Продолжение. Начало здесь.
Позитивные ожидания предсказывают бóльшие усилия по достижению цели и успех, тогда как позитивные фантазии предсказывают низкий уровень усилий и неудачи в достижении цели.
Эти парадоксальные результаты можно объяснить отличием симуляции процесса от симуляции результата. Исследования обнаружили, что симуляция процесса ведёт к лучшим достижениям, чем симуляция результата. Позитивные фантазии результата описывают идеальный, легко достижимый и краткий путь к желаемому будущему: раз, и кто-то подарил квартиру в Москве, а кто этот анонимный даритель – думать не хочется, да и бог с ним.
Симуляция процесса – визуализация непростого пути к желаемому будущему. Так, например, студентам предлагали симулировать процесс подготовки к экзаменам: представлять, как они садятся за стол в библиотеке, учатся часами, читают книги за столом или лёжа на траве в парке, перечитывают конспекты и выключают музыку, чтоб не мешала. Такой подход аналогичен негативной фантазии – когда человек, пытаясь представить себе идеальное будущее, начинает видеть сложности и препятствия на пути. Это приводит к увеличению усилий и лучшему результату, чем позитивная фантазия.
Исследователи искали опровержение гипотезы: в недавней серии исследований они предположили, что, возможно, позитивные фантазии будут работать иначе среди людей с низким социально-экономическим статусом, людей, у которых и так хватает проблем в жизни на каждом шагу. Они-то хоть могут пофантазировать о прекрасном и светлом будущем? Но нет, эффект оказался такой же. Не правда ли, суровая несправедливость, что людям, у которых будущее выглядит объективно неважно, нет никакого толку даже пофантазировать о хорошем?
Небольшой толк, впрочем, есть: позитивные фантазии приносят минуты счастья и надежды, и снимают стресс. Но и тут реальность выставляет счёт: со временем отсутствие успехов и сплошные неудачи неизбежно ведут к депрессивным состояниям. Учёные обнаружили корреляцию между частотой позитивного фантазирования и увеличением симптомов депрессии.
Возможно, позитивные фантазии помогают в другом – в помощи ближним? В самом деле, многие благотворительные организации часто предлагают людям представить, как они помогают другим. Оказалось, что и это не работает – люди после такой процедуры гораздо меньше готовы расстаться как с деньгами, так и со временем, вне зависимости от проблемы.
Позитивные фантазии ведут к тому, что люди расслабляются, словно они уже получили то, что себе представляли. Это фактически мысленное потребление желанного будущего. Даже мотивация и энергия падает у фантазеров после успешного представления. Так, девушек просили пофантазировать о том, как они, надев туфельки с высокими каблуками, становятся красивыми и гламурными. Девушек в контрольной группе просто спрашивали, сделают ли туфли с высокими каблуками их красивыми и привлекательными? Оказалась, что у фантазёров упала энергия, измеряемая систолическим давлением крови до задания и после. У контрольной группы она не изменилась.
Мозг, мысленно насладившись будущим, уже не так стремится достичь его в реальности, и без преувеличения можно сказать, что концепции, такие как «Секрет» и его аналоги, только плодят неудачи и беспомощность. Серия экспериментов показала, что причинами фантазий становится нужда в чем-то, будь то вода в условиях жажды, пища в условиях голода, близкие люди, когда человек чувствует себя одиноким, либо силы, когда беспомощным.
Польза от фантазирования все же есть: во-первых, в те моменты, когда цель реально недостижима, фантазирование помогает временно сбросить напряжение. Во-вторых, если какая-то тема часто повторяется в наших мечтаниях, фантазиях или снах – это показатель текущей озабоченности или преданности главным целям.
Итак – фантазии хороши только в исключительных случаях, а во всех остальных гарантируют расслабление и неудачи, депрессии и разочарования. Но запретить себе фантазировать – идея, обречённая на неудачу. Фантазии надо конвертировать в более эффективные стратегии.
Предлагаю прямо сейчас проделать небольшое упражнение, не читая дальше (если ваше будущее вам действительно интересно). Сделав упражнение, вы узнаете что-то важное для себя. Итак, все просто: подумайте о каком-нибудь одном своём желании, и напишите об этом. Не ограничивайтесь одним предложением, потратьте немного времени и слов. Пишите о чем угодно, что относится к этому желанию, и сами решите, когда остановиться. Инструкция специально выглядит такой расплывчатой.
Закончив, приступайте к анализу. Вам надо будет самостоятельно кодировать ваши мысли, и это не сложно. Берете первое предложение и оцениваете, относится ли оно к:
а) желаемому будущему,
б) настоящему или
в) чему-то другому.
К другому можно отнести все фразы, относящиеся к прошлому («помню, мы с ним зажигали»), безоценочные описания себя («я – простой менеджер на кондитерской фабрике»), двусмысленные фразы («мне надо научиться доверять людям») и прочее.
Но, например, «Я хочу встретить хороших друзей в этом городе, потому что мне необходимо с кем-то общаться» — это два утверждения: «Я хочу» относится к желаемому будущему, а «мне надо» — к настоящему.
Пример, который был в одном исследовании:
«Я хотела бы съехаться и жить со своим парнем (будущее). Мы бы нашли уютную квартиру, готовили бы вместе, засыпали и просыпались вместе (будущее). Дома всегда был бы кто-то, кто меня ждёт (будущее). Но мой парень не хочет, как он говорит, терять свою свободу (реальность). А вообще найти хорошую квартиру за нормальные деньги – та ещё проблема (реальность)».
• Если вы произвели хотя бы одно утверждение о настоящем, и ни одного о будущем – то вы использовали технику размышления о настоящем.
• Если вы произвели хотя бы одно утверждение о будущем, и ни одного о настоящем – то вы занимались техникой мечтания о будущем.
• Если вы произвели хотя бы одно утверждение о будущем, и хотя бы одно о настоящем, и если мысль о будущем находилась перед мыслью о настоящем, то вы занимались техникой мысленного контраста.
• Если мысль о настоящем была до мысли о будущем, то — техникой обратного мысленного контраста.
Около 80% людей применяют преимущественно какой-то один метод размышлений о будущем. Немногие люди спонтанно выбирают метод мысленного контраста – самой эффективной техники из всех четырёх. Но об этом – в продолжении.
Фото в начале — Jenny Köhler – blue.sky photography.
Профессор психологии Университета Гамбурга и Нью-Йоркского Университета 
Вспомнил одну историю, которую использовал в своем семинаре по принятию решений. Я взял ее с мастер-класса, про который
1. Выбор правильного референтного класса – искусство и наука. Похожесть: чем больше вы с кем-то похожи, тем выше вероятность выбора правильного референтного класса.
Кукла Барби олицетворяет красивую и нереальную по антропоморфическим характеристикам молодую женщину. Знакомство с ней приводит к любопытным, и не всегда полезным феноменам.
Те девочки, которые играли с Барби, увидели меньше вариантов карьеры для себя в будущем, чем для мальчиков. Те, кто играл с Миссис Картофельная голова, нашли для столько же занятий в будущем, сколько и у мальчиков.
Психологическая теория уровней толкования (construal level theory) говорит о зависимости абстрактного или конкретного мышления от психологического расстояния до происходящего. Чем дальше отстоит по времени, в пространстве или социально событие, тем более абстрактно мы о нем думаем. Битва при Фермопилах абстрактнее, чем недавние сражения на Майдане. Планы каникул через год заметно отличаются от планов отпуска через неделю. Мы можем думать о жизни крестьян африканской деревушки только абстрактно, и, напротив, город, в котором мы живем, вызывает у нас чаще только конкретные мысли.
Люди, которых незаметно для них самих переводили на абстрактный уровень мышления, отмечали длительность одного часа существенно короче, чем люди с вмененным конкретным мышлением!
Хочу пригласить желающих к участию в эксперименте. Идея родилась при подведении первоначальных итогов применения
Распространенная метафора «машина правосудия» говорит о том, что это механизм, который, по большей части, уверенно и безотказно работает, принимая во внимание все факты конфликтов и преступлений, представляя на выходе взвешенные и продуманные решения или приговоры. Но в том, что эта метафора эффектна лишь на уровне слов, не сомневается почти никто. Есть множество примеров, показывающих, как эта машина зависит от людей, и какие факторы на самом деле влияют на ее работу, факторы, о которых не знают, не хотят знать или игнорируют люди, занятые в судопроизводстве.