Лабиринты мозга

лабиринты мозгаА вот какой прикольный дизайн майки придумал Jacopo Rosati из Венеции. Очень трогательные нейротрансмиттеры блуждающие в либиринте,  а запуск шариков, символизирующих, надо думать, моноамин, — отличный штрих! Bravo!


IQ можно увеличить

N-back task

Одно из упражнений на тренировку рабочей памяти, n-back task (Jaeggi et al., 2008).

Еще 40 лет назад Артур Дженсен (Jensen, 1969) пришел к выводу, что как бы мы не пытались, мы не в состоянии изменить свой коэффициент интеллекта (IQ). Дженсен – почетный профессор образовательной психологии Калифорнийского Университета в Беркли, — пожалуй, один из самых известных личностей в области психометрии и дифференциальной психологии, науки, изучающей причины различий между людьми. Он — сторонник наследственного фактора в объяснении особенностей личности и интеллекта, и считается одним из 50 самых выдающихся психологов двадцатого века.

За прошедшие годы было много попыток опровергнуть его постулат, однако он оставался стоять, как неприступная крепость. Разумеется, если тренировать одну и ту же задачу, то эффект тренировок увеличит точность и скорость выполнения задачи решения, однако, эта способность не переносится на способности решать другие, не тренируемые задачи. С другой стороны, исследования показывали, что IQ действительно носит наследственный характер, и генетические данные говорили, что это довольно фиксированная величина.

IQ – композитная переменная, включающая в себя множество элементов. Эти элементы разделяются в теориях интеллекта на две главные категории: гибкий интеллект и кристаллизованный интеллект. Гибкий интеллект включает в себя способности, работающие в новых средах, особенно в абстрактном мышлении, логическом мышлении и способности решать проблемы. Кристаллизованный интеллект – продукт использования этих процессов. Гибкий интеллект измеряют тестами на аналогии, классификации и категоризации, а кристаллизованный – тестами на словарный запас и общие знания (Sternberg, 2008).

Однако, недавнее исследование психологов из Университета Мичигана в Энн Арбор (Jaeggi et al., 2008), показало, что тренировки могут улучшить гибкий интеллект. Это, без преувеличения, знаменательное исследование. Участники  эксперимента делали 25 минутные тренировки на память, и чем больше таких сессий они выполняли, тем лучше у них становились показатели гибкого интеллекта. Иными словами, они лучше справлялись с другими задачами, которые являлись составляющими гибкого интеллекта. Вот, например, реальные данные исследования (Bower, 2008):

8 дней тренировок – рост на 4-5%,
12 дней – 15%
17 дней – 33%
19 дней – 50%

Почему же только сегодня, через 40 лет, мы узнаем об этом? Потому что только недавно психология подошла к более ясному пониманию ключевой роли рабочей памяти в гибком интеллекте. Ранее я писал о роли рабочей памяти в  академической успеваемости. Хорошими измерителями рабочей памяти служат воспроизведение ряда цифр в обратном порядке, или последовательности событий. Все современные программы по брейнфитнесу имеют такие упражнения на тренировку рабочей памяти.

Итак: вы можете повысить свой IQ и довольно значительно, если будете заниматься структурированными тренировками рабочей памяти. И это будет иметь значение для вашей жизни – в учебе, на работе и в личной жизни.

Bower, B. (2008). Mental fluidity. Science News, 173(17), 7-7.

Jaeggi, S. M., Buschkuehl, M., Jonides, J., & Perrig, W. J. (2008). Improving fluid intelligence with training on working memory. Proceedings of the National Academy of Sciences, 105(19), 6829-6833.

Jensen, A.R. (1969). How much can we boost IQ and scholastic achievement? Harvard Education Review, 39(1),123.

Sternberg, R. J. (2008). Increasing fluid intelligence is possible after all. Proceedings of the National Academy of Sciences, 105(19), 6791-6792.


Студентам на заметку

девушка спит, положив голову на столВ последнем номере журнала Британского Психологического Общества The Psychologist, была опубликована заметка с девятью советами (Jarrett, 2010), основанными на экспериментальных данных, касающихся обучения в высшем учебном заведении. В связи с началом учебного года это весьма кстати. Итак,

1) Поверьте в развитие способностей. Те, кто верит, что все, на что он способен на данный момент – все и есть, хуже справляются с учебой. Те же, кто верит в свое развитие, учатся целенаправленно, усиленно и действительно растут академически.

2) Хорошо спите. Недостаток сна довольно быстро сказывается на памяти.

3) Прощайте себя за откладывание дел на самый последний момент. Во-первых, не вы один такой, это случается со всеми. Во-вторых, если вы себя будете укорять, ситуация не изменится. Когда человек прощает себя и двигается дальше, как оказывается, он начинает меньше откладывать и иногда своершает что-то уже не только в последний момент.

4) Проверяйте свои знания. Если у вас есть возможность проверить свои знания до экзамена, делайте это. Одно предупреждение – не делайте этого сразу после того как вы изучили что-то. Так вы заработаете не знание, а излишнюю самоуверенность в своих знаниях.

5) Учитесь регулярно. Оказывается, оптимальное время, которое должно пройти после того как вы изучили материал, — от 10% до 30% от того времени, через сколько этот материал вам понадобится. Если у вас экзамен через 5 месяцев – лучшее время повторить первый раз – через 2-6 недель.

6) Яркие примеры для понимания и запоминания не всегда хороши. Иногда абстрактные концепции лучше всего запоминаются, когда мы используем абстрактные же символы.

7) Учитесь дремать. Даже 10-ти минутный сон освежает и увеличивает концентрацию внимания. Даже если вы поспите, как на фотографии, 20 минут, вы улучшите свою производительность по пробуждении. Разумеется, спать в кровати гораздо лучше.

8 ) Когда студенты получают записи и раздаточный материал до лекции, они записывают меньше, но, как показывают данные, запоминают не хуже.

9) Будьте самоэффективны.  Самоэффективность — ваша убежденность в том, что в сложной ситуации вы сможете активно действовать; это ваша вера в эффективность собственных действий.

Jarrett, C. (2010). The rough guide to studying psychology. The Psychologist, 23 (9), 717.



НЛО

Leslie Kean

Leslie Kean. Скриншот из Colbert Report 23 Августа 2010

Лесли Кин (Leslie Kean), автор книги UFOs: Generals, Pilots and Government Officials Go On the Record (НЛО: Генералы, пилоты и государственные служащие рассказывают для печати) в программе Стивена Колбера (The Colbert Report) от 23 августа 2010 года, рассказывает о своей книге.

Рецензии на книгу весьма благожелательные. Так, например, Мичио Каку говорит, что это “наконец-то, серьезная и вдумчивая книга об этом спорном вопросе. Скептики и верующие в НЛО найдут в книге захватывающую и открытую информацию”.

Лесли Кин является скептиком, но ее работа как журналиста впечатляет. Она пытается заинтересовать нас, почему 5% случаев появления (потому что остальные 95% можно объяснить) действительно странных случаев, тщательно расследованных государственными комиссиями, остаются без анализа и привлечения общественного внимания. Книга, как кажется, дает, как и верящим в НЛО, так и скептикам, материал, который заставляет задуматься.

Лесли Кин говорит, что своей книгой, материал для которой она собирала в течение 10 лет, и которую писала два года, хотела бы поднять вопрос открытости информации и достичь того, чтобы американские военные, которые обладают фактическим материалом, были бы вынуждены поделиться, тем, что знают. Она имеет право на такое надеяться – ее книга, в отличие от привычной мукулатуры по тематике НЛО, не содержит никаких анонимных источников, предположений и фантастических гипотез, а только свидетельства официальных лиц, дающих свое имя, и осознающих, что они сообщают информацию для печати. Кроме того, автор – очень здравомыслящая и приятная женщина. И она не верит в то, что это инопланетяне, иначе бы я про это и не написал :)

Kean, L. (2010). UFOs: Generals, Pilots and Government Officials Go On the Record. New York: Crown.



Чем это пахнет, что уходить не хочется?

французская тавернаНебольшая, всего на 22 посадочных места, пиццерия в маленьком городке (всего 3000 жителей) провинции Бретань, во Франции, стала местом эксперимента. В течение трех суббот в мае 2005 года тестировались три экспериментальных условия: первое – контрольное, ничего необычного, второе условие – был распространен запах лимона. В третью субботу в пиццерии был распространен запах лаванды. Погода, клиенты и все возможные прочие условия в каждую из этих суббот были схожими.

Запах лаванды привел к тому, что траты клиентов ресторана повысились на 20%:  от средней цены обеда в 17.5 евро клиенты тратили 21.1 евро. Неплохая инвестиция в три электрических распылителя запаха.

Увеличилось и время, проведенное в пиццерии – с 91.3 минут до 105.7 минут – почти 15% рост.  Для владельцев ресторана это полезно, разумеется, в случаях, когда клиентов мало, но не очень хорошо, потому что иногда лучше иметь больше клиентов, проводящих меньше времени и освобождающих свои места для новых, чем часами сидящих с одним бокалом фраппе.

Запах лимона считается активирующим, и, по идее, должен заряжать нас энергией и побуждать действовать. В этом эксперименте запах лимона и отсутствие запаха по своим эффектам были одинаковы. Это приводит нас к объяснению феномена. Запах лаванды, как показывают исследования (Diego et al., 2008), является успокаивающим, убаюкивающим, что заставляло, по-видимому, людей больше расслабиться и провести время в ресторане, а запах лимона – возбуждающим, что побуждало людей не засиживаться долго на одном месте. Но, как видим, не настолько, чтобы очень быстро съесть пиццу и удалиться по своим делам. В конце концов, сдвинуть француза с обеденного стола не так просто :)

Diego, M. A., Jones, N. A., Field, T., Hernandez-Reif, M., Schanberg, S., Kuhn, C., McAdam, V., Galamaga, R., & Galamaga, M. (1998). Aromatherapy positively affects mood, EEG patterns of alertness and math computations. International Journal of Neuroscience, 96(3/4), 217.

Guéguen, N., & Petr, C. (2006). Odors and consumer behavior in a restaurant. International Journal of Hospitality Management, 25(2), 335-339.

Фото таверны Жозелин