Category Archives: Психология вина

Лучшее кино – это вино

TromsoЛегкое и умеренное употребление алкоголя доказано снижает риск коронарной болезни сердца, ишемического инсульта, и смертности в целом. Ряд исследований также показал уменьшение рисков ухудшения когнитивных функций, болезни Альцгеймера и сосудистой деменции, однако другие исследования такого эффекта не обнаружили, а третьи – только добавили в предмет больше путаницы с определениями, что такое “умеренное потребление”, вида алкоголя или влияния других факторов, как, например, пол человека.

Ученые из Норвегии показали (Arntzen et al., 2010), что умеренное употребление вина женщинами и умеренное употребление вина и пива мужчинами положительно ассоциируется с лучшими результатами тестов когнитивных функций, по сравнению с теми, кто употребляет совсем мало или не пьет вообще. Около 5000 человек из города Тромсо (город на фото), Норвегия приняли участие в семилетнем исследовании, которое замеряло различные факторы, включая употребление спиртных напитков, состояние сердечнососудистой системы, и когнитивных способностей.

В данных были учтены возраст, уровень образования, систолическое кровяное давление, уровень холестерина в крови, индекс массы тела, курение, физическая активность, диабет, депрессия и болезни сердца. И независимо от этих данных, умеренное потребление вина (более 2 фужеров в неделю) показало хорошие результаты. Полный отказ от алкоголя не показал никаких преимуществ, а для когнитивных функций, и, в особенности у женщин, трезвость ассоциируется с самыми плохими результаты.

Механизм действия именно вина объясняется тем, что оно снижает окислительный стресс благодаря действию биофлавоноидов. Этот стресс подозревается в формировании бета-амилоидных бляшек, повреждений нейронных ДНК и абнормальных тау-протеинов, характеризующих патологию мозга при болезни Альцгеймера.

Интересно, что похожее по масштабу канадское исследование (Lindsay et al., 2002) показало благоприятный эффект для вина (уменьшение на 50% риска возникновения болезни Альцгеймера), но не для пива или другого алкоголя. Копенгагенское сердечное исследование показало, что и пиво и вино в умеренных количествах ведет к уменьшению риска деменции (Truelsen, Thudium, & Gronbaek, 2002). Массивное солидное исследование в Америке, основываясь на результатах тестов более чем 12 тысяч женщин, показало, что умеренное употребление любого алкоголя благотворно влияет на когнитивные функции.

Так что пейте вино (в умеренных количествах), наслаждайтесь его ароматом и вкусом, и знайте, что ваш мозг скажет вам только спасибо. Винодельческие компании, не тупите! На этом месте могла быть ваша реклама! :) Я вот сейчас пью очень трогательный пино нуар, но не скажу, какой именно.

Фото: Bård Løken, Destinasjon Tromsø.

Arntzen, K., Schirmer, H., Wilsgaard, T., & Mathiesen, E. (2010). Moderate wine consumption is associated with better cognitive test results: A 7 year follow up of 5033 subjects in the Tromsø Study. Acta Neurologica Scandinavica, 122(Suppl 190), 23-29.

Lindsay, J., Laurin, D., Verreault, R., Hebert, R., Helliwell, B., Hill, G. B., & McDowell, I. (2002). Risk factors for Alzheimer’s disease: A prospective analysis from the Canadian Study of Health and Aging. American Journal of Epidemiology, 156(5), 445-453.

Stampfer, M. J., Kang, J. H. ,Chen, J., Cherry, R., Grodstein, F.(2005). Effects of moderate alcohol consumption on cognitive function in women. New England Journal of Medicine, 352, 245–53.

Truelsen, T., Thudium, D., & Gronbaek, M. (2002). Amount and type of alcohol and risk of dementia: The Copenhagen City Heart Study. Neurology, 59, 1313–9.


Еще о музыке, вине, цветах и ресторанах

цветочный магазинЭксперименты показывают, что музыка действует на наше поведение, и мы уже говорили об этом. В дополнении к той статье, другой эксперимент (Areni &  Kim, 1993) показал значительное увеличение продаж вина в винном магазине, когда фоновая музыка была классической, чем когда играли радио-хиты. Теоретическое обоснование заключается в конгруэнтности музыки товару: потребление вина считается скорее культурным времяпрепровождением, нежели поводом напиться. Другая версия: классическая музыка относится к категории чего-то дорогого, и хорошие вина отлично сочетаются  с этим.

Разумеется, как и все, что связано с человеком, это не так прямолинейно – классическая, поп-музыка и джаз приводят к созданию впечатления у клиента о классе ресторана. Клиенты, в общем, готовы платить за это больше, как показало исследование в Австралии (Wilson, 2003), в то время как легкая музыка или отсутствие таковой ведет к меньшим планируемым и меньшим фактическим тратам в заведении. Классическая музыка может не всегда соответствовать атмосфере, а это чувство конгруэнтности, оказывается, меняется с возрастом (чем старше клиент, тем более приемлемым он считает классику в ресторане). Кроме того, траты на алкоголь различны – 25% клиентов не заказывают алкоголь, когда играет классическая музыка, но если заказывают, то пьют не больше 1-2 порций. Для того чтобы клиент потратился на алкоголь побольше, музыка должна быть быстрая, чтобы быстрее пил; громкая, чтобы не отвлекался разговорами; и современная, чтобы он не считал себя старомодным малопьющим эстетом (Guéguen et al., 2008).

В другом натуральном эксперименте психологи исследовали влияние музыки на покупку цветов в цветочном магазине. Было три экспериментальных условия: отсутствие музыки, поп-музыка и романтическая музыка. 120 покупателей незаметно для себя поучаствовали в этом исследовании. Уровень музыки был одинаков – 66 децибел. Стиль музыки менялся каждые 20 минут. Романтическая музыка победила – покупатели проводили больше времени и тратили больше, иногда до 20%. Существенной разницы между временем, проведенным в магазине, суммой покупок, и между отсутствием фоновой музыки и поп-музыки не было замечено. Интересны и дополнительные находки: так, женщины во всех условиях тратили меньше на 10-15% денег на цветы, чем мужчины, и в полтора раза больше проводили времени в магазине.

Все эти исследования точно говорят об одном – отсутствие музыки негативно отражается на желаемом поведении клиентов. А подбор конгруэнтной музыки может улучшить и настроение клиентов и продажи.

Теперь вы можете точно сказать, какой эффект производила какая музыка в эксперименте (Le Guellec et al., 2007) в магазине сладостей на подростков от 12 до 14 лет: когда музыки не было, поп-музыка из чартов, или музыка из мультфильмов? Когда дети проводили больше времени за счет такой музыки, и, как следствие, тратили больше денег на покупки?

Areni, C. &  Kim, D.(1993). The influence of background music on shopping behavior: classical versus Top-Forty music in a wine store. Advances in Consumer Research, 20, 336–346.

Guéguen, N., Jacob, C., Le Guellec, H., Morineau, T., & Lourel, M. (2008). Sound level of environmental music and drinking behavior: A field experiment with beer drinkers. Alcoholism-Clinical and Experimental Research, 32(10), 1795-1798.

Jacob, C., Guéguen, N., Boulbry, G., & Sami, S. (2009). ‘Love is in the air’: Congruence between background music and goods in a florist. The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research, 19(1), 75-79.

Le Guellec, H., Guéguen, N., Jacob, C., & Pascual, A. (2007). Cartoon music in a candy store: a field experiment. Psychological Reports, 100, 1255–1258.

Wilson, S. (2003). The effect of music on perceived atmosphere and purchase intentions in a restaurant. Psychology of Music, 31, 93–112.


Музыка вина

Винный отдел в супермаркетеПредставьте, что вы заходите в магазин, чтобы купить бутылочку вина на вечер. Как вы думаете, какое вино вы купите и что может повлиять на ваш выбор? Каковы шансы того, что вместо привычной бутылки, например, аргентинского Малбек, вы купите бутылку грузинского Киндзмараули? Не спешите с ответом, потому что факторов, влияющих на ваш выбор, предостаточно, и не все они тривиальны, как скидки или рекомендации друга. Музыка является одним из таких факторов. Она активирует у нас мысли, связанные с этой музыкой (если такие ассоциации есть, разумеется). Типичная французская музыка – гармошка, вполне может активировать в нас какие-то стереотипы Франции, а грузинский мужской хор – стереотипы Грузии. Чтобы проверить это, исследователи из Университета Лейчестера, Англия (North, Hargreaves, & McKendrick, 1997), на пару недель использовали винный отдел супермаркета как испытательный полигон. Они поставили по четыре бутылки французских и немецких вин на полки рядом, обозначив их флажками стран. Вина были отобраны так, чтобы соответствовать по сухости, содержанию алкоголя, цвету и цене. Чтобы исключить эффект расположения, вина меняли местами в течении всего эксперимента. И играла музыка – типичная французская гармошка (та, которой наполнен фильм “Амели”) или немецкая пивная.

Влияние музыки на выбор вина

Результаты вы можете видеть на таблице. В целом, покупатели в этом исследовании (как и все мы) предпочитали французское вино, потому что категория вина вообще тесно и сильно связана с Францией. Однако, даже несмотря на это, когда играла французская музыка – покупатели отдавали предпочтение французским винам, а когда – немецкая – германским винам. Только  шесть человек из 44 покупателей ответили “Да” на вопрос “Повлиял ли тип музыки на ваш выбор вина?”. Мне интересно, что должно играть, чтобы я купил бутылку портвейна типа “шмурдяк”?

North, A. C., Hargreaves, D. J., & McKendrick, J. (1997). In-store music affects product choice. Nature, 390(6656), 132-132.