Научных исследований, которые показывают, как социальные сети влияют на поведение людей, в последнее время все больше и больше. Уже известно, что Facebook и последователи делают нас несчастными, портят настроение, вызывают депрессию и нарциссизм.
Еще одна статья с удивительными выводами опубликована в январе этого года в журнале Memory & Cognition: она посвящена человеческой памяти и тоже основана на данных о поведении пользователей Facebook.
В серии экспериментов американские и британские ученые проверяли память на различение уже показанных и новых текстовых предложений. В первом исследовании они взяли два массива – 200 постов из Facebook и 200 предложений из книг-новинок, отобранных заранее независимой группой, не знающей цели эксперимента. Людей (на этом этапе несколько десятков человек) разбили на группы «Facebook» и «Книги» и показывали им половину из каждого массива на мониторе компьютера – по 3 секунды на каждое предложение. Затем представляли полный лист предложений, и участники эксперимента должны были отметить, видели ли они каждое предложение прежде или нет.
Результаты достойны внимания: фразы из Facebook запоминались почти в полтора раза лучше! Исследователи провели несколько экспериментов, проверяя и устраняя влияние возможных факторов: использование эмотиконов, краткость или, наоборот, многословность. Разница оставалась по-прежнему солидной.
Вдохновленные результатом, ученые решили сравнить теперь эти же фразы с лицами. Наш мозг имеет специализированный отдел, занимающийся обработкой лиц. Мы различаем лица и выраженные на них эмоции хорошо и быстро. Потому стоило предположить, что лица легко обойдут по уровню запоминания фразы из Facebook. Но результаты были еще весомее: фейсбук-фразы запоминались лучше почти в 2,5 раза. Исследователи обратили внимание, что это такая же разница, как если бы сравнивали человека с отличной памятью с человеком, который память почти потерял.
Ученые выдвинули предположение, что записи в соцсети активируют социальное мышление и ведут к более тщательной обработке информации, нежели предложения, вырванные из контекста, или люди с нейтральным выражением лица. Записи в FB ближе к формату сплетни, и это может играть роль: нам нравится, когда нам сообщают об изменениях в близкой социальной среде.
Это проверяли в третьем эксперименте: на этот раз участники в одной группе должны были считать слова в предложениях и записях (легкая обработка информации), а во второй группе – оценить, легко или не очень фраза напоминает им о чем-то, что могли бы сказать или написать их знакомые или герои книги / фильма (осмысленная обработка информации). После просмотра людей отвлекали незначительной задачей, а затем предлагали восстановить, что они запомнили; причем об этой задаче их заранее не предупреждали.
Оценка легкости и сложности, как и число слов в предложениях из книг и FB, ничем не отличались. При этом в условиях осмысления память работала хорошо в обоих случаях. Но память на посты соцсети опять оказалась лучше. Таким образом, социальная вовлеченность, осмысление идеи текста не могли быть основной причиной такого разрыва в запоминании.
Возможно, объяснение стоит искать в завершенность Facebook-фраз, не требующих дополнительного контекста для понимания, предположили исследователи, создавая новый дизайн эксперимента. На этот раз участников было больше, чем в предыдущих опытах, – 180 человек. Ученые взяли для анализа два твиттер-канала CNN – Breaking News и новостей шоу-бизнеса. Оттуда они переходили к полному тексту новости, брали ее заголовок, одно случайное предложение и один случайный комментарий читателя.
Новости из мира шоу-бизнеса запоминались лучше, чем другие новости. Вероятно, как раз из-за некоторой скандальности и сплетен, присущих таким текстам. Но комментарии читателей запоминались лучше всего. Значит, феномен нельзя полностью объяснить содержанием сообщения. Завершенность идеи могла бы ответить за лучшую запоминаемость, но опять же не полностью: заголовки обладают такой же чертой.
В результате ученые выделили следующие факторы, влияющие на лучшую запоминаемость предложений:
Завершенность мысли;
Сознательное осмысление идеи фразы;
Содержание в тексте сплетен или слухов;
Простой язык текста, без редактуры.
Один из авторов исследования, профессор Николас Кристенфилд из Университета Калифорнии в Сан-Диего, сделал важный и в чем-то устрашающий вывод: «Можно рассматривать прошедшие пять тысяч лет наших трудов по созданию и совершенствованию письменных текстов как аномальное явление. Современные технологии позволяют письменному языку вернуться к своей обычной, личной манере общения, сформированной до эпохи всеобщей грамотности. Этот стиль резонирует с нами, и текст запоминается лучше».
Этим можно, вероятно, объяснить успех Facebook и других соцсетей: он зависит не только от желания людей публиковать свои мысли, фотографии и комментарии, но и от потребности других это читать и понимать. Все банально и просто. Если нашему мозгу не требуется подключать больше ресурсов для понимания чего-то, ему это делать легче, и нам такое занятие нравится больше. Чем ближе текст к натуральной речи, тем легче его понимать и запоминать. Чем меньше редактирования, тем лучше сообщение готово к тому, чтобы быть воспринятым.
В общем, будьте внимательны, ответственны и хорошо подумайте, прежде чем написать что-либо в социальной сети. Знайте: написанное крепко засядет в памяти ваших читателей.