Французская колонизация Вьетнама. Конец 19 века. Генерал-губернатор стремится сделать французские кварталы Ханоя максимально европейскими. Широкие улицы, виллы с широкими окнами, множеством спален, и даже с туалетами. Французы построили канализацию, представляющую собой вершину модернизма. Это был пример чистоты, прогресса и французской «цивилизационной миссии». Она была, в основном, во французских кварталах. Французам очень нравилась канализация.
Но не только им: как оказалось, они создали 15 километров рая для других жителей столицы. Никогда прежде ханойские крысы не имели столько безопасности и уюта! Никто не мешал им размножаться и играть, а когда хотелось кушать – прямо над их головой располагались самые богатые едой места во всем Вьетнаме!
Крысы расплодились, и посыпались жалобы. Неприятно сидеть на прекрасном белом туалете, когда снизу лезут крысы. Хуже того, в европейском квартале вспыхнула чума, и переносчиками подозревали тех же крыс.
В 1902 году французское управление создало небольшую армию вьетнамцев для убийства крыс. Тогда и стали понятны масштабы противника. Если за первую неделю войны убили около 8 тысяч крыс, то через месяц уже опытные убийцы крыс только за один день убивали, в среднем, по 10 тысяч крыс. В особо удачные дни – 15-20 тысяч крыс, только представьте себе!
Несмотря на такие победы, заметного уменьшения противника не наблюдалось. Колониальные власти решили вовлечь в войну больше бойцов, и предложили всем желающим участвовать. Каждый, кто принесет в муниципалитет отрезанный хвост крысы, получал 1 цент.
Народным массам идея пришлась по душе. Все шло прекрасно, хвостики прибывали, монетки звенели. Французы были чрезвычайно горды этой гениальной идеей, которая к тому же поощряла и развивала у аборигенов чуждый еще для них дух предпринимательства.
Только вот что-то крыс как-то меньше не становилось. Французы чаще и чаще начали видели крыс без хвостов. С предпринимательским духом у вьетнамцев было все хорошо. Новоиспеченные профессиональные вьетнамцы-ловцы крыс рассудили, что убивать крыс – се равно что убивать свой бизнес. Поэтому они отрезали крысам хвосты и отпускали на свободу, чтобы те плодились и давали больше хвостов. Другие предприниматели стали завозить хвосты из других мест и даже из-за границы. Третьи стали создавать фермы по выращиванию крыс.
Французы сдались и прекратили войну.
Это реальная задокументированная история, которая служит иллюстрацией «эффекта кобры» — потому что аналогичная история якобы (якобы, потому что безусловных доказательств истории нет) случилась в британской колониальной Индии в Дели, только с кобрами.
Vann, M. G. (2003). Of rats, rice, and race: The great Hanoi rat massacre, an episode in French colonial history. French Colonial History. 4: 191–203.
Чтобы здоровый образ жизни, избавляться от вредных привычек и идти к стратегическим целям, нам, как оказывается, нужна хорошая память.
Недавнее исследование (Green & Murphy, 2012) проверяло, как влияют газированные напитки на когнитивные функции мозга. Было отобрано 24 человека, не отличающихся по основным параметрам, кроме одного: 12 человек употребляли как минимум один напиток диетической колы в день, другие 12 человек такие напитки не пили. Предварительно поголодав 12 часов до процедуры, участники сканировались функциональным томографом (fMRI). Им давали сладкие напитки, с искусственным подсластителем и с сахаром, а ученые смотрели, как мозг на них реагирует.
На картинке ниже (кликабельной) показана активация мозга на сахар и сахарин. Красным цветом – активация только у потребителей диетической соды, желтый – активация только у потребителей соды с сахаром, зеленый – активация у обеих групп.
Интересный вывод сделали ученые из Университета Кейптауна, в ЮАР (Malcolm-Smith et al., 2012). Одна из психологических теорий, теория симуляции угрозы, говорит о том, что наши сновидения обеспечивают нам преимущество в реальной жизни, создавая инсценировку событий угрожающего характера, когда мы можем потренироваться. Инсценировка, как вы сами знаете, нешуточная – вы же не подозреваете, что вы спите, и вам кажется, что все реально и серьезно. По расчетам этих психологов, такого рода сновидения составляют около 20% всех снов. Из них удачный выход из ситуации угрозы составляет тоже около 20%. Иными словами 16% таких тренировочных снов заканчивается для нас неприятными моментами.