Category Archives: Брэйнфитнес (Тренировка мозга)

Материалы, относящиеся к когнитивным тренировкам мозга.

Рисунки мозгом

человек рисует, вызывая определенную мозговую активностьКомпания g.tec разработала программу для рисования, на основе интерфейса мозг-компьютер (brain-computer interface, BCI). Используя визуально вызванные потенциалы ЭЭГ (VEP/P300) пользователя, программа подает символы на экран монитора и дает возможность манипулировать ими, предоставляя управление курсором. Пользователь может выбрать цвет, форму, прозрачность, размер и многое другое. И, как с любой программой, основанной на обратной связи, с каждым разом пользователь учится делать это все лучше и лучше. Не Веласкес, конечно, но тому, кто рисовал, наверняка было весело.

Рисунок, выполненный мозгом,  используя программу intendixФото с сайта http://www.intendix.com.


Летние игры Lumosity

Летние игры LumosityА между тем, уже на протяжении недели продолжаются Летние игры Lumosity – сайта с игрушками для развития мозга. К моему удивлению, число россиян, знающих об этом сервисе, довольно много.

Так или иначе, сейчас самое лучшее время приобщиться к тренировкам своего мозга и сыграть за свою страну – это бесплатно. Вам надо пойти по ссылке, зарегистрировать бесплатный аккаунт и начать играть. Предлагается только 4 игрушки, но они довольно неплохие.4 игры летних игр Lumosity Speed Match поможет вам развить быстроту принятия решений, Memory Matrix – развить визуальную память, Lost in Migration – концентрацию внимания, а Raindrops – способности быстро считать в уме. Но игрушки действуют интегративно, поэтому принесут и дополнительные преимущества. Правила простые, и даже если вы не знаете англйискго, вы быстро разберетесь.

Ну и немаловажно, зарегистрировавшись на игры за свою страну, вы поможете подняться ей на строчках вверх и получить различные призы. Правила таковы, что принимается во внимание только количество игр, а не результаты, к сожалению. Ну, что, нормально. Регистрация здесь.


Тренировка мозга с BrainQ

Интерфейс онлайн-приложения brainQPositScience, компания, занимающаяся производством программ для брейнфитнеса, наконец-то вышла в онлайн. До этого только, кажется, она, во всяком случае, из главных игроков на поле, представляла свои программы по CD. Отличные, надо сказать, программы. И онлайн версия не подвела. В ближайшее время они собираются дополнять ее другими упражнениями. Вы можете попробовать упражнения без регистрации, как гость, и несколько игрушек можно пробовать на начальном уровне. Я не буду писать обзора, замечу лишь, что у компании реально солидная научная база за всеми этими игрушками. Их программы (не только эти) используются для исправления серьезных академических трудностей у детей, а главный научный сотрудник компании – профессор Майкл Мерзенич (Michael Merzenich), один из той команды, которая приложила руку в создании кохлеарного имплантата, и вообще человек, который как никто, понимает в пластичности мозга. Компании принадлежит патент на UFOV, о котором я писал. И здесь есть игрушка, которая тренирует полезное поле зрения, это та, где надо заметить птичку, отличную от окружающих ее птичек. А те, кто читал книжку Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга, то знают, что ему там, если я не ошибаюсь, посвящена целая глава. В общем, для тех, кто думает о своем мозге, всячески рекомендую.

Собственно сайт с упражнениями.


Никогда не поздно

Пожилой человек с компьютеромМой главный интерес — исследования и разработка когнитивных методов омоложения. Это безумно интересная тема, которой я занимаюсь на протяжении всех последних лет и чем буду заниматься, уже, очевидно, всегда. А если методы будут работать, как и задумано, то и вечно :)

Конечно, было бы здорово заниматься только этим и ничем иным, потому что работы — безграничные просторы. Однако, к сожалению, это не всегда удается.

Тем не менее, как только появляется время и возможность, исследования продолжаются. И вот недавно я начал серию пилотных экспериментов с пожилыми людьми старше 80 лет. Исключительно сложная, но и интересная группа. Честно признаюсь, я не ожидал вообще никакого эффекта, потом что участники экспериментов имеют довольно богатый букет различных заболеваний, в том числе нейродегенеративных. Но выяснились интересные вещи. Например:

1) Даже 10 минутное воздействие принесло сравнительно быстрый эффект. Это красота – видеть человека, который оживает у тебя на глазах. Измерения строились по многим параметрам, в том числе, по времени физической активности. Увеличилась средняя скорость ходьбы. Замерялось и среднее время, которое человек проводит на ногах в течение дня, и вот эти краткие упражнения в первый день увеличили это время в полтора раза! Скорость наступления изменений была гораздо выше, чем у молодых людей, а эффект – заметнее. А длительность эффекта, – сравнима с молодыми.

2) В отличие от критического, любознательного и порой недоверчивого отношения людей молодого и среднего возраста, с этой группой манипулятивные воздействия можно проводить просто внаглую, не скрывая (иногда это необходимо) целей упражнения. Это объясняется, вероятно, тем, что емкость и скорость сознательных процессов снижена значительно, в сравнении с более молодыми людьми. А объемы подсознания, хоть и снижены, все равно огромны.

3) Разумеется, проявились все факторы, которые присутствуют в любом исследовании с пожилыми людьми – время дня для проведения упражнений (дообеденное время лучше всего), укороченный спан внимания и повышенная утомляемость. Это и сниженный слух, и плохое зрение и все остальное. Это значительно ограничивает объем работы, который можно проделать с человеком.

4) Участники эксперимента, давая оценку происходящему, сообщают поразительные вещи, о которых не услышишь от более молодых людей. Не представляю, как о таком можно было бы догадаться, не делая таких экспериментов. Я обогатил свое представление о том, что я делаю, и с десяток потенциально мощных идей родились и ожидают своего воплощения. Например, выясняется, что концепции воли к жизни и желание жить могут быть основными целями начальной работы, потому что, не активировав их, все остальное будет работать малоэффективно. И это, парадоксально, касается, прежде всего, молодых людей. Они, в отличие от пожилых, могут не вербализовывать эти концепции, а мы будем полагать, что такая воля к жизни и стремление жить у них присутствует в здоровом, активированном состоянии. А это может оказаться вовсе не так.

5) Это, к сожалению, довольно большой возраст, и спан внимания значительно снижен, и я так и не ответил пока на вопрос, насколько возможны ощутимые долговременные позитивные изменения. Но даже, если всё, что можно достигнуть — это временные улучшения, оно того стоит.

В общем, мы люди – поразительные создания, а жизнь прекрасна и удивительна. Берегите себя, цените жизнь и занимайтесь тем, от чего у вас захватывает дух!


Танцуй, чтобы не упасть

танцующая старушкаОдна из серьезных проблем пожилых людей – падения. Треть людей старше 65 лет падают как минимум один раз в год. Иными словами, на протяжении 3 лет, каждый человек старше 65 лет упадет хотя бы раз, в среднем. 15% пожилых падают еще чаще. Падения происходят во время ходьбы или во время выполнения нескольких дел одновременно. И падения плохи не только сами по себе, как возможность травмы и прочее. Они ужасны тем, что лишают человека уверенности, и, как следствие, существенно снижают его социализацию – человек боится упасть и лишний раз старается не выходить из дома.

Швейцарские ученые провели годовое рандомизированное контролируемое исследование, с 134 пожилыми людьми старше 65 лет (Trombetti et al., 2010). Экспериментальная группа в течение полугода выполняла мультизадачные упражнения под музыку – надо было изменять ритм выполнения действий в зависимости от ритма музыки. Упражнения становились более трудными. Через полгода группы поменялись – те, кто делал упражнения, перестали их делать, и, тем не менее, количество падений сократилось в два раза. Через полгода другая группа догнала первопроходцев. Эффект от упражнений сохраняется относительно длительное время. Я считаю, что самое лучшее упражнение такого рода – разучивание танцев – тут тебе и мультизадачности и ритма, всего хватит. Во всяком случае, до тех пор, пока танец не станет получаться. Тогда надо начинать разучивать другой.

Trombetti, A., Hars, M., Herrmann, F. R., Kressig, R. W., Ferrari, S., & Rizzoli, R. (2010). Effect of music-based multitask training on gait, balance, and fall risk in elderly people: A randomized controlled trial. Archives of Internal Medicine. Published online November 22, 2010. doi:10.1001/archinternmed.2010.446.


Два часа для изменений

структурные изменения в мозге, зарегистрированные диффузионным томографомМы знаем о невероятной пластичности мозга, но, конечно же, не все. Недавнее исследование ученых из Израиля (Sagi et al., 2012) продемонстрировало доказательства скорости нейропластичности.

Структурные изменения мозга могут быть наблюдаемы через десятки минут обучению чему-то новому. Используя диффузионное тензорное сканирование (diffusion tensor imaging, DTI) томографом, ученые смогли увидеть изменения в гиппокампе уже после двух часов видеоигры. В экспериментах с крысами было установлено точно, что такие изменения связаны с нейротропным фактором мозга (brain derived neurotropic growth factor, BDNF), протеином, который отвечает за поддержку, рост и развитие нейронов. Вероятно, у людей задействован тот же механизм.

Что это означает? Вы можете изменить свой мозг всего за 2 часа, достаточно для заметных, или не совсем заметных, изменений в поведении. Всего лишь два часа танцев, или новой компьютерной игры превратят вас в несколько другого человека, в буквальном смысле. Ну, и конечно, это опять подтверждает, что видеоигры — очень хорошая штука!

Sagi, Y., Tavor, I., Hofstetter, S., Tzur-Moryosef, S., Blumenfeld-Katzir, T., & Assaf, Y. (2012). Learning in the fast lane: New insights into neuroplasticity. Neuron, 73(6), 1195-1203.

Изображение и графики — из Sagi et al., 2012.


Сосредоточься, почувствуй Силы течение

Force trainerНа рынке появляется множество игрушек, управляемых мозгом, весьма  доступных по цене. Это прекрасно, потому что вызывает у детей, и не только у них стремление изучать и пользоваться своим мозгом. Надо надеяться, что производители пойдут дальше, и станут находить более практические применения, минимизировать устройства и стандартизировать софт.

Force trainer headsetИгра, которая сделает вас Джедаем, Force Trainer. Стоит $129.99, описание здесь.  Увеличивая бета-активность во фронтальных областях мозга, игрок сможет поднимать шарик в трубе, за счет включения потока воздуха. Польза от этого есть – игра может научить повышать концентрацию внимания, безусловно. Что мне не нравится – это требование иметь 9 батареек: 3 ААА и 6 АА! Производителям не хватило мозгов решить вопрос питания по-другому.

Другая игрушка, от производителя Барби, компании Mattel, Mattel Mindflex Game. Стоит $94.95. Так же, одев ЭЭГ, игрок управляет легким шариком, включая поток воздуха. Набор препятствий позволяет создавать различные по сложности пути прохождения шарика. Но гораздо интереснее в этом плане Mindflex Duel, ценой в $93.40 – два шлема ЭЭГ и возможность сражаться в пяти уровнях игры. Продается на Амазоне.
Mattel Mindflex

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mattel Mindflex

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mattel Mindflex

 

 

 

 

 

 

 

 

Mattel Mindflex headset

 

 

 

 

 

 

 

Mattel Mindflex Duel

 

 

 

 

 

 

 

 

Mattel Mindflex Duel