Известно, что мужчины меняют свое поведение под влиянием объектов в среде, которые прямо или косвенно напоминают им о сексе. Так, например, стоит мужчине посмотреть на красивую женщину, как его математические способности падают, он начинает дисконтировать будущее, становится нетерпелив, готов идти на большие риски, и тому подобное. С другой стороны, множество исследований показали, что на женщин такие стимулы влияния не оказывают. Но авторы сегодняшнего исследования продемонстрировали (Festjens, Bruyneel, & Dewitte, 2013), что «вы просто не умеете их готовить». Смотрите, как это делается:
42 студентки участвовали в эксперименте, в котором их просили помочь с выбором товаров для крупного магазина одежды. Каждую студентку посадили в отдельную кабинку с компьютером, куда принесли либо мужскую майку (контрольная группа) либо трусы-боксеры (экспериментальная группа). Девушек просили трогать эти предметы и оценить качество материала, крой, текстуру, и т. п. Затем их просили выполнить задачку, которая измеряла дисконтирование будущего. Это поверенная и часто используемая задача-тест, особенно в последнее время, в нейроэкономике. Вопрос ставился так: «Вы можете получить 15 долларов прямо сейчас, но если не сейчас и вы готовы подождать, то сколько должно быть через неделю, две недели, месяц?» Предыдущие эксперименты показали, что как только человек начинает дисконтировать (обесценивать) будущее, эта сумма падает. То есть, в радикальном варианте: «Знаешь, мне через месяц и миллион не нужен, давай свою двадцатку!»
Оказалось, что после нескольких касаний мужских трусов женщины ведут себя так же, как и мужчины – деньги им подавай прямо сейчас, а завтра уже не так интересно. Еще пара экспериментов показала, что и страх финансовых потерь у женщин уменьшается, и за вино и шоколад они готовы сразу платить больше – точно также, как и мужчины, во всех предыдущих исследованиях.
Если для мужчины достаточно визуальной информации, то женщины предпочитают тактильную. Дайте ей потрогать что-то прямо или косвенно напоминающее о сексе, и она становится похожа на мужчину.
Женщины, вы что?! Ни один волосатый гориллоподобный мужик не станет дисконтировать будущее, даже если бы знал, что это такое, потрогав новые мужские трусы! Ах, а я думал, вы изящные и утончённые…
Festjens, A., Bruyneel, S., & Dewitte, S. (2013).What a feeling! Touching sexually laden stimuli makes women seek rewards. Journal of Consumer Psychology. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.jcps.2013.10.001.
Когда мы видим еду, наш мозг быстро, автоматически и довольно точно определяет ее энергетическую ценность по внешнему виду. Этот вид мгновенно активирует регионы мозга, связанные со вкусом и создает ожидания относительно предстоящего удовольствия и вкуса еды.
Дизайн, вкратце, был такой – на мониторе показывали картинку с едой, или с утварью, после чего на язык подавался слабый ток, а затем участник должен был оценить по шкале от 1 до 5 интенсивность вкуса, и приятность вкуса. Все это время множество электродов ЭЭГ регистрировали электрическую активность мозга.
А недавнее исследование показало (Poor, Duhachek, & Krishnan, 2013), что в игре участвуют не только образы еды, но взаимодействие ее и человека. В ходе пяти экспериментов они показали, что вид человека, потребляющего «нездоровую» еду, у смотрящего на это увеличивает ожидание приятного вкуса. Авторы объясняют это тем, что, вероятно, вид кого-то, аппетитно поедающего бургер служит социальным одобрением допустимости и приемлемости такого же поведения. Образы потребителя вместе с такой едой служат как оправдание, и снижают внутренний конфликт при последующем потреблении, и, в результате того, повышают привлекательность ожидаемого вкуса. Авторы показали также, что привлекательность человека с высококалорийной едой, как, например девушки выше и ниже, не играет определяющей роли в этом процессе. Конечно.
Ohla, K., Toepel, U., le Coutre, J., & Hudry, J. (2012). Visual-gustatory interaction: Orbitofrontal and insular cortices mediate the effect of high-calorie visual food cues on taste pleasantness. PLoS ONE, 7(3), e32434. doi: 10.1371/journal.pone.0032434.
Посмотрел фильм BBC The Woman Who Woke Up Chinese про Сару Колуилл, 38 лет, из Плимута, которая постоянно страдала от мигрени, и однажды, когда боль была колоссальной, муж вызвал скорую, и врачи забрали ее в больницу с подозрением на инсульт. Диагноз не подтвердился, но она стала говорить с китайским акцентом. Сканирование не показало повреждений мозга, психологические и неврологические тесты тоже не выявили нарушений. Мигрени продолжаются, и никто не знает, что с ней происходит, кроме диагноза —
С Кей Рассел (справа на снимке выше) случилось тоже самое, только она стала говорить с французским акцентом. Мне показалось, что с греческим, но определенно, со средиземноморским акцентом.
Поразительно, как меняется отношение людей к новой Саре. В фильме, парикмахерша не могла поверить, что она родом из Плимута, родилась там и всю жизнь прожила. Строители смеялись, что ей бы работать в китайской закусочной. Ее сестра помогает ей в супермаркете. У людей реально разрывается шаблон, когда по виду типичная англичанка, из дома по соседству, начинает карикатурно говорить с китайским акцентом.
В марте 2013 года, три года спустя после случившегося, ей сделали очень подробное сканирование мозга на одной и самых мощных машин, но не обнаружили никаких повреждений мозга.
Интеллект – «способность рассуждать, планировать, решать проблемы, думать абстрактно, понимать сложные идеи, быстро учиться и извлекать уроки из опыта» (
Вы об этом догадывались еще в школе, но теперь ученые (Bascandziev & Harris, 2013) показали, что дети, как мальчики, так и девочки, склонны искать ответы на вопросы и верить больше людям с привлекательной внешностью.
На фото вверху – лица двух мужчин-моделей, не преступников, использованные в одном исследовании (Eberhardt et al, 2006). Практически ни у кого нет проблем с определением стереотипичного лица африканца: толстые губы, широкий нос, более темная кожа.
Как видно на графике выше, раса и стереотипичность не играют роли в внутрирасовых убийствах (черный против черного), но невероятно значимы в межрасовых преступлениях. Вероятно, это пример работы интуиции, которую многие так любят и полагаются на нее. Эвристика, которая тут задействована: в межрасовых преступлениях суть в групповом конфликте интересов, и поэтому стереотипичность черт человека, выступающего на одной стороне, должна отражать его поведение. А в внутрирасовых преступлениях суть – в личностном конфликте интересов. Межгрупповой конфликт оценивается серьезнее, чем межличностный, отсюда – разница в наказаниях. Это мгновенно проносится в голове присяжного или судьи, вне зависимости от того черный или белый он сам. Когда-то такая эвристика работала безошибочно – любой чужеземец, не похожий на нас и типично похожий на наших врагов, заслуживает смерти, потому что он вряд ли пришел за культурным обменом.
Ларс Бакстром из Facebook и Джон Клайнберг из Корнелльского Университета нашли еще один метод обработки данных пользователей ФБ. В недавно опубликованной
Исследователи взяли дисперсию как основной фактор. В отношениях с высокой дисперсией мужчина будет «другом» близких друзей женщины, а она – «другом» его близких друзей. При этом близкие друзья мужчины и женщины не будут «друзьями» в ФБ между собой. В отношениях с низкой дисперсией, наоборот – такие «друзья» будут больше связаны между собой. Высокая дисперсия означает, что человек расширяет социальный круг своего партнера за счет своих друзей, при этом продолжая поддерживать отношения со своими друзьями.
Люди как правило имеют высокую дисперсию с членами семьи и романтическими партнерами. Если к этому добавить возраст, пол, место жительства и работы, то предсказание отношений становится понятным и точным. Алгоритм может посмотреть на уже существующие декларированные отношения в ФБ и, оценив дисперсию, предсказать, насколько живучими окажутся эти отношения. При низкой дисперсии у них маловато шансов.