Еще один повод поехать на шашлыки

Когортное исследование (что это такое) в Тайване, длилось 10 лет, и задействовало 1888 человек, возрастом 65 лет и более, живущих отдельно (Chen et al., 2012).

Ученые собирали и анализировали массу данных: демографические, социально-экономические, по питания, по физическим упражнениям, по диетическим знаниям, привычкам питания и пр.

В течение 10-ти летнего срока исследования 695 участников покинули сей мир. Выяснилась зависимость между смертностью и частотой самостоятельной готовки еды. Если человек готовил более 5 раз в неделю, то можно было предсказать меньшую смертность. С учетом физической активности, интеллектуальной активности и диетических знаний, риск смертности снижался еще больше. У женщин эффект проявлялся сильнее чем у мужчин.

А я знал, что готовка шашлыков – это нереально полезно, а теперь и наука подтвердила это. Но имейте в виду, что заливание кипятком доширака или разогревание в микроволновке котлет из кулинарии за готовку еды не считается.

Chen, R. C.-Y., Lee, M.-S., Chang, Y.-H., & Wahlqvist, M. L. (2012). Cooking frequency may enhance survival in Taiwanese elderly. Public Health Nutrition, FirstView, 1-8.


Новый тип зрительной иллюзии


Смотреть надо на крестик в центре экрана. Вы увидите нечто особенное, и даже захочется проверить, нет ли тут фокуса, настолько круто это выглядит.
Иллюзия выиграла второе место в конкурсе лучших иллюзий 2012 года.

Иллюзия была обнаружена случайно австралийскими учеными из университета Куинслэнд (The University of Queensland) и опубликована в журнале Perception (Tangen, Murphy, & Thompson, 2011).

Эффект окарикатуривания лиц возникает из-за парной презентации отличных по внешним характеристикам лиц, представленных по обеим сторонам крестика, а также последующей парой лиц. Например, загорелое лицо делает следующее за ним лицо карикатурно бледным, а сближенные глаза на лице на одной фотографии делают последующие нормальные глаза чрезмерно широко расставленными, и так далее. И вот еще:

Tangen, J. M., Murphy, S. C., & Thompson, M. B. (2011). Flashed face distortion effect: Grotesque faces from relative spaces. Perception, 40, 628-630 doi:10.1068/p6968.


Работа в кафе может быть креативной

измеритель шума, для андроидаВ серии 5 экспериментов группа ученых из Канады и США показала, что умеренной громкости шум способствует креативности (Ravi, Zhu, & Cheema, 2012).

Любой нежелательный звук – это шум. Он отвлекает и затрудняет концентрацию на текущей задаче. Это отвлечение зависит от уровня шума – чем он выше, тем сильнее отвлечение. Ученые записали различные шума – в кафетерии, отдаленный шум стройки, движения в слоне машины в городе, и представляли их участникам экспериментов  на уровне 85 dB, 70 dB и 50 dB. В то время как те должны были решать задачи, требующие креативного мышления. Например, Remote Associates Test , тест на отдаленные ассоциации: человеку дают три-четыре слова, и он должен назвать слово, которое их объединяет. Скажем: пиво, телевизор, гол или стекло, футляр, зрение. В другом эксперименте участников просили придумать спальный матрас с новыми характеристиками или вообще нового типа. И вот что выяснилось:

Уровень в 85 dB, эквивалентный шуму машин на оживленной трассе оказался губителен для креативности. Такой шум производит слишком много отвлечения и вмешательства в мыслительные процессы, когда течение мыслей постоянно прерывается, не завершаясь.

Уровень в 50 dB – шум спокойного офиса, оказался также не особенно плодотворен для творчества.

А вот 70 dB – оказалось то, что надо. Такой шум производит достаточно отвлечения, и прерываний в мышлении. Этого оказывается достаточно, чтобы сбиваться с мыслей и начинать мыслить, вероятно, более абстрактно, и значит, креативно.

Сейчас можно скачать и поставить себе на телефон измеритель шума, и проверить, подходит ли то место, где вы пытаетесь творить, и надо ли уменьшить или увеличить шум.  Удачного творчества!

Ravi, M., Zhu, R., & Cheema, A. (2012). Is noise always bad? Exploring the effects of ambient noise on creative cognition. Journal of Consumer Research, 39, December 2012.

Фото отсюда.


Анбоксинг. Волшебная ягода.

Упаковка с таблетками волшебной ягодыВот дошли руки распечатать таблетки, которые сейчас буду пробовать. Покупал для одного эксперимента, который так и не сделал.Задняя сторона упаковки таблеток волшебной ягодыВолшебная ягода (Synsepalum dulcificum) была впервые открыта европейским путешественником шевалье де Марше (Chevalier des Marchais) в Западной Африке в 1725 году. Он обратил внимание, что многие племена забрасывают в рот какие-то красные ягоды, перед тем как есть свои традиционные блюда — кукурузный хлеб, пальмовое вино, и прочие, не особо вкусные, кушанья. Шевалье попробовал эту ягоду и узнал, что она меняет вкус, делая все сладким!  Позже, в 1852 году, британский хирург доктор Уильям Фриман Дэниелл (William Freeman Daniell), описал их как волшебные ягоды в фармацевтическом журнале. Еще позже, в 1919 году, американский ботаник Дэвид Фейрчайлд (David Fairchild), привез саженцы в Штаты. Уже в 50 годах прошлого года ягоды стали популярны во Флориде, Пуэрто Рико и Панаме.Таблетки волшебной ягодыРозовые таблетки волшебной ягоды
Update 6 июня: пока непонтяно — то ли все, что я и другие участники опытов пробовали, вкусно и так, то ли таблетки все же работают. Опробовано: селедка, лук маринованный, кофе без сахара, пиво, крекеры, хлеб, апельсин. Все было прекрасно! Эксперименты продолжаются!


私はこれを行うか?

женщины решают проблемуОпять о фрейминге, и не только о нем. Международная группа психологов (Keysar, Hayakawa, & An, 2012) решила посмотреть, как будут решать задачи люди, которые говорят на двух языках. Иными словами, примем ли мы те же самые решения, если их решаем на родном языке, или на втором языке?

Они предлагали задачи, которые были представлены в фрейминговом виде, и, соответственно, можно было предсказать, как люди будут их решать. Например, люди с большей вероятностью будут рисковать, когда им представлена задача в терминах потери. И менее готовы рисковать, когда задача представлена в терминах приобретения. Например, если предложить человеку выбор: 50% шансов, что он потеряет 100 долларов, или 100% шансов, что он потеряет 50 долларов, то человек, с большой вероятностью выберет первый вариант, где есть риск. Однако если выбор структурирован в терминах приобретения, то он будет звучать так: 50% шансов выиграть 100 долларов, или 100% шансов выиграть 50 долларов, то люди выберут последний вариант, как наименее рискованный.

Однако когда такие задачи даются человеку на иностранном языке, когда кореец начинает рассуждать на английском, а русский – на немецком языке, тогдаКак решаются задачи в зависимости от языка предопределенность решений пропадает. Иными словами, мы начинаем рассуждать более рационально. На графике слева показаны результаты эксперимента, как вели себя корейцы, решая задачу со ставками, типа той, которая описана выше. Когда ставки велики, то разница в решениях становится очевидно значительной.

Посему, когда надо подумать о чем-то важном, попробуйте подумать об этом и на другом языке.

Keysar, B., Hayakawa, S. L., & An, S. G. (2012). The foreign-language effect. Psychological Science. First published on April 18, 2012 doi:10.1177/0956797611432178.


О фрейминге

фрейминг - полон или пуст станкан наполовину - зависит от вас.Есть такая классическая задача в теории принятии решения, поставленная Канманом и Тверским (Kahneman & Tversky, 1979) которая звучит так:

Новое опасное заболевание распространилось в одной местности. Если не принять срочных мер, 600,000 человек погибнут. Два лекарственных средства срочно были разработаны для спасения людей, но надо решать, какое лекарство надо применить.

Если вы выберете лекарство А, 200,000 человек выживут.

Если вы выберете лекарство Б, то 33,3% шансов, что все 600,000 человек выживут, и 66,5% шансов, что никто не будет спасен.

Что вы выберете?

Это задача иллюстрирует фрейминг (структурирование). Фрейминг – это изложение логически эквивалентной информации различными способами. Так, задача выше структурирована так, что предлагает приобретение. А вот как выглядит эта же задача, с фреймингом потери:

Если вы выберете лекарство А, 400,000 человек погибнут.

Если вы выберете лекарство Б, 33.3% шансов, что никто не умрет, и 66,6% шансов что все 600,000 человек погибнут.

В первом случае, когда задача структурирована приобретением, люди чаще выбирают лекарство А. Это означает, что мы стараемся избегать риска в ситуациях, структурированных таким образом. А во втором случае, с фреймингом потери – лекарство Б. Это означает, что мы готовы к риску, когда ситуация представлена потерями. Но все варианты одинаковы.

Другой пример: человеку предстоит операция, и ему говорят, что есть 10% шансов, что он умрет. В другом месте другому человеку в той же ситуации говорят, что есть 90% шансов, что все будет прекрасно. С точки зрения логики эти два утверждения совершенно идентичны. Однако, как показывают исследования – при сообщении информации о риске, пациенты соглашаются на операции, представленные в позитивном фрейминге (Edward et al., 2001).

Жизнь нам преподносит задачи и проблемы, которые могут быть представлены по всякому, в том числе и таким образом, как показано выше. И когда вы это понимаете, ваше решение становится более взвешенным и рациональным.

Kahneman, D., & Tversky, A. (1979). Prospect theory: An analysis of decision under risk. Econometrica, 47, 263–291.

Edwards, A., Elwyn, G. J., Covey, J., Mathews, E., & Pill, R. (2001). Presenting risk information — A review of the effects of “framing” and other manipulations on patient outcomes. Journal of Health Communication, 6: 61–82.


Красные губы

Красный цвет губМы продолжаем наш бесконечный рассказ о воздействии цвета на человека. В предыдущих сериях: Загадка Шеффилда, Синие против белых, Красные трусы, Красные фишки, Что надеть на свидание и что из этого может получиться, Секретное оружие учителей, Цвет весны, расцвета и креативности.

Мы выяснили, что красный цвет воздействует на мужчин, сигнализируя доминирование и готовность к агрессии. Красный цвет у женщин действует на мужчин по-другому: он потенциально символизирует ее возбужденность, желание и готовность вступить в секс. Вы, наверное, слышали такую довольно расхожую фразу, что мужчинам нравится красный цвет губ женщины, потому что это напоминает или символизирует набухшие половые губы. В самом деле, такое есть у приматов, хотя бы отчасти. И у них это реально сигнал готовности самки к совокуплению. И почему бы не перенести на людей? И вот группа ученых с факультета антропологии Университета графства Кент в Кентербери, Великобритания, решила это наконец-то проверить (Johns, Hargrave, & Newton-Fisher, 2012)!

Они добыли на одном сайте фотографии четырех вульв, и сделали из каждой 4 картинки с различным оттенком красного. Один из образцов – на картинке (то, что вы видите, по латински — правая labium minus). Картинки были показаны 40 молодым мужчинам, которые должны были оценить сексуальную привлекательность каждой вульвы по 100 балльной шкале.

В результате удалось выяснить, что самый красный цвет был признан самым непривлекательным, среди всех других. А первые три были, в среднем, признаны одинаково хорошими. То есть роста интереса по мере градации оттенков красного цвета не наблюдалось.

Таким образом, гипотеза о влекущей красоте красных половых губ не получила подтверждения. Более того, результаты говорят, что мужчин такой цвет скорее отторгнет, потому что он  свидетельствует скорее о воспалительных процессах, или о менструации. И, наоборот, можно сказать, что розовый цвет вульвы – наиболее сексуально привлекательный для мужчин, потому что он ассоциируется с молодостью (после менопаузы цвет становится бледным); и показывает что обладательница – не беременна, потому что беременность вызывает прилив крови к органу (Stika, 2010; Farage & Maibach, 2006).

Но вообще-то красный цвет действительно влияет на привлекательность женщины и желание мужчины ею обладать. Но если дело не в цвете половых органов, то в чем? Авторы предполагают, что и тут красный цвет играет роль в манипуляции доминирования. Увидев красный цвет на женщине, мужчина активирует конкурентные нормы поведения и свою готовность к завоеванию женщины.

Johns, S. E., Hargrave, L. A., & Newton-Fisher, N. E. (2012). Red is not a proxy signal for female genitalia in humans. [doi:10.1371/journal.pone.0034669]. PLoS ONE, 7(4), e34669.

Farage, M., & Maibach, H. (2006). Lifetime changes in the vulva and vagina. Archives of Gynecology and Obstetrics. 273:195–202.

Stika, C. S. (2010). Atrophic vaginitis. Dermatologic Therapy. 23:514–522.