Tag Archives: IQ

Как хорошо быть хорошим

Lewis Madison TermanЛьюис Мэдисон Терман (Lewis Madison Terman) (1877-1956) – американский психолог с непростой биографией (на фото слева). Вы знаете его труды, но можете не знать об этом – он один из разработчиков теста IQ. Он был президентом Американской психологической ассоциации, а также пламенным сторонником апартеида и пропагандистом евгеники. Терман полагал, что людей с плохой наследственностью стоит стерилизовать. Его имя до сих пор упоминается, впрочем, в связи с исследованием, которое он начал ещё в 1921 году – исследование Термана, взявшееся изучить жизнь талантливых детей. В проекте были элементы фашистского толка, но они уже ушли в прошлое. Проект до сих пор продолжается и приносит любопытные данные.

В группу включали только детей, чей IQ был выше 135. В детстве и юношестве, и затем уже и во взрослом возрасте, у них периодически собирались разнообразные данные, а за их жизнью внимательно следили. Поскольку данных много, то можно искать интересные связи между различными переменными.

Так, одно недавнее исследование (Kern, Porta, & Friedman, 2013) изучало карьеру: престижность работы, успех на работе, лидерство, заслуги и достижения. Учёные решили сравнить, как характеристики карьеры влияет на продолжительность жизни.

Выяснилось сразу, что чем мужчина был успешнее в работе, тем дольше он жил. Главным же фактором, определяющим успех в работе, оказалась добросовестность. Она запускает все: и самодисциплину, и амбиции, и трезвые решения и организованность в делах. Добросовестные люди также отличаются трудолюбием. Оказалось, что добросовестность сама по себе продлевает жизнь, даже без успешной карьеры.

Мне нравится, что добросовестность не надо определять никакими тестами – каждый знает это про себя; и про других, через несколько минут общения. Я, вот, например, добросовестный человек, чего скрывать-то :)

Интересно и другое: едва ли это характеристика, над которой человек работает и формирует ее. Так, проснувшись однажды, он говорит себе: «так, с сегодняшнего дня брошу курить и заодно стану добросовестным, попробую, каково это, что ж мне всю жизнь мудаком-то быть». Хотелось бы, чтобы так происходило, но, хотя точную пропорцию генетики и воспитания никто не знает, вероятно, тут огромный перевес в сторону генетики.

Kern, M. L., Porta, S. S. D., & Friedman, H. S. (2013). Lifelong pathways to longevity: personality, relationships, flourishing, and health. Journal of Personality, doi: 10.1111/jopy.12062.


О майнд-машинах

Майнд-машинаВы садитесь в удобное кресло, надеваете специальные непрозрачные очки, и наушники, закрываете глаза, включаете небольшой проигрыватель и тут же оказываетесь в невероятном по насыщенности и яркости мире цвета. Фантастические образы создаются и исчезают, как в калейдоскопе, не оставляя вас ни на секунду, а странные звуки в наушниках словно уводят куда-то, сначала заставляя иногда просто сжиматься в кресле. Вы полностью отдаетесь в этот стремительный мир, и время летит незаметно, а когда вы через несколько минут снимаете очки и открываете глаза, у вас ощущение что вы побывали в совершенно другом мире. Вы только что попробовали в действии майнд-машину.

Майнд-машинами называют устройства для аудиовизуальной стимуляции. Типичный образец – это мобильный прибор с микропроцессором, подающий сигналы на очки со встроенными светодиодами, как правило, трех цветов – красного, зеленого и синего; также есть выход на наушники. В приборе имеются достаточно много встроенных программ и есть возможность создания новых. Прибор также выдает звук на наушники. Светодиоды в очках достаточно яркие, пользователю рекомендуется закрыть глаза, поскольку свет может эффективно проходить через закрытые веки.

Сессия может длиться о нескольких минут до часа. Рекомендуется устроиться удобнее, и, надев очки и наушники, погрузиться в царство света и звука. Для тех, кто делает это в первый раз, калейдоскоп цветных живых и ярких картин действительно создает феерическое ощущение. Вкупе с необычными звуками из наушников сложно думать о чем-то ином, чем следовать за увлекающими картинами.

Встроенные в устройство сессии различны по своим направлениям и обещают: отдых и глубокое расслабление, энергию и бодрость, ускорение обучения, повышение творческих способностей, программы для быстрого засыпания, медитативные, и различного рода лечебные программы.
Производители и продавцы майнд-машин заявляют о поразительных результатах таких сессий на поведение человека. Они говорят о многочисленных научных исследованиях, обнаруживших, что светозвуковая стимуляция улучшает кровоснабжение мозга, способствует росту новых синапсов, даже увеличивает массу мозга. Такие изменения неизбежно ведут к тому, что у пользователя:

  • снижается уровень стресса,
  • происходит глубокая релаксация,
  • нормализуется давления,
  • повышаются умственные способности, и растет IQ,
  • улучшаются все виды памяти,
  • ускоряется обучение,
  • снижается уровень депрессии и тревожности,
  • происходит избавление от зависимостей,
  • снижение болевых ощущений,
  • повышается иммунитет,
  • улучшается сон.

Список поистине потрясающий, и если хотя бы половина из него соответствует действительности, нам следует немедленно покупать майнд-машины.

Теоретическая концепция, которая стоит за процессом стимуляции, проста, и говорит о том, что определенная частота звука и мигания света перестроит электрическую активность мозга и заставит ее следовать навязываемой частоте. Иными словами, если мы выдаем на очки 15 Гц, что соответствует альфа ритму, то мы увлекаем мозг создавать такую же частоту. Это – так называемое вовлечение, тенденция двух процессов замкнуться в цикле, так, чтобы они были в гармонии. Светозвуковое вовлечение – это когда свет или звук, или их комбинация постоянно воздействуют на сенсорную систему человека, и электрическая активность коры его головного мозга начинает повторять эти паттерны света или звука. Электрическая активность – само по себе отражение деятельности мозга, и таким образом, светозвуковая стимуляция меняя ее, должна приводить к измеряемым изменениям в поведении.

Почти сто лет назад было отмечено и зарегистрировано, что включение и выключение света с определенной частотой приводило к изменениям альфа-ритма у человека. Позже было обнаружено, что цвета света также по-разному влияют на эти изменения. Вовлечение действительно происходит, но не всегда и не во всех регионах мозга, по-разному для света и звука.

Итак, что же известно науке на сегодняшний день? Исследований проведено довольно много, но нет ни одного клинического исследования по «золотому стандарту» – с двойным слепым контролем, с контролем плацебо и рандомизированное. Подавляющее большинство экспериментов, хоть и показывают результаты, грешат методологическими проблемами различного рода. Так, некоторые не указывают характер воздействия и частоты, что не дает возможности их воспроизвести. Другие используют измерения спорного характера, что заставляет усомниться в эффективности воздействия вообще. Тем не менее, вот некоторые результаты, которые, с одной стороны, внушают оптимизм, а с другой стороны, к которым следует относиться скептически:

• Уменьшается электромагнитная активность кожи, что свидетельствует о снижении мускульного напряжения;
• Уменьшается кортизол в слюне, что служит признаком снижения стресса и напряженности;
• Краткое воздействие, менее 5 минут, ведет к такой десинхронизации альфа-ритма, а более длительное – к дремоте и разнообразной альфа-тета активности. Воздействие более 10 минут производит трансоподобные состояния;
• Увеличивается содержание иммунорегулятора Hsp70, обеспечивающего защиту ротовой полости и верхней части желудочно-кишечного тракта;
• Увеличивается кровообращение в отдельных регионах мозга. Это может свидетельствовать об активации этих участков мозга;
• Есть предположения, что это может увеличить нейронную пластичность, потому что электрическая активность мозга регулирует синтез, секрецию и действия нейротрофинов, которые способствуют формированию новых связей между нейронами. Впрочем, это пока ничем не подтверждено.

Во всех этих находках и предположениях отсутствует причинно-следственная связь, не дающая нам право говорить о том, что изменения обусловлены именно характером воздействия. Сама электрическая активность в каком-то регионе может быть следствием каких-то процессов мозга, и создание ее путем стимуляции не обязательно приведет к возникновению таких процессов. Это можно сравнить, если вы кинете камень в море, и создавшиеся круги на краткое время изменят вид поверхности на небольшом участке. Говорить о том, что бросок камня изменил поведение моря, будет преувеличением.

Майнд-машина в действииНапример, что касается улучшения памяти и усиления креативности – эти данные основаны всего на нескольких экспериментах, чей дизайн и методология оставляет желать лучшего. Тем не менее: даже у пожилых людей улучшилась память, при воздействии с частотой 10 Гц. В другом эксперименте одной группе студентов предлагались сессии по 15 минут, с частотами от 14 Гц до 22 Гц, один раз в день, в течение шести недель. У них увеличилось производство альфа-волн в правом и левом полушарии во фронтальных регионах, и улучшилась академическая успеваемость, в сравнении с контрольной группой. Предположительно, именно частота в 14 Гц сыграла роль, но это точно неизвестно, опять же, из-за небрежного дизайна эксперимента.

Исследователи проверяли, как долго сохраняется эффект от светозвуковой стимуляции. Вопреки утверждениям продавцов, что он длится от одного до трех дней, лишь некоторые исследования обнаружили сохранения ритма на 20 минут. Это происходило при бета-вовлечении в 22 Гц, а альфа-ритм исчезал практически сразу же после остановки сессии. Стоит заметить, что, если эффект может длиться даже 20 минут, это колоссальный феномен, потому что при длительных тренировках он может возрастать и усиливаться. Опять же, пока это научно не доказано.

Что интересно, вовлечение звуком кажется чуть эффективнее светового. Из-за того, что диапазон слышимых частот человека находится в пределах от 20 Гц до 20,000 Гц, а цель чаще ставится использовать ритм частот ниже, соответствующих ритмам мозга человека, то используются бинауральный подход. Бинауральные тона – это создание фантомной частоты, разницы между частотами подаваемого звука по одному и по второму каналу. Эта разница создает модулируемый по амплитуде звук. Возможность этого обнаружил еще в 1839 году германский ученый Дав. Если мы хотим создать частоту звука в 7 Гц, то на левое ухо мы можем подавать 110 Гц, а на правое – 103 Гц, или, 400 Гц и 407 Гц. Мозг получит внутри частоту звука в 7 Гц, но не услышит его, в прямом смысле слова.

Клинические исследования стоят сегодня сотни тысяч долларов, и желания потратить время и деньги для выяснения преимуществ открытой технологии, результатами которой могут воспользоваться все, ни у кого в нашем капиталистическом мире нет. Характер и число научных исследований в этой области едва ли существенно изменятся – сама технология оставляет недостаточно степени свободы и контроля, а новые технологии влияния на человеческий мозг, напротив, развиваются и получают как финансовую, так и научную поддержку. Скорее всего, этот способ влияния на собственный мозг так и останется не до конца исследованным, плавно переходя в историю психологии.

Если вы все же хотите поэкспериментировать с этим методом, учтите следующее:

  • Есть серьезные противопоказания использования майнд-машин: у людей с историей эпилептических припадков, это метод с большой вероятностью может вызвать приступ. Были случаи припадков у абсолютно здоровых людей, в первый раз. Что характерно, вызывались они исключительно от светового воздействия, а данных о том, что звук может вызвать приступ, нет.
  • Не стоит рисковать и больным сердечными заболеваниями, людям, принимающим стимулянты, психоактивные вещества или транквилизаторы (включая алкоголь), больным глаукомой и некоторыми другими глазными заболеваниями.
  • Вряд ли разумно экспериментировать с методом при беременности и при расстройствах психики любого рода.

Поле для исследований – поистине безграничное, так мало изучено и так много можно сделать! Не стоит ожидать мгновенных результатов от одной сессии – как правило, те, кто замечал какие-то изменения, занимались ежедневно, в течение многих недель.

Сравнение методов показало, что лучше комбинировать звуковое и зрительное воздействие, в удобной позе, и с закрытыми глазами. Стоит иметь в виду что эффект вовлечения, если оно состоялось, может продолжаться после окончании сессии какое-то время, то есть следует воздержаться от активных действий и вождения машины какое-то время.
Некоторые люди не могут переносить такое воздействие, это их пугает, настораживает или вызывает неприятные ощущения. Не стоит их переубеждать и попробовать еще раз: как правило, чувство любви или ненависти к такой стимуляции возникают мгновенно.Майнд-машина в действии

Визуальное вовлечение – возможно самый лучший способ вызывания гипнагогии, состояния между сном и бодрствованием, сопровождающееся неподвижностью тела и яркими визуальными образами, и иногда со слуховыми галлюцинациями. В этом состоянии, как утверждается, на ум приходят креативные идеи, озарения и решения задач, происходит улучшение обучения и другие интересные феномены. Само состояние все еще недостаточно изучено наукой, и окутано мистическими и пленительными тайнами, и если хотя бы десятую часть из обещанных эффектов можно достигнуть с помощью этого метода, то это вполне оправдает стоимость майнд-машины для человека, устремленного к саморазвитию.

Fábián, T. K., Kovács, K. J., Gótai, L., Beck, A., Krause, W.-R., & Fejérdy, P. (2009). Photo-acoustic stimulation: theoretical background and ten years of clinical experience. Contemporary Hypnosis, 26(4), 225-233. doi: 10.1002/ch.389.

Vernon, D. (2009). Human potential: exploring techniques used to enhance human performance. New York, NY: Routledge.

Редакционная версия этой статья была напечатана в июньском номере журнала Наша Психология.

Фотографии из короткометражного фильма о курсах по развитию когнитивных способностей в тренинговом центре Баттлер, Алматы, 2011.


Интеллект vs Религиозность, 3:0

поп и путинИнтеллект – «способность рассуждать, планировать, решать проблемы, думать абстрактно, понимать сложные идеи, быстро учиться и извлекать уроки из опыта» (источник цитаты, см. также).

Вероятно, первое исследование связи интеллекта и религиозности было проведено в 1928 году, в Университете Айовы, США. Ученые измеряли как IQ, так и религиозность, и обнаружили, что чем выше коэффициент интеллекта, тем меньше религиозность. С тех пор было проделано немало других экспериментов, а вот недавно группа психологов (Zuckerman, Silberman, & Hall, 2013) отобрала 63 таких исследований для проведения мета-анализа. Методы оценки интеллекта в этих исследованиях были самые разнообразные: и IQ, и средние оценки в школе, и результаты вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, тесты когнитивных способностей (рабочей памяти, вербальной гибкости и проч.)

Анализ показал статистически значимую негативную ассоциацию между интеллектом и религиозностью. Ассоциация оказалась наиболее сильной для студентов и населения вообще, и в меньшей мере для подростков, но даже для них она оказалась отличной от ноля.
Проще говоря, чем выше интеллект, тем меньше религиозности, но надо заметить, что это корреляция, а не причинно-следственная связь.

Почему это может происходить?

1. Атеисты – не конформисты. Люди с интеллектом менее склонны к слепому конформизму, и в состоянии противостоять религиозному догматизму. Следует отметить, что атеисты становится вполне себе конформистами в обществах с низкой религиозной активностью.

2. Люди с интеллектом склонны к аналитическому складу мышления, которое мало совместимо с религиозными верованиями. Такое мышление отличается систематичностью, осознанностью, медленной скоростью и основывается на правилах. Для религии более подходит интуитивное мышление – рефлективное, быстрое, спонтанное и, в целом, неосознанное.

3. Религия выполняет определенные функции, которые удовлетворяют верующих людей. Например, компенсация контроля – убеждение во внешнем источнике контроля, в упорядоченности, неслучайности и предсказуемости мира. Некоторые исследования показали, что снижение личного контроля повышает религиозность.
Другая функция религии – привязанность. Эксперименты показали, что когда людей пугают одиночеством, их религиозность растет (Epley, Akalis, Waytz, & Cacioppo, 2008). Строительство личных и тесных связей с богом помогает человеку не чувствовать себя одиноким. Что интересно, но интеллект делает человека менее одиноким безо всяких богов! Есть доказательства, что чем выше интеллект, тем выше вероятность семейной жизни (Herrnstein & Murray, 1994).
Таким образом, человек с высоким интеллектом не нуждается в функциях религии, находя их в своей жизни без помощи богов.

Поскольку мета-анализ показал лишь ассоциацию между интеллектом и религиозностью, есть попытки найти именно причинно-следственную связь. Так, одна звучит так (Sherkat, 2010): приверженность религии с детства, как правило, несет в себе отказ или ограничение светских знаний. Это, в свою очередь ведет снижению интереса к знаниям, что выражается в измеримых величинах, например, снижение вербальных способностей. Подтверждение этому были найдены у фундаменталистов христианского толка, поэтому распространять объяснение на другие религии было бы неправильно.

Epley, N., Akalis, S., Waytz, A., & Cacioppo, J. T. (2008). Creating social connection through inferential reproduction: Loneliness and perceived agency in gadgets, gods, and greyhounds. Psychological Science, 19, 114-120. doi:10.1111/j.1467-9280.2008.02056.x.

Herrnstein, R. J., & Murray, C. (1994). The bell curve: Intelligence and class structure in American life. New York, NY: Free Press.

Sherkat, D. E. (2011). Religion and scientific literacy in the United States. Social Science Quarterly, 92, 1134-1150. doi:10.1111/j.1540-6237.2011.00811.x.

Zuckerman, M., Silberman, J., & Hall, J. A. (2013). The Relation Between Intelligence and Religiosity: A Meta-Analysis and Some Proposed Explanations. Personality and Social Psychology Review, 17(4), 325-354. doi: 10.1177/1088868313497266.


Правильная мотивация. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Вторая

человек пишет формулы на доскеМы можем ставить себе цели и сами себя мотивировать. Но как «правильно» это делать, и какова сила мотивации?

Так, например, ненавязчиво показывая людям определенные слова, то есть, производя прайминг, можно изменить подсознательные мотивации и ожидания. Например, словами умный, сообразительный, интеллектуальный или, напротив, словами тупой, глупый и несообразительный, ученые достигали существенного различия в результатах выполнения когнитивных задач. Ведь что интересно – ученые, таким образом, меняли ожидания студентов относительно их будущего успеха в выполнении задачи, вне зависимости от реальных возможностей человека. Причем настолько несущественным, казалось бы, образом: это прайминг можно осуществить, дав прочитать короткий отрывок про студента – в одном случае, умного и сообразительного, в другом – тупого и ленивого.

Но что именно происходит в мозге в случае такой мотивации – спросили экспериментаторы, решившие увидеть это на магнитно-резонансном томографе. На это раз психологи (Bengtsson, Lau, & Passingham, 2009) манипулировали мотивацией следующим образом: одной группе людей сказали, что хорошая память означает высокий уровень интеллекта, и эксперимент будет как раз измерять их память. Другой группе сказали, что с их помощью ученые хотят просто оптимизировать некоторые параметры упражнений.

3-back задачаУчастники эксперимента выполняли n-back задачи, прекрасный тип упражнений на проверку и тренировку рабочей памяти. О таких задачах я уже писал здесь: IQ можно увеличить.  Посмотрите на рисунок слева – это пример 3-back задачи с буквами. На экране появляются буквы, одна за другой, и вам надо нажать на клавиатуре кнопку, соответствующую ответу «да», если какая-то буква повторяется через 2 другие буквы (как на рисунке с буквой h). В других случаях вам ничего делать не надо. Ученые решили сделать задачу одинаково трудной для обеих групп – за счет манипуляции временем, они смогли сделать так, что все участники эксперимента выполняли задачи с 75% успехом.

Дизайн эксперимента был устроен так, что обратная связь не давалась, но в таких задачах человек обычно догадывается, когда он сделал ошибку или был прав, если уж не сознательно, то точно – подсознательно.

По результатам опроса после тестов, проходивших внутри томографа, было выяснено, что группы одинаково воспринимали трудность задач.
Мотивированная группа достигла лучших результатов – даже в пределах заданных 75% – за счет времени между показом букв, но не это главное.

При правильных ответах на задачи исследователи не нашли разницы между активацией зон мозга у обеих групп. А вот показывает мозг у обеих групп, когда совершаются ошибки:

Активация мозга при ошибке с мотивацией и без нееМотивированная группа ожидала подсознательно выполнять задачи хорошо. Когда кто-то совершал ошибку, это не соответствовало ожиданиям. Ошибочный результат конфликтовал с ожиданием и создавал сигнал несоответствия в мозге. Как вы видите, это несоответствие вызывало вполне большую активность во многих регионах мозга. Важность этого сигнала заключается в том, что он обеспечивает обучение. Обучение на ошибках – возможно, самый правильный и эффективный способ обучения чему-либо.

Обратите внимание, что в немотивированной группе не происходило существенных изменений в активации при ошибке. Человек не ожидал от себя выполнения ничего особенного, и, совершая ошибку, не удивлялся ей и ничего не поправлял в своем поведении.

Обучаясь чему-то новому или делая что-то даже вполне привычное, мотивируйте себя на достижения. Ожидайте от себя отличных результатов, свершений, и удачи, и тогда вы будете учиться самым быстрым и лучшим способом.

Bengtsson, S. L., Lau, H. C., & Passingham, R. E. (2009). Motivation to do well enhances responses to errors and self-monitoring. Cerebral Cortex, 19(4), 797-804. Oxford University Press.


IQ можно увеличить

N-back task

Одно из упражнений на тренировку рабочей памяти, n-back task (Jaeggi et al., 2008).

Еще 40 лет назад Артур Дженсен (Jensen, 1969) пришел к выводу, что как бы мы не пытались, мы не в состоянии изменить свой коэффициент интеллекта (IQ). Дженсен – почетный профессор образовательной психологии Калифорнийского Университета в Беркли, – пожалуй, один из самых известных личностей в области психометрии и дифференциальной психологии, науки, изучающей причины различий между людьми. Он – сторонник наследственного фактора в объяснении особенностей личности и интеллекта, и считается одним из 50 самых выдающихся психологов двадцатого века.

За прошедшие годы было много попыток опровергнуть его постулат, однако он оставался стоять, как неприступная крепость. Разумеется, если тренировать одну и ту же задачу, то эффект тренировок увеличит точность и скорость выполнения задачи решения, однако, эта способность не переносится на способности решать другие, не тренируемые задачи. С другой стороны, исследования показывали, что IQ действительно носит наследственный характер, и генетические данные говорили, что это довольно фиксированная величина.

IQ – композитная переменная, включающая в себя множество элементов. Эти элементы разделяются в теориях интеллекта на две главные категории: гибкий интеллект и кристаллизованный интеллект. Гибкий интеллект включает в себя способности, работающие в новых средах, особенно в абстрактном мышлении, логическом мышлении и способности решать проблемы. Кристаллизованный интеллект – продукт использования этих процессов. Гибкий интеллект измеряют тестами на аналогии, классификации и категоризации, а кристаллизованный – тестами на словарный запас и общие знания (Sternberg, 2008).

Однако, недавнее исследование психологов из Университета Мичигана в Энн Арбор (Jaeggi et al., 2008), показало, что тренировки могут улучшить гибкий интеллект. Это, без преувеличения, знаменательное исследование. Участники  эксперимента делали 25 минутные тренировки на память, и чем больше таких сессий они выполняли, тем лучше у них становились показатели гибкого интеллекта. Иными словами, они лучше справлялись с другими задачами, которые являлись составляющими гибкого интеллекта. Вот, например, реальные данные исследования (Bower, 2008):

8 дней тренировок – рост на 4-5%,
12 дней – 15%
17 дней – 33%
19 дней – 50%

Почему же только сегодня, через 40 лет, мы узнаем об этом? Потому что только недавно психология подошла к более ясному пониманию ключевой роли рабочей памяти в гибком интеллекте. Ранее я писал о роли рабочей памяти в  академической успеваемости. Хорошими измерителями рабочей памяти служат воспроизведение ряда цифр в обратном порядке, или последовательности событий. Все современные программы по брейнфитнесу имеют такие упражнения на тренировку рабочей памяти.

Итак: вы можете повысить свой IQ и довольно значительно, если будете заниматься структурированными тренировками рабочей памяти. И это будет иметь значение для вашей жизни – в учебе, на работе и в личной жизни.

Bower, B. (2008). Mental fluidity. Science News, 173(17), 7-7.

Jaeggi, S. M., Buschkuehl, M., Jonides, J., & Perrig, W. J. (2008). Improving fluid intelligence with training on working memory. Proceedings of the National Academy of Sciences, 105(19), 6829-6833.

Jensen, A.R. (1969). How much can we boost IQ and scholastic achievement? Harvard Education Review, 39(1),123.

Sternberg, R. J. (2008). Increasing fluid intelligence is possible after all. Proceedings of the National Academy of Sciences, 105(19), 6791-6792.


Рабочая память является лучшим предсказателем академической успеваемости чем IQ.

рабочая памятьРабочая память – это способность нашего мозга удерживать необходимую информацию на время выполнения какого-то процесса. Например, когда вам говорят, как проехать куда-то, а вы можете представлять себе маршрут без записи в блокноте, или когда вы складываете 24 и 56,  в уме, без использования калькулятора, или ручки и бумаги.

В исследовании, результаты которого опубликованы в феврале 2010 года (Alloway & Alloway, 2010), у детей замерялись тестами рабочая память и IQ, сначала в 5 лет, а затем в 11 лет. Также была проверена их академическая успеваемость в чтении, произношении и математике.

Результаты показали устойчивую связь между рабочей памятью и академической успеваемостью, независимо от IQ. Рабочая память также может являться точным предсказателем будущего академического успеха школьника. В свою очередь, IQ показал свою ненадежность как предсказатель.

Рабочая память растет с возрастом, хотя, в целом, остается довольно стабильной по объему.

Alloway, T., & Alloway, R. (2010). Investigating the predictive roles of working memory and IQ in academic attainment. Journal of Experimental Child Psychology.