Category Archives: Поведение

Сила плацебо

упаковка с капсулами плацебоОбзор нового фильма BBC Horizon, The Power of Placebo, 2014. Тем, кто знаком с плацебо чуть лучше статьи в Википедии, фильм может показаться не особенно захватывающим. Но любопытные моменты все же есть.

Фильм начинается с эксперимента доктора Криса Биди из Университета в Аберистуит (Уэлльс) с профессиональными спортсменами-велосипедистами. В типичном дизайне эксперимента, когда одни получают действующий препарат (кофеин), а другие – якобы легальный допинг (тот же самый кофеин), плацебо уже ожидаемо себя показывает. В среднем улучшение времени на треке оказалось на 2-3%, что для профессионального спорта – значимая величина.

Интереснее плацебо-операции на позвоночнике. В хорошо спланированном эксперименте, когда хирург до самого последнего момента не мог знать, предстоит ему делать настоящую операцию или только имитировать ее, и с довольно большой группой пациентов (130 чел), сила плацебо проявляется во всей своей красе. Статистически значимой разницы между теми, кто прошел настоящую операцию и ее имитацию (пациенты не знали, какую именно проводят на них) не было обнаружено: и восприятие боли и улучшение функций в обоих случаях были одинаковы.

Фабрицио Бенедетти, один из известных исследователей плацебо, показывает эксперимент, который проводит в своей лаборатории, расположенной на горнолыжном курорте Италии. Фабрицио дает участникам кислород или пустой баллон и просит совершить получасовую прогулку в горах. Человек, думая, что получает кислород, ходит так, словно действительно получает кислород.

В условия горной местности, когда кислород в крови падает, в мозгу начинается дополнительная выработка нейротрансмиттера PGE2, который участвует в управлении организмом в таких критических условиях. Одно из проявлений повышенного содержания PGE2 – боль, которая должна ограничить движения человека. Кислородная маска насыщает кровь кислородом и снижает уровень этого пептида, и самочувствие улучшается. То же самое делает и плацебо, но только содержание кислорода в крови остается, разумеется, таким же низким.

В другом эксперименте показано, как плацебо действует при болезни Паркинсона. По измерениям, пациент, употребляющий плацебо, получает столько же дофамина, сколько нормальный человек при приеме наркотика типа амфетамина. Это реально ошеломляющий феномен.

К концу фильма авторы ставят правильный вопрос, который, к сожалению, не развивают до конца, как хотелось бы. Вопрос такой: Обязательно ли человеку надо верить, обманываться, что он принимает реальное лекарство? Каков может быть эффект, если он заведомо знает, что употребляет плацебо? Есть целый ряд остроумных экспериментов, не показанных, увы, в этом фильме, которые отвечали на эти вопросы, но ответ таков: не обязательно, и эффект от плацебо все равно будет.

В фильме показывают пациентку с синдромом раздражённого кишечника, которой дали плацебо, намеренно, открыто и без обмана. Это сработало, и она стала себя прекрасно чувствовать, правда, только до тех пор, пока таблетки не закончились. Дело в том, что этический комитет, который в каждом случае устанавливает пределы защиты прав и здоровья участников исследования, не позволил выдавать плацебо более дозы, необходимой для проведения эксперимента в течение трех недель. Женщина безуспешно пытается купить плацебо в аптеке – то есть именно баночку с таблетками, на которой было бы написано «Плацебо». Это смешно, но такие вещи просто так в аптеке не купишь!

Но, в общем-то, достать очень легко. И зря редакторы фильма поленились и не продолжили эксперимент с этой женщиной. Например, пачка, на фото в начале статьи, из 16 капсул, наполненных чистым сахаром, продается за чуть более 25 долларов на сайте Etsy. Там же доступно и кое-что посерьезнее, ноцебо! Как видите на фото ниже, в состав жидкости входит вода и пищевой краситель, и это, при понимании того, что вы делаете, употребляя ноцебо, может быть чрезвычайно опасным для вашего здоровья!

бутылки с ноцебо: невероятно опасноноцебо опасно!
Казалось бы, что мешает вам взять обычные витамины и наклеить сверху этикетку «Плацебо»? Но это уже беспардонный обман и вопиющее мошенничество – подделывать плацебо! :)


Сало как моральный императив

бутерброд с саломВчера при проведении ай-трекингового исследования была использована вот эта совершенно чудная (я выдаю себя) картинка. Была идея проверить пару гипотез о том, как люди смотрят на еду. Как обычно бывает в исследованиях, обнаружилась совершенно неожиданная вещь!

Эта картинка смогла выявлять проклятых москалей! Да, именно так, несмотря на то, что картинка-то, скорее всего, из немецкого фотостока. Проклятые москали смотрят совершено иначе на сало, чем другие, не проклятые и не москали.

Фактически, по движениям и фиксациям глаз человека можно было с высокой вероятностью сказать, как человек относится к тому, что происходит сегодня в Украине – любит он Януковича или симпатизирует Майдану.

различия при просмотре картинки
Я не буду раскрывать деталей анализа, но даже по этой картинке человек с тонкой душевной организацией и сам увидит разницу.

Что делать с этим открытием – вот вопрос.


Будущее: зачем и как

Зачем и Как?Психологическая теория уровней толкования (construal level theory) говорит о зависимости абстрактного или конкретного мышления от психологического расстояния до происходящего. Чем дальше отстоит по времени, в пространстве или социально событие, тем более абстрактно мы о нем думаем. Битва при Фермопилах абстрактнее, чем недавние сражения на Майдане. Планы каникул через год заметно отличаются от планов отпуска через неделю. Мы можем думать о жизни крестьян африканской деревушки только абстрактно, и, напротив, город, в котором мы живем, вызывает у нас чаще только конкретные мысли.

Одно исследование показало (Kanten, 2011), что чем дальше в будущем находится какое-то дело, тем больше времени, по нашему мнению, оно займет. Гипотетическая задача также занимает больше времени, чем конкретная. Было выдвинуто предположение, что мы представляем время состоящим из блоков, и когда мы начинаем думать абстрактно, эти блоки времени воспринимаются меньшими по размеру, и, соответственно, их требуется больше для выполнения задачи.

В одном из экспериментов был использован весьма остроумный ход, чтобы это продемонстрировать. Участникам дали лист со следующим текстом:

Восприятие времени – субъективная вещь, и может варьироваться у разных людей. Один час может показаться долгим одному, и кратким для другого. Иногда длительность времени иллюстрируется стрелкой, направленной слева направо, так называемой временной линией. Ниже вы видите такую линию и можете заметить, что на ней нет никаких делений. Насколько долгим кажется 1 час для вас? Пожалуйста, поставьте крестик на линии, так, чтобы расстоянии от начала до этого крестика соответствовало вашему представлению об одном часе.

И ниже была такая линия:
стрелкаЛюди, которых незаметно для них самих переводили на абстрактный уровень мышления, отмечали длительность одного часа существенно короче, чем люди с вмененным конкретным мышлением!

как долго длится час
Линейка была 140 миллиметров, и абстрактно мыслящие отмечали один час в среднем как 30,2 мм, а конкретно мыслящие – 54,5 мм.

Как исследователи вменяли образ мышления?
Они просили заполнять диаграммы, отвечая на вопросы «зачем?» для установки абстрактного, высшего уровня мышления, и на вопросы «как?» — для конкретного мышления. Например, листок был озаглавлен «Улучшение и поддержка здоровья», и четыре квадратика со стрелками, от одного к другому. Стрелки были названы либо «Зачем», либо «Как». Этого было достаточно, чтобы заставить человека думать иначе.

В следующий раз, думая о делах, которые вам предстоит сделать в будущем, попробуйте думать об этом как абстрактно, так и конкретно, и вы получите хорошо сбалансированный результат.

Kanten, A. B. (2011). The effect of construal level on predictions of task duration. Journal of Experimental Social Psychology, 47(6), 1037-1047.


Воображение – сильная штука

Ilotopie, People of ColorВ социальной психологии есть так называемая контактная гипотеза, суть которой в том, что чем чаще будут контактировать между собой члены разных групп, тем меньше будет у них межгрупповой агрессии и выше толерантность. Эта гипотеза подтверждается и помогает решать сложные социальные проблемы.

Гипотеза развилась в любопытную сторону – контакт с представителем другой группы можно просто вообразить. Основное условие – чтобы воображаемый контакт не был негативным, то есть не обязательно, чтобы воображение рисовало что-то позитивное, вполне достаточно нейтрального. Так, например, человеку, у которого есть негативизм к людям из каких-то групп, и это измерено, предлагается в течение пяти минут представить такой контакт, в простом сценарии.

Несмотря на то, что эта разновидность гипотезы весьма молода, появившись лишь в 2009 году, социальные психологи провели уже более 70 исследований эффективности такой техники. Свежее мета-исследование (Miles & Crisp, 2014) рассмотрело четыре ключевых измерения межгрупповых предубеждений в свете работы этой гипотезы: отношения, эмоции, намерения и поведение. По всем измерениям воображаемый контакт с представителем другой группы снижает напряженность между группами.

Воображение – сильная штука. Выяснилось, что чем больше участник воображаемого контакта размышляет и погружается в воображаемый сценарий, тем сильнее эффект. Наиболее сильно это происходит с детьми, и посему может быть хорошим инструментом для развития толерантности в школе. С взрослыми всё сложнее: с помощью этой техники можно полюбить, ну скажем, Мизулину, Милонова, или Медведева, но кто ж станет это делать?!

Miles, E., & Crisp, R. J. (2014). A meta-analytic test of the imagined contact hypothesis. Group Processes & Intergroup Relations, 17(1), 3-26. doi: 10.1177/1368430213510573.

В начале заметки: На осеннем фестивале «Привет, Сеул», в начале октября 2010, на старинной площади в центре Сеула, выступила труппа театра из Франции Ilotopie. Актёры показали на площади пантомиму под названием People of Color. Фото отсюда.


Прочитай книжку, стань лучше

Антон ЧеховПредставьте себе, но после прочтения короткого рассказа, например, «Хамелеон» Антона Чехова, вы на какое-то время начинаете чуть лучше понимать людей. Таковы результаты исследования ученых из New School for Social Research в Нью-Йорке, опубликованного в журнале Science.

Способность понимать чувства другого и на основе этого строить социальные отношения в психологии описывается как теория разума. Теорией это называется потому, что у нас нет прямого доступа к психике другого человека, мы только предполагаем, что он может думать и чувствовать так же, как и мы. Исследователи различают два вида теории разума: эмоциональную – способность замечать и понимать эмоции других, и когнитивную, то есть предположения об убеждениях и намерениях других. Обычно это называют одним словом: эмпатия.

Родители интуитивно учат детей этой теории, когда спрашивают: «Как ты думаешь, ей понравилось то, как ты себя повела»? Человечество, впрочем, создало культурные практики для развития этих способностей, и одна из них – художественная литература.

В серии из пяти экспериментов психологи как раз и проверяли, как литература влияет на теорию разума. Они предлагали участникам короткие тексты (по размеру как «Хамелеон» Чехова, около 900 слов) как «серьезной» художественной литературы – классиков или современников, получивших за свои рассказы литературные премии и призы, так популярного чтения и научно-популярной тематики.

Сразу после прочтения участникам предлагалось пройти серию разнообразных тестов. Например, один из тестов, разработанный для диагностики аутизма, включал в себя показ фотографий людей, но только региона с глазами, где  требуется правильно выбрать эмоциональное состояние человека из предложенных вариантов. Это тест кажется настолько простым, что непонятно, как можно не увидеть очевидную эмоцию девушки на фото, но результаты иногда разочаровывают.

Пример:

примеры из тестаСлова, описывающие состояние девушки: задумчивая (правильный ответ), раздраженная, ошеломленная, нетерпеливая

Другой тест был на узнаваемость писателей —  из списка 130 имен предлагалось выбрать только писателей (их там было ровно половина). Высокая оценка по этому тесту означала тесное знакомство с миром художественной литературы, потому что даже если вы не читали какого-то писателя, то могли о нем слышать.

Результаты показали, что даже после краткого, 3-5 минутного чтения художественного текста у людей повышалась способность к эмпатии, способности понимать эмоции других. Причем она повышалась после текста с хорошей литературой, но не менялась после популярного чтива или научно-популярного текста.

Поразительный по своей убедительности факт: чем больше писателей из списка мог определять человек, тем лучше он различал эмоции!

Ученые предприняли прямолинейную попытку понять, что есть такого в хорошей серьёзной литературе, что делает такие изменения за столь короткое время? Пропустив тексты через программу, подсчитывающую и категорирующую слова, они обнаружили один фактор – чем больше негативных слов было в тексте, тем выше были оценки эмоциональных тестов. А больше всего таких слов было именно в серьезной литературе. Но это не главная характеристика, а указание на то, что есть что-то несравненно привлекательное, что мы ищем и находим в ней, несмотря даже на негативные слова.

Ученые задали вопрос, как долго длится эффект после столь короткого чтения, и почти ответили на него, обнаружив зависимость между лучшим узнаванием писателей и правильным определением эмоций.

Это отнюдь не первое исследование, обнаружившее связь между литературой и эмпатией. Широкое освещение его в прессе, — дело рук людей, которые сами много читают, в попытках объяснить другим и себе, что чтение – не простое времяпрепровождение, а полезное важное занятие.

Лаборатория Мара в Университете Йорка в Канаде уже на протяжение многих лет занимается этими вопросами. Работы показали, что, вопреки устоявшемуся стереотипу «книжного червя», люди, которые много читают художественной литературы, имеют вполне достаточное количество социальных связей, с людьми, с которыми у них вполне здоровые отношения. Иными словами, они не страдают от одиночества. С социальным общением есть отчасти проблемы у тех, кто читает только научно-популярную и техническую литературу. Лекарство для них простое – надо читать хорошую художественную литературу. Не все жанры одинаково хороши. Так, романтические произведения повышают эмоциональную чувствительность, а научная фантастика и фэнтези – нет.

Свой вклад в понимание воздействия литературы продолжает вносить нейропсихология. Так, в одном исследовании испанских ученых было показано, что когда мы читаем слова, связанные с запахами, например, «корица», «ваниль», «чеснок», наша обонятельная кора и другие регионы мозга активируется так, словно мы на самом деле почувствовали запах!

Метафоры, например, «у певца был бархатный голос» или «у нее были нежные ручки» активируют осязательный регион мозга. Обычные описательные прилагательные такого эффекта не вызывают.

Французские учёные показали, что глаголы вызывают активацию моторной коры, причем предельно точно – если в тексте говорится о движении правой руки или левой ноги, то активируются соответствующие участки мозга, отвечающие именно за эту конечность.

Чтение хорошей литературы захватывает воображение и неизбежно вызывает мультимодальную симуляцию мозга. Отношения между героями произведений воспринимаются мозгом как реальные, так, словно происходят на самом деле, с читателем. Получается, что для мозга все равно, происходят события и ощущения в реальности, или в книге. Чтение художественной литературы, таким образом, — самая лучшая симуляция реальности, и даже превосходит ее: истории позволяют «забраться» в голову другого человека, или посмотреть на мир «глазами бога», или пережить то, что в действительности невозможно. Как правильно заметил какой-то писатель, книги дают возможность прожить тысячи ситуаций и сотни жизней, а тот, кто не читает, ограничивает себя лишь одной.

Эта уникальная возможность уже осознана и применяется. Так, есть программы чтения для трудных подростков, или матерей-одиночек. Литература призывается для увеличения сочувствия у врачей и для заключенных. У людей развиваются социальные навыки, они легче начинают понимать других, и, как следствие, лучше адаптируются в мире.

В шести экспериментах американских ученых выяснились любопытные детали влияния литературы. Например, важным оказывается глубина погружения в историю. Иногда надо забыть про себя, про свою личность, чтобы это сделать, и выяснилось, например, что чтение книги перед зеркалом мешает полноценно погрузиться в произведение.

История от первого лица героя, который в чем-то похож на читателя, помогает лучше принять переживания героя. Это ведет к реальным изменениям в поведении – история про парня из вашего университета, который пошел на выборы, убеждала сделать то же самое, когда была написана от первого лица в 65% случаях, против 29% если герой был из другого университета. Еще один эксперимент показал, что после прочтения душевной истории эмпатия также проявилась в поведении: когда экспериментатор «случайно» ронял карандаши, люди после душевной рассказа помогали гораздо чаще,

Студентам предлагали тексты, где герой был черным или геем. Истории отличались только местом в тексте, когда это обнаруживалось. Если читатель узнавал о расе или ориентации героя ближе к концу, то уровень погружения и сопереживания был выше. Когда это выяснялось в самом начале, то возникало некое отторжение. То есть, если вы хотите, чтобы чтение увлекло вас так, что вы потеряете отсчет времени, то читайте книги, где герои одной с вами расы, пола и сексуальной ориентации. Но таким образом вы наверняка пропустите немало прекрасных книг, а читать о других, непохожих на нас людей – стоит. Задача писателя в этом случае писать о непохожих на читателя людях от третьего лица.

Она из причин, почему дети, попробовав читать, бросают, возможно, именно в этом – им попадались книжки с героями, не похожими на них, а повествование велось от первого лица. Одна-две такие книжки, и интерес пропадает.

Только сейчас мы начинаем по-настоящему понимать, что есть такое – хорошая литература – феномен, который, на первый взгляд, с эволюционной точки зрения, выглядящий бесполезным и непрактичным.

Литература создает образ справедливого мира, где добро чаще всего побеждает. Но мы же знаем, что мир несправедлив, так почему мы позволяем себя обманывать, снова и снова? Хорошая литература продвигает общечеловеческие ценности, и помогает их понять и принять, и ей это всегда удается, вот уже тысячи лет. Ни у кого не возникает сомнений, кто герой, а кто злодей в книгах: даже самые закоренелые преступники считают злодеем профессора Мориарти, или индейца Джо, а героем — Шерлока Холмса, или Тома Сойера. Нам, конечно, могут нравиться герои типа Крестного отца, или Декстера, но мы знаем, что они никогда не будут счастливо жить до старости.

Достаточно посмотреть на список ста самых влиятельных на свете людей, которые никогда не жили, чтобы увидеть, сколько там литературных героев. Это они, Гамлет и Робин Гуд, Дон Кихот и Микки Маус, Робинзон Крузо и Карлсон, повлияли на жизни миллионов людей, причем только в лучшую сторону.

Поразительно, но именно художественная литература убеждает нас сильнее, нежели специально продуманные тексты с железными аргументами, призывами и мотивациями! Книга «Хижина дяди Тома» сыграла свою роль в убеждении множества американцев накануне Гражданской войны, что черные – тоже люди, а рабство – отвратительное явление.

Художественная литература – маркер социального класса. Человек, который прочитал хорошие произведения и наслаждался ими во время чтения – в самом деле, стал лучше и благороднее. Это отражается во всех сферах жизни: в семье и с друзьями, в карьере и общественной жизни. Было показано, что эмпатия, воспитываемая литературой, развивает креативность, увеличивает производительность труда.

Эмпатия, как это не покажется странным, чрезвычайно важна для бизнеса: лидер никогда не работает в одиночку, а людей, которые его окружают, надо понимать, мотивировать и вести. Журнал Forbes периодически упоминает об эмпатии, как о необходимом качестве успешного предпринимателя.

А теперь — самое время выбрать хорошую книгу и начать ее читать, зная теперь, что получаешь не только удовольствие, но делаешь себя, а значит, и окружающий мир лучше, человечнее и добрее.


Любовный приворот. Научный подход

Вин Дизель с ребенкомСегодня много говорят об окситоцине, называя его гормоном единения, заботы и ласки. Он участвует, наряду с другими гормонами, в обеспечении беременности, ухода и кормления младенца, обеспечивая связь матери и ребенка.

Ученые из Университета Иллинойса провели очень показательный эксперимент с полевыми мышами, результаты которого могут применяться и для людей (Kenkel, et al., 2012). Они взяли детеныша мышки и всего на 10 минут подсадили его в клетку к взрослому мышу, у которого еще не было опыта общения ни с детьми, ни с особами противоположного пола. Взрослый сначала пугался ребенка, но через какое-то время приближался, и начинал заботиться о малыше. Исследователи брали у него анализ крови сразу после этого знакомства и обнаружили, что у мыша повысился уровень окситоцина и понижался уровень кортикостерона (гормона стресса) в сравнении с другими мышами, к которым малыша не подсаживали. И чем выше был окситоцин и ниже кортикостерон, тем более заботливым был взрослый мышь по отношению к малышу.

В следующем эксперименте, малыша подсаживали на 20 минут, а затем самого взрослого мыша переносили к незнакомой ему мышке. Знакомство продолжалось 30 минут, после чего эту парочку переносили в трехкомнатную клетку. Самца сажали в центральную комнату, знакомую мышку – в одну из боковых, а в другой комнате находилась незнакомая мышка. Исследователи хотели посмотреть, с какой мышкой самец будет проводить больше времени в течение следующих трех часов. Те из мышей, к которым ранее не подсаживали малыша, провели одинаковое количество времени с обеими самками, несмотря на предварительное знакомство с одной из них. Те же, кто познакомился с самкой сразу после знакомства с малышом, провели с ней в четыре раза больше времени, чем с другой!

Механизм работы окситоцина у мышей схож с человеческим. Поэтому можно использовать этот эксперимент в качестве инструкции к осуществлению любовного приворота. Надо лишь устроить так, чтобы мужчина остался посидеть один с ребенком, хотя бы минут на 20. Первая женщина, которая познакомится с ним после этого, придется ему по душе сильнее, чем любая другая.

Kenkel, W., Paredes, J., Yee, J., Pournajafi-Nazarloo, H., Bales, K., & Carter, C. (2012). Neuroendocrine and behavioural responses to exposure to an infant in male prairie voles. Journal of Neuroendocrinology, 24 (6), 874-886.

Авторский вариант статьи, опубликованной в журнале Наша Психология в мае 2013 г.


Как хорошо быть хорошим

Lewis Madison TermanЛьюис Мэдисон Терман (Lewis Madison Terman) (1877-1956) – американский психолог с непростой биографией (на фото слева). Вы знаете его труды, но можете не знать об этом – он один из разработчиков теста IQ. Он был президентом Американской психологической ассоциации, а также пламенным сторонником апартеида и пропагандистом евгеники. Терман полагал, что людей с плохой наследственностью стоит стерилизовать. Его имя до сих пор упоминается, впрочем, в связи с исследованием, которое он начал ещё в 1921 году – исследование Термана, взявшееся изучить жизнь талантливых детей. В проекте были элементы фашистского толка, но они уже ушли в прошлое. Проект до сих пор продолжается и приносит любопытные данные.

В группу включали только детей, чей IQ был выше 135. В детстве и юношестве, и затем уже и во взрослом возрасте, у них периодически собирались разнообразные данные, а за их жизнью внимательно следили. Поскольку данных много, то можно искать интересные связи между различными переменными.

Так, одно недавнее исследование (Kern, Porta, & Friedman, 2013) изучало карьеру: престижность работы, успех на работе, лидерство, заслуги и достижения. Учёные решили сравнить, как характеристики карьеры влияет на продолжительность жизни.

Выяснилось сразу, что чем мужчина был успешнее в работе, тем дольше он жил. Главным же фактором, определяющим успех в работе, оказалась добросовестность. Она запускает все: и самодисциплину, и амбиции, и трезвые решения и организованность в делах. Добросовестные люди также отличаются трудолюбием. Оказалось, что добросовестность сама по себе продлевает жизнь, даже без успешной карьеры.

Мне нравится, что добросовестность не надо определять никакими тестами – каждый знает это про себя; и про других, через несколько минут общения. Я, вот, например, добросовестный человек, чего скрывать-то :)

Интересно и другое: едва ли это характеристика, над которой человек работает и формирует ее. Так, проснувшись однажды, он говорит себе: «так, с сегодняшнего дня брошу курить и заодно стану добросовестным, попробую, каково это, что ж мне всю жизнь мудаком-то быть». Хотелось бы, чтобы так происходило, но, хотя точную пропорцию генетики и воспитания никто не знает, вероятно, тут огромный перевес в сторону генетики.

Kern, M. L., Porta, S. S. D., & Friedman, H. S. (2013). Lifelong pathways to longevity: personality, relationships, flourishing, and health. Journal of Personality, doi: 10.1111/jopy.12062.