В короткой серии статей я хочу выстроить аргумент в защиту человека, его возможностей и способностей. А то выходит ироничная ситуация, когда мы с одной стороны делаем все эти удивительные и классные вещи, которые видим вокруг, но сами себе не даем право быть способными на что-то большое.
Nissan выпустил видео о технологии, над которой они работают: водитель надевает шлем ЭЭГ и его самоуправляемый автомобиль сможет считывать и его мысли. Захотел водитель повернуть направо, или притормозить – все это автомобиль сможет прочесть из электрической активности мозга и выполнить команду. В ролике роняется фраза об «удовольствии от вождения» – и становится понятно, зачем выдумывается эта несуразная, на мой взгляд, технология. В конце концов, Nissan делает машины, а продает удовольствие от вождения, и думает, что без него он не будет никому нужен, бедняжка. С таким же успехом могли бы еще поставить и велосипедные педали, чтобы водитель помогал машине ехать. Понятно, что технология рискованная – а вдруг водитель вспомнит утренний скандал с женой и подумает: «в 3,14зду всё это». Куда поедет машина? Именно поэтому они наверняка оставят 3-5 программ – налево, направо, тормозить и ускориться, причем цена этим команды будет «притянута за уши». Я имею в виду, что машина будет «учитывать» мысли человека о повороте направо или налево, но вес этих мыслей в принятии решения будет невелик.
Вторая мысль в этом довольно сумбурном ролике – о том, что водитель, перехватывая таким образом управление, будет давать обратную связь автономной машине, и она будет у него учиться. Тоже не сказать, что блестящее решение, потому как типичный водитель практически всегда является носителем разнообразных плохих привычек вождения. А вот пока есть люди с действительно отличными навыками и манерами вождения, например, инструкторы и тренеры инструкторов, гонщики и испытатели, их и надо записывать, обрабатывать и использовать для обучения машин.
Но в этом всем меня лишний раз удивило отношение к самому человеку. С одной стороны, технология как бы говорит: давайте же не будем забывать и о человеке! 100% автономно-управляемая машина – это уж слишком. А затем технология дает человеку, причем через большее число посредников, чем сейчас (шлем, ЭЭГ, передатчик, приемник, софт, ИИ, управление машиной) возможность повернуть направо или налево. Ну, спасибо. Да, пожалуйста, говорит Nissan, ведь мы знаем, что вождение – это удовольствие.
Это не прорывная технология, а какая-то вымученная попытка «пристроить» человека в мире будущего. Люди вообще перестали задавать вопрос «зачем»? В продолжении посмотрим, что происходит в других сферах.