Ай-трекинг – в массы

Доступный ай-трекер PupilPupil – ай-трекинговые очки и программное обеспечение; проект, который начался как тезис студентов Массачусетского технологического института Морица Касснера (Moritz Philipp Kassner) и Уильяма Патера (William Rhoades Patera).

Pupil – проект, делающий технологию слежения за движениями и фиксациями глаз доступной и открытой.

Цель проекта – создать доступный по цене мобильный ай-трекер с модульными компонентами. Уже сейчас можно, прикупив несколько частей, собрать дома прибор самому, уложившись в 90 долларов, и начать экспериментировать.

Страница проекта: http://code.google.com/p/pupil/


Как достигать своих целей

Как достигать целейКаждодневно мы стремимся к множеству целей, которые поставили перед собой. Эти цели конкурируют друг с другом за наше внимание, время и другие ресурсы. Многие цели – долгосрочные, требующие усилий на протяжении долгого времени, и путь к ним может быть прерван из-за того, что конкурирующие цели приобретают хотя бы временные приоритеты. Долгосрочная цель после этого требует нового запуска. Мы часто пропускаем необходимые и лучшие моменты для запуска цели или возможности для ее реализации.

Традиционные теории достижения целей говорят нам, что намерение достичь цели – непосредственный определитель и предсказатель действий по достижению цели. Десятки лет исследования были направлены на то, как усилить намерения, и совсем немного внимания уделялось механизму влияния намерений на поведение. Сегодня стало понятно, что формирование намерений – лишь один из шагов достижения целей.

В одном эксперименте была поставлена цель проверки техники увеличения эффективности достижения целей. Темой выбрали – самостоятельные занятия, поскольку участниками стали студенты университета, для которых это важно. Вопрос был поставлен так: как можно увеличить часы самостоятельных занятий? В эксперименте приняли участие 85 студентов, которым рассказали, что самостоятельные занятия – важная часть учебы и попросили заполнить анкеты, чтобы выяснить их отношение и мотивацию к таким занятиям. Для половины студентов, в конце анкеты было одно предложение, в котором их просили сделать кое-что, тут же. Это можно было сделать в течение минуты, чрезвычайно легко и просто.

Через неделю ученые попросили студентов сообщить, сколько часов они занимались. Нужды обманывать ни у кого не было, поэтому эти данные были приняты на веру.

Посмотрите на график и сравните, насколько больше занимались студенты, в зависимости от того, в какой группе они оказались. Есть разница в мотивации, но смотрите, как мощно сработала та техника, которую применили студенты в экспериментальной группе.
достижение целей в зависимости от мотивации и группы

Вопрос: что же такого они сделали?
Когда я узнал об этой технике несколько лет назад, и стал ее изучать, я был удивлен как ее простотой, так и безграничными возможностями ее применения. Технику можно с успехом применять в любом виде спорта, переговорах и дебатах, в борьбе с вредными привычками и для увеличения производительности своего труда. Техника работает всегда и везде, где есть цели. Она просто заставляет цели реализовываться, независимо от нашей мотивации, от веры в свои силы, и даже от того, сознаем ли мы это или нет.

Я изучал ее эффективность в разнообразных ситуациях и экспериментировал с возможностями ее дальнейшего усиления. Почти всем своим клиентам, с которыми мне доводилось поработать, когда это было уместно, я демонстрировал технику, и обучал ее применению.

Я мог бы рассказать о ней здесь и сейчас, но опыт показал, что именно простота техники приводит к недооценке ее людьми, и, как следствие, к пренебрежению ею. «Дьявол – в деталях», и видимая простота скрывает комплексность процессов, которые происходят в ходе ее использования. Кроме того, есть множество нюансов, которые можно учитывать.

Поэтому я решил обучать этой технике на семинарах, или на индивидуальных занятиях, и подготовить методическое пособие.

Сейчас делаю последние приготовления, а если у вас есть любые цели и вы хотите достигнуть их эффективно и быстро, оставьте пустой комментарий к этой записи, указав ваш емейл в поле (он не будет виден другим). Как только будет сформирована группа, определимся с датой и временем проведения семинара.


Как видят мир мужчины и женщины

Love ActuallyВ недавнем эксперименте ученых из Бристольского Университета (Mercer Moss, Baddeley, & Canagarajah, 2012), по поиску отличий между мужчинами и женщинами в том, как они смотрят на мир, приняли участие 52 человека (26 женщин).

Им показали 80 картинок со сценами из жизни, вроде той, которую вы видите в начале статьи (кадр из фильма Реальная любовь. Love Actually, 2003), а ай-трекер записывал движения глаз.

Изображение показывает примеры просмотра картинок, после анализа, когда  исследователи вычли общие пространства фиксаций, чтобы увидеть разницу. Красным цветом выделены регионы фиксаций взглядов женщин, синим — мужчин:

Красным цветом выделены регионы фиксаций взглядов женщин, синим - мужчин.

Результаты:

  • Самый информативный регион в сценах – люди, а самый информативный регион в человеке – лицо, и, в особенности, регион глаз.
  • Мужчины делают более короткие фиксации взгляда (в среднем 305 миллисекунд), в с сравнении с женщинами (в среднем 320 миллисекунд).
  • Женщины тщательнее рассматривают сцены, совершая больше фиксаций вне региона лиц. Разница — в исследовательском характере просмотра женщинами: они осматривают всё, тогда как мужчины смотрят большую часть времени на лицо. По этому признаку можно с уверенностью в 70% предсказать, что на картинку смотрит женщина, если на этой картинке есть люди.

Вот как люди рассматривали тот самый кадр из фильма Реальная любовь.
Когда люди смотрят на пару, больше всего зрительного внимания уделяется женщине, особенно самими женщинами. 61% из них смотрят на женщин и 39% — на мужчин. Мужчины в 53% случаях смотрят на женщин, и  в 47% — на мужчин.  Разница между мужчинами и женщинами в просмотре картинки

Две характеристики человека могут играть роль в направлении и фиксации взгляда: рассудительность и настойчивость. Женщина, склонная к обдумыванию своих поступков, будет смотреть на мир почти как мужчина, а настойчивый мужчина будет смотреть почти как женщина. Во всяком случае, так предскажет программа, с большой вероятностью.

Был обнаружен очень интересный феномен: рассматривая лица, женщины смотрят ниже самых выдающихся и информативных регионов лица. Мужской взгляд концентрируется на глазах, а женщина опускает глаза ниже – к носу или даже ко рту. Это новый феномен, который помимо своей необычности, должен внести изменения в дизайны исследований с ай-трекером. Чаще всего такие эксперименты делаются либо на факультетах компьютерных наук, где, в основном мужчины, либо на психологическом, где в основном женщины.

Было предложено анатомическое объяснение этому феномену: у мужчин и женщин разной толщины сетчатка в некоторых регионах. У женщины, с более тонкой сетчаткой, взгляд ниже позволяет захватить изображение на более тонкую часть фовеи. Но это объяснение не работает, потому что другой регион с более тонкой сетчаткой находится слева, и тогда мы видели бы склонность к уходу взгляда влево, а этого нет.

женщина смотрит внизДругое объяснение более интересное: взгляд чуть вниз сигнализирует женственность. Было обнаружено, что любое лицо (даже мужское) приобретает больше женственности, если глаза смотрят чуть вниз (Campbell, Wallace, S., & Benson, 1996). Это делает более видимым промежуток между бровью и верхним веком – у женщин он больше, чем у мужчин, и вероятно, служит даже признаком пригодности к продолжению рода. Это объяснение может дополнить другая гипотеза: женщины избегают риска смотреть прямо в глаза, поскольку это воспринимается как вызов.

Итак, мир вокруг нас воспинимается и мужчинами и женщинами чуть по-разному.

Campbell, R., Wallace, S., & Benson, P. J. (1996). Real men don’t look down: Direction of gaze affects sex decisions on faces. Visual Cognition, 3:393–412.

Mercer Moss, F. J., Baddeley, R., & Canagarajah, N. (2012). Eye movements to natural images as a function of sex and personality. PLoS ONE, 7(11), e47870. doi:10.1371/journal.pone.0047870.


Фестиваль нейронауки в Лондоне

Фестиваль нейронауки в ЛондонеПроходящая раз в два года встреча Британской Ассоциации Нейронауки в этом году станет фестивалем: 18 ученых сообществ, связанных с нейронаукой, представят 56 научных сессий и 8 пленарных сессий с участием более 240 докладчиков.

Фестиваль пройдет в Barbican Centre в Лондоне. Это будут захватывающие 4 дня, с 7 по 10 апреля. Программа на сайте.


Джона Лерер. Извинения, боль и деньги

Jonah LehrerПолгода назад я писал (Боб Дилан такого не говорил)  о скандале с Джона Лерер (Jonah Lehrer), автора книг о принятии решений, и о креативности, которого уличили в фабрикации цитаты Боба Дилана и других вещах, связанных с плагиатом.

Недавно Джона выступил на Media Learning Seminar, организованным Knight Foundation. Джона говорил о том, как он пытался понять, когда и как он сделал ошибки, и чем они являются для него. Он понял, что они – черты его характера, такие же фундаментальные части его личности, как и части, которыми он гордится.

Он говорил, что понял гораздо глубже, как это сложно — изменить себя.
Он рассказывал о теме, которую он начал разрабатывать до скандала — о судебной медицине и ошибках мышления, которые делают эксперты в задачах идентификации личности. Он, в частности, упоминал дело Брэндона Мейфилда, ошибочно обвиненного в подготовке взрыва в Испании. Джона говорил, «что если я просто исследую психологию обмана, что если я изучу данные нейронауки о подорванном доверии, тогда я смогу найти способ исправить себя, я думал, что абстрактные знания будут средством лечения. Но таких знаний недостаточно. Я знаю это из собственного опыта».

Джона говорил о своей беседе, до скандала, с Дэном Ариели, о его новой книге, посвященной обману. Причины поведения людей в экспериментах Ариели были так понятны и объяснимы, а люди – предсказуемы и комичны в своих заблуждениях, но этот взгляд со стороны оказался совершенно бесполезен для него самого.

Лерер уверен, что он восстановит доверие, но не словами, и не извинениями, но следованием набору правил. Одно из них – «золотое правило» Чарльза Дарвина. Оно заключается в том, что когда встречается факт или наблюдение, которое противоречит вашим убеждениям, его надо немедленно и обязательно запомнить. Дарвин обнаружил, что если так не делать, то некомфортные идеи очень быстро исчезнут из памяти. Это правило честно признает наши слабости и заставляет действовать вопреки им.

Джона заканчивал выступление тем, что позже «он расскажет своей дочери, о том, что его провал был болью, но у этой боли был смысл. Эта боль показала мне, кто я был, и как мне надо было измениться».

Журналисты выяснили, что  Knight Foundation заплатили Джоне за это 45-ти минутное выступление 20 тысяч долларов! Цель Knight Foundation: «спонсировать медиа инновации, мастерство журналистики и свободу слова». И эта организация выписала чек человеку, который совершил главные ошибки журналистики! А он принял от них деньги за свое извинение!

Он ничего не сказал про это, возможно, потому что ему это не показалось чем-то странным. Вероятно, этика не входит в набор его правил, которые больше похожи на алгоритмы для станка ЧПУ. Возможно, был бы какой-то смысл, если бы он был разорен вчистую, но сказать, что он нуждается, нельзя – два года назад он купил дом под Лос-Анджелесом за 2,25 миллиона долларов. Он купил его за деньги, полученные за книги, которые его читатели теперь не хотят даже видеть на своих полках.

По материалам Taylor Dobbs, Amy Wallace, Kathleen Raven, Jeff Bercovici.


Какой игрок лучше?

Американский футбол265 студентов Корнельского Университета приняли участие в простом эксперименте (Critcher & Gilovich, 2008). Сначала они прочитали пару параграфов о вымышленном игроке Стэне Фишере, линейном защитнике (linebacker) в команде колледжа по американскому футболу. В одной группе студенты видели его в майке с номером 54, в другой группе – с номером 94. Им нужно было ответить на вопрос (я немного его перефразировал, чтобы не вдаваться в специфику американского футбола, но смысл остался): Насколько вероятно, что Стэн Фишер забьет гол в плейоффе?

На графике показано, как решили студенты. Глубокие знания или незнание нюансов американского футбола на результат не повлияли.Качество игрока в зависимости от номера на майке

Нет ни одной логической причины считать, что номер на майке игрока может иметь какое-то влияние на эффективность его игры. Никто из студентов не связывал свою оценку вероятности успеха Стэна с номером на его майке. Тем не менее, подсознательно номер оказал на них влияние. Это – пример работы феномена, известного как случайный якорь окружающей среды. Наше решение, особенно, когда его надо принять быстро, может оказаться под влиянием таких незначительных факторов. Я писал об этом ранее, в заметке Сколько вы потратите?, тех же авторов.

Critcher, C., & Gilovich, T. (2008). Incidental environmental anchors. Journal of Behavioral Decision Making, 21(3), 241-251.


Вера в экстраординарное

Extraordinary Beliefs: A Historical Approach to a Psychological ProblemВышла книга иллюзиониста, историка и старшего лектора Университета в Эдинбурге Питера Ламонта (Peter Lamont) под названием Extraordinary Beliefs: A Historical Approach to a Psychological Problem.

Издательство Cambridge University Press так описало книгу (вольный перевод, с сокращениями): «С начала девятнадцатого века, гипнотизеры, медиумы и экстрасенсы демонстрировали экстраординарные феномены. Эта книга приглашает в историческое путешествие, в поисках ответа, почему люди верят в необычные явления. Автор утверждает, что мы не сможем понять экстраординарные явления до тех пор, пока не рассмотрим события, вызывающие такую веру и не узнаем детально, во что именно люди верят. Автор показывает, что создавая и поддерживая те или иные убеждения в необычные явления, мы формируем и сами себя».

В книге, надо полагать, должно быть достаточно интересных исторических историй, судя по отрывкам в google books. Так,  Джордж Комб (George Combe), адвокат из Эдинбурга, став видным защитником френологии, хотел прочитать лекцию в университете Эдинбурга, но ему отказали, потому что френология уже считалась псевдонаукой. Комб, тем не менее, завещал все свое состояние этому учебному заведению, и именно из его денег была оплачена первая лекция по психологии. Его портрет украшает стены университета, взирая на студентов, понятия не имеющих, кто он такой и какие у него были взгляды.

Надо почитать, когда она появится в цифровом виде.

Автор книги, Питер Ламонт, является также членом подразделения по изучению паранормального (Koestler Parapsychology Unit), основанного в 1986 году при университете Эдинбурга. Кстати говоря, 8 апреля начнется онлайн курс «Введение в парапсихологию», проводимый этим подразделением. Курс продлится 10 недель. Стоимость 250 фунтов стерлингов. Курс ведет доктор Каролин Уотт (Caroline Watt), основательница подразделения.