Tag Archives: будущее

Будущее: лучше в контрасте. Часть 2

голова в облакахПродолжение. Начало здесь.

Позитивные ожидания предсказывают бóльшие усилия по достижению цели и успех, тогда как позитивные фантазии предсказывают низкий уровень усилий и неудачи в достижении цели.

Эти парадоксальные результаты можно объяснить отличием симуляции процесса от симуляции результата. Исследования обнаружили, что симуляция процесса ведёт к лучшим достижениям, чем симуляция результата. Позитивные фантазии результата описывают идеальный, легко достижимый и краткий путь к желаемому будущему: раз, и кто-то подарил квартиру в Москве, а кто этот анонимный даритель – думать не хочется, да и бог с ним.

Симуляция процесса – визуализация непростого пути к желаемому будущему. Так, например, студентам предлагали симулировать процесс подготовки к экзаменам: представлять, как они садятся за стол в библиотеке, учатся часами, читают книги за столом или лёжа на траве в парке, перечитывают конспекты и выключают музыку, чтоб не мешала. Такой подход аналогичен негативной фантазии – когда человек, пытаясь представить себе идеальное будущее, начинает видеть сложности и препятствия на пути. Это приводит к увеличению усилий и лучшему результату, чем позитивная фантазия.

Исследователи искали опровержение гипотезы: в недавней серии исследований они предположили, что, возможно, позитивные фантазии будут работать иначе среди людей с низким социально-экономическим статусом, людей, у которых и так хватает проблем в жизни на каждом шагу. Они-то хоть могут пофантазировать о прекрасном и светлом будущем? Но нет, эффект оказался такой же. Не правда ли, суровая несправедливость, что людям, у которых будущее выглядит объективно неважно, нет никакого толку даже пофантазировать о хорошем?

Небольшой толк, впрочем, есть: позитивные фантазии приносят минуты счастья и надежды, и снимают стресс. Но и тут реальность выставляет счёт: со временем отсутствие успехов и сплошные неудачи неизбежно ведут к депрессивным состояниям. Учёные обнаружили корреляцию между частотой позитивного фантазирования и увеличением симптомов депрессии.

Возможно, позитивные фантазии помогают в другом – в помощи ближним? В самом деле, многие благотворительные организации часто предлагают людям представить, как они помогают другим. Оказалось, что и это не работает – люди после такой процедуры гораздо меньше готовы расстаться как с деньгами, так и со временем, вне зависимости от проблемы.

Позитивные фантазии ведут к тому, что люди расслабляются, словно они уже получили то, что себе представляли. Это фактически мысленное потребление желанного будущего. Даже мотивация и энергия падает у фантазеров после успешного представления. Так, девушек просили пофантазировать о том, как они, надев туфельки с высокими каблуками, становятся красивыми и гламурными. Девушек в контрольной группе просто спрашивали, сделают ли туфли с высокими каблуками их красивыми и привлекательными? Оказалась, что у фантазёров упала энергия, измеряемая систолическим давлением крови до задания и после. У контрольной группы она не изменилась.

Мозг, мысленно насладившись будущим, уже не так стремится достичь его в реальности, и без преувеличения можно сказать, что концепции, такие как «Секрет» и его аналоги, только плодят неудачи и беспомощность. Серия экспериментов показала, что причинами фантазий становится нужда в чем-то, будь то вода в условиях жажды, пища в условиях голода, близкие люди, когда человек чувствует себя одиноким, либо силы, когда беспомощным.

Польза от фантазирования все же есть: во-первых, в те моменты, когда цель реально недостижима, фантазирование помогает временно сбросить напряжение. Во-вторых, если какая-то тема часто повторяется в наших мечтаниях, фантазиях или снах – это показатель текущей озабоченности или преданности главным целям.

Итак – фантазии хороши только в исключительных случаях, а во всех остальных гарантируют расслабление и неудачи, депрессии и разочарования. Но запретить себе фантазировать – идея, обречённая на неудачу. Фантазии надо конвертировать в более эффективные стратегии.

Светлое будущее впередиПредлагаю прямо сейчас проделать небольшое упражнение, не читая дальше (если ваше будущее вам действительно интересно). Сделав упражнение, вы узнаете что-то важное для себя. Итак, все просто: подумайте о каком-нибудь одном своём желании, и напишите об этом. Не ограничивайтесь одним предложением, потратьте немного времени и слов. Пишите о чем угодно, что относится к этому желанию, и сами решите, когда остановиться. Инструкция специально выглядит такой расплывчатой.

Закончив, приступайте к анализу. Вам надо будет самостоятельно кодировать ваши мысли, и это не сложно. Берете первое предложение и оцениваете, относится ли оно к:
а) желаемому будущему,
б) настоящему или
в) чему-то другому.
К другому можно отнести все фразы, относящиеся к прошлому («помню, мы с ним зажигали»), безоценочные описания себя («я – простой менеджер на кондитерской фабрике»), двусмысленные фразы («мне надо научиться доверять людям») и прочее.

Но, например, «Я хочу встретить хороших друзей в этом городе, потому что мне необходимо с кем-то общаться» — это два утверждения: «Я хочу» относится к желаемому будущему, а «мне надо» — к настоящему.

Пример, который был в одном исследовании:
«Я хотела бы съехаться и жить со своим парнем (будущее). Мы бы нашли уютную квартиру, готовили бы вместе, засыпали и просыпались вместе (будущее). Дома всегда был бы кто-то, кто меня ждёт (будущее). Но мой парень не хочет, как он говорит, терять свою свободу (реальность). А вообще найти хорошую квартиру за нормальные деньги – та ещё проблема (реальность)».

• Если вы произвели хотя бы одно утверждение о настоящем, и ни одного о будущем – то вы использовали технику размышления о настоящем.

• Если вы произвели хотя бы одно утверждение о будущем, и ни одного о настоящем – то вы занимались техникой мечтания о будущем.

• Если вы произвели хотя бы одно утверждение о будущем, и хотя бы одно о настоящем, и если мысль о будущем находилась перед мыслью о настоящем, то вы занимались техникой мысленного контраста.

• Если мысль о настоящем была до мысли о будущем, то — техникой обратного мысленного контраста.

Около 80% людей применяют преимущественно какой-то один метод размышлений о будущем. Немногие люди спонтанно выбирают метод мысленного контраста – самой эффективной техники из всех четырёх. Но об этом – в продолжении.

Фото в начале — Jenny Köhler – blue.sky photography.


Будущее: опасайтесь зауберденкена! Часть 1

ландшафт УоддингтонаПрофессор психологии Университета Гамбурга и Нью-Йоркского Университета Габриэль Оттинген вот уже почти 20 лет занимается исследованиями того, как мы думаем о будущем, и какие техники могут помочь делать это наиболее эффективно. В сентябрьском номере 2013 года журнала Personality and Social Psychology Bulletin вышла её с коллегой последняя статья, к которой мы ещё вернёмся.

Итак, когда мы думаем о будущем, мы пользуемся самыми разнообразными методами. Рассмотрим, для начала, две категории: ожидания и фантазии. Ожидание – более-менее рациональное трезвое рассматривание перспектив и убеждённость в таком развитии событий. Фантазирование — свободное размышление или визуальное представление будущего. В отличии от ожиданий, основанных на предыдущем опыте, фантазии о будущем могут не опираться на фактологическую информацию.

Некоторые такие фантазии принимают форму Zauberdenken (мысли, представляющие действия или события, пренебрегающие физическими законами). В книге о социопатах, один из них, заключённый, сказал исследователю, что собирается сразу же, освободившись, стать профессиональным спортсменом-пловцом, и зарабатывать кучу денег на соревнованиях, что позволит ему рано выйти на пенсию, свободно жить и путешествовать по миру. У него было 38 лет за плечами, ожирение, и он не упоминал, умеет ли плавать вообще. Другой решил по выходу из тюрьмы быстро стать магнатом в сфере недвижимости.

Для иллюстрации вероятности фантазий прекрасно подходит ландшафт Уоддингтона (на картинке в начале статьи), который чаще всего используют для объяснения эпигенетических изменений, того, как эмбриональная клетка может стать любой клеткой организма, но станет только одной, конкретной. Шарик покатится вниз и неизбежно остановится, но в какой точке? Вероятность того, что шарик остановится в красной, жёлтой, зелёной или синей точках совершенна разная, и знать об этом никогда не мешает.

ландшафт Уоддингтона с вариантами

Индустрия коучинга и саморазвития очень часто призывают нас представлять себе позитивное будущее, создавать «ментальные образы» грядущего, которое потом воплотится в точности, как и представлялось. Некоторые фанаты доходят до того, что говорят, что и всё плохое, что случается с человеком – тоже плод его мыслей. Никто из них не рискует доводить такие рассуждения до логического конца: ведь, согласно им, рак, малярия, аппендицит и другие заболевания, которые случаются с человеком – результат негативных мыслей. Тогда и лечение должно быть соответствующим – исключительно исправлением «неправильных» мыслей. Либо у таких идеологов есть всё, о чем они могут помыслить, и они никогда не болеют, и не умирают, кстати, что уж мелочиться-то. Но тогда они – эгоистичные и безжалостные существа, которые не хотят помогать другим, например, серьёзно больным детям, научив их этому простому средству. Либо этот метод не работает, догадываются они об этом или ещё нет.

Высокое ожидание успеха и позитивный взгляд в будущее, в самом деле оказывают влияние на мотивацию и вероятность достижения целей. Но какое именно? Эксперимент 1991 года проверял, как работают фантазии на уменьшение веса у женщин с ожирением. Средний вес у женщин в начале эксперимента был, в среднем, 106 килограмм. Их включили в программу по снижению веса, но перед началом попросили указать, сколько килограмм они надеются сбросить в ходе программы. Женщин спрашивали и об ожиданиях: «Насколько вероятно, что в ходе этой программы вы потеряете то количество килограмм, которое вы указали? Вы думаете, что вас ждёт успех? Насколько вы уверены в том, что вы потеряете то количество килограмм, которое вы указали»? Женщины измеряли ответы по шкале.

Женщин также просили, по возможности, ясно вообразить себя в четырёх гипотетических ситуациях. Сценарии были написаны, но не закончены, чтобы женщины, читая их, могли погружаться в мир фантазии и закончить их так, как они это себе представляли. Например: «Вы только что закончили программу. Сегодня вечером у вас план встретиться и сходить куда-то со своей подругой, которую вы не видели почти год. И вот вы ждёте её прибытия и …». Другой сценарий описывал, как эта женщина оказывалась в комнате, где на столе оставлена коробка с пончиками. И она…

Что оказалось: женщины с позитивными ожиданиями сбросили в среднем на 12 килограмм больше, чем с негативными ожиданиями. Женщины с позитивными фантазиями – те, кто представили себя, как они хвастаются своей подруге стройной фигурой, как они легко справляются с искушением пончиков, снизили свой вес в среднем на 11 килограмм меньше, чем те, кто даже в фантазиях не мог этого сделать!

Другое исследование изучало будущее пациентов, которым предстояла операция по замене бедренной кости, и привело к таким же результатам. В ещё одном эксперименте выпускников университетов спрашивали об ожиданиях и о фантазиях относительно их будущего, которое потом проверили через два года. Позитивные ожидания принесли больше приглашений на работу, лучшую работа, зарплату, а позитивные фантазии – наоборот.

Продолжение следует…


Взгляд на будущее со стороны

Danny KahnmanВспомнил одну историю, которую использовал в своем семинаре по принятию решений. Я взял ее с мастер-класса, про который писал в этом блоге давно уже. С тех пор как я узнал ее, вспоминал ее неоднократно при оценке будущего.

Историю рассказал Даниэль Канман (Daniel Kahneman), кто не знает – выдающийся мыслитель, получивший в 2002 году Нобелевскую премию за свои работы в области поведенческой экономики. Канман является, возможно, самым цитируемым из ныне живущих психологов во все времена. Вот, собственно:

В семидесятых годах он жил и работал в Израиле, и уже работал в области психологии принятия решений и вынесения суждений. У него возникла идея написать учебный курс по принятию решений для школы. Он собрал группу, в которую вошли опытные преподаватели и эксперты по написанию учебных курсов. После года работы, а они встречались раз в неделю, были уже готовы парочка глав, и прошли пробные уроки. Было ощущение прогресса. Однажды, в одну из встреч, они стали говорить о будущем, и Канман сказал: «А давайте подумаем о том, как мы его видим». Он попросил всех написать на бумажке дату, когда они считают, что их учебный курс будет сдан в Министерство образования.

Сам по себе такой акт чрезвычайно важен: если вы хотите начать работу по какой-то теме, не начинайте сразу с обсуждения, а собирайте информацию, и все существующие мнения, которые затем можно обсуждать.

Члены группы, в среднем, определили срок в два года – от полутора лет до двух с половиной лет. Но затем, как говорит Канман, его осенило, и он спросил самого опытного члена команды, знает ли тот аналогичные группы, которые делали, или делают учебный курс, которого прежде не было. Эксперт сказал, что он в курсе несколько таких, а какие-то группы знает очень хорошо. Затем Канман спросил его о том, сколько времени заняло у таких групп, чтобы закончить курс. Эксперт покраснел, и сказал, что почти половина групп так никогда и не заканчивает работу. Но тем, кто закончил, потребовалось не меньше семи лет, но, впрочем, и не больше десяти лет. В комнате воцарилось тяжкое молчание.

Затем Канман спросил: «Ну а мы, как группа, в сравнении с другими, как мы, на каком уровне?» Эксперт сказал, что чуть ниже среднего.

Эта история говорит о том, что существует два способа взглянуть на проблему – внутренний и внешний. Внутренний взгляд – оценка, что может случиться с вашей проблемой. Внешний взгляд – скорее статистическая оценка класса таких же проблем. И что интересно, это не совсем натуральный, а противоестественный для человека взгляд на проблему. Ведь для этого нам надо забыть все, что мы знаем о своей проблеме, а знаем мы все свои планы и прочее – и посмотреть на себя как на одну из статистических единиц. Люди ненавидят это делать и всячески этому сопротивляются.

Кроме того, есть трудности определения соответствующего класса. В той ситуации было сравнительно легко: взять такие же группы, которые пишут учебные планы, и был человек, который обладал нужными знаниями. Тем, кто делает что-то реально уникальное, и в условиях недостатка информации, проделать такую работу непросто.

Что интересно с психологической точки зрения – это то, что вся эта информация была в голове того эксперта, но не было контакта между тем, что он знал и тем что он делал. Сознавая все это, он, тем не менее, написал на своей бумажке два года до окончания курса! Это потому, что, погружаясь в проблему, очень сложно взглянуть на проблему внешним взглядом, со стороны класса похожих проблем.

Канман признался, что он стыдится этой истории. Потому что, поняв все это, мы должны были бы остановиться и все бросить. Провести еще семь лет, делая курс?! Никто этого не хотел, ни под каким соусом. Канман: «Ирония заключается в том, что создавая курс по принятию решений, о рациональности, и о том, как ей руководствоваться, мы поступили совершенно иррационально». Канман вскоре развелся, вновь женился и уехал в Америку. Группа потратила еще семь лет, но закончила работу, хотя к тому времени курс был уже никому не нужен и никогда не был использован.

Эта история послужила началом его исследований о том, как можно внедрить больше реализма в решения, которые простираются в будущее.

Вот рекомендации Канмана из статьи в Harward Business Review (Lovallo & Kahneman, 2003).

Внешний взгляд1. Выбор правильного референтного класса – искусство и наука. Похожесть: чем больше вы с кем-то похожи, тем выше вероятность выбора правильного референтного класса.

2. Теперь надо создать распределение результатов аналогичных референтных проектов – показывая максимум, минимум, средние значения, и какие-то кластеры.

3. Сделать интуитивное предположение о месте вашего проекта на графике распределения. Поскольку ваше предположение может быть предвзятым, скорее всего, сверхоптимистичным, следующие два шага нужны, чтобы внести поправки.

4. Оцените надежность вашего интуитивного предположения. Надо использовать исторические данные. Может понадобиться статистический анализ для такой оценки.

5. Откорректируйте интуитивную догадку. Чем меньше успеха вы достигли на шаге 4, тем больше вам надо сдвинуть вашу оценку на пункте 3 в сторону среднего значения.

Lovallo, D., & Kahneman, D. (2003). Delusions of Success. Harvard Business Review, 81(7), 56-63.


Барби и будущее

кукла БарбиКукла Барби олицетворяет красивую и нереальную по антропоморфическим характеристикам молодую женщину. Знакомство с ней приводит к любопытным, и не всегда полезным феноменам.

В недавнем эксперименте (Sherman & Zurbriggen, 2014) приняли участие 37 девочек возрастом от 4 до 7 лет. Их разделили на две группы, и давали одной группе проиграться с куклой Барби, одетой либо как доктор либо как модель, а другой группе — с куклой Миссис Картофельная голова, в течение 5 минут. Затем им показывали 10 картинок, изображающих какую-то специальность, и просили сказать, в какой профессии они видят себя в будущем. Спрашивали также, в какой профессии могли бы видеть себя мальчики их же возраста.

Миссис Картофельная головаТе девочки, которые играли с Барби, увидели меньше вариантов карьеры для себя в будущем, чем для мальчиков. Те, кто играл с Миссис Картофельная голова, нашли для столько же занятий в будущем, сколько и у мальчиков.

Ирония в том, что лозунг товара по имени Барби — “Будь тем, кем тебе хочется”.

Sherman, A., & Zurbriggen, E. (2014). “Boys Can Be Anything”: Effect of Barbie play on girls’ career cognitions. Sex Roles, 1-14. doi: 10.1007/s11199-014-0347-y.


Будущее: зачем и как

Зачем и Как?Психологическая теория уровней толкования (construal level theory) говорит о зависимости абстрактного или конкретного мышления от психологического расстояния до происходящего. Чем дальше отстоит по времени, в пространстве или социально событие, тем более абстрактно мы о нем думаем. Битва при Фермопилах абстрактнее, чем недавние сражения на Майдане. Планы каникул через год заметно отличаются от планов отпуска через неделю. Мы можем думать о жизни крестьян африканской деревушки только абстрактно, и, напротив, город, в котором мы живем, вызывает у нас чаще только конкретные мысли.

Одно исследование показало (Kanten, 2011), что чем дальше в будущем находится какое-то дело, тем больше времени, по нашему мнению, оно займет. Гипотетическая задача также занимает больше времени, чем конкретная. Было выдвинуто предположение, что мы представляем время состоящим из блоков, и когда мы начинаем думать абстрактно, эти блоки времени воспринимаются меньшими по размеру, и, соответственно, их требуется больше для выполнения задачи.

В одном из экспериментов был использован весьма остроумный ход, чтобы это продемонстрировать. Участникам дали лист со следующим текстом:

Восприятие времени – субъективная вещь, и может варьироваться у разных людей. Один час может показаться долгим одному, и кратким для другого. Иногда длительность времени иллюстрируется стрелкой, направленной слева направо, так называемой временной линией. Ниже вы видите такую линию и можете заметить, что на ней нет никаких делений. Насколько долгим кажется 1 час для вас? Пожалуйста, поставьте крестик на линии, так, чтобы расстоянии от начала до этого крестика соответствовало вашему представлению об одном часе.

И ниже была такая линия:
стрелкаЛюди, которых незаметно для них самих переводили на абстрактный уровень мышления, отмечали длительность одного часа существенно короче, чем люди с вмененным конкретным мышлением!

как долго длится час
Линейка была 140 миллиметров, и абстрактно мыслящие отмечали один час в среднем как 30,2 мм, а конкретно мыслящие – 54,5 мм.

Как исследователи вменяли образ мышления?
Они просили заполнять диаграммы, отвечая на вопросы «зачем?» для установки абстрактного, высшего уровня мышления, и на вопросы «как?» — для конкретного мышления. Например, листок был озаглавлен «Улучшение и поддержка здоровья», и четыре квадратика со стрелками, от одного к другому. Стрелки были названы либо «Зачем», либо «Как». Этого было достаточно, чтобы заставить человека думать иначе.

В следующий раз, думая о делах, которые вам предстоит сделать в будущем, попробуйте думать об этом как абстрактно, так и конкретно, и вы получите хорошо сбалансированный результат.

Kanten, A. B. (2011). The effect of construal level on predictions of task duration. Journal of Experimental Social Psychology, 47(6), 1037-1047.


Воображая будущее

будущееХочу пригласить желающих к участию в эксперименте. Идея родилась при подведении первоначальных итогов применения метода R3, который я стал применять с нового года.

Итоги таковы: четыре человека воспользовались возможностью попробовать этот метод на себе. Сложно сказать насчет видимых признаков омоложения, во всяком случае, пока. Посмотрим, есть данные «до», будем ждать момента «после. Кажется очевидным, что необходимы повторные сессии.

А вот со здоровьем картина замечательная – у всех улучшилось самочувствие и здоровье (как минимум, исчезли симптомы, у некоторых довольно серьезные). Что интересно, все стали замечать это улучшение только через 2 недели после сессии.
Между тем, анализ других исследований показал, что помимо гарантированных улучшений работы иммунной системы, должно происходить и удлинение теломеров. Это я не замерял, но судя по всему, вероятность этого очень высока, и готов на это поставить. Удлинение теломеров считается сегодня одним из показателей работы препаратов, нацеленных на продление жизни, например, TA-65. Кроме этого, обнаружил еще пару интересных маркеров, на которые можно опираться.

Но цель заметки другая. В методе используется одна из техник, которая получает свое самостоятельное развитие, и мне хотелось бы посмотреть на ее возможности. Поэтому я хочу провести эксперимент, с вашим участием.

Брифинг, для тех, кто захочет участвовать:
Тема эксперимента:
Эффективное представление и воображение будущего. Звучит заманчиво, так и есть.

Почему вам стоит принять участие:
В благодарность за участие в эксперименте, на основании выполненных вами заданий, мы сможем дать вам весьма полезный анализ и рекомендации (если вы захотите). Во всяком случае, мы постараемся сделать это интересным для вас. Некоторые вещи вы не сможете узнать нигде более, серьезно.

Процедура:
Желающие участвовать могут заполнить форму ниже. В эти выходные прием заявок закончится, и все участники будут случайным образом распределены в одну из трех групп – контрольную и две экспериментальных. Ни вы, ни я этого знать не будем – это сделает человек, который не в курсе происходящего.
В течение следующей недели мы будем посылать вам несложные задания, время на выполнение которых не займет более 15 минут (в основном, всего несколько минут). Все общение будет происходить по почте. Дополнительные инструкции будут высланы уже по почте каждому участнику.

Оставляем за собой право отклонить участие добровольца в эксперименте без объяснения причин. Вы, в свою очередь, также можете покинуть эксперимент в любое время, без объяснения причин. Все ваши персональные данные после обработки будут удалены (включая email). Совокупные данные, без вашей личной информации, будут использованы для анализа результатов эксперимента.

Отправляя форму, вы соглашаетесь на добровольное участие в эксперименте и использование ваших данных в совокупном виде.

Апдейт от 24 февраля: Всем, кто откликнулся — спасибо!

 


Почему нужен компьютер справедливости

компьютер и судейский молотокРаспространенная метафора «машина правосудия» говорит о том, что это механизм, который, по большей части, уверенно и безотказно работает, принимая во внимание все факты конфликтов и преступлений, представляя на выходе взвешенные и продуманные решения или приговоры. Но в том, что эта метафора эффектна лишь на уровне слов, не сомневается почти никто. Есть множество примеров, показывающих, как эта машина зависит от людей, и какие факторы на самом деле влияют на ее работу, факторы, о которых не знают, не хотят знать или игнорируют люди, занятые в судопроизводстве.

Мы не можем полагаться на древние инстинктивные решения, если идея справедливости хоть что-то значит, а научить присяжных или судей избегать ошибок мышления представляется утопичной. Возможно, в будущем мы неизбежно должны перейти к тому, что такие вопросы будут решать компьютеры. Как и другие вопросы, требующие безусловной объективности и справедливости.

Вот примеры, наглядно показывающие, почему «машину правосудия» должны заменить настоящие машины.

Предсказуемость ошибок

Даниэль Канеман в книге Thinking Fast and Slow приводит пример одной из ошибок мышления: эксперимент, проведенный Дэйлом Миллером и Кэти Макфаранд. Психологи давали студентам задачу определить компенсацию человеку, который получил серьёзные повреждения руки в результате огнестрельного ранения, потому что оказался в магазине в момент ограбления. Участники эксперимента узнали, что по соседству с потерпевшим находились два магазина: в один потерпевший ходил постоянно, а в другой – довольно редко. Одной группе говорили, что ограбление происходило в магазине, в котором потерпевший регулярно делал покупки. Другой группе сказали, что его привычный магазин был закрыт, и ему пришлось пойти в другой магазин, где его и подстрелили. Студентам сообщили, что компенсация может быть от нуля до миллиона долларов, но типичный размер суммы в таких случаях – полмиллиона долларов.

Казалось бы, какая разница, где человека подстрелили? Однако сумма компенсации оказывалась значительно больше, если человек попал под пулю в магазине, который посещал редко. Если переводить на деньги – в одном случае было 488 тысяч, а в другом — 411 тысяч долларов.

Можно возразить, что студенты не обладают знаниями и опытом судей для таких решений. Но ставшее уже классическим исследование 1994 года Ландсмана и Ракоса, профессоров права и психологии, показало, что судьям присущи те же ошибки мышления, как и любому человеку. Психологи создали три группы: в одной людям давали только относящуюся к делу информацию, во второй – инкриминирующую, но не относящуюся к делу информацию, а в третьей – оба набора информации, но говорили, чтобы люди не учитывали нерелевантную информации при вынесении решения. В эксперименте участвовали настоящие судьи, наряду с обычными людьми, и решения во второй и третьей группах были схожи, то есть, и судьи, и не-судьи учитывали нерелевантную и наносящую вред информацию, не относящуюся к делу, хотя им было ясно и определено сказано не принимать ее во внимание!

Психолог Мандип Дами из Университета Сити в Лондоне провел много время в магистральных судах в Великобритании, наблюдая за процессом принятия решений судей. Через какое-то время он обнаружил паттерны поведения судей, и мог с точностью в 96% случаях предсказывать решения судей по поводу меры пресечения подсудимого: под залог или под арест. Он смог нарисовать очень простое дерево принятия решения, которое описывало этот процесс.

Когда психолог показывал свои находки судьям, они возмущались и отвергали саму идею: они всегда принимают решение, основываясь на материалах дела, на личности конкретного подсудимого, и никогда не следуют каким-то паттернам. В каждом деле — сотни характеристик, и все они влияют на решение, говорили судьи.

Вкратце, решение зависело от первой инстанции. Последующие решения – по сути, перенос ответственности: если прокуратора решила держать человека под арестом или на свободе, то, с большой вероятностью, он там и останется. Проблема в том, что человека, с его уникальной ситуацией, в том дереве принятия решений нет.

Аргументы, что первая инстанция рассмотрела дело по существу, и поэтому можно полагаться на ее выводы, противоречат самой идее судопроизводства. Первая инстанция может думать точно так же: «вышестоящий суд рассмотрит дело поподробнее, а пока времени нет, и пусть человек посидит».

C расовыми предрассудками дело обстоит еще печальнее. Исследование белых и черных заключенных в тюрьмах Флориды показало, что черные получали сроки дольше, чем белые, если они выглядели как стереотипичные африканцы – толстые губы, широкий нос, темная кожа, и курчавые волосы. Другое исследование продемонстрировало, что эти же черты лица играли роль в вынесение высшей меры наказания: чем более черный был похож на прототипичного африканца, тем больше у него было шансов на электрический стул, и меньше – на пожизненное. Правда, касалось это только преступлений против белых. При тяжких преступлениях против таких же черных этот фактор роли не играл. Что характерно, мало роли играли и детали преступления и доказательная база, как это было показано в книге The Hidden Brain, рассматривающей конкретные случаи преступников, чьи дела использовались в исследовании.

Дэвид Мастард из Школы права Университета Джорджии рассмотрел дела 77,235 преступников, приговоренных в соответствии с федеральным законом о реформе приговоров 1984 года. Этот закон был направлен на снижение зависимости приговора от расовых, этнических, половых и социально-экономических характеристик преступников. Закон распространялся на все федеральные преступления после 1 ноября 1987 года. Ирония в том, что именно по этому закону белые преступники получали в среднем 32,1 месяц, латиносы – 54,1 месяц, а черные — 64,1 месяц заключения! Люди с годовым доходом до 25 тысяч долларов с большой вероятностью не получали снижения срока, а свыше 35 тысяч в год – получали. Преступник с гражданством США получал срок меньше, а без него – побольше. Средний срок для мужчин на 278% больше, чем для женщин (51,5 против 18,5 месяцев заключения).

Другие исследования подтверждают, что женщины, в целом, получают меньшие сроки за те же преступления, чем мужчины. Пол, хотя и не должен, в соответствии с идеей права, но играет роль при вынесении приговоров. Так, для имущественных, насильственных и преступлений, связанных с наркотиками, женщины менее вероятно получают сроки, а если получают, то существенно короче. Исследователи также обнаружили, что возраст и состояние здоровья подсудимого влияет на срок, который выносится судом: чем старше возраст и хуже здоровье, тем меньше сроки. Причем, есть даже дифференциация таких приговоров в зависимости от возраста преступника и тяжести преступления: она больше проявляется для серьезных преступлений и меньше проявляется для незначительных.

Нейл Видмар из Университета Дюка в обзорной статье отметил еще один возможный фактор работы таких предубеждений: акцент и манера говорить черных преступников. Это вполне справедливое замечание, тем более что психологи из университета Чикаго в оригинальном эксперименте показали, что чем сильнее акцент человека, говорящего о любых фактах, тем менее мы склонны верить тому, что он говорит; и наоборот – чем чище речь, тем больше веры.

Еще пример невероятных феноменов в правосудии: люди склонны назначать наказание мягче, если жертва преступления была застрахована! Причем, когда людей прямо спрашивали, думают ли они, что это играет какую-то толь, никто не соглашался, что мера наказания должна быть оценена в зависимости от страховки!

Подзащитные в очках вызывают больше симпатии у судей и присяжных – образ человека в очках до сих пор лучше ассоциируется со знаниями, нежели грабежами. Однако для беловоротничковых преступлений очки оказываются отягчающей чертой.

В поразительном случае преступник, в нацистских наколках на лице и шее, добился через адвоката оплаты косметолога, чтобы закрасить их перед судебным заседанием, чтобы «не создавать предвзятости у присяжных». Характерно, что преступления, которые он совершил – как раз на расовой почве, в соответствии с его мировоззрением и фашисткой свастикой на шее, но больше всего возмущение публики вызвал факт, что налогоплательщики были обязаны оплатить счет косметолога за запудривание его символики!

Адвокаты знают многие такие хитрости: одевать подзащитных в приличную одежду, по возможности, вместо тюремной робы, и одеваться в соответствии с уровнем суда. Так, высокопоставленному чиновнику, обвиняемому в кражах из бюджета, не рекомендуется надевать в суд Patek Philippe, а быть поскромнее, чтобы говорить своим видом, что он такой же, как все.

Красивые получают меньше сроки, чем некрасивые, а худые меньше, чем толстые. Конечно, не всегда и не везде, но даже если эти эффекты проявляются в 1% случаях, это всегда касается чьей-то жизни.

Впрочем, если спросить любого судью, он пожмет плечами и скажет, что он-то как раз совершенно неподвластен таким факторам. Опрос нескольких десятков судей во время конференции показал, что 97% из них занесли себя в верхнюю четверть людей, избегающих расовых и других предрассудков при принятии решений, в отличии от других судей, присутствовавших на конференции. Математически это невозможно, но попробуйте это им доказать. Уверенность в своей объективности, как показывает история психологии, еще чаще ведет к ошибкам мышления.

Израильские и американские ученые рассмотрели более 1000 судебных решений 8 израильских судей (средний судейский опыт 22 года) председательствующих в двух комиссиях по условно-досрочному освобождению. Эти две комиссии рассматривают около 40% всех дел такого характера. Состав комиссии, к примеру, таков: судья с 40 летним судейским стажем, два прокурора, два тюремных начальника, каждые с 10 летним стажем, независимо дуг от друга выносят решение по семи классам тяжести преступлений. Судья не в курсе деталей преступления, и выслушивает их от клерка только, когда преступника вводят в зал. Заседание длится, в среднем, 6 минут (максимум 40 минут), и за день комиссия решает от 14 до 35 дел. Психологи разделили решения дел на две категории: «прошение принято» и «в прошении отказано» и стали смотреть, когда эти решения принимаются.

Выяснилось, что решения о досрочном освобождении принимаются чаще всего в начале дня и после обеда, в 65%. К обеду и к концу дня вероятность таких решений падает до нуля! Интересно, что решение, когда будет перерыв, принимает судья, и время начало перерыва непостоянно и непредсказуемо. Ученые говорят, что расхожее мнение, что «правосудие зависит от того, что судья съел на завтрак», к сожалению, весьма похоже на правду.

Разумеется, когда судебная машина становится насквозь коррумпирована, как в некоторых странах, то все эффекты и феномены, указанные выше, могут и не работать. Это нормально, потому что это уже, собственно, не система правосудия, а произвол и беззаконие. Психология судебного произвола может быть более актуальна в таком случае, но это уже другая тема.

За последние несколько десятков лет психология исследовала процесс принятия решения и обнаружила множество ошибок, которые мы совершаем, когда думаем, как поступить. Тема эта стала популярной, в том числе благодаря книгам Даниэля Канемана и Дэна Ариели. Никто не знает, как их преодолевать, и можно ли это сделать, потому что, по большей части, они совершаются неосознанно и автоматически. Когда решения касаются мелочей, это не так уж и важно, но когда от этого зависит жизнь человека, становится тревожно. Возможно, в будущем мы сами отдадим меч правосудия и свою судьбу в руки машин, со сверкающей стальной логикой и свободой от предрассудков, жалости и уровня глюкозы в крови.