Шедевры уличного искусства

Портал Street Art Utopia выбрал лучшие работы в области городского искусства за 2011 год. Опубликовано adme.ru. Вот пара работ, относящихся к мозгу:

Потерялись мозги. Не звоните - я счастлив

Потерялись мозги. Не звоните — я счастлив. Автор Théo Lagosse.

Превращение в солдата. Работа BLUПревращение в солдата. Работа BLU.

Ну а вот это просто шедевр, я считаю:
Любовь. Берите, сколько нужно. Работа Matthew Jordan MarroЛюбовь. Берите столько, сколько нужно. Работа Matthew Jordan Marro.


Анатомия мозга Мишки Гамми

Анатомия собачки, сделанной из надувного шарика.Анатомия мишки гаммиПо клику открываются в полный размер.

Brainobrain Jumeira Child Development Program   – программа, нацеленная на развитие у детей интереса к науке. Анатомические диаграммы для человечка-лего, мишки гамми и надувного пуделя, выиграли Гран-При для наружной  рекламы и золотой приз за печатную рекламу в Дубаях в 2009 (Dubai Lynx Awards 2009).
Кампания была разработана командой FP7, Dubai, United Arab Emirates.


Правильная мотивация. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Вторая

человек пишет формулы на доскеМы можем ставить себе цели и сами себя мотивировать. Но как «правильно» это делать, и какова сила мотивации?

Так, например, ненавязчиво показывая людям определенные слова, то есть, производя прайминг, можно изменить подсознательные мотивации и ожидания. Например, словами умный, сообразительный, интеллектуальный или, напротив, словами тупой, глупый и несообразительный, ученые достигали существенного различия в результатах выполнения когнитивных задач. Ведь что интересно – ученые, таким образом, меняли ожидания студентов относительно их будущего успеха в выполнении задачи, вне зависимости от реальных возможностей человека. Причем настолько несущественным, казалось бы, образом: это прайминг можно осуществить, дав прочитать короткий отрывок про студента – в одном случае, умного и сообразительного, в другом – тупого и ленивого.

Но что именно происходит в мозге в случае такой мотивации – спросили экспериментаторы, решившие увидеть это на магнитно-резонансном томографе. На это раз психологи (Bengtsson, Lau, & Passingham, 2009) манипулировали мотивацией следующим образом: одной группе людей сказали, что хорошая память означает высокий уровень интеллекта, и эксперимент будет как раз измерять их память. Другой группе сказали, что с их помощью ученые хотят просто оптимизировать некоторые параметры упражнений.

3-back задачаУчастники эксперимента выполняли n-back задачи, прекрасный тип упражнений на проверку и тренировку рабочей памяти. О таких задачах я уже писал здесь: IQ можно увеличить.  Посмотрите на рисунок слева – это пример 3-back задачи с буквами. На экране появляются буквы, одна за другой, и вам надо нажать на клавиатуре кнопку, соответствующую ответу «да», если какая-то буква повторяется через 2 другие буквы (как на рисунке с буквой h). В других случаях вам ничего делать не надо. Ученые решили сделать задачу одинаково трудной для обеих групп – за счет манипуляции временем, они смогли сделать так, что все участники эксперимента выполняли задачи с 75% успехом.

Дизайн эксперимента был устроен так, что обратная связь не давалась, но в таких задачах человек обычно догадывается, когда он сделал ошибку или был прав, если уж не сознательно, то точно — подсознательно.

По результатам опроса после тестов, проходивших внутри томографа, было выяснено, что группы одинаково воспринимали трудность задач.
Мотивированная группа достигла лучших результатов – даже в пределах заданных 75% — за счет времени между показом букв, но не это главное.

При правильных ответах на задачи исследователи не нашли разницы между активацией зон мозга у обеих групп. А вот показывает мозг у обеих групп, когда совершаются ошибки:

Активация мозга при ошибке с мотивацией и без нееМотивированная группа ожидала подсознательно выполнять задачи хорошо. Когда кто-то совершал ошибку, это не соответствовало ожиданиям. Ошибочный результат конфликтовал с ожиданием и создавал сигнал несоответствия в мозге. Как вы видите, это несоответствие вызывало вполне большую активность во многих регионах мозга. Важность этого сигнала заключается в том, что он обеспечивает обучение. Обучение на ошибках – возможно, самый правильный и эффективный способ обучения чему-либо.

Обратите внимание, что в немотивированной группе не происходило существенных изменений в активации при ошибке. Человек не ожидал от себя выполнения ничего особенного, и, совершая ошибку, не удивлялся ей и ничего не поправлял в своем поведении.

Обучаясь чему-то новому или делая что-то даже вполне привычное, мотивируйте себя на достижения. Ожидайте от себя отличных результатов, свершений, и удачи, и тогда вы будете учиться самым быстрым и лучшим способом.

Bengtsson, S. L., Lau, H. C., & Passingham, R. E. (2009). Motivation to do well enhances responses to errors and self-monitoring. Cerebral Cortex, 19(4), 797-804. Oxford University Press.


Пластичность мозга

Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозгаТолько что случайно узнал, что книгу Нормана Доиджа (Norman Doidge) The Brain That Changes Itself. Stories of Personal Triumph from the Frontiers of Brain Science перевели на русский язык (Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга), причем около двух лет назад. Сам читал эту книгу на английском, как только она вышла в 2007 году, потом перечитал, а некоторые главы — и пару раз, и слушал аудио книгу, и смотрел фильм, снятый по мотивам книги. Почитал, что и перевод на редкость хорош (что бывает, увы, довольно редко с такого рода литературой). Книга — поразительная, и ее просто надо прочитать. Книга про такие вещи, про которые вы никогда бы не подумали, что они возможны.

Paul Bach-y-RitaДавно уже планировал написать про человека, можно сказать, главного героя книги — Paul Bach-y-Rita, Пол Бакарита. Это был просто гениальный человек, умер в 2006 году. Почему ему не дали Нобелевскую премию — не укладывается в голове. Творил фантастические вещи. Вы и сами поймете, в начале книги, когда станете читать про женщину, потерявшую чувство равновесия, и про то, как Бакарита с коллегами в прямом смысле поставил ее на ноги.



Куда смотрят мужчины и женщины

Фото молодой женщины, использованное в исследованииМеждународное исследование с использованием аппаратуры для слежения за движениями глаз (eye-tracking, ай-трекинг), с 210 участниками из Франции, Англии, Голландии, Дании Испании, Бразилии и США, проводившееся с июня по октябрь 2011 года, поставило себе целью узнать, куда смотрят мужчины и женщины в разных странах, когда видят такую вот картинку (слева).

Уж не знаю, чем руководствовались экспериментаторы, выбирая именно эту фотографию, и эту женщину, которую многие женщины- участницы эксперимента в последующем опросе назвали вульгарной, но, тем не менее, она доказала, что силикон может манипулировать мужским вниманием.

Исследование координировалось одной из ведущих компаний по количественным исследованиям поведения пользователей французской Miratech. Результаты исследования были озаглавлены так (в моем переводе): «Мужчины смотрят на сиськи, а женщины на цацки».

И вот почему:

Мужчины потратили на 37% больше времени, чем женщины, разглядывая грудь:

Мужчины больше смотрят на грудь женщиныЖенщины потратили на 27% больше времени, чем мужчины, разглядывая кольцо:

Женщины потратили на 27% больше времени, чем мужчины, разглядывая кольцо

Глядя на лицо, мужчины фокусировали свое внимание больше на губах, а женщины – на глазах:

мужчины фокусировали свое внимание больше на губах, а женщины – на глазахБыли региональные различия, безусловно, и подробнее можно прочитать на сайте компании, однако, по всем странам и обоим полам, лицо было наиболее притягательным объектом Лицо притягивает взглядыдля глаз – около 25% всего времени было потрачено на лицо (слева). Мужчины потратили на 12% больше времени на лицо, чем женщины.

Чем хорош метод слежения за движениями глаз, в отличие от привычных маркетологам методов опроса и фокусных групп? Например, в этом исследовании, после просмотра, людям давали вопросник, где, помимо всего прочего, просили указать, какие детали привлекли их внимание. Мужчины чаще, чем женщины, отмечали глаза женщины и кольцо на руке, но туда как раз больше всего смотрели женщины. А мужчины смотрели больше на грудь и губы. Ай-трекинг позволяет измерять поведение так, как другим способом измерить его просто невозможно.


Фотографии, искажающие пространство

Georges Rousse, Casablanca, 2003Посмотрел сегодня выставку французской фотографии  100 х France. Отличные работы, но особенно мне понравился Georges Rousse, с фотографией 2003 года, Casablanca. Это, кто не знает, не фильтр и не фотошоп, а он покрасил стены старого здания так, что мы видим квадрат цвета. Другие работы — на его сайте http://www.georgesrousse.com, и, если погуглить, в лучшем разрешении, есть просто шедевры.  Он крут нереально.