Наткнулся на интересное исследование, двухлетней давности. Не знаю, как сейчас, но когда я учился в школе, учителя правили наши работы в тетрадях ручкой с красными чернилами.
И вот это исследование (Rutchick, Slepian, & Ferris, 2010) показало , что когда учителя проверяют работы с ручкой, в которой синие чернила, оценки могут быть существенно выше! Оказывается, когда учителя правят работы красными чернилами, они более критичны в оценке. А кроме критичности, или благодаря ей, учителя замечают больше ошибок. Три эксперимента показали, что учителя, выбирая красный цвет, при правке работ, подсознательно относятся критически и с определенным предубеждением в ожидании ошибок.
Так, в одном эксперименте, участникам давали прочесть два параграфа сочинения. Им было сказано, что это написано студентом, который учит английский язык, и дано задание поправить его ошибки в правописании, грамматике и синтаксисе.
51 человек использовали красные чернила, другие 51 – синие. Те «учителя», что правили красной пастой, нашли статистически значимо больше ошибок (24,3) чем те, кто правил синей (19,1).
В другом эксперименте 129 студентов оценивали сочинение, написанное якобы школьником. В этом сочинении не было ошибок, но выбор слов был не очень хорош. Студенты должны были поставить оценку от 0 до 100. И опять же, те, кто брал в руки красную ручку в руки, оценили сочинение ниже (76,2 в среднем), чем те, кто брал синюю (80,0).
Психологи полагают, что красный цвет в этом контексте активирует когнитивные категории провала, неудачи и ошибок. А может быть и нет, а работает тут тестостерон, содержание которого в крови реально может вырасти от восприятия красного цвета, что породит немножко агрессивности. А ее, в свою очередь, надо будет ассоциировать с чем-то происходящим – ну, вот, например, с домашней работой ученика. Понятно, что приемлемого объяснения еще не найдено.
Тем не менее, некоторые школы, руководствуясь именно такой логикой, перешли на пурпурный цвет при правке работ школьников. Об этом писала Boston Globe еще в 2004 году (Aoki, 2004). Смешно – а разве они исследовали влияние пурпурного цвета?!
Aoki, N. (2004). Harshness of red marks has students seeing purple. The Boston Globe, August 23, 2004. Ссылка.
Rutchick, A. M., Slepian, M. L., & Ferris, B. D. (2010). The pen is mightier than the word: Object priming of evaluative standards. European Journal of Social Psychology, 40(5), 704-708.