Психологи неустанно изучают влияние алкоголя на наше восприятие окружающего мира. У нас есть немало убеждений на этот счет, основанных на опыте и наблюдениях, и их можно экспериментально проверять.
Так, например, говорят, что под влиянием алкоголя люди вокруг «становятся» симпатичнее. Это оказывается правдой. Ученые (Halsey et al., 2010) показывали участникам пары лиц, и в каждой паре одно лицо было нормальным, а другое – изменено, создав абсолютно симметричные черты. Симметрия делает лицо более привлекательным, объективно, и задача состояла в том, чтобы указать на более симпатичное лицо. Одна часть участников была трезвая, а другим дали немного алкоголя. Трезвые увереннее выбирали симметричные лица, а те, кто выпил – не выражали определенных предпочтений. Когда выпивших просили указывать на лица с симметричными чертами, они чаще ошибались. Интересно, что женщины под воздействием алкоголя делали больше ошибок, чем мужчины.
Это любопытно, ведь получается, алкоголь увеличивает вероятность нахождения партнера за счет легкого (или не очень) снижения требовательности к внешней красоте. Таким образом, известная фраза «Beer. Helping ugly people get laid since the ancient times» («Пиво. С незапамятных временем дает некрасивым людям шансы на секс») имеет под собой вполне научное объяснение.
Другое народное наблюдение: когда человек пьян, он начинает считать себя привлекательнее, причем, во всех смыслах. Так, многие знают не понаслышке, что после нескольких рюмок нам начинает казаться, что мы – короли танцпола или несравненные юмористы. В реальных условиях, в баре во Франции, психологи (Bègue et al., 2012) провели эксперимент с обычными посетителями, замеряя их самооценку привлекательности, ума и чувства юмора, по мере опьянения. Чем более человек выпивал, тем остроумнее и красивее он начинал себе казаться!
В другом эксперименте, уже в лаборатории, ученые обманули некоторых участников, сказав, что в их коктейле есть алкоголь. Это непростая задача смешать такой напиток, но эта задача им удалась. И люди, которым лишь казалось, что они пьяны, начинали «становиться» умнее и обаятельнее! Возможно, некоторые люди отчасти и пьют ради того, чтобы почувствовать себя лучшим человеком, чем на самом деле. Но, как видите, для этого даже не нужно пить!
Недавнее исследование (Van Den Abbeele et al., 2915), впрочем, показало, что рост собственной привлекательности под воздействием алкоголя – не просто иллюзия. Участников эксперимента просили оценить привлекательность лиц, а для этого показывали пары фотографий одних и тех же людей, сфотографированных до и после принятия алкоголя. Выяснилось, что два небольших фужера вина (250 мл) действительно делали человека симпатичнее в глазах абсолютно трезвых судей! Ученые полагают, что роль сыграло незначительное покраснение кожных покровов под воздействием алкоголя. Это неосознанно воспринимается как признак здоровья и красоты – неслучайно же женщины уже тысячи лет используют румяны и губную помаду! Интересно, что меньшее количество вина не изменяло оценки привлекательности в сравнении с трезвым лицом, а четыре фужера уже существенно снижали симпатичность человека.
Еще одно народное убеждение – в том, что пьющая алкоголь женщина ищет сексуальные контакты; многие мужчины искренне так считают. Ученые (Koukounas, Djokic, & Miller, 2015) проверили и эту гипотезу: участникам обоих полов показывали беззвучный видеоклип, в котором пара, мужчина и женщина о чем-то говорят. В одной версии ролика рядом с женщиной стояла бутылка пива, в другой – бутылка воды. Участников просили оценить общение парочки по многим критериям. Мужчины, действительно, чаще, чем женщины, оценивали актрису, с которой рядом стояла бутылка пива, как более соблазнительную, склонную к флирту и с более выраженными сексуальными намерениями, чем ту же актрису, но с бутылкой воды. Но так ли это, и не ошибаются ли мужчины, еще предстоит узнать :)
Кто-то сказал, что “зло происходит не от употребления плохой вещью, а от злоупотребления хорошей”. И это в полной мере относится к алкоголю. Алкоголь, в умеренных количествах, похоже, играет гораздо более важную роль в социальных отношениях, чем принято считать.
Bègue, L., Bushman, B. J., Zerhouni, O., Subra, B., & Ourabah, M. (2012). ‘Beauty is in the eye of the beer holder’: People who think they are drunk also think they are attractive. British Journal of Psychology.
Halsey, L. G., Huber, J. W., Bufton, R. D., & Little, A. C. (2010). An explanation for enhanced perceptions of attractiveness after alcohol consumption. Alcohol, 44(4), 307-313.
Koukounas, E., Djokic, J., & Miller, P. (2015). The effect of gender and alcohol placement in the processing of sexual intent. Drug Alcohol Rev, 34(2), 194-201.
Van Den Abbeele, J., Penton-Voak, I. S., Attwood, A. S., Stephen, I. D., & Munafò, M. R. (2015). Increased facial attractiveness following moderate, but not high, alcohol consumption. Alcohol and Alcoholism. First published online: 25 February 2015.