Как вы думаете, почему женщины носят высокие каблуки? Каким образом меняет, и меняет ли, такая обувь прекрасную половину человечества? Если вы ответите на вопрос сейчас, вам интереснее будет узнать неожиданную находку психологов.
Туфли на высоких каблуках в средневековье носили как мужчины, так и женщины, для вполне утилитарной цели – не пачкать дорогую обувь и длинные платья грязью, которой были покрытыми улицы городов (ниже – изображение чопинов). В моду туфли с высокими каблуками ввела, предположительно, Катерина Медичи (1519-1589): в 14-ти летнем возрасте она была обручена с Герцогом Орлеанским, позже ставшим королем Франции. Катерина сомневалась в своих в
озможностях конкурировать с придворными дамами, и, в особенности, с любовницей герцога, Дианой де Пуатье, из-за своего небольшого роста, не достигавшего и полутора метров. Туфли на пятисантиметровых каблуках дали ей возможность в буквальном смысле оторваться от земли и сделали ее походку соблазнительной. Это был успех, и вскоре высокие каблуки стали важнейшим аксессуаром элиты: на них щеголяли как мужчины, так и женщины. Простолюдинам носить туфли с высокими каблуками было запрещено (даже если бы они могли себе это позволить!). Сам факт их обладания означал иметь деньги, связи и власть, то есть быть, что называется well-heeled (heel – англ. каблук). Это слово в английском языке до сих пор означает то же самое. Подробнее об истории высоких каблуков.
Сегодня высокие каблуки – атрибут практически исключительно женской одежды. Высокие каблуки ассоциируются с сексуальностью – именно поэтому во многих культурах родители не разрешают их носить детям до совершеннолетия. Анализ обложек порножурналов показал (Dietz & Evans, 1982), что в более чем 50% случаях на моделях были туфли с высокими каблуками.
Существует множество объяснений, почему женщины их носят, невзирая на большую вероятность травмы и повреждения суставов, на более высокую цену в сравнении с туфлями на плоской подошве, и меньшую долговечность.
Однако системных экспериментальных исследований в это области недостаточно, чтобы принять это за ответ.
Слева — Эффект туфлей с каблуками различной высоты на осанку, изгиб поясницы и наклон таза. Иллюстрация из статьи.
В недавнем исследовании (Morris et al., 2013) ученые выдвинули гипотезу, что высокие каблуки улучшают женственность, привлекательность и молодость походки, и именно это определяющий фактор выбора этой обуви.
Они пригласили 12 девушек (среднего возраста в 21,6 лет) и попросили их пройтись на беговой дорожке в туфлях на плоской подошве и с шестисантиметровыми каблуками, по 2 минуты. На девушек прикрепили маркеры в разных частях тела и снимали особой камерой, чтобы получить видео, содержащее только движущиеся световые точки (как слева). Пример подобного результата можно посмотреть на сайте Bio Motion Lab. Там вы можете манипулировать различными параметрами походки человека.
Полученные видеоклипы показывали 30 участникам эксперимента, половина из которых — женщины. Им предлагалось оценить походку на женственность и привлекательность по пятибалльной шкале. Например: «Походка очень женственная»: 1 – абсолютно согласен, 5 – абсолютно не согласен. Кроме этого им следовало предположить возраст «ходящих точек» по пяти возрастным категориям (16–18, 19–29, 30–39, 40–49, 50+).
В результате обнаружилась сильная корреляция между женственностью, молодостью и привлекательностью. Поскольку такая связь уже многократно была показана в предыдущих исследованиях (Buss, 1989), ученые создали композитную оценку – индекс привлекательности. В результате выяснилось:
- Статистически значимая разница между оценкой привлекательности и обувью. Чем выше каблук – тем привлекательнее женщина.
- Женщины оценили ходьбу других женщин как более привлекательную, чем мужчины.
- Сильная корреляция между оценками мужчин и женщин привлекательности походки в любой обуви. Иными словами – люди обеих полов оценивают походку, в принципе одинаково.
- Чем выше индекс массы тела (BMI) модели, тем менее привлекательной кажется походка.
Во втором эксперименте исследователи привлекли уже 120 человек. Дизайн был другой: половина участников видела клипы женщин только на высоких каблуках, другая половина – на плоской подошве. Участников также просили указать, чью походку они видят — мужскую или женскую.
В этом эксперименте ученые регистрировали также и биомеханические характеристики походки, соотнося их с оценками участников.
Дополнительно выяснилось, что:
- 28% женщин на плоской подошве и 17% женщин на высоком каблуке были ошибочно классифицированы как мужчины (напомню, что ходили только женщины). Иными словами каблуки увеличивают дистанцию различия между мужской и женской походками.
- Высокие каблуки подчеркивали типично женскую походку: меньшие, но более частые шаги; меньший сгиб коленей; бóльшая ротация таза и бедер; и бóльший наклон таза.
- Высокие каблуки действуют на походку дифференцированно, как видно на графике, но во всех случаях индекс привлекательности растет с ростом каблуков.
Ученые считают, что феномен привлекательности высоких каблуков заключается в том, что они преувеличивают женственность походки. Катерина Медичи надеялась стать выше, но эффект был не от этого, а от ее ставшей необычной походки. Нормальная женская походка сама по себе привлекательна, но высокие каблуки создают, что называется, сверхнормальный стимул. Такая походка подчеркивает, что женщина – очень хороший кандидат на продолжение рода (на подсознательном уровне, разумеется). В этом смысле это аналогично макияжу, который делает лицо красивее; бюстгальтеру, делающим грудь более заметной и другим способам достижения успеха в деле продвижения собственных генов. В этом исследовании не было задачи проверить влияние увеличения роста женщины за счет каблуков, но если и этот фактор работает, то сила шпилек окажется еще выше!
Но главное: высокие каблуки – конгруэнтная эволюционной модели адаптационный трюк. Так, в 80 годы прошлого века в моде были накладные плечи в женской одежде
(как на фото выше), что делало женщин широкоплечими и снижало их женственность. Как результат, они канули в Лету. Сегодняшняя мода на штаны, как на картинке слева – такой же глюк моды, который обязательно исчезнет (и девушке слева даже не помогут высокие каблуки). Мода, по большей части, эфемерна, но мода, которая держится веками, означает что-то действительно важное.
Если кто-то придумает обувь, которая будет делать с походкой то же самое, что и высокие каблуки, но без них, и таким образом снизит и негативные стороны ношения и предубеждения некоторых женщин против них, то его ждет колоссальный успех. Женщины, надеюсь, никогда не устанут стараться быть молодыми, женственными и привлекательными!
Buss, D. M. (1989). Sex differences in human mate preferences: Evolutionary hypotheses tested in 37 cultures. Behavioral and Brain Sciences, 12(01), 1-14.
Dietz, P. E., & Evans, B. (1982). Pornographic imagery and prevalence of paraphilia. American Journal of Psychiatry, 139(11), 1493-1495.
Morris, P. H., White, J., Morrison, E. R., & Fisher, K. (2013). High heels as supernormal stimuli: How wearing high heels affects judgements of female attractiveness. Evolution and Human Behavior, 34(3), 176-181.
Почему-то люди очень интересуются, когда другие говорят правду, а когда лгут. Изучено и изобретено множество техник и методов, и, тем не менее, мы, по большей части, неспособны отделить одно от другого. Сегодня мы познакомимся с одним интересным феноменом языка, имеющим отношение к этой теме.
Прекрасный образчик перформатива – в цитате из фильма Убить Билла, когда Невеста передает сообщение для Билла через Софию Фатале:
Например, я беру в руки вилку и говорю: Я хочу, чтобы вы знали, что сейчас у меня в руке ложка. Я хочу, чтобы вы отметили это и запомнили. Вы понимаете, что это не ложка. Но правду ли я вам сказал или нет? В самом деле, как ни странно и необычно это может прозвучать, отчасти, это правда. Первая часть «Я хочу, чтобы вы знали» — правда. «Я держу ложку» – неправда. Это очевидно, потому что все факты у вас перед глазами. Когда дело касается вещей, которые не столь очевидны, перформатив начинает нас дурачить.
Предыдущие части:
Пока ученые ведущих лабораторий, как дети, копаются в своих песочницах, в Шымкенте делают реальное дело. Ниже —
Недавнее исследование (Forde et al., 2012) изучало, как мы едим, анализируя видеозаписи с помощью компьютерных программ и независимых оценщиков. Людям давали пробовать тридцать пять разных продуктов, готовых к употреблению, различных по консистенции, сенсорным характеристикам и ожидаемой сытости.
Американский раввин Хайман Иуда Шахтель в 1954 году в своей книге высказал фразу, которую вы наверняка слышали: «Счастье – это не иметь то, что ты хочешь, а хотеть то, что имеешь». Звучит мудро и заставляет задуматься, на первый взгляд. Но так ли это?
Хотеть – совокупность вещей, которые индивидуум хотел бы иметь. Общее пространство – те объекты, которые человек и имеет и хочет иметь. Размеры кругов в диаграмме, конечно, не имеют значения. В пилотном проекте ученые получили список из полсотни слов, означающих разнообразные вещи, которые можно иметь и хотеть, например такие как: квартира, машина, микроволновка, кроссовки, кровать, мобильный телефон, и т.п. Интересно, что нематериальные объекты, такие как работа, подружка и прочие собрали недостаточно баллов, чтобы попасть в список. Таким образом, в списке оказались только материальные объекты.
В целом оказалось, что хорошо и то, и другое. Выяснилась пара любопытных нюансов:
Нужны ли вам новые способности на самом деле? Пока вы думаете об этом, вопрос может исчезнуть, не давая вам шанса ответить. На протяжении последних лет было проведены поразительные эксперименты по сенсорному замещению или сенсорному подкреплению чувств: люди учатся видеть кожей или ушами. Мы научились добавлять принципиально новые, нечеловеческие ощущения, каких раньше не могли испытывать.
Как вы видите слева, прибор похож на небольшую баночку консервированных анчоусов и крепится на голове у животного. Пройдет немного времени, и аналогичные устройства будут применяться на людях, например при болезни Паркинсона.
Электроды никоим образом не помешали мышке продолжать пользоваться своими усиками для ориентации в пространстве. Однако первое время мышка думала, что с ее усиками что-то не то – ведь ее мозг получал данные, в то время как она даже и усом не шевелила! Вскоре она разобралась, что информация исходит извне, и стала успешно пользоваться новой способностью. Она, безо всякого преувеличения, обрела шестое чувство – видение в инфракрасном свете, и ее мозг принял это новое чувство как родное. Вместо инфракрасного света могло быть и что-то другое: ультразвук, магнитное поле, радиоволны, влажность воздуха, температура, давление, все что угодно, что можно измерять, кодировать и передавать.