Category Archives: Поведение

Совы, жаворонки и бабушки

ХадзаЕсть гипотеза, которая объясняет, почему люди живут после окончания репродуктивного периода, хотя, казалось бы, с чего бы и зачем? Эта «гипотеза бабушки» утверждает, что люди после окончания репродуктивного возраста, вступив в стадию бабушек и дедушек, помогают выживанию рода, нянчась с внуками.

Ну, это гипотеза, сколько их таких? Но недавно она получила подтверждение (или как бы подтверждение) в виде компьютерной модели — lenta.ru написала про это. А также подтверждение с другой, неожиданной стороны.

Дэвид Самсон с коллегами решил проверить другую гипотезу, гипотезу «часового». Она говорит о том, что в стаде животных всегда есть кто-то, кто не спит и может разбудить остальных в случае опасности. На людях ее специально никто не проверял. И вот ученые отправились в Танзанию, к племенам охотников-собирателей Хадза, которые живут в саванне Серенгети, в небрежно сделанных травяных хижинах. Они спят ночью, не выставляя никаких часовых, часто просто под деревьями, несмотря на то, что в округе обязательно бродят серьезные хищники.

Оказалось, что даже в небольшой групп из 30 человек всегда есть кто-то, кто не спит, в любое время дня и ночи. Самые ночные ребята – это молодежь, которая любит тусоваться допоздна, и старики, у которых уже проблемы с засыпанием. Другие наблюдения за племенами также показывают, что около 10% группы постоянно бодрствует (Сон, который мы потеряли), и это достигается только за счет большого возрастного спектра, иными словами, когда в группе есть все от мала до велика.

Разбросанные по людям титулы «совы» или «жаворонка» — звания, выданные эволюцией для выживания. Любой человек, если он «сова», и его за это упрекают, может гордо сказать, что он охраняет мир, пока тот безмятежно дрыхнет.

На фото — люди Хадза.

Geddes, L. (2017). Why people sleep at different times. New Scientist,  N 3134, 15 July 2017.


Кто молодец? Я молодец!

разговор с самим собойКто из нас ни говорил сам с собой хотя бы однажды? Около 70% людей делают это регулярно – как про себя, так и вслух. Между тем, мы очень мало знаем, зачем, как и когда мы это делаем.

Сегодня всего лишь несколько психологов ее изучают эту тему, и лишь пара сотен научных статей так или иначе ее затрагивают. Кстати, значительный вклад в понимание этого феномена внес Лев Выготский почти сто лет назад. Он предположил, что дети рождаются социальными, и познают мир, общаясь с другими. Как только они овладевают языком, они тут же используют его для познания: для разговоров с родителями, с другими детьми и игрушками, и возникает стадия, когда ребенок открывает для себя, что он может говорить и с самими собой. Он делает это так же, как и с другими, вслух.

Дети говорят сами с собой, когда играются:

  • Что я делаю? – спрашивает себя ребенок.
  • Я делаю домик. Мне нужен диван!
  • Сколько диванов мне надо?
  • Два.

Интересно, но разговаривать вслух с собой ребенок предпочитает в присутствии других. Посади кучку трех-четырехлеток в комнату и они начнут болтать, но преимущественно, сами с собой.

Затем, по мере взросления, это общение с самим собой становится скрытым. Во взрослом возрасте это внутреннее общение бывает или кратким и фрагментарным, в телеграфном стиле, или остается развернутым, грамматически выверенным и неспешным.

Несмотря на то, что разговор стал неслышным, это такой же диалог, и так же важен, как и общение с другими людьми. Не стоит поэтому пугаться или стесняться того, что вы говорите сами с собой, даже вслух. Лучше узнать, как можно это делать с пользой.

Внутренний голос

Как и любой диалог, он происходит между, как минимум, двумя частями или фрагментами того, что принято называть «Я». Говорите ли вы с собой, с воображаемым другом, или с Заратустрой – это всё диалог с самим собой.

Пожалуй, никто в мире не занимается активнее этой темой, чем Чарльз Фёрнихо, профессор психологии Университета в Дареме, Великобритания. У него недавно вышла книга, посвященная как раз этой теме, The voices within (пока не переведена на русский).

Вот некоторые факты из его книги:

Внутренняя речь не связана физическими ограничениями речи. Так, она может быть гораздо быстрее – ведь для нее не надо открывать рот, шевелить губами и выдыхать воздух. Одно исследование обнаружило, что некоторые люди могут «говорить с собой» со скоростью в несколько тысяч слов в минуту.

Некоторые слышат лишь мысли, без звука, интонации и тембра, а некоторые – все, включая акцент. Даже глухие люди говорят с собой с помощью языка жестов.

Разговоры со своими питомцами – тоже по сути разговоры с самими собой, просто принимающие такую форму.

Некоторые люди практикуют медитацию как раз для того, чтобы  подавить этот внутренний голос, успокоить мозг. Это непростая задача, и большинство так и не справляются с этой задачей.

Мы говорим с собой, когда готовимся к важному разговору или экзамену, когда готовим фразу на иностранном языке, когда пытаемся запомнить что-то важное. Говорить с собой в машине, особенно выполняя маневры в сложных условиях, или напоминая себе о чем-то – не только нормальная, но очень полезная штука.

«Не отклоняйся от темы, Дональд! Спокойствие, только спокойствие». Во время предвыборных дебатов нынешний президент США Трамп часто говорил подобные фразы вслух с трибуны, и это вызывало смешки и аплодисменты у его сторонников. Это рискованная шутка: всем понятно, но — на грани. Ведь известно, как мы относимся к людям, которые говорят сами с собой вслух в публичных местах. Дональд Трамп пытался этим показать, что ему приходится прикладывать дополнительные усилия для того, чтобы сдерживаться.

Говоря с самим собой, Трамп искал помощи, и находил ее. Энди Мюррей рассказывал, что перед тем как выиграть исторический матч в U.S. Open 2012 года, он заставил себя пойти в раздевалку и там, перед зеркалом, прочитал себе воодушевляющую речь в победном духе. Теннисист уверен, что это помогло ему выиграть. И он не одинок. На многих фотографиях спортсменов видно, что они говорят сами с собой перед выступлением.

Многие люди говорят в супермаркетах, чтобы не забыть, что надо купить и чтобы помочь найти необходимый товар. Вербальное наименование может улучшить визуальную обработку. Проще говоря, если вы будете повторять «творог, творог», то вы быстрее его найдете. Это также помогает придерживаться списка, а не поддаваться соблазнам. Аналогично, когда мы говорим: «Где же эти чертовы ключи?!», мы действительно помогаем себе их найти.

Когда мы говорим вслух, мы подключаем и слуховую память. Это помогает использовать больше памяти, и полезно, когда мы готовим сложное блюдо.

Есть вид экспериментов, когда людей просят что-то повторять про себя, забивая внутренний диалог, и дают задачу. Например, детям дают собрать головоломку с башнями, и повторять какие то числа, и они справляются хуже. Задачи на скорость реакции, на принятие решение – все они оказываются хуже сделанными, если подавлять внутренний диалог.

Исследовать внутренний диалог чрезвычайно сложно, но на помощь приходят современные методы, включая томограф. Но самым продуктивным методом оказалась описательная выборка происходящего (Descriptive Experience Sampling), когда человеку выдают бипер, который выдает сигнал в случайное время. Когда звук раздается, человеку надо записать, что за мысли у него в голове и передать из ученым.

Этот метод открыл поразительную вещь: нам кажется, что наш внутренний разговор чаще всего негативный, но оказалось, что в большинстве случаев – такой разговор позитивный или нейтральный. Вдумайтесь, насколько мало мы себя знаем: мы уверены в чём-то, а оказывается, что это вовсе не так.

Ты или я

Как лучше всего говорить с собой, раз уж мы все равно это делаем? Есть ли разница в том, как говорить с собой – от первого, второго или третьего лица?

Когда вы сделали что-то хорошее, а никого рядом нет, то сказав себе: «Я – умничка» или «Я – гений, прочь сомнения», вы себя немедленно вознаградите самым искренним на Земле комплиментом.

Несколько экспериментов показали, что есть. Людей просили решать задачки и подбадривать себя либо от второго лица («ты можешь»!) или от первого («я могу»!). Оказалось, что подбадривание от второго лица лучше, особенно в повелительном наклонении.

Объяснение этому простое. Вспомните, что в детстве, во время формирования стиля вашего поведения, вы постоянно слышали именно эти два компонента: «ты» и повелительное наклонение. Этими словами ваши родители и другие направляли поведение. За годы детства могло сформироваться небольшое подозрение, что контроль за вашим поведением осуществляет кто-то другой, а не вы.

В 2010 году известный баскетболист ЛеБрон Джеймс, во время интервью произнес странную фразу: «Одного я не хотел – это делать эмоциональное решение. Я хотел сделать как лучше для ЛеБрон Джеймса, и так, чтобы сделать Леброна Джеймса счастливым». Тогда комментаторы в сети писали, что, похоже, он спятил, раз так говорит. Все же в обществе не особо принято говорить о себе в третьем лице.

Но кто осудит гения? «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»

Другое объяснение: когда мы называем себя на «ты» или по имени (что, кстати, не имеете значения), мы от себя дистанцируемся. Это позволяет посмотреть на себя со стороны и действовать менее импульсивно.

В целом, отмечается, что те, кто пользуется внутренним диалогом, понимают свои эмоции, лучше в себе разбираются и успешно собой владеют. Если вы говорите сами с собой, не стесняйтесь этого, а наслаждайтесь и пользуйтесь. Скажите себе: «Кто молодец? Я молодец!»

Dolcos, S., & Albarracin, D. (2014). The inner speech of behavioral regulation: Intentions and task performance strengthen when you talk to yourself as a You European Journal of Social Psychology DOI: 10.1002/ejsp.2048.

Fernyhough, C. (2016). The voices within : the history and science of how we talk to ourselves. London: Profile Books.

Hurlburt, R. T., & Akhter, S. A. (2006). The Descriptive Experience Sampling method. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 5(3), 271-301.

Lupyan, G., & Swingley, D. (2012). Self-directed speech affects visual search performance. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, 65(6), 1068-1085.

Zell, E., Warriner, A. B., & Albarracín, D. (2012). Splitting of the mind: When the You I talk to is Me and needs commands. Social Psychological and Personality Science, 3(5), 549–555.


Как маленькие засранцы меняют наше поведение

одинокая женщина не хочет знакомитьсяЕще одна иллюстрация того, как мало мы про себя знаем, и как наши попытки объяснять поведение человека могут выглядеть смешно.

Считается, вернее считалось вплоть до недавнего времени, что мозг не связан напрямую с иммунной системой. И вот, исследователи из медицинской школы при Виргинском Университете (Filiano et al., 2016) обнаружили лимфатические сосуды в оболочках мозга (менингах). Опыты с крысами показали, что убирая иммунные клетки из оболочек мозга, ученые добивались асоциального поведения животных. Крысы переставали интересоваться другими, не нуждались в общении и играх с сородичами, и были равнодушны к своему одиночеству. Как только ученые опять заселяли оболочки мозга иммунными клетками, нормальное поведение восстанавливалось.

Но несмотря на непосредственную близость к мозгу, иммунные клетки в оболочке не соприкасаются с мозгом. Как же происходит взаимодействие? Ученые подозревали, что иммунные клетки могут выделять какие-то молекулы, способные преодолеть гематоэнцефалический барьер и проникнуть в мозг. Так и оказалось:  этой молекулой оказался маленький засранец интерферон-гамма. Блокируя его производство, ученые достигали такие же эффекты в социальном поведении крыс.

Что это означает? Исследование, опубликованное в журнале Nature, в самом деле показывает множество интересных перспектив. Коль скоро иммунная система оказывает непосредственное влияние на поведение, возможно, что неполадки в работе этой системы выражаются в определенном дефиците социального поведения? Это может быть настоящей причиной (или одной из причин) аутизма или шизофрении, к примеру.

Многое становится логично, посудите сами. Разнообразное и богатое социальное поведение необходимо для выживания. Но само такое общение ведет к встрече со многими людьми и многими патогенами, а если иммунная система уже ослаблена, то она вынуждена защищаться. Тогда она меняет социальное поведение, уводя нас от общения и заражения. Вот как на картинке выше — лежит девушка, вся такая интересная, а интерферон-гамма строго-настрого запретил ей с кем-либо общаться.

Но как глубоко простирается это влияние? Что если это меняет не только наше социальное поведение, но и личность? Как насчет оси интроверт-экстроверт? Почему бы какому-то ранее неизвестному нашей иммунной системе патогену не изменить наш характер? Можем ли мы стабилизировать иммунную систему и устранить аутизм или шизофрению? Нас ждут любопытные открытия.

Filiano, A. J., Xu, Y., Tustison, N. J., Marsh, R. L., Baker, W., Smirnov, I., . . . Kipnis, J. (2016). Unexpected role of interferon-γ in regulating neuronal connectivity and social behaviour. Nature, 535(7612), 425-429. doi: 10.1038/nature18626.


По глазам видно

Ygritte«Умный – по глазам видно». Похоже, за этой фразой может стоять реальная наука. Как оказалось, размер зрачка коррелирует с коэффициентом интеллекта: чем он больше, в спокойном состоянии, тем выше интеллект. Самое поразительное – даже не то, что это открыто, а то, что о факте, который всё это время «смотрел нам прямо в глаза», мы узнаем только сейчас (Tsukahara, Harrison, & Engle, 2016).

Причем узнать об этом можно было легко: надо лишь замерять диаметр зрачка и IQ. И, как оказывается, многое сходится с предыдущими находками, например, с тем, что у северян IQ выше, чем у южан. Или что диаметр зрачка коррелирует с широтой: чем севернее, тем больше его размер. Это связано с пониженным уровнем света в северных широтах, и зрачку приходится становиться шире, чтобы лучше видеть. Выживать в северных широтах труднее, чем на южных, поэтому северным народам приходилось быть чуточку более сообразительнее. Таким образом у северян и с интеллектом получше и зрачки у них пошире. Такие вот объяснения, с которыми, конечно же, можно спорить.

Tsukahara, J. S., Harrison, T. L., & Engle, R. W. (2016). The relationship between baseline pupil size and intelligence. Cognitive Psychology, 91, 109-123.


Разгадка Болеро

unraveling boleroВ детстве несколько раз во время острых инфекций был у меня горячечный бред. Я до сих пор помню характерный признак этого бреда – повторяющаяся снова и снова странная и пугающая визуальная мелодия. Что-то отталкивающее и одновременно притягательное.

А вспомнил я об этом на днях, и понял, на что он был похож мой бред, читая одну книжку (Brogaard & Marlow, 2015). Книга — о необычных способностях людей, и о том, что часть таких способностей возникает в результате повреждения мозга. Так, у одной женщины, Анне Адамс, внезапно обнаружился талант рисования. Она просто не могла не рисовать практически постоянно, и делала это мастерски. Однажды она обнаружила мелодию, которая стала ее наваждением. В конце концов, после тщательного ее изучения, она ее нарисовала. Картина остроумно названа Unraveling Boléro – дословно Разгадка Болеро, но перевод должен быть лучше, ибо в названии очевидная игра слов с именем автора Морисом Равелем. На картине (в начале статьи) изображен каждый такт этой мелодии.

Про интерес художницы к Болеро, и про другие ее картины больше написано в научной статье в журнале Brain (Seeley et al., 2007). Ссылка на полный текст.

Что Анне Адамс не знала в момент написания картины, что ее талант к рисованию обязан своим появлением болезни мозга — у нее уже начала развиваться лобно-височная деменция, и одно из ее проявлений – прогрессирующая афазия, в результате которой она через несколько лет потеряет способность говорить.

Как выяснилось, Морис Равель, к моменту написания Болеро, вероятнее всего, был болен тем же заболеванием. Он сам считал мелодию странной, без формы и развития. Есть байка, что во время ее премьеры в 1928 году в Opéra de Paris женщина крикнула ему, что он сумасшедший, и Равель ответил, что «вы единственная, кто понял это сочинение».

Конечно, я послушал Болеро после всего того «новыми» ушами, и понял, что эта мелодия мне всегда не нравилась, пугала меня слегка, но не понимал, почему. Она – пожалуй, лучшее выражение того моего детского горячечного бреда. Интересно, неужели Адамс или Равель, в результате болезни, начали чувствовать себя как в постоянном бреду?

А вам нравится Болеро?

Brogaard, B., & Marlow, K. (2015). The superhuman mind : free the genius in your brain. New York : Hudson Street Press.

Seeley, W. W., Matthews, B. R., Crawford, R. K., Gorno-Tempini, M. L., Foti, D., Mackenzie, I. R., & Miller, B. L. (2007). Unravelling Boléro: progressive aphasia, transmodal creativity and the right posterior neocortex. Brain, 131(1), 39-49.


Какие уж тут глаголы

красивая рыжая женщинаВы никогда не задумывались, почему люди, да и вы сами, порой отводят глаза, когда говорят?

Японские психологи из Университета Киото в недавнем эксперименте (Kajimura & Nomura, 2016) продвинулись в ответе на этот вопрос. Людей просили смотреть или не смотреть глаза другого человека и генерировать глаголы. Оказывается, взаимный взгляд в глаза весьма особым образом воздействует на мыслительные процессы. Когда, в процессе разговора, мы говорим или слушаем, наш мозг на ходу строит зрительные образы. Визуальный контакт сильно влияет на этот процесс. Генерировать глаголы, глядя другому в глаза, оказалось трудным делом.

Чем сложнее история, которую вы рассказываете, или вы слушаете, тем с большей вероятностью вам придется отвести глаза. Если ваш собеседник отводит глаза, это не означает, что он стеснительный или что-то скрывает – он скорее всего, очень внимательно вас слушает и понимает.

Kajimura, S., & Nomura, M. (2016). When we cannot speak: Eye contact disrupts resources available to cognitive control processes during verb generation. Cognition, 157, 352-357.


Задачка для крутых

кроликХотите фокус? Посмотрите сейчас себе на колени – видите кролика? Погладьте его, он такой милашка. Не увидели кролика? Что ж, фокус не удался. Попробуем по-другому.

паттерныВ одном эксперименте (Kosslyn et al., 2000) людям показывали картинки, две из которых вы видите слева. Иногда, когда люди смотрели на цветной паттерн, им говорили, чтобы они видели его как черно-белый; а когда смотрели на черно-белый паттерн, говорили, чтобы видели цвета.

В одном условии люди «реально видели» цвета на черно-белой картинке, и «не видели» их на цветной. Это подтверждалось данными томографа. Дело в том, что все испытуемые были высокогипнабельными – так называют людей, которые легко поддаются гипнозу и выполняют практически все, что им внушают; именно такие люди – действующие лица всех чудесных трюков и эффектов гипноза.

Когда они были в обычном состоянии, они могли лишь притворяться, или воображать, что не видят цвета, где он есть, или видят его там, где его нет. Мысленное воображение цвета активирует fusifom gyrus (Brodmann 37) правого полушария. Это означает, что хорошее воображение может превалировать над восприятием, то есть, в буквальном смысле, воображаемая картинка может покрыть собой реально воспринимаемый объект.

В гипнозе у людей отмечалась дополнительно активация зоны цвета в левом полушарии, чего в условиях воображения не удается произвести. Такая активация характерна для гипноза. Однако к объяснениям насчет активации тех или иных регионов следует относиться с осторожностью. Мозг, как показывают некоторые исследования, оказывается еще пластичнее, чем мы думали. Цвета могут обрабатываться регионами мозга, о которых бы этого и не подумали (исследования с британским савантом Даниелем Тамметом).

Эксперимент с восприятием цвета в очередной раз продемонстрировал, что гипнотическое состояние – реальный феномен, а не просто притворство. Но это все прелюдия, показывающая то, что есть состояния, когда мы начинаем успешно верить в то, чего нет.

Мне всё это видится как любопытная задача: Как сделать так, чтобы через несколько минут какого-то воздействия любой человек мог «реально» увидеть цвета на черно-белой картинке? Чтобы он не мог  ответить на вопрос: Какая их этих картинок цветная?

паттерны цветной и черно-белыйЧтобы он, в конце концов, мог легко увидеть, что за слово написано на картинке ниже:

холст

Чтобы он мог легко увидеть кролика у себя на коленях и погладить его. Чтобы даже вы, зная всю кухню воздействия, попадали бы под его влияние.

Решения у этой задачи есть. Одно мы видели – гипнотический транс, но решение это весьма неуклюжее, и не всем подходит. Нужно воздействие, которое происходит во время слайдшоу этих паттернов, и в конце, скажем, третьей минуты уже должен произойти эффект. Потенциально продуктивный способ — научиться синестезии, и сделать ее гибкой с самого начала.

Разумеется, метод, с помощью которого мы можем проделывать такое, применим для других, более полезных способностей, нежели цветоразличение. Без преувеличения, это — один из ключей к сверхспособностям.

Kosslyn, S. M., Thompson, W. L., Costantini-Ferrando, M. F., Alpert, N. M., & Spiegel, D. (2000). Hypnotic visual illusion alters color processing in the brain. American Journal of Psychiatry, 157(8), 1279-1284.