Category Archives: Мозг

Мир глазом циклопа

бронзовый шлем циклопаИрландские художники Анна Клири и Денис Коннолли (Anne Cleary & Denis Connolly) создали шесть шлемов, с помощью которых можно взглянуть на мир глазами разных животных и даже циклопа. Сделать шлемы им помогал Нил МакКензи.

С точки зрения психологии, это – супер интересная штука, поднимает множество интересных мыслей по развитию. А также показывает, что идей, настолько талантливых и простых, к счастью, по-прежнему много. Странно, что я не видел ничего подобного по красоте идей у многочисленных VR разработчиков.

Вот шлем лошади, который дает необыкновенно широкое периферическое зрение со слепым пятном впереди.

Шлем лошади Шлем лошади

А вот шлем жирафа:

шлем жирафа шлем жирафа

Шлем акулы-молота (или рыбы-молота, как ее еще называют):

шлем акулы молот шлем акулы молот

Вот, кстати, как она выглядит, если кто забыл:
акула-молот

Шлем дает возможность взглянуть на мир глазом циклопа (в начале статьи – также шлем циклопа):

шлем циклопа
Эта штука уже посложнее: шлем хамелеона. Дает возможность одновременно смотреть вперед и назад. Работает получше чашки кофе.

шлем хамелеон

Шлем чеширского кота, выдуманного персонажа книги «Алиса в стране чудес»:

шлем чеширского кота

Как мы помним, кот умел исчезать, а в воздухе оставалась висеть какое-то время его улыбка. Шлем дает возможность видеть одновременно все, что впереди, плюс очень широкую периферию. Такое видение названо в честь иллюзии чеширского кота, открытую Салли Дунсинг и Бобом Миллером (Sally Duensing and Bob Miller). В иллюзии любое движение на периферии приводит к частичному исчезновению объектов впереди, но особенно впечатляюще это происходит с лицом. Лицо человека впереди, если он будет улыбаться, исчезает, и остается только улыбка и глаза. Очевидно, отсюда и название иллюзии. Вот, кстати, видео, хорошо объясняющее иллюзию. Ее очень легко воспроизвести – понадобится только зеркало.

А вот и сами создатели, в своей мастерской в Париже:

Anne Cleary & Denis Connolly

Сайт художников.


Вести с полей. Прощай, нейромаркетинг, и по кочану

neuromarketingРовно шесть лет назад я начал заниматься нейромаркетингом – то есть исследовать маркетинговые и рекламные материалы с помощью ЭЭГ, ай-трекера, автоматического распознавания эмоций и имплицитных тестов.

И вот сейчас, когда перспективы и приоритеты поменялись, бросаю этим заниматься. На него у меня нет ни желания, ни времени, а у него – нет будущего. Поясню, почему.

За это время провел много исследований, и, без ложной скромности, порой делал крутые и достойные исследования. Некоторое из них вообще уникальные, например, когда по отклонениям взгляда предсказывается последующий выбор, химичил с параметрами видео, которые могут в определенных условиях предсказывать успех видео, и прочее. Когда была возможность, проводя маркетинговые исследования, я параллельно изучал известные картины, картинки и другие интересные штукенции. Вообще доволен: многому научился, много узнал. О некоторых результатах я писал в этом блоге. Еще куча материалов не разобрана.

Область нейромаркетинга, как впрочем, и всё вокруг нас, щедро заселена веселыми ребятами. Люди пытаются определять что-то с помощью полиграфов, тестов Люшера, ZMET и прочих заклинаний. Если есть заказчик, который просит предоставить ему «архетипы охлажденного мяса», то находятся и соответствующие исполнители. Недавно мне порекомендовали посмотреть видео, где один маркетолог объяснял, что такое нейромаркетинг, и как он применил его в крупном проекте. Посоветовали посмотреть, чтоб я, типа, понял, как надо рассказывать про нейромаркетинг. Начал я смотреть и обалдел: для этого чувака я делал исследование, и именно про это исследование он и говорил! Результаты оказались совсем не те, о которых он вещал. Он подогнал данные, причем данные сами по себе ничего не определяющие (ширина зрачка), чтобы получить то, что ему требовалось. Иными словами, всё, что этот чел говорил, буквально всё, – была выдумка и неправда. «Тебе какая разница?», говорили мне. Ну ладно, теперь-то чего уж.

Важнее другое:

Во время исследований настолько часто, насколько возможно, я сталкивался с вопросом «Почему». Впрочем, чаще всего этот вопрос задавал себе сам. Вот мы видим, что люди больше внимания уделили первому варианту, чем второму. Разница существенная, настолько, что можно спокойно принимать решение. Но почему так произошло? Некоторые считают, что этот вопрос – слабое место нейромаркетинга. На самом деле, это слабое место чего угодно.

Если вам задали такой вопрос, а вы не решаетесь на него отвечать, вас могут начать подозревать в некомпетентности. Но, как правило, мы всегда «знаем», как на него ответить. Вы погружаетесь в пучину гипотез, которые вы можете, но никогда не проверите, в объяснения, которые вы никогда не сможете и не собираетесь проверять, и это всё не имеет никакого значения.

Теперь я понимаю, что вопрос «почему» все более уходит в историю. Никто не никогда не узнает и не будет даже стараться узнать, почему первый вариант оказался более привлекательным, чем второй. Почему одна обложка журнала привела к невиданным продажам, почему один клип шоумена оказался таким безумно популярным, почему смена упаковки товара привела его к «гибели» – ответа нет, и всем плевать.

Почему если дует восточный ветер, то помидоры начинают продаваться на 20% больше (или меньше, не в этом суть). Мы просто видим паттерн, или его нам подсказывают алгоритмы, а вот «почему» – с большой вероятностью, мы никогда не узнаем. Почему определенные цветовые паттерны крыш означают повышенную преступность, и по аэрофотосъемке можно понять опасные районы города, наркоманию, ожирение, подростковую беременность, число абортов, заболевания и прочее? По паттернам цветов крыш, твоюмать. Почему – не знаем, и заниматься некому, и не интересно никому, и времени нет. Ответы порождают нам алгоритмы и нейронные сети, а как они приходят к ответам – мы понимаем лишь отчасти, и если они говорят «продавай сейчас помидоры», то они никогда не ответят на вопрос «почему».

Любопытно, что даже если мы вдруг гипотетически получим ответ на вопрос «почему», раскроем действительно реальные причины, ничего не изменится. В одном случае мы одобрительно скажем: «Ну надо же», а в другом: «И что теперь делать с этим?» Это как если бы вы узнали реальные причины дружбы двенадцатого герцога Альбы с Жан Жаком Руссо – как это поможет вам жить сегодня, и, особенно, завтра?

Казалось бы, еще лет тридцать назад мы шли к тому, что узнавали о мире все больше, и «почему» был одним из главных вопросов познания. Сегодня мы узнаем о мире на порядок больше, но узнаем больше «что» и «как», а вопрос «почему» задаем все реже, потому что некому, некогда и вроде как незачем на него отвечать.

Сегодня есть (или будет в ближайшее время) уже достаточно эффективных решений, построенных на алгоритмах, которые могут предсказывать популярность продаж товара или сервиса без предварительных оценок человеком. Всякий и любой опыт, накопленный в нейромаркетинге, все больше становится практически неприменимым и теоретически бесполезным. Возможно, мне и не удалось передать свое понимание и ощущение, почему нейромаркетингу капут , но универсальный ответ на это вынесен в название статьи. в конце концов.

Да какой нейромаркетинг – эпоха, когда бизнесу надо было продавать нам что-то, соблазнять, и угадывать наши желания, похоже приходит к концу быстрее, чем нам кажется. Но это уже другая история.


Серьезные игры

Serious gaming сертификатПолучил сертификат за окончание шестинедельного курса Serious Gaming от Erasmus University Rotterdam, сдал на 92.3%. Натолкнулся на курс случайно, а до того также случайно узнал про серьезные игры. А именно – про американскую программу Сириус, которая ставила себе целью обучать военных аналитиков избегать когнитивных предубеждений в процессе размышлений над проблемами. Программа инициировалась агентством IARPA, была нанята компания-разработчик и группа ученых из американских университетов.

Через четыре года и 8,7 миллионов долларов США появилась игра CYCLES, которая учит игроков  лучше (на 65%) распознавать и избегать шесть основных когнитивных искажений при принятии решений.

cycles серьезные игры cycles серьезные игрыВизуально игра выглядит не ахти, но не знаю, как по эффективности – она же распространяется вроде только для аналитиков ВВС США.

В общем, есть целый мир серьезных игр, которые учат нас прочувствовать, каково быть ребенком, собирающим хлопок в Узбекистане, побыть матерью-одиночкой в США, едва сводящей концы с концами, как готовить разные блюда, буксировать сухогрузы в порту Роттердама и многое другое. Вот и наша Food Game вполне отвечает всем признакам серьезной игры: она обучает мозг автоматически отдавать предпочтение здоровой еде, а также спокойно контролировать себя при виде соблазнительной, но вредной еды.


Как маленькие засранцы меняют наше поведение

одинокая женщина не хочет знакомитьсяЕще одна иллюстрация того, как мало мы про себя знаем, и как наши попытки объяснять поведение человека могут выглядеть смешно.

Считается, вернее считалось вплоть до недавнего времени, что мозг не связан напрямую с иммунной системой. И вот, исследователи из медицинской школы при Виргинском Университете (Filiano et al., 2016) обнаружили лимфатические сосуды в оболочках мозга (менингах). Опыты с крысами показали, что убирая иммунные клетки из оболочек мозга, ученые добивались асоциального поведения животных. Крысы переставали интересоваться другими, не нуждались в общении и играх с сородичами, и были равнодушны к своему одиночеству. Как только ученые опять заселяли оболочки мозга иммунными клетками, нормальное поведение восстанавливалось.

Но несмотря на непосредственную близость к мозгу, иммунные клетки в оболочке не соприкасаются с мозгом. Как же происходит взаимодействие? Ученые подозревали, что иммунные клетки могут выделять какие-то молекулы, способные преодолеть гематоэнцефалический барьер и проникнуть в мозг. Так и оказалось:  этой молекулой оказался маленький засранец интерферон-гамма. Блокируя его производство, ученые достигали такие же эффекты в социальном поведении крыс.

Что это означает? Исследование, опубликованное в журнале Nature, в самом деле показывает множество интересных перспектив. Коль скоро иммунная система оказывает непосредственное влияние на поведение, возможно, что неполадки в работе этой системы выражаются в определенном дефиците социального поведения? Это может быть настоящей причиной (или одной из причин) аутизма или шизофрении, к примеру.

Многое становится логично, посудите сами. Разнообразное и богатое социальное поведение необходимо для выживания. Но само такое общение ведет к встрече со многими людьми и многими патогенами, а если иммунная система уже ослаблена, то она вынуждена защищаться. Тогда она меняет социальное поведение, уводя нас от общения и заражения. Вот как на картинке выше – лежит девушка, вся такая интересная, а интерферон-гамма строго-настрого запретил ей с кем-либо общаться.

Но как глубоко простирается это влияние? Что если это меняет не только наше социальное поведение, но и личность? Как насчет оси интроверт-экстроверт? Почему бы какому-то ранее неизвестному нашей иммунной системе патогену не изменить наш характер? Можем ли мы стабилизировать иммунную систему и устранить аутизм или шизофрению? Нас ждут любопытные открытия.

Filiano, A. J., Xu, Y., Tustison, N. J., Marsh, R. L., Baker, W., Smirnov, I., . . . Kipnis, J. (2016). Unexpected role of interferon-γ in regulating neuronal connectivity and social behaviour. Nature, 535(7612), 425-429. doi: 10.1038/nature18626.


Разгадка Болеро

unraveling boleroВ детстве несколько раз во время острых инфекций был у меня горячечный бред. Я до сих пор помню характерный признак этого бреда – повторяющаяся снова и снова странная и пугающая визуальная мелодия. Что-то отталкивающее и одновременно притягательное.

А вспомнил я об этом на днях, и понял, на что он был похож мой бред, читая одну книжку (Brogaard & Marlow, 2015). Книга – о необычных способностях людей, и о том, что часть таких способностей возникает в результате повреждения мозга. Так, у одной женщины, Анне Адамс, внезапно обнаружился талант рисования. Она просто не могла не рисовать практически постоянно, и делала это мастерски. Однажды она обнаружила мелодию, которая стала ее наваждением. В конце концов, после тщательного ее изучения, она ее нарисовала. Картина остроумно названа Unraveling Boléro – дословно Разгадка Болеро, но перевод должен быть лучше, ибо в названии очевидная игра слов с именем автора Морисом Равелем. На картине (в начале статьи) изображен каждый такт этой мелодии.

Про интерес художницы к Болеро, и про другие ее картины больше написано в научной статье в журнале Brain (Seeley et al., 2007). Ссылка на полный текст.

Что Анне Адамс не знала в момент написания картины, что ее талант к рисованию обязан своим появлением болезни мозга – у нее уже начала развиваться лобно-височная деменция, и одно из ее проявлений – прогрессирующая афазия, в результате которой она через несколько лет потеряет способность говорить.

Как выяснилось, Морис Равель, к моменту написания Болеро, вероятнее всего, был болен тем же заболеванием. Он сам считал мелодию странной, без формы и развития. Есть байка, что во время ее премьеры в 1928 году в Opéra de Paris женщина крикнула ему, что он сумасшедший, и Равель ответил, что «вы единственная, кто понял это сочинение».

Конечно, я послушал Болеро после всего того «новыми» ушами, и понял, что эта мелодия мне всегда не нравилась, пугала меня слегка, но не понимал, почему. Она – пожалуй, лучшее выражение того моего детского горячечного бреда. Интересно, неужели Адамс или Равель, в результате болезни, начали чувствовать себя как в постоянном бреду?

А вам нравится Болеро?

Brogaard, B., & Marlow, K. (2015). The superhuman mind : free the genius in your brain. New York : Hudson Street Press.

Seeley, W. W., Matthews, B. R., Crawford, R. K., Gorno-Tempini, M. L., Foti, D., Mackenzie, I. R., & Miller, B. L. (2007). Unravelling Boléro: progressive aphasia, transmodal creativity and the right posterior neocortex. Brain, 131(1), 39-49.


Задачка для крутых

кроликХотите фокус? Посмотрите сейчас себе на колени – видите кролика? Погладьте его, он такой милашка. Не увидели кролика? Что ж, фокус не удался. Попробуем по-другому.

паттерныВ одном эксперименте (Kosslyn et al., 2000) людям показывали картинки, две из которых вы видите слева. Иногда, когда люди смотрели на цветной паттерн, им говорили, чтобы они видели его как черно-белый; а когда смотрели на черно-белый паттерн, говорили, чтобы видели цвета.

В одном условии люди «реально видели» цвета на черно-белой картинке, и «не видели» их на цветной. Это подтверждалось данными томографа. Дело в том, что все испытуемые были высокогипнабельными – так называют людей, которые легко поддаются гипнозу и выполняют практически все, что им внушают; именно такие люди – действующие лица всех чудесных трюков и эффектов гипноза.

Когда они были в обычном состоянии, они могли лишь притворяться, или воображать, что не видят цвета, где он есть, или видят его там, где его нет. Мысленное воображение цвета активирует fusifom gyrus (Brodmann 37) правого полушария. Это означает, что хорошее воображение может превалировать над восприятием, то есть, в буквальном смысле, воображаемая картинка может покрыть собой реально воспринимаемый объект.

В гипнозе у людей отмечалась дополнительно активация зоны цвета в левом полушарии, чего в условиях воображения не удается произвести. Такая активация характерна для гипноза. Однако к объяснениям насчет активации тех или иных регионов следует относиться с осторожностью. Мозг, как показывают некоторые исследования, оказывается еще пластичнее, чем мы думали. Цвета могут обрабатываться регионами мозга, о которых бы этого и не подумали (исследования с британским савантом Даниелем Тамметом).

Эксперимент с восприятием цвета в очередной раз продемонстрировал, что гипнотическое состояние – реальный феномен, а не просто притворство. Но это все прелюдия, показывающая то, что есть состояния, когда мы начинаем успешно верить в то, чего нет.

Мне всё это видится как любопытная задача: Как сделать так, чтобы через несколько минут какого-то воздействия любой человек мог «реально» увидеть цвета на черно-белой картинке? Чтобы он не мог  ответить на вопрос: Какая их этих картинок цветная?

паттерны цветной и черно-белыйЧтобы он, в конце концов, мог легко увидеть, что за слово написано на картинке ниже:

холст

Чтобы он мог легко увидеть кролика у себя на коленях и погладить его. Чтобы даже вы, зная всю кухню воздействия, попадали бы под его влияние.

Решения у этой задачи есть. Одно мы видели – гипнотический транс, но решение это весьма неуклюжее, и не всем подходит. Нужно воздействие, которое происходит во время слайдшоу этих паттернов, и в конце, скажем, третьей минуты уже должен произойти эффект. Потенциально продуктивный способ – научиться синестезии, и сделать ее гибкой с самого начала.

Разумеется, метод, с помощью которого мы можем проделывать такое, применим для других, более полезных способностей, нежели цветоразличение. Без преувеличения, это – один из ключей к сверхспособностям.

Kosslyn, S. M., Thompson, W. L., Costantini-Ferrando, M. F., Alpert, N. M., & Spiegel, D. (2000). Hypnotic visual illusion alters color processing in the brain. American Journal of Psychiatry, 157(8), 1279-1284.


Вести с полей. Что делать в новом году

jessica jonesНе знаю как у вас, а у меня новый год со своими планами уже бьет ногами в дверь. Пока образовались несколько тем, и мне важно, на самом деле, их опубликовать.

Активируй это

Самая захватывающая тема для меня сейчас – активация омоложения (как cell repair and recycling) и оздоровления. Не потому что я болен, а потому что это достойная цель. Также это сравнительно легко проверять и несет моментальную практическую пользу. Есть теория, что в процессе реализации какой-то цели, наш мозг активирует концепцию, описывающую такую цель. Это позволяет дать этой цели приоритет и легкость поиска решений при выполнении целевых задач. Как только цель достигается, происходит деактивация концепции, это тоже любопытный момент. Отчасти это похоже на то, что изучала Блюма Зейгарник и Курт Левин (ссылка).

Думал об этом давно, но вот недавно, в ходе тренинга по дизайну личного будущего пришла идея. Ведь этот тренинг не только о том, как обложившись ништяками, покоиться на злачных пажитях, но и о том, как можно заглянуть в завтрашний день.

Вот уже неделю пробую тест, который должен показывать, активировалась ли какая-то цель или нет. Тест надо будет улучшать модернизировать в более мощный и в метод активации поведения или способности. Кстати, если гипотеза подтверждается, то активировать способность летать, махая ручками, или становиться невидимым не получится. Жаль :)

Вообще, перспектива очень заманчивая. Остаток декабря и январь я посвящу именно этому. Если все получится, я просто охренею, конечно. Пока участники экспериментов не нужны, но понадобятся. И мне надо все же, наверное, сделать лекцию Психологические методы омоложения и оздоровления, потому что, кажется, многие не знают того многообразия возможностей экспериментальной психологии в этой теме.

Будущее и воображение

Мне очень нравится тема дизайна личного будущего, и я безусловно буду проводить тренинги и исследования по этой теме в новом году,. Надо сделать целую кучу экспериментов – сразу же, как только найдутся пиастры. Это направление универсально хорошее, потому что оно помогает всем другим темам. Дизайн будущего – это прежде всего умение воображать. А этому можно учиться. Мне кажется, способность и умение воображать – последний остающийся форпост человека перед искусственным интеллектом.

С воображением у многих людей вообще беда. Посмотрите на разбогатевших чиновников и на что они тратят деньги. Одна из идей, отпочковавшихся из этой темы – сервис типа Скажите мне, чего я хочу. Мне встречается много людей, которые и без денег именно так и говорят. Смех смехом, но в этом есть запрос, которым можно заниматься, потому что мы все порой “хотим на ручки” :) и это нормально.

Воспитай свою пилюльку

Суть заключается в невероятно простом и доступном способе усилить эффект принимаемых лекарств, уменьшить их прием и/или существенно сэкономить на них. Метод основан на формировании условного рефлекса по Павлову, известен уже давно, апробирован в потрясающих экспериментах, и мне непонятно, почему его широко не используют. Его необходимо довести до логичного конца. Напишу об этом уже в новом году, с приглашением экспериментировать.
Одно ответвление темы – NZT50. В отличии от NZT48, прославленной в фильме и сериале Limitless, и NZT 49 версии, о которой известно мало, и преимуществено, ужасное, новое средство будет отличаться кардинально. Если люди под NZT48 занимались преимущественно всякой ерундой, расстрачивая впустую прекрасные возможности, то NZT50 будет работать исключительно продуктивно, и никак иначе, потому что иначе он и работать не станет. Об этом тоже больше в новом году.

Меняйся без раздумий

Конечно, продолжатся работы по приложению Food Game. Приложение не только, и не сколько о еде. Оно о тренировке контроля над импульсивным поведением. Играясь в эти игры, человек улучшает свои способности по многим направлениям. Мне интересен сам подход – как с помощью психологических эффектов, без тяжелых сознательных усилий, без срывов и разочарований, целенаправленно и неумолимо проводить дизайнерские изменения своего поведения.

Что-то я упустил, ну и бог с ним.