Tag Archives: nucleus accumbens

Пуси-мумуси

Фотографии детей

Фото из Glocker et al., (2009B). Кликните для увеличения.

Если вы посмотрите на картинку с милыми-премилыми котятами или щенятами, ваше поведение станет более заботливым по отношению к другим. То есть, если вам предстоит операция, покажите хирургу картинку с котятками.  Без шуток – это может улучшить точную моторику хирурга, как проявление его повышенной заботы о милом беззащитном создании, нуждающемся в заботе (Sherman, Haidt, & Coan, 2009). “Шаблон младенца” описал еще Конрад Лоренц, как набор детских физических характеристик: круглое лицо, большие глаза и высокий лоб. Этот шаблон вызывает умиление и заботливое поведение, как эволюционная функция обеспечения выживания младенцев.

Используя магнитно-резонансный томограф, ученые (Glocker etal., 2009A) обнаружили, что этот шаблон активирует nucleus accumbens (прилегающее ядро в базальном переднем мозгу около перегородки), регион, который считается ответственным за вознаграждение. Эксперимент ставил целью показать, что родство ребенка не должно иметь значения, и работает не инстинкт материнства как таковой, поэтому в качестве участниц эксперимента использовал нерожавших женщин. У мужчин реакция на младенцев ничуть не хуже, кстати говоря. В другом исследовании (Glocker etal., 2009B) ученые манипулировали этим шаблоном младенца, пытаясь усилить или ослабить его. Сильный шаблон, как оказалось – это более круглое лицо и высокий лоб. Потом участники эксперимента оценивали измененные фотографии лиц детей и, как ожидалось, лица с усиленным шаблоном вызывали больше умиления и желания заботы о них. Вы сами можете убедиться в этом феномене, посмотрев на фотографию и решив, где дети кажутся более умилительными. Фото а и d – с ослабленным шаблоном, с и f – с усиленным.

Ричард Уайзман, психолог из Хертфордширского Университета в Англии, пошел дальше и протестировал это вне лаборатории (Devlin, 2009). 240 бумажников были размещены на улицах Эдинбурга в течение нескольких недель в 2008 году. Психологи хотели посмотреть, что будут делать с бумажниками люди, которые их нашли.

Бумажники были поделены на шесть категорий – в отделении с прозрачной пленкой были вставлены либо одна из четырех фотографий – милого щенка, счастливой семьи, опрятной пожилой пары или умилительного ребеночка, либо чек оплаты пожертвования благотворительному обществу, или ничего вообще (как контрольное условие). Помимо этого, в каждом бумажнике были использованные лотерейные билеты, дисконтные талоны и членские карточки, и, разумеется, адрес владельца. Денег в бумажник не вкладывали. Бумажники аккуратно и незаметно подбрасывали в разные популярные районы города.

Всего было возвращено 43% бумажников, что превысило ожидания психологов. Как писали в комментариях к статье про это эксперимент, многие жители Эдинбурга сомневались, что вообще что-то вернут. Но не все бумажники равны :).

С фотографией карапуза – из 40 бумажников вернулись 35 (88%). Далее места распределились так: милые щенки (53%), фотография семьи (48%) и пожилая пара (28%). Показатель благотворительности владельца получил признание только в 20% случаях, а контрольные бумажники – 15%.

Понимаете теперь, что вам нужно делать, чтобы ваш бумажник, в случае потери, вернулся к вам?

Devlin, H. (2009). Want to keep your wallet? Carry a baby picture. The Times. July 11, 2009

Glocker, M. L., Langleben, D. D., Ruparel, K., Loughhead, J. W., Valdez, J. N., Griffin, M. D., Sachser, N., & Gur, R. C. (2009A). Baby schema modulates the brain reward system in nulliparous women. PNAS Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 106(22), 9115-9119.

Glocker, M., Langleben, D., Ruparel, K., Loughead, J., Gur, R., & Sachser, N. (2009B). Baby schema in infant faces induces cuteness perception and motivation for caretaking in adults. Ethology, 115(3), 257-263.

Sherman, G., Haidt, J., & Coan, J. (2009). Viewing cute images increases behavioral carefulness. Emotion, 9 (2), 282-286.


Рожденные играть

The Space Fortress

The Space Fortress

Навыки, полученные в ходе видео игры, могут быть использованы в других областях, но индивидуальные различия в качестве игры, обучения и переноса навыков не позволяют предсказывать точно, что, где и как будет улучшено. Исследование, опубликованное в журнале Cerebral Cortex (Erickson et al., 2010), ставило своей целью выяснение, каким образом можно было сделать такое предсказание.

Простейшая игра, Космический Форт (the Space Fortress), была специально разработана для эксперимента. Цель игры – уничтожить неприятельский форт, избегая разнообразных опасностей и ответных ударов. Произведя сканирование томографом участников эксперимента до начала игры, исследователи могли сделать необходимые измерения различных регионов мозга, а затем наблюдать, каким образом происходит обучение и совершенствование навыков игры. Затем они сравнивали успехи игроков со сканами их мозга.

striatum

Связи полосатого тела (the striatum). Рисунок из Nolte, 2007.

Гипотеза заключалась в том, что объем какого-то из двух регионов головного мозга – полосатого тела (the striatum), который участвует в процедурном обучении и когнитивной гибкости, и гиппокампа (the hippocampus), задействованного в декларативной  (непроцедурной) памяти, может служить отличным предсказателем того, как вы обучитесь и как хорошо вы сможете играть в игру.

Гиппокамп “вышел из игры”, а вот полосатое тело и регионы, входящие в его состав: хвостатое ядро (the caudate nucleus) и путамен (the putamen), оказались хорошими предсказателями. Объем полосатого тела, в целом, может предсказывать быстрое освоение игры, а специфически, объем дорсальной части полосатого тела предсказывал улучшения в совершенстве игры. Объем хвостатого ядра, зоны, занятой в обучении новым навыкам, оказался фактором, показывающим, насколько хорошо игрок будет осваивать разнообразные стороны игры, связанные не только с победой.

Это исследование показывает, что мы можем предсказывать многие аспекты нашей жизни, если знаем, на что смотреть. Когда сканирование мозга станет более доступным, точным и оперативным, мы узнаем еще много интересного, а пока понятно то, о чем мы всегда догадывались: практика – гарантия достижения совершенства в чем-то, но самые крутые геймеры (и не только они) уже такими рождаются.

Erickson, K. I., Boot, W. R., Basak, C., Neider, M. B., Prakash, R. S., Voss, M. W., Graybiel, A. M., Simons, D. J., Fabiani, M., Gratton, G., & Kramer, A. F. (2010). Striatal Volume Predicts Level of Video Game Skill Acquisition. Cerebral Cortex, bhp293.

Nolte, J. (2007). The human brain in photographs and diagrams, 3rd edition, New York: Mosby.


Игнорирование будущего

Jessica BielКогда люди видят что-то хорошее в настоящем, они могут пренебрегать будущим, даже если есть что-то лучшее в будущем. Экспериментаторы (Wilson & Daly, 2004) предложили группам, включающим как мужчин, так и женщин, выбор между небольшой суммой на следующий день после эксперимента или гораздо большей суммой в будущем. Людям предлагалось посмотреть и оценить привлекательность лиц противоположного пола либо: одной группе испытуемых – красивых лиц, а другой группе – некрасивых. Участники эксперимента делали это два раза: до принятия решения, и после. Игнорирование будущего у мужчин проявилось значительно сильнее, чем у женщин – мужчины соглашались на синицу в руках, если смотрели на красивую женщину. В случае с некрасивой женщиной  игнорирования будущего не происходило.

Одна из гипотез заключается в том, что возбуждение, возникающее при взгляде на привлекательную женщину, уменьшает возможности мужчины принимать рациональные решения. Это происходит за счет выброса допамина и роста уровня тестостерона в крови. Мужчине нужно быть сексуально готовым, и программа репродукции выходит на первый план. Эта программа, наряду с программой выживания, отвечает на главные вопросы текущего момента; зачем беспокоиться о пищеварении, когда за тобой гонится тигр? Зачем нужны блага потом, если они прямо перед тобой, здесь и сейчас?

У мужчины, смотрящего на красивых женщин, активируется nucleus accumbens, регион мозга, который связан непосредственно с орбитофронтальной корой (Aharon et al, 2001). Этот регион задействован в процессах  вознаграждения. Получается, что видеть красивое лицо – уже вознаграждение.

Практический совет можно свести к тому, что когда вы собираетесь принимать важные решения о будущем, постарайтесь избегать красивых женщин.

Wilson, M., & Daly, M. (2004). Do pretty women inspire men to discount the future? Proceedings: Biological Sciences, 271, Supplement 4,177-179.

Aharon, I., Etcoff, N., Ariely, D., Chabris, C. F., O’Connor, E. & Breiter, H. C. (2001). Beautiful faces have variable reward value: fMRI and behavioral evidence. Neuron, 32, 537-551.