Эта статья начинает цикл, посвященной еде, весьма полезной для мозга.
Клубника – неожиданный участник в этом списке. Казалось бы, как что-то, столь вкусное как клубника, может быть еще и полезно? Клубника богата антиоксидантами, витамином С, антоцианинами (anthocyanins) Исследование, проведенное в Бостоне (Bickford et al., 2000), задействовало в течение длительного срока 344 лабораторных крысы, случайным образом распределенных в одну из 4 групп: контрольную, и три диетические. Диетические группы были такие: первая — обычная еда с добавками клубники, вторая – с добавками шпината, и третья – с добавлением черники.
Так вот, именно клубника показала лучшие результаты в обращении вспять ухудшения функционирования бета-адренергических (β-adrenergic) рецепторов в нейронах Пуркинье в мозжечке. Шпинат тоже показал себя неплохо в области улучшения обучения моторным функциям, но речь сегодня не о нем. Черника еще появится в нашем списке.
Эффект возникает, вероятно, из-за того, что компоненты, находящиеся в клубнике, понижают воспалительные процессы и окислительный стресс, или даже прямым образом изменяя нейронную коммуникацию (Shukitt-Hale, Lau, & Joseph, 2008). Таким образом, клубнику можно назвать нейропротектором.
Раз уж мы говорим об этой вкусной ягоде, то стоит сказать и о недавнем исследовании (Alvarez-Suarez et al., 2011), продемонстрировавшем, что клубника прекрасно защищает слизистую желудка от алкоголя. Европейские исследователи давали крысам алкоголь и смогли наблюдать, что те, кто предварительно питался клубникой (в течение 10 дней), получали меньше повреждений слизистой желудка. Это доказывает, кстати, что клубника может прекрасно помочь и при язве желудка.
Конечно, речь идет только о свежей и натуральной клубнике, минимально загаженной химикатами.
Прямо скажем, неизвестно, сколько вреда наносят усилители вкуса и ароматизаторы клубники. Искусственный вкус/аромат клубники в клубничном молочном коктейле сети Burger King, например, производится вот такими компонентами: amyl acetate, amyl butyrate, amyl valerate, anethol, anisyl formate, benzyl acetate, benzyl isobutyrate, butyric acid, cinnamyl isobutyrate, cinnamyl valerate, cognac essential oil, diacetyl, dipropyl ketone, ethyl acetate, ethyl amyl ketone, ethyl butyrate, ethyl cinnamate, ethyl heptanoate, ethyl heptylate, ethyl lactate, ethyl methylphenylglycidate, ethyl nitrate, ethyl propionate, ethyl valerate, heliotropin, hydroxyphenyl-2-butanone (10 percent solution in alcohol), a-ionone, isobutyl anthranilate, isobutyl butyrate, lemon essential oil, maltol, 4-methylacetophenone, methyl anthranilate, methyl benzoate, methyl cinnamate, methyl heptine carbonate, methyl naphthyl ketone, methyl salicylate, mint essential oil, neroli essential oil, nerolin, neryl isobutyrate, orris butter, phenethyl alcohol, rose, rum ether, g-undecalactone, vanillin, solvent (Schlosser, 2001).
Bickford, P. C., Gould, T., Briederick, L., Chadman, K., Pollock, A., Young, D., Shukitt-Hale, B., & Joseph, J. (2000). Antioxidant-rich diets improve cerebellar physiology and motor learning in aged rats. Brain Research, 866(1–2), 211-217. doi: 10.1016/S0006-8993(00)02280-0.
Shukitt-Hale, B., Lau, F. C. , & Joseph, J. A. (2008). Berry fruit supplementation and the aging brain. Journal of Agricultural and Food Chemistry. 13;56 (3):636-41.
Schlosser, E. (2001). Fast food nation: the dark side of the all-American meal. Boston: Houghton Mifflin.
Alvarez-Suarez, J. M., Dekanski, D., Ristić, S., Radonjić, N. V., Petronijević, N. D., Giampieri, F., Astolfi, P., González-Paramás, A. M., Santos-Buelga, C., Tulipani, S., Quiles, J. L., Mezzetti, B., & Battino, M. (2011). Strawberry polyphenols attenuate ethanol-induced gastric lesions in rats by activation of antioxidant enzymes and attenuation of MDA increase. [doi:10.1371/journal.pone.0025878]. PLoS ONE, 6(10), e25878.
Channel 4 в январе 2012 года показывал программу What makes a masterpiece?, состоящую из трех частей, о том, как современная нейронаука может измерять происходящее в человеческом мозге, когда мы смотрим на живопись, слушаем музыку или смотрим кино. Фильм о том, как мы, обладая сегодняшними знаниями, можем создавать шедевры.



Однако, нас интересует более практическое применение. Вот как например сделали в Новой Зеландии, опять же, на теплочувствительной пленке. Which car you will piss off on tonight? На какую машину тебе нассать сегодня? Реклама говорит: If you drink then don’t drive you’re a bloody legend (Если ты пьешь, а потом не садишь за руль, ты мегабрателла, с картинкой такси, или: If you drink then drive you’re a bloody idiot (Если ты выпиваешь, а потом садишься за руль, ты полный придурок, с картинкой разбитой машины. Неплохое исполнение, было бы интересно узнать эффективность, видна мысль и зачетная попытка сделать что-то ценное.
Просто и со вкусом: Хочешь быть пожарником?




Эти «кошачьи ушки» на голове могут двигаться в зависимости от ваших мыслей, или вернее, уровня внимания в лобных долях мозга. Они встают, когда вы концентрируете внимание, и опускаются, когда вы расслабляетесь. Посмотрите, как это происходит в клипе.


Только что случайно узнал, что книгу Нормана Доиджа (Norman Doidge) The Brain That Changes Itself. Stories of Personal Triumph from the Frontiers of Brain Science перевели на русский язык (Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга), причем около двух лет назад. Сам читал эту книгу на английском, как только она вышла в 2007 году, потом перечитал, а некоторые главы — и пару раз, и слушал аудио книгу, и смотрел фильм, снятый по мотивам книги. Почитал, что и перевод на редкость хорош (что бывает, увы, довольно редко с такого рода литературой). Книга — поразительная, и ее просто надо прочитать. Книга про такие вещи, про которые вы никогда бы не подумали, что они возможны.
Давно уже планировал написать про человека, можно сказать, главного героя книги —
Международное исследование с использованием аппаратуры для слежения за движениями глаз (eye-tracking, ай-трекинг), с 210 участниками из Франции, Англии, Голландии, Дании Испании, Бразилии и США, проводившееся с июня по октябрь 2011 года, поставило себе целью узнать, куда смотрят мужчины и женщины в разных странах, когда видят такую вот картинку (слева).
Женщины потратили на 27% больше времени, чем мужчины, разглядывая кольцо:
Были региональные различия, безусловно, и подробнее можно прочитать на сайте компании, однако, по всем странам и обоим полам, лицо было наиболее притягательным объектом
для глаз – около 25% всего времени было потрачено на лицо (слева). Мужчины потратили на 12% больше времени на лицо, чем женщины.