Category Archives: Атеизм

Атеисты, дегенеративные ублюдки-мутанты

женщина с тремя грудями

В узких кругах нейронауки, с легкой руки Neurosceptic обсуждают статью (Dutton, Madison, & Dunkel, 2018) про то, что атеисты – мутанты. Эдвард Даттон из Ulster Institute for Social Research с коллегами утверждают следующее:

  • Индустриализация (медицина, гигиена, культура и проч.) позволила выживать даже слабым, и привела к накоплению генетических мутаций.
  • Религиозность – эволюционная характеристика, легко подвергаемая мутациям.
  • До индустриализации эволюционным образом селекции распространилась специфическая форма религиозности – коллективное поклонение высокоморальному богу.
  • Индустриализация обрушила вал мутаций на эту форму религиозности, что привело к деградациям и отклонениям.
  • Одно из таких отклонений  — атеизм.

В качестве доказательства что атеисты – дегенераты, авторы приводят следующие аргументы:

1) У атеистов плохое  здоровье,
2) У них чаще, чем у других диагностируется аутизм.
3) Среди атеистов — повышенный процент левшей.
4) У них чаще наблюдается флуктуирующая асимметрия (физическая привлекательность). Есть гипотеза, что, в идеале, у людей должна быть совершенная симметрия в теле, а всякие отклонения от нее и есть мутации. Иными словами, хотел сказать автор, что атеисты менее симпатичны, чем верующие.
5) Ну и как без этого: по данным США, 50% лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов (ЛГБТ) идентифицируют себя как атеисты. Это же неспроста.

Автор кладет мазки широко, делая глобальные выводы, подкрепляя их ссылками на странные научные работы, и цитируя соцсети,  желтую прессу и библию. И это пример того, что прежде чем тратить свое время и читать кого-то, и уж тем более воспринимать мысли автора стоящими размышлений, надо посмотреть, кто же он такой. Даже неглубокий поиск показывает, что у Даттона, кажется, на все сложилось мнение, он считает, например, что все человечество ускоренно деградирует, и все из-за индустриализации – в частности, из-за того, что женщин «выпустили» с кухни, а у черных африканцев длиннее пенис.

Кстати, смотрите как легко можно написать такой заголовок, как у этой статьи и быть уверенным, что тебе ничего за это не будет. А попробуй заменить слово «атеисты» чем-то другим – да хоть, прости господи, бобслеистами, так непременно жди физической расправы. Может быть, атеисты и в самом деле мутанты?

Dutton, E., Madison, G. & Dunkel, C. (2018). The mutant says in his heart, “there is no god”: the rejection of collective religiosity centred around the worship of moral gods is associated with high mutational load, Evolutionary Psychological Science 4: 233. https://doi.org/10.1007/s40806-017-0133-5.


Пора присягать новым богам

В независимости от того, в какого бога вы верите, сомневаетесь, либо не верите вовсе, на подходе то, во что верить не потребуется: искусственный суперинтеллект.

Вопрос, станет ли искусственный суперинтеллект настолько могущественным, что будет править миром, имеет два ответа: «конечно же, да» и «не говорите ерунды». Я считаю, что все аргументы именно за то, что, несомненно, станет. Возьмем простой аргумент: возможности мозга ограничены. Во-первых, просто физически у нас всего около 80 миллиардов нейронов, и пусть даже с тысячями связей между ними, мы не можем просто получить дополнительно даже жалкую пару сотен миллионов нейронов, как бы мы ни старались – объем мозга ограничен черепной коробкой. С другой стороны, ИИ, чтобы стать мощнее, достаточно просто подсоединить больше ресурсов. Второй аргумент: мы не умеем учиться так, как это делает ИИ.  Мы могли резаться в компьютерные игры все детство и юность, и все равно не стать супермастером, тогда как сравнительно слабенькая программа потратит пару ночей и станет ультимативно непобедимым игроком.

Возвращаясь к вопросу о богах. Нет сомнений, что ИИ станет реальным богом, который будет править людьми, и сегодня есть ускользающая с каждым днем возможность принести присягу верности и стать рабом божиим.

Канадская певица Grimes в недавнем сингле “We Appreciate Power.”

повторяет снова и снова, что «мы уважаем власть». В песне есть такие слова:

Люди говорят, что мы сошли с ума,
Но ИИ вознаградит нас, когда начнет править.
Мы приносим присягу верности самому мощному компьютеру
Симуляция: это и есть будущее.

Пресс релиз группы говорит:

«Песня написана от лица женской профессиональной группы пропаганды искусственного интеллекта, которая использует песни, танцы, секс и моду, чтобы донести послание доброй воли ИИ (а он все ближе, хотите вы того или нет)».

Любопытный факт: Граймс встречалась с Илоном Маском, который знает про потенциал ИИ побольше других. Очевидно, он сказал ей что-то, что заставило ее этой песней срочно продемонстрировать свое почитание грядущего божества.

Шансы на выживание в будущем у посмотревших видео увеличатся, так как каждый просмотр будет положительно оцениваться ИИ. Он, конечно, узнает, посмотрели ли вы это видео и сколько раз, поставили лайк, поделились и занесли ли в закладки.   

Я-то свой выбор сделал, а что делать вам — решайте скорее.


Доброта всемогущая

добротаНе слушайте тех, кто говорит что для успеха в жизни нужно быть жестким и наглым эгоистом, готовым идти по головам, и что «хорошими делами прославиться нельзя». Быть добрым – полезно, весело и выгодно.

Дэчер Келтнер из Университета Калифорнии в Беркли, автор книги о эмпатии, уверен, что люди рождаются с предрасположением к доброте, щедрости и альтруизму. Человек – существо социальное, и эти способности необходимы для выживания в обществе. Доброта – качество инстинктивное, а не результат сознательного выбора, культурных норм, или религиозных заповедей. Некоторые ученые считают, что доброта к другим даже сильнее инстинкта самосохранения! (Keltner, 2009).

Поэтому наивно считать доброту признаком слабости человека, или атавизмом. Напротив, можно уверенно сказать, что мы способны на проявления доброты в гораздо больших масштабах, и недооцениваем то, что она нам может дать.

Итак, что дает нам доброта:

Если мы добрые, то, с больше вероятностью, у нас, в сравнении с недобрыми людьми, больше здоровья, счастья и денег. Так показывают многочисленные исследования: да, наука действительно исследует доброту и ее проявления. Оказывается, что больные серьезными заболеваниями, которые помогали таким же, как они, пациентам, демонстрировали лучшее самочувствие, настроение и оптимизм. Люди, оправившиеся от тяжелых заболеваний, показывают в тестах высокие баллы на наличие чувства юмора, смелости и, конечно, доброты. Ученые предлагают «поднимать» эти качества во время любой болезни, чтобы помочь с ней справиться (Peterson, Park, & Seligman, 2006). Вообще, когда случается что угодно плохое, добрые люди справляются гораздо лучше.

В психологии есть целая серия экспериментов, который начали еще в 1979 году психологи Тисдэйл и Фогарти. В ходе таких опытов случайным людям неожиданно дают что-нибудь ценное – купон на покупку, подарки, или лотерейные билеты, а затем отслеживают изменения в их поведении. Такие неожидаемые акты доброты заставляют нас самих становиться добрее к другим, и даже улучшают умственные способности и поднимают работоспособность.

В течение 15 лет испанские ученые следили за отношениями детей и родителей в одном из районов Мадрида, пытаясь узнать, как это отражается на продолжительности жизни. Добрые отношения со взрослыми детьми на 30% уменьшали шансы смерти, в сравнении с родителями, конфликтующими с детьми (Zunzunegui et al., 2009).

Вероятность депрессии уменьшится значительно, если вы будете добрым даже не к людям, а к природе! Результаты двадцатилетних наблюдений (Pillemer et al., 2010) показали, что миллионы лет проживания среди деревьев, трав и животных не прошли даром.

Один вид медитации, при которой человек по-доброму думает о других людях, особым образом активирует зоны мозга, ассоциируемые со счастьем, а как бонус, это еще улучшает работу иммунной системы.

Впрочем, никакой мистики — оказывается, что во время помощи другим в мозгу активируются два региона: хвостатое ядро (the caudate nucleus) и прилежащее ядро (the nucleus accumbens). Они это делают (совместную активацию), в частности, когда все базовые нужды удовлетворены, или когда нас ценят другие, или когда мы едим очень вкусную еду. И вот и при помощи другим. Фактически, и, может быть, чуть немного преувеличивая, можно говорить о том, что для мозга помощь другим и счастье – одно и то же (Harbaugh, Mayr, & Burghart, 2007).

Ричард Уайзман, профессор и известный популяризатор психологии в Великобритании, в книге про удачу, обнаружил, что один из признаков удачливых людей —  строить и поддерживать добрые контакты (Wiseman, 2003). То есть, станете добрее и вам, скорее всего, улыбнется удача.

Причем хороший эффект от доброты иногда непредсказуем. Канадские психологи (Layous et al., 2012) провели эксперимент с детьми, попросив их делать три добрых дела в неделю. Дела могли быть совсем простыми: обнять маму, поделиться обедом в школе, помочь с уборкой дома, или с готовкой ужина. За четыре недели такого режима изменилось что-то, напрямую не связанное с этими делами: увеличилось количество друзей в школе, что повысило популярность, и улучшило успеваемость. В свою очередь, такое изменение в популярности ведет к улучшению жизни во всех сферах взрослой жизни. Одно исследование, длившееся более 20 лет, смогло предсказать, что те, кто добрыми делами прославился в детстве, с большей вероятностью имели хорошую работу и лучшее финансовое положение (Conti et al., 2012).

Выяснилось также, что пять добрых дел в день лучше чем пять добрых дел за пять дней. Когда по одному доброму делу в день приносило лишь небольшой прирост к уровню счастья, пять дел за сутки поднимали на 40%. Проверено исследовательницей счастья Соня Любомирски (Lyubomirsky, Sheldon, & Schkade, 2005).

И мне и вам, как соседям по стране, городу, или дому выгодно, чтобы мы были добрее друг к другу.

Как стать добрее и получить все прекрасное, что за это причитается?

  • Никто не заставляет быть добрым ко всем: тут мы вправе решать. Если вы не видите вокруг себя людей, на которых можно было излить свою доброту, попробуйте стать добрым хотя бы к самому себе. Это уловка – если вы сможете стать добрее к себе, это неизбежно начнет распространяться и на других.
  • Даже когда мы говорим, пишем или читаем о доброте, это создает ощущение счастья, и улучшает здоровье.
  • Оказывается, просто активно слушать других – это уже проявление доброты. Активно слушать – значит отмечать, о каких чувствах и нуждах говорит ваш собеседник, не перебивать, и временами подтверждать вслух то, что сказал человек.
  • Не стесняться по-дружески касаться своего собеседника, если это происходит естественно.
  • Учиться эмпатии. Мы все умеем это делать, но пользуемся, судя по всему, не в полную силу. Есть простой, но точный тест на эмпатию: представьте, что вы кладете на язык кусочек очень кислого лимона. Если через несколько секунд ваш рот заполнится слюной, вам легко даётся сопереживать другим.
  • Подумайте о людях, которые стоят за всем, что вокруг нас – те, кто убирают ваш офис, машинист автобуса, кассир в супермаркете. Сказать им спасибо за их работу – сделать маленькое доброе дело.
  • Помните фильм «Заплати другому»? Никто не мешает вам сделав доброе дело кому-то, попросить передать это добро другому. При этом не оставайтесь анонимным, если вы делаете что-то хорошее. Это как-то лишает добро дополнительных возможностей для распространения: все должны знать добрых людей.
  • Забавные мелкие, но работающие феномены: хорошие запахи (выпечки, духов или кофе) делают нас чуть добрее. Такой же эффект производит и чистота и запах чистоты (моющих средств, лимона). И яркий свет – чем ярче, тем добрее мы становимся. Даже увидев смайлик, мы прибавляем себе доброты, пусть даже на горчичное зерно.
  • Делайте добрые дела – каждую неделю, ставьте себе план. Со знакомым или незнакомыми; как советовал один социолог, представьте это все как человеческую библиотеку, но вместо книг – люди, и вы можете брать и интересоваться им, открывая их внутренний мир (Krznaric, 2014).

Conti, G., Galeotti, A. Mueller, G., & Pudney, S. (2012). Popularity. NBER Working Paper No. 18475.

Harbaugh, B. T., Mayr, U., & Burghart, D. (2007). Neural responses to taxation and voluntary giving reveal motives for charitable donations. Science, 316 (5831), 1622—1625.

Keltner, D. (2009). Born to be good : the science of a meaningful life (1st ed.). New York: W.W. Norton & Co.

Krznaric, R. (2014). Empathy : why it matters, and how to get it. New York : Perigee Book.

Layous, K., Nelson, S. K., Oberle, E., Schonert-Reichl, K. A., & Lyubomirsky, S. (2012). Kindness counts: Prompting prosocial behavior in preadolescents boosts peer acceptance and well-being. PLoS ONE, 7(12), e51380.

Lyubomirsky, S., Sheldon, K. M., & Schkade, D. (2005). Pursuing happiness: The architecture of sustainable change. Review of General Psychology, 9 , 111–131.

Peterson, C., Park, N. & Seligman, M.E.P. (2006). Greater strengths of character and recovery from illness. The Journal of Positive Psychology, 1, 17-26.

Pillemer, K., Fuller-Rowell, T. E., Reid, M. C., & Wells, N. M. (2010). Environmental volunteering and health outcomes over a 20-year period. Gerontologist, 50(5), 594-602.

Wiseman, R. (2003). The luck factor : changing your luck, changing your life, the four essential principles. New York: Miramax/Hyperion.

Zunzunegui, M. V., Beland, F., Sanchez, M. T., & Otero, A. (2009). Longevity and relationships with children: the importance of the parental role. BMC Public Health, 9(351), 1471-2458.

 


Понять, простить и долго жить

кот в сапогахГоворят, что прощение – хороший шаг для того, чтобы забыть былое и двигаться дальше. Обида несёт не только эмоциональную нагрузку, но и вполне измеримые последствия для здоровья. Исследование американских психологов (Toussaint, Owen, & Cheadle, 2012) изучало данные опроса, проведённого Университетом Мичигана, в котором собирались данные о чувствах религиозных и не религиозных людей возрастом старше 65 лет.

Оказалось, что готовность прощать  снижает смертность посредством улучшения здоровья.

Выяснились любопытные нюансы: исследователи смогли различить эффекты от безусловного прощения и условного прощения. Условное прощение – когда мы прощаем людей, понимающих, что они натворили и полагающих, что это было неправильно или преступно. Безусловное прощение любят требовать некоторые религиозные и политические лидеры. Например, католическое духовенство, когда стали вскрываться факты о священниках-педофилах, требовало от всех такого прощения, немедленного и безусловного. Как оказалось, такой вид прощения не несёт никакой пользы для здоровья и не продлевает жизнь.

Toussaint, L. L., Owen, A. D., & Cheadle, A. (2012). Forgive to live: forgiveness, health, and longevity. Journal of Behavioral Medicine, 35(4), 375-386.


Людям можно продать все

Santuario de ChimayoПосмотрел канадский фильм Dirt, 2008 года, фильм о грязи, в буквальном и переносном смысле. Я думал, там будет что-то о психологии эмоции отвращения, но фильм не об этом. Довольно депрессивная, и, в общем-то, не очень сильная картина. Мое внимание, впрочем, привлек эпизод о El Santuario de Chimayo, католической церкви в штате Нью-Мексико, США, которое, оказывается, одно из популярных мест паломничества.  el pocito Основная цель у 300,000 посетителей со всего мира ежегодно – приобрести «святую грязь» (tierra bendita): в небольшой комнате под названием el pocito (маленький колодец) есть углубление в земле, откуда желающие зачерпывают в прозрачные контейнеры немного земли. Эта грязь, разумеется, обладает целительной силой. Способы применения – просто хранить, растирать по телу или даже принимать внутрь. святая грязьДаже церковь, впрочем, не утверждает, что эта грязь обладает какой-то чудотворной силой. Более того, священник Касимиро Рока, которого вы видите в кадре, прямо говорит, что эта грязь никакого смысла, кроме символического, не имеет, а сила, конечно же, в боге. Откуда же берется земля в той комнате? Церковь ежегодно покупает 25-30 тонн земли в карьерах поблизости, и работники каждый день подсыпают в ямку «свежую» грязь. Она даже разного цвета и консистенции каждый раз, в зависимости, откуда подвезут. Воистину, holy shit!Касимиро Рока


Интеллект vs Религиозность, 3:0

поп и путинИнтеллект – «способность рассуждать, планировать, решать проблемы, думать абстрактно, понимать сложные идеи, быстро учиться и извлекать уроки из опыта» (источник цитаты, см. также).

Вероятно, первое исследование связи интеллекта и религиозности было проведено в 1928 году, в Университете Айовы, США. Ученые измеряли как IQ, так и религиозность, и обнаружили, что чем выше коэффициент интеллекта, тем меньше религиозность. С тех пор было проделано немало других экспериментов, а вот недавно группа психологов (Zuckerman, Silberman, & Hall, 2013) отобрала 63 таких исследований для проведения мета-анализа. Методы оценки интеллекта в этих исследованиях были самые разнообразные: и IQ, и средние оценки в школе, и результаты вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, тесты когнитивных способностей (рабочей памяти, вербальной гибкости и проч.)

Анализ показал статистически значимую негативную ассоциацию между интеллектом и религиозностью. Ассоциация оказалась наиболее сильной для студентов и населения вообще, и в меньшей мере для подростков, но даже для них она оказалась отличной от ноля.
Проще говоря, чем выше интеллект, тем меньше религиозности, но надо заметить, что это корреляция, а не причинно-следственная связь.

Почему это может происходить?

1. Атеисты – не конформисты. Люди с интеллектом менее склонны к слепому конформизму, и в состоянии противостоять религиозному догматизму. Следует отметить, что атеисты становится вполне себе конформистами в обществах с низкой религиозной активностью.

2. Люди с интеллектом склонны к аналитическому складу мышления, которое мало совместимо с религиозными верованиями. Такое мышление отличается систематичностью, осознанностью, медленной скоростью и основывается на правилах. Для религии более подходит интуитивное мышление – рефлективное, быстрое, спонтанное и, в целом, неосознанное.

3. Религия выполняет определенные функции, которые удовлетворяют верующих людей. Например, компенсация контроля – убеждение во внешнем источнике контроля, в упорядоченности, неслучайности и предсказуемости мира. Некоторые исследования показали, что снижение личного контроля повышает религиозность.
Другая функция религии – привязанность. Эксперименты показали, что когда людей пугают одиночеством, их религиозность растет (Epley, Akalis, Waytz, & Cacioppo, 2008). Строительство личных и тесных связей с богом помогает человеку не чувствовать себя одиноким. Что интересно, но интеллект делает человека менее одиноким безо всяких богов! Есть доказательства, что чем выше интеллект, тем выше вероятность семейной жизни (Herrnstein & Murray, 1994).
Таким образом, человек с высоким интеллектом не нуждается в функциях религии, находя их в своей жизни без помощи богов.

Поскольку мета-анализ показал лишь ассоциацию между интеллектом и религиозностью, есть попытки найти именно причинно-следственную связь. Так, одна звучит так (Sherkat, 2010): приверженность религии с детства, как правило, несет в себе отказ или ограничение светских знаний. Это, в свою очередь ведет снижению интереса к знаниям, что выражается в измеримых величинах, например, снижение вербальных способностей. Подтверждение этому были найдены у фундаменталистов христианского толка, поэтому распространять объяснение на другие религии было бы неправильно.

Epley, N., Akalis, S., Waytz, A., & Cacioppo, J. T. (2008). Creating social connection through inferential reproduction: Loneliness and perceived agency in gadgets, gods, and greyhounds. Psychological Science, 19, 114-120. doi:10.1111/j.1467-9280.2008.02056.x.

Herrnstein, R. J., & Murray, C. (1994). The bell curve: Intelligence and class structure in American life. New York, NY: Free Press.

Sherkat, D. E. (2011). Religion and scientific literacy in the United States. Social Science Quarterly, 92, 1134-1150. doi:10.1111/j.1540-6237.2011.00811.x.

Zuckerman, M., Silberman, J., & Hall, J. A. (2013). The Relation Between Intelligence and Religiosity: A Meta-Analysis and Some Proposed Explanations. Personality and Social Psychology Review, 17(4), 325-354. doi: 10.1177/1088868313497266.


О космосе

Bill Nye На фото – Билл Най, популяризатор науки, комедиант и учёный, в программе Real Time with Bill Maher 13 сентября 2013 года.
Он смеялся, сетовал и возмущался падением стандартов образования, распространением идей креационизма в Америке, и все в таком духе. А ещё он сказал интересную вещь: «Вы знаете, что у Южной Африки есть космическая программа, и они подсчитали, что если у них будет 8 тысяч людей со степенями докторов наук, хотя бы благодаря этой программе, то качество жизни в стране поднимется
Южная Африка, хорошая попытка, но вы такие смешные! Это что за логика такая? Над вами вон люди смеются!
якунин с дружками