Новое исследование от Николя Гегена (другие в этом блоге) о том, как напоминание о любви увеличивает чаевые.
365 клиентов ресторана незаметно для себя приняли участие в эксперименте, случайным образом попав одну из трёх групп в одном из трёх ресторанов в Южной Бретани, Франция. Помимо клиентов также участвовали: пять настоящих официанток и гипсовые декоративные блюдца тёмно-красного цвета. Блюдец, изготовленных одной фирмой, было три, и они были похожи во всем, кроме формы – одна была круглая, другая – квадратная, а третья – в форме сердца.
Когда клиент спрашивал счёт, официантка узнавала по таблице, подготовленной экспериментаторами, какой формы блюдце использовать. Она ставила на стол блюдце с двумя конфетами, а под ним — счёт. Когда клиент покидал ресторан, официантка записывала, сколько чаевых было оставлено.
Во Франции чаевые можно не давать, потому что 12% за обслуживание уже включены в счёт. В этом исследовании 124 человека оставили чаевые, 38.4% мужчин и 26.5% женщин.
Из них, чаевые оставили, в зависимости от формы блюдца:
Форма блюдец также повлияла на сумму чаевых:
Как видите, сердечко не только увеличило число оставленных чаевых, но и их сумму. В нескольких предыдущих экспериментах было показано, что категория слов, связанных с любовью, активирует романтическое отношение к окружающим и повышает вероятность альтруистического поведения. Форма сердца недвусмысленно активирует подобное, и, как видим, работает даже в прозаичном блюдце. Владельцам ресторанов стоит взять это на заметку, потому что не только официанты станут получать больше чаевых, но и сами клиенты получат нечто большее за свои деньги. Ощущения, активированные категорией любви, с большой вероятностью даже не достигнут сознания, но оставят приятное впечатление, связанное с местом.
Guéguen, N. (2013). Helping with all your heart: the effect of cardioid dishes on tipping behavior. Journal of Applied Social Psychology, doi: 10.1111/jasp.12109.