Tag Archives: дети

Предсказания из детского сада

кооперация между детьмиОценка социальных навыков ребенка в 5 лет предсказывает ответственную и успешную жизнь в 20 лет. 753 ребенка были оценены в 5-ти летнем возрасте, а затем найдены через 19 лет.

Воспитательница детского сада оценивала 9 параметров социальных навыков по 5-ти бальной шкале. Например, легкость кооперации с другими детьми без помощи взрослого, помощь другим детям, понимание чувств, самостоятельное решение проблем.

Деи с высокими показателями социальных навыков с большей вероятностью заканчивали школу, поступали в университет и стабильную работу. Вероятность безработицы и проблем с полицией, наоборот, уменьшалась.

Один балл увеличения социальных навыков увеличивал шансы получения высшего образования через 20 лет, в 2 раза!

Feinberg, M. E., Jones, D. E., Roettger, M. E., Solmeyer, A. R., & Hostetler, M. (2014). Long-term follow-up of a randomized trial family foundations: Effects on children’s emotional, behavioral, and school adjustment. Journal of Family Psychology, 28(6), 821-831.


Смотрим на детей

лица людей разного возрастаНам больше нравится смотреть на детей, чем на взрослых, а мужчины и женщины различаются в том, как они на них смотрят. Это обнаружило недавнее исследование, с помощью ай-трекера (Cárdenas, Harris, & Becker, 2013).

Дети – самое ценное, что у нас есть, и мы это понимаем на генетическом уровне, они требуют ухода и заботы, и эволюция заставляет нас смотреть на них и за ними, и уделять им внимание. Участникам эксперимента, среди которых были молодые мужчины и нерожавшие женщины, показывали на мониторе одновременно пару фотографий: детей и молодых людей и отслеживали движения и фиксации глаз.

В целом, все участники больше смотрели на детей, чем на взрослых.

В начале статьи – фотография, которую я показывал в одном исследовании, около года назад. Тогда ещё я заметил, что молодые лица вообще привлекают больше внимания, чем лица людей в возрасте, а детские — тем более (во всяком случае, если показывать их парами). Я делал пару экспериментов, связанных с этим и другими феноменами (Процесс принятия решений, наглядно). Ниже две тепловые карты, после просмотра 30 людьми. Разница мне видна и на левой, но для того чтобы и у вас не оставалось сомнений, я подрегулировал настройки отображения на правой. Чем краснее (горячее) цвет, тем больше фиксаций.

тепловая карта вниманияЕщё выяснилось, что женщины всё же дольше, чем мужчины, смотрели на лица детей и чаще возвращали свои взгляды на них.

Неожиданная находка – мужчины дольше смотрели на детские лица, когда они были в паре с мужским. Почему — пока неизвестно.

Фактически, можно, не говоря ничего, посадить человека перед монитором и через пару минут посмотреть, хорош ли он будет как родитель (нет ли каких-то сильных отклонений от нормы) и вообще любит ли он детей. Это особенно будет полезно для детских учреждений. Понятно, что такую методику надо разрабатывать, но суть такая.

Cárdenas, R. A., Harris, L. J., & Becker, M. W. (2013). Sex differences in visual attention toward infant faces. Evolution and Human Behavior, 34(4), 280-287. DOI: 10.1016/j.evolhumbehav.2013.04.001.


Вам нужна помощь?

Парочка, держащаяся за руки122 студента были приглашены принять участие в эксперименте (Rubin, 2011); они были случайным образом распределены в две группы. Всем им показывали фотографии двух людей. Только для одной группы люди на фотографии просто стояли или шли рядом, а на другой – держались за руки. Посмотрев на фотографии, студенты должны были ответить на несколько вопросов. Суть их сводилась к тому, чтобы узнать насколько они были склонны просить помощи у других, для выполнения, например, курсовой работы. Те, кто смотрел на держащихся за руки, были значительно более склонны просить помощи.

Марк Рубин, старший преподаватель факультета психологии Университета Ньюкасла в Австралии, проводивший этот эксперимент, обнаружил, что эффект присутствовал вне зависимости от того, подозревали ли что-то подобное участники эксперимента, или того, насколько участники вообще склонны просить кого-либо о помощи. Кем были держащиеся за руку на фотографии – романтической парой или дочка с мамой – также не имело значения.

Ниже — одна из пар фотографий, использованных в эксперименте:

Фотографии, использованные в экспериментеОднако, следует заметить, что участники эксперимента лишь выражали свое намерение просить о помощи, и из этого эксперимента неясно, будет ли это выражаться так же и в поведении. Однако, вероятнее всего, будет – во всяком случае, другой эксперимент, проведенный два года назад, продемонстрировал немедленное поведение, хотя и в другом направлении – в желании помочь другим.

Шестьдесят полуторагодовалых детей приняли участие в этом эксперименте (Over & Carpenter, 2009). Их разделили на четыре группы и детям в каждой группе показывали по одной фотографии: на одной были игрушечные кирпичики, на другой – две куклы, “отвернувшиеся” друг от друга, на третьей – одинокая кукла, а на четвертой – куклы, стоящие рядышком.

После этого мимо ребенка проходил как бы случайно экспериментатор, и как бы случайно ронял палочки. Ребенок зачастую спонтанно наклонялся и поднимал одну или несколько палочек и вручал дяде. Так вот, те дети, которые видели фотографию двух кукол, стоящих рядышком, в три раза более часто поднимали палочки, чем видевшие любые другие фотографии.

Образ людей стоящих рядом, по всей видимости, рождает просоциальное поведение. А когда эти люди еще и держатся за руки – это усиливает такое поведение. Обратите внимание, что разница в фотографиях минимальная – ну стоят люди, и держатся за руки. Казалось бы, что такого? Но даже эти, едва заметные изменения в нашей социальной среде могут продвигать просоциальное поведение. Или, наоборот, какие-то другие могут его уменьшать. Что-то мы уже знаем, а о чем-то пока даже не догадываемся.

Over, H., & Carpenter, M. (2009). Eighteen-Month-Old Infants Show Increased Helping Following Priming With Affiliation. Psychological Science, 20 (10), 1189-1193 DOI: 10.1111/j.1467-9280.2009.02419.x.

Rubin, M. (2011). Social affiliation cues prime help-seeking intentions. Canadian Journal of Behavioural Science/Revue canadienne des sciences du comportement, 43(2), 138-141. Doi:10.1037/a0022246.

Фото с сайта автора исследования.


Какую шоколадку хочет Чарли?

Перечитываю книгу Герга Гигерензера об интуиции (Gigerenzer, 2007) для своих исследований, и хотел бы познакомить вас с интересной штукой из этой книги.

Мы берем и показываем вот такую картинку детям.

Что же хочет Чарли?

(Картинка адаптирована из Gigerenzer, 2007, стр. 46)

И мы говорим «Это мой друг Чарли. Чарли хочет одну из этих шоколадок. Какую шоколадку хочет Чарли?»

И как должен ответить ребенок? Откуда он знает?! И, тем не менее, все дети практически мгновенно отвечают или показывают на Snickers, что правильно. Дети с аутизмом не могут так делать. Они могут показывать случайным образом на одну или другую, или эгоистично выбирают ту, которая нравится лично им.

Однако если их спросить, куда смотрит Чарли, дети с аутизмом покажут правильно. Но они не могут сделать этого спонтанного умозаключения, соединяющего два факта – Чарли хочет специфическую шоколадку и направление, куда смотрит Чарли. Нормальные дети делают это мгновенно, неосознанно.

Из этого вытекает следующая эвристика (эвристика – правило интуитивного рассуждения): Если человек смотрит на что-то одно из выбора объектов, то, скорее всего именно это он и выбирает.

Gigerenzer, G. (2007). Gut feelings : the intelligence of the unconscious. New York: Viking.


Социальная психология окружающей среды

Парк в АлматыОдин из парков в Алматы, Казахстан. Две практически идентичные детские площадки на расстоянии 15 метров друг от друга. Одна, слева, как видно (по клику открывается в полный размер) заполнена до отказа детьми и родителями, другая — пуста, лишь парочка сидит. И это сложно было предсказать?!