг в очках Гугл

Google GlassГугл подал заявку на патент, который описывает метод разблокирования электронного устройства посредством ай-трекера. Проще говоря, Гугл думает о том, чтобы вставить в свои Google Glasses ай-трекер.

Как показано на изображении ниже, слева, когда человек в таких очках отследит полет птички, очки разблокируются. Справа показан другой метод – прочитав текст на экране, пользователь также включает устройство.

Метод разблокировки очков Google с помощью ай-трекера
Глаза человека следуют определённой траектории, ай-трекер их отслеживает, сравнивает с заданной и определяет соответствие. Если оно есть – производит какое-то действие.

Можно представить, что таким же образом можно показать пользователю на дисплее ряд цифр, и если он знаете код, то он фиксирует свой взгляд последовательно на первой второй и последующих цифрах, и включает или выключает устройство.

Впрочем, до этого предстоит решить еще несколько проблем – уменьшить размер ай-трекинговой камеры и процессора для нее, и обеспечить питание. Никто не хочет носить на носу падающие от тяжести очки или заряжать их каждый час.

Фото в начале заметки с сайта Google Glass.


Как мы смотрим на картины

исследования с помощью ай-трекераПосле нескольких пилотных экспериментов мы решили начать большое исследование картин, знаменитых и неизвестных, старинных и современных, разных стилей и жанров, с множеством гипотез.

Ниже – картина Диего Веласкеса Las Meninas. Одно из изображений – оригинал, другое – с изменением. Обе картины участвовали в пилотном исследовании в прошлом году, где показывались в течение 5 секунд, наряду с другими изображениями. Las Meninas была выбрана мной потому, что она участвовала в аналогичном эксперименте, показанном в фильме BBC What Makes a Masterpiece.

Диего Веласкес Las Meninas

Хотелось выяснить, будет и разница, и в чем именно она будет заключаться, в просмотре оригинала и модифицированной картины, в которой один важный элемент сцены был изменен. Вот что получилось после просмотра 30 людьми:

тепловая карта вниманияКак вы видите, есть различия, но предстоит еще внимательнее изучить, в чем именно они заключаются: картина не простая, сами понимаете.

Методология была доработана и первая часть исследований началась 24 мая, продлилась три дня, и уже есть любопытные результаты. Как всегда, появляются совершенно неожиданные находки, никак не связанные с главной темой. Так, например, по результатам просмотра, появилась идея и гипотеза, что атеисты и верующие смотрят на картину Иванова Явление Христа народу несколько по-разному. Во всяком случае, показалось, что атеисты уделяют гораздо меньше внимания этому персонажу, но поскольку целей изучить такое не ставилось, гипотеза осталась в подвешенном состоянии.

Начнем готовить следующую часть для тестирования, и если у кого-то есть идеи по поводу включения каких-то картин – пишите, места для прекрасного есть всегда!