Category Archives: Мозг

Как достигать своих целей

Как достигать целейКаждодневно мы стремимся к множеству целей, которые поставили перед собой. Эти цели конкурируют друг с другом за наше внимание, время и другие ресурсы. Многие цели – долгосрочные, требующие усилий на протяжении долгого времени, и путь к ним может быть прерван из-за того, что конкурирующие цели приобретают хотя бы временные приоритеты. Долгосрочная цель после этого требует нового запуска. Мы часто пропускаем необходимые и лучшие моменты для запуска цели или возможности для ее реализации.

Традиционные теории достижения целей говорят нам, что намерение достичь цели – непосредственный определитель и предсказатель действий по достижению цели. Десятки лет исследования были направлены на то, как усилить намерения, и совсем немного внимания уделялось механизму влияния намерений на поведение. Сегодня стало понятно, что формирование намерений – лишь один из шагов достижения целей.

В одном эксперименте была поставлена цель проверки техники увеличения эффективности достижения целей. Темой выбрали – самостоятельные занятия, поскольку участниками стали студенты университета, для которых это важно. Вопрос был поставлен так: как можно увеличить часы самостоятельных занятий? В эксперименте приняли участие 85 студентов, которым рассказали, что самостоятельные занятия – важная часть учебы и попросили заполнить анкеты, чтобы выяснить их отношение и мотивацию к таким занятиям. Для половины студентов, в конце анкеты было одно предложение, в котором их просили сделать кое-что, тут же. Это можно было сделать в течение минуты, чрезвычайно легко и просто.

Через неделю ученые попросили студентов сообщить, сколько часов они занимались. Нужды обманывать ни у кого не было, поэтому эти данные были приняты на веру.

Посмотрите на график и сравните, насколько больше занимались студенты, в зависимости от того, в какой группе они оказались. Есть разница в мотивации, но смотрите, как мощно сработала та техника, которую применили студенты в экспериментальной группе.
достижение целей в зависимости от мотивации и группы

Вопрос: что же такого они сделали?
Когда я узнал об этой технике несколько лет назад, и стал ее изучать, я был удивлен как ее простотой, так и безграничными возможностями ее применения. Технику можно с успехом применять в любом виде спорта, переговорах и дебатах, в борьбе с вредными привычками и для увеличения производительности своего труда. Техника работает всегда и везде, где есть цели. Она просто заставляет цели реализовываться, независимо от нашей мотивации, от веры в свои силы, и даже от того, сознаем ли мы это или нет.

Я изучал ее эффективность в разнообразных ситуациях и экспериментировал с возможностями ее дальнейшего усиления. Почти всем своим клиентам, с которыми мне доводилось поработать, когда это было уместно, я демонстрировал технику, и обучал ее применению.

Я мог бы рассказать о ней здесь и сейчас, но опыт показал, что именно простота техники приводит к недооценке ее людьми, и, как следствие, к пренебрежению ею. «Дьявол – в деталях», и видимая простота скрывает комплексность процессов, которые происходят в ходе ее использования. Кроме того, есть множество нюансов, которые можно учитывать.

Поэтому я решил обучать этой технике на семинарах, или на индивидуальных занятиях, и подготовить методическое пособие.

Сейчас делаю последние приготовления, а если у вас есть любые цели и вы хотите достигнуть их эффективно и быстро, оставьте пустой комментарий к этой записи, указав ваш емейл в поле (он не будет виден другим). Как только будет сформирована группа, определимся с датой и временем проведения семинара.


Фестиваль нейронауки в Лондоне

Фестиваль нейронауки в ЛондонеПроходящая раз в два года встреча Британской Ассоциации Нейронауки в этом году станет фестивалем: 18 ученых сообществ, связанных с нейронаукой, представят 56 научных сессий и 8 пленарных сессий с участием более 240 докладчиков.

Фестиваль пройдет в Barbican Centre в Лондоне. Это будут захватывающие 4 дня, с 7 по 10 апреля. Программа на сайте.


Мы можем так говорить, а ты – нет

злой мужчина кричитПредставьте страну с субкультурой, которая является субоптимальной и аморальной – например, с проевшей всё насквозь коррупцией. Представьте также людей, которые указывают на это, предлагая хорошо аргументированные предложения о необходимых позитивных изменениях. Как люди, принадлежащие к группам, зависящим от коррупции, станут воспринимать эти аргументы?

Если бы люди были рационально мыслящими существами, то качество аргументов являлось бы мерилом убедительности сообщения и необходимости перемен, вытекающих из этого сообщения. Однако такого не происходит. Члены группы, которая подвергается критицизму, воспринимают сообщение от постороннего человека как угрозу их коллективному самосознанию. «Кто он такой и какие у него мотивы?» – первые вопросы, которые задают себе члены критикуемой группы, вместо, казалось бы, логичных: «Верно ли то, что он говорит и насколько убедительны его аргументы?»

Следствием этого является так называемый эффект межгрупповой чувствительности, предложенный в 2002 году (Hornsey, Oppes, & Svensson, 2002): мы можем сами себя критиковать, а вот другим не позволим!

Интуитивно это нам хорошо знакомо и понятно, в общих чертах. Для науки там еще много неизвестного, и одно из последних исследований австралийских психологов, опубликованное в январском номере British Journal of Social Psychology (Esposo, Hornsey, & Spoor, 2013),  задалось целью проверить, как качество критики влияет на этот эффект.

Ученые предложили несколько моделей, которые бы описывали взаимодействие критика и критикуемого, и приступили к экспериментам. Они составили три вида высказываний, которые начинались одинаково: Одна вещь, которую я заметил, это то, что австралийцы, как правило, нетерпимы к иммигрантам, и расисты по отношению к коренному населению. В одном условии был только эта фраза, и ничего более; во втором – фраза было слабо аргументирована, с опорой на слухи, личное мнение и комментарии в газетах; и, в третьем случае – хорошо аргументирована, с цитатами и статистикой. Эти различные тексты давались участникам эксперимента, наряду с информацией о том, кто это утверждает. В одном случае описывался человек, который сам и чьи родители выросли и прожили всю жизнь в Австралии, во втором – человек, живущий либо в Канаде, Великобритании или США.

После чтения текста участники должны были оценить, нравится ли им критик, конструктивизм и негативизм его высказываний, и необходимость реформ в стране.

Результаты:

  • В целом, сильные аргументы делали критика приятнее, а сообщение – более конструктивным, вызывающим меньше негативизма и большей необходимости реформ. Слабо аргументированное сообщение или вообще не аргументированное статистически оказались одинаковыми по силе.
  • Когда критик был из Австралии, то, в сравнении с критиком из другой страны, он и его аргументы нравились больше, негативное отношение к его речам было меньше, а реформы признавалась  необходимыми. И чем сильнее были его аргументы, тем больший был эффект.
  • Когда же критик был из другой группы, людям больше нравилось, когда он сопровождает свою критику хоть какими-то доказательствами. Однако качество этих доказательств никак не влияло на остальные оценки.

Для постороннего человека, который хочет перемен в критикуемой им группе представляется весьма печальная картина: его высказывания с большой вероятностью будут отвергнуты, независимо от того, насколько хорошо они отражают реальность, продуманы, обоснованы и аргументированы.

Одна из моделей описывала это лучше всех (ниже): как видно, она предполагает ответы всего на два вопроса, для того чтобы принять или отвергнуть критика и его аргументы.
Модель предсказания реакции на критику группыНесмотря на пессимистическую картину, человеку, который хочет перемен в группе, которой он не принадлежит, сначала надо потратить все усилия, чтобы пройти первый шаг – объяснить свои мотивы и намерения. Не сделав этого, он может сколь угодно строить аргументы – их никто не станет принимать.

Esposo, S. R., Hornsey, M. J., & Spoor, J. R. (2013). Shooting the messenger: Outsiders critical of your group are rejected regardless of argument quality. British Journal of Social Psychology, DOI: 10.1111/bjso.12024.

Hornsey, M. J., Oppes, T., & Svensson, A. (2002). “It’s OK if we say it, but you can’t”: responses to intergroup and intragroup criticism. European Journal of Social Psychology, 32(3), 293-307.


Что в голове музыканта

sivuБританский музыкант Sivu сделал клип, где он исполняет в томографе (MRI) свою песню Better Man Than He. Клип снял режиссер Adam Powell из компании RSA Films в госпитале St. Bartholomew в Лондоне. Съемки длились два часа, и получилось необычно и красиво. Музыкант заодно узнал, что с мозгами у него все в порядке.

Фото sivu из его ФБ.


Легкий способ не становиться императором*

Fundamentals of Human NutritionНа этой неделе начался курс Fundamentals of Human Nutrition на coursera.org, который меня заинтересовал, но я не представляю, возможно ли за него браться.

На картинке — ведущая курса доктор наук Kristina von Castel-Roberts из Университета Флориды, представляет структуру курса и что предстоит изучить и сделать. Слева от нее – концептуальная карта, которую надо будет сделать студенту. Карта показывает, что предстоит узнать, и выглядит пугающе. Обучение становится более структурированным, интересным и многовариантным. В этом курсе, например, предлагается три уровня сложности обучения: ознакомительный, углубленный и серьезный. С повышением уровня растет количество и сложность заданий. Сертификат не будет выдаваться за обучение на ознакомительном уровне.

Вообще, с сертификатами – вопрос сложный. Курсера уже начала применять идентификацию учащихся, если они захотят получить верифицированный сертификат, на некоторых курсах. Идентификация происходит как по документам, и вебкамере, так и по паттерну письма. Это будет стоить от 30 до 100 долларов, при этом остается возможность учиться бесплатно, без получения именно такого сертификата. Сегодня ни обычный, ни верифицированный сертификаты не имеют юридической силы, хотя их можно представлять в качестве аргумента своих знаний. Рано или поздно это изменится, судя по бурному развитию онлайн обучения. Так, с понедельника на курсере будет уже предлагаться уже 50 курсов одновременно.

* Сколько книг не читай – императором не станешь. Приписывается Мао Цзедуну.


Компенсаторные способности мозга

Oliver Burston, 2005, Wellcome ImagesУченым из Carnegie Mellon University’s Center for Cognitive Brain Imaging впервые удалось показать, как мозг адаптируется к повреждениям.  Исследование (Mason, Prat, & Just, 2013) показало, как в случае снижения функциональности одного региона, мозг немедленно подключает резервные регионы, выполняя работу не только выведенных из строя, но и поддерживающих их структур.

Ученые применяли транскраниальную магнитную стимуляцию (repetitive Transcranial Magnetic Stimulation (rTMS)) для временного выключения зоны Вернике (региона, ответственного за понимание языка) у участников эксперимента, используя функциональный магнитный томограф (fMRI). Людей просили выполнять задачи по пониманию смысла предложений до, во время воздействия и после воздействия rTMS.

Воздействие транскраниальной магнитной стимуляции на зону Вернике и связанные с ней зоны

Снижение функций и перекрывающее восстановление в ответ на стимуляцию rTMS. Применение транскраниальной магнитной стимуляции на зону Вернике (семантическая обработка, показана синим кружком) приводит к снижению функциональности в регионах, обрабатывающих речь (например, left temporal, left inferior frontal, left inferior parietal), в также правополушарных регионах (right inferior frontal), и главных визуальных регионах (bilateral occipital).

Воздействие rTMS, как и предполагалось, существенно угнетало работу зоны, но сканирование показало, что другие зоны мозга мгновенно начали подключаться к выполнению этой, не свойственной им, функции. Причем выполняли это так успешно, что не приводило к значимому ухудшению понимания предложений.

Компенсирующую роль на себя принимали следующие зоны:

  • Контралатеральные, зеркально расположенные в другом полушарии;
  • Соседние зоны в непосредственном окружении поврежденной;
  • Фронтальный исполнительный регион.

Предположительно, именно фронтальный регион принимает на себя главную управляющую и вычислительную роль в распределении задач по выполнению функций вышедшего из сторя региона.

Выведение из строя одного региона приводит к нарушению других функций, поскольку для мышления и понимания мы используем сеть регионов, и, соответственно, это нарушает весь процесс. Если бы не компенсация от других зон, мы видели бы катастрофические последствия даже самых банальных сотрясений мозга. После окончания воздействия TMS, активность зоны Вернике вернулась в исходное, но некоторое время запасные регионы продолжали работать. Это приводило даже к улучшению работы мозга по выполнению задач – ведь он использовал больше регионов для того, с чем обычно справлялся ранее.

Эта автономная (независимая от нашего сознания) способность мозга самоорганизовываться в ответ на изменяющиеся обстоятельства, является, по-видимому, основой для гибкого интеллекта.

Исследование дает более глубокое понимание нейропластичности мозга и уверенность в том, что когнитивные тренировки мозга могут сыграть неоценимую роль в случае травмы головы или инсульта. Секрет заключается в развитии альтернативных методов мышления. Предыдущие исследования (Prat & Just, 2011) показали большую адаптивность у людей с хорошими навыками чтения и высокой емкостью рабочей памяти. В условиях снижения работоспособности региона мозга, их мозг способен лучше адаптироваться к изменениям, рекрутируя компенсирующие регионы, в сравнении с людьми с низкоемкой рабочей памятью.  На мой взгляд, еще один повод начать заниматься брейнфитнесом.

Mason, R. A., Prat, C. S., & Just, M. A. (2013). Neurocognitive brain response to transient impairment of Wernicke’s area. Cerebral Cortex. DOI: 10.1093/cercor/bhs423.

Prat, C. S., & Just, M. A. (2011). Exploring the neural dynamics underpinning individual differences in sentence comprehension. Cerebral Cortex. 21:1747–1760.

Изображение в начале статьи: Oliver Burston, 2005, Wellcome Images.


Поток знаний

Дафна Келлер21 января в 20:00 в Digital October в рамках проекта Knowledge Stream пройдет лекция Дафны Келлер, сооснователя портала Coursera, который был признан журналом Time лучшим образовательным сайтом 2012 года. Благодаря Coursera каждый может стать слушателем курсов лучших университетов мира совершенно бесплатно. Инфо и регистрация.