 Мы можем ставить себе цели и сами себя мотивировать. Но как «правильно» это делать, и какова сила мотивации?
Мы можем ставить себе цели и сами себя мотивировать. Но как «правильно» это делать, и какова сила мотивации?
Так, например, ненавязчиво показывая людям определенные слова, то есть, производя прайминг, можно изменить подсознательные мотивации и ожидания. Например, словами умный, сообразительный, интеллектуальный или, напротив, словами тупой, глупый и несообразительный, ученые достигали существенного различия в результатах выполнения когнитивных задач. Ведь что интересно – ученые, таким образом, меняли ожидания студентов относительно их будущего успеха в выполнении задачи, вне зависимости от реальных возможностей человека. Причем настолько несущественным, казалось бы, образом: это прайминг можно осуществить, дав прочитать короткий отрывок про студента – в одном случае, умного и сообразительного, в другом – тупого и ленивого.
Но что именно происходит в мозге в случае такой мотивации – спросили экспериментаторы, решившие увидеть это на магнитно-резонансном томографе. На это раз психологи (Bengtsson, Lau, & Passingham, 2009) манипулировали мотивацией следующим образом: одной группе людей сказали, что хорошая память означает высокий уровень интеллекта, и эксперимент будет как раз измерять их память. Другой группе сказали, что с их помощью ученые хотят просто оптимизировать некоторые параметры упражнений.
 Участники эксперимента выполняли n-back задачи, прекрасный тип упражнений на проверку и тренировку рабочей памяти. О таких задачах я уже писал здесь: IQ можно увеличить.  Посмотрите на рисунок слева – это пример 3-back задачи с буквами. На экране появляются буквы, одна за другой, и вам надо нажать на клавиатуре кнопку, соответствующую ответу «да», если какая-то буква повторяется через 2 другие буквы (как на рисунке с буквой h). В других случаях вам ничего делать не надо. Ученые решили сделать задачу одинаково трудной для обеих групп – за счет манипуляции временем, они смогли сделать так, что все участники эксперимента выполняли задачи с 75% успехом.
Участники эксперимента выполняли n-back задачи, прекрасный тип упражнений на проверку и тренировку рабочей памяти. О таких задачах я уже писал здесь: IQ можно увеличить.  Посмотрите на рисунок слева – это пример 3-back задачи с буквами. На экране появляются буквы, одна за другой, и вам надо нажать на клавиатуре кнопку, соответствующую ответу «да», если какая-то буква повторяется через 2 другие буквы (как на рисунке с буквой h). В других случаях вам ничего делать не надо. Ученые решили сделать задачу одинаково трудной для обеих групп – за счет манипуляции временем, они смогли сделать так, что все участники эксперимента выполняли задачи с 75% успехом.
Дизайн эксперимента был устроен так, что обратная связь не давалась, но в таких задачах человек обычно догадывается, когда он сделал ошибку или был прав, если уж не сознательно, то точно — подсознательно.
По результатам опроса после тестов, проходивших внутри томографа, было выяснено, что группы одинаково воспринимали трудность задач.
Мотивированная группа достигла лучших результатов – даже в пределах заданных 75% — за счет времени между показом букв, но не это главное.
При правильных ответах на задачи исследователи не нашли разницы между активацией зон мозга у обеих групп. А вот показывает мозг у обеих групп, когда совершаются ошибки:
 Мотивированная группа ожидала подсознательно выполнять задачи хорошо. Когда кто-то совершал ошибку, это не соответствовало ожиданиям. Ошибочный результат конфликтовал с ожиданием и создавал сигнал несоответствия в мозге. Как вы видите, это несоответствие вызывало вполне большую активность во многих регионах мозга. Важность этого сигнала заключается в том, что он обеспечивает обучение. Обучение на ошибках – возможно, самый правильный и эффективный способ обучения чему-либо.
Мотивированная группа ожидала подсознательно выполнять задачи хорошо. Когда кто-то совершал ошибку, это не соответствовало ожиданиям. Ошибочный результат конфликтовал с ожиданием и создавал сигнал несоответствия в мозге. Как вы видите, это несоответствие вызывало вполне большую активность во многих регионах мозга. Важность этого сигнала заключается в том, что он обеспечивает обучение. Обучение на ошибках – возможно, самый правильный и эффективный способ обучения чему-либо.
Обратите внимание, что в немотивированной группе не происходило существенных изменений в активации при ошибке. Человек не ожидал от себя выполнения ничего особенного, и, совершая ошибку, не удивлялся ей и ничего не поправлял в своем поведении.
Обучаясь чему-то новому или делая что-то даже вполне привычное, мотивируйте себя на достижения. Ожидайте от себя отличных результатов, свершений, и удачи, и тогда вы будете учиться самым быстрым и лучшим способом.
Bengtsson, S. L., Lau, H. C., & Passingham, R. E. (2009). Motivation to do well enhances responses to errors and self-monitoring. Cerebral Cortex, 19(4), 797-804. Oxford University Press.
 
									 Дед Мороз пришел ко мне пораньше в этом году, и вот все последние дни я настраиваю совместную работу многих программ и аппаратуры.
Дед Мороз пришел ко мне пораньше в этом году, и вот все последние дни я настраиваю совместную работу многих программ и аппаратуры. Выборы 2008 года в парламент Малайзии, в отличие от волшебных чуровских 2011 года в России, были непредсказуемыми. Правящая коалиция партий и оппозиционные силы вступили в борьбу с неясным исходом. В итоге правящая коалиция не только лишилась традиционного для нее большинства в две трети голосов, получив лишь простое большинство, но и утратила контроль над многими штатами государства. Эти выборы стали предметом интересного исследования, о котором мы и поговорим сегодня.
Выборы 2008 года в парламент Малайзии, в отличие от волшебных чуровских 2011 года в России, были непредсказуемыми. Правящая коалиция партий и оппозиционные силы вступили в борьбу с неясным исходом. В итоге правящая коалиция не только лишилась традиционного для нее большинства в две трети голосов, получив лишь простое большинство, но и утратила контроль над многими штатами государства. Эти выборы стали предметом интересного исследования, о котором мы и поговорим сегодня. В еще одном исследовании участникам так же дали почитать вымышленную статью, якобы опубликованную в журнале Science, так же, в двух вариантах. В одном «научно доказывалось», что бог, вероятнее всего существует и может вмешиваться во все процессы, во втором варианте говорилось, что бог существует как создатель, но он не может никак вмешиваться в нашу жизнь. По итогам опросов, выяснилось, что когда люди воспринимают бога как неспособного вмешиваться в жизнь, они больше верят в правительство, чем те, кто воспринимает бога как контролера всего сущего.
В еще одном исследовании участникам так же дали почитать вымышленную статью, якобы опубликованную в журнале Science, так же, в двух вариантах. В одном «научно доказывалось», что бог, вероятнее всего существует и может вмешиваться во все процессы, во втором варианте говорилось, что бог существует как создатель, но он не может никак вмешиваться в нашу жизнь. По итогам опросов, выяснилось, что когда люди воспринимают бога как неспособного вмешиваться в жизнь, они больше верят в правительство, чем те, кто воспринимает бога как контролера всего сущего. Цитокины, усиливающие воспалительные процессы, интерлюкин-6  (interleukin-6 (IL-6) и альфа-фактор некроза опухолей (tumor necrosis factor-α (TNF-α), в повышенных концентрациях считаются факторами, способствующими развитию рака. Эти протеины выделяются нашим организмом в ответ на заболевания физиологического характера или на психологический стресс. Если болезнь не отступает, или стресс не прекращается, количество протеинов растет, и это излишнее количество связывают с сердечными заболеваниями, инсультом, диабетом, артритом, аутоиммунными заболеваниями, преждевременным старением, болезнью Альцгеймера, ухудшением заживлением ран, и раку (Graham, et al., 2009, Kendall-Tackett, 2009).
Цитокины, усиливающие воспалительные процессы, интерлюкин-6  (interleukin-6 (IL-6) и альфа-фактор некроза опухолей (tumor necrosis factor-α (TNF-α), в повышенных концентрациях считаются факторами, способствующими развитию рака. Эти протеины выделяются нашим организмом в ответ на заболевания физиологического характера или на психологический стресс. Если болезнь не отступает, или стресс не прекращается, количество протеинов растет, и это излишнее количество связывают с сердечными заболеваниями, инсультом, диабетом, артритом, аутоиммунными заболеваниями, преждевременным старением, болезнью Альцгеймера, ухудшением заживлением ран, и раку (Graham, et al., 2009, Kendall-Tackett, 2009). Мы любим большие порции еды, подсознательно, в том числе из-за того, что это сигнализирует окружающим о нашем статусе. И, скорее всего, это уходит корнями в наше далекое прошлое, когда больший кусок еды реально свидетельствовал о нашем месте в иерархии. Серия экспериментов показала (Dubois, Rucker, & Galinsky, 2011), что мы жаждем высокого статуса, когда он у нас низок, когда у нас мало социальной силы и влияния. Психологи манипулировали участниками эксперимента так, что понижали статус человека и индуцировали бессилие, и это приводило к выбору большей по размеру порции еды из широкого ассортимента, в сравнении с людьми, чей статус их удовлетворял.  Эффект усиливался, когда выбор еды был публичным, то есть, когда другие могли видеть, что выбирали участники эксперимента. Люди с высоким статусом предпочитали меньший размер порции – по сути, им никому ничего не надо было доказывать.  Выбор не только еды, но и любого товара или продукта по критерию размера сигнализирует о низком социальном статусе, и о срочной нужде в его поднятии. Больший по размеру автомобиль, порция еды, дом, телевизор и все что угодно должны показать всем, что все в порядке, и статус высок.
Мы любим большие порции еды, подсознательно, в том числе из-за того, что это сигнализирует окружающим о нашем статусе. И, скорее всего, это уходит корнями в наше далекое прошлое, когда больший кусок еды реально свидетельствовал о нашем месте в иерархии. Серия экспериментов показала (Dubois, Rucker, & Galinsky, 2011), что мы жаждем высокого статуса, когда он у нас низок, когда у нас мало социальной силы и влияния. Психологи манипулировали участниками эксперимента так, что понижали статус человека и индуцировали бессилие, и это приводило к выбору большей по размеру порции еды из широкого ассортимента, в сравнении с людьми, чей статус их удовлетворял.  Эффект усиливался, когда выбор еды был публичным, то есть, когда другие могли видеть, что выбирали участники эксперимента. Люди с высоким статусом предпочитали меньший размер порции – по сути, им никому ничего не надо было доказывать.  Выбор не только еды, но и любого товара или продукта по критерию размера сигнализирует о низком социальном статусе, и о срочной нужде в его поднятии. Больший по размеру автомобиль, порция еды, дом, телевизор и все что угодно должны показать всем, что все в порядке, и статус высок. Исследование, проведенное Джоном Баром (John Bargh) и Идит Шалев (Idit Shalev) из Йельского Университета, показало, что чем более одиноким чувствует себя человек, тем больше, дольше и охотнее он принимает теплую ванну или душ. Конечно, можно было бы предположить, что такие люди больше проводят время в ванне, потому что они меньше время проводят вне дома, однако это не объясняет их предпочтение более теплой воды, по сравнению с социально-активными людьми.
Исследование, проведенное Джоном Баром (John Bargh) и Идит Шалев (Idit Shalev) из Йельского Университета, показало, что чем более одиноким чувствует себя человек, тем больше, дольше и охотнее он принимает теплую ванну или душ. Конечно, можно было бы предположить, что такие люди больше проводят время в ванне, потому что они меньше время проводят вне дома, однако это не объясняет их предпочтение более теплой воды, по сравнению с социально-активными людьми. Ранее я писал, что социальную изоляцию и чувство одиночество может снизить собака:
Ранее я писал, что социальную изоляцию и чувство одиночество может снизить собака:  5 исследований с 144 малышами десяти-тринадцати месяцев показали (Thomsen et al., 2011), что когда они видят два новых для них объекта, вступающих в конфликт, они догадываются, что больший по размеру будет доминировать. Характерно, что восьмимесячные дети еще этого не понимают.
5 исследований с 144 малышами десяти-тринадцати месяцев показали (Thomsen et al., 2011), что когда они видят два новых для них объекта, вступающих в конфликт, они догадываются, что больший по размеру будет доминировать. Характерно, что восьмимесячные дети еще этого не понимают.