Tag Archives: дети

Предсказания из детского сада

кооперация между детьмиОценка социальных навыков ребенка в 5 лет предсказывает ответственную и успешную жизнь в 20 лет. 753 ребенка были оценены в 5-ти летнем возрасте, а затем найдены через 19 лет.

Воспитательница детского сада оценивала 9 параметров социальных навыков по 5-ти бальной шкале. Например, легкость кооперации с другими детьми без помощи взрослого, помощь другим детям, понимание чувств, самостоятельное решение проблем.

Деи с высокими показателями социальных навыков с большей вероятностью заканчивали школу, поступали в университет и стабильную работу. Вероятность безработицы и проблем с полицией, наоборот, уменьшалась.

Один балл увеличения социальных навыков увеличивал шансы получения высшего образования через 20 лет, в 2 раза!

Feinberg, M. E., Jones, D. E., Roettger, M. E., Solmeyer, A. R., & Hostetler, M. (2014). Long-term follow-up of a randomized trial family foundations: Effects on children’s emotional, behavioral, and school adjustment. Journal of Family Psychology, 28(6), 821-831.


Дети и питание

дети и питаниеНесколько любопытных фактов:

Дети в школе выбирают гораздо чаще более здоровую еду, если платят наличными, в сравнении с теми, кто расплачивается пластиковой карточкой. Учёные отмечают, что тенденция снабжения кафетериев в школе терминалами для оплаты еды карточками неизбежно приведёт к росту потребления нездоровой высококалорийной еды.

Если разрезать фрукты и овощи и их потребление в школе растёт на 61%. В восьми начальных школах Америки провели эксперимент – выдали на раздачу профессиональный слайсер и проинструктировали, что когда ребёнок их просит, разрезать фрукты, вместо обычной практики выдачи целого яблока или морковки. Причины, по которым дети не едят фрукты, чисто психологические – у кого нет зуба, у кого-то стоят брекеты, старшие девочки не хотят есть большое яблоко на глазах сверстников, и тому подобное.

Вы замечали, как тренированно и заученно говорят кассиры в ресторанах быстрого питания о дополнительных опциях? «С сыром? Какой соус?» и прочее. Они делают так, потому что это работает. Так и в школах, в ходе эксперимента, решили на кассе спрашивать детей таким же образом: «Хочешь попробовать салат»? Глядя на выбор: «А где овощи? Хочешь попробовать салат из морковки, очень вкусный»? Или «Ты можешь к тому, что у тебя уже есть, взять фруктов. Что хочешь — яблоко или апельсин»? Кажется такой простой и неприкрытой манипуляцией, но если бизнес использует это, пытаясь заработать на здоровье наших детей, то почему не поступать так же?

Как заставить детей есть более здоровую еду в школьных кафетериях, не запрещая их любимые сладости и закуски? Исследователи изменили дизайн кафетерия так, что школьники стали выбирать и есть на 13% больше фруктов и на 23% больше овощей. Для этого ни один вид еды не был запрещён, но фрукты и овощи были выдвинуты на передние позиции, а высококалорийные и не очень полезные – отодвинуты. Вся эта интервенция обошлась в три часа работы и около 50 долларов инвестиций.

Обнаружили учёные и эффект так называемого «спускового крючка»: некоторые виды предлагаемой еды влияют на выбор другой. Например, выяснилось, что когда в школьном буфете предлагаются бананы и зленые бобы, потребление мороженого и печенья падает на 16%. С другой стороны, популярность мороженого и печения растёт на 9%, когда на витринах стоят фруктовые коктейли и яблочный соус. Причем неважно, покупает ли кто-то эту «запускающую еду» – главное, что учащиеся её видят.

Есть и весёлые способы убедить детей есть полезную пищу. В детском летнем лагере в начале эксперимента учёные предлагали детям от 6 до 12 лет выбор: картофель-фри или разрезанное яблоко. Только 9% детей выбирали фрукт. Позже детям предлагали выбрать фотографии их реальных или вымышленных любимых героев (спортсменов, суперменов и т.п.), и спрашивали, что бы он выбрал из двух вариантов. Как правило, по мнению детей, кумир выбирал здоровую пищу. После этого уже спрашивали самого ребёнка, что он будет есть, и уже 46% детей стали предпочитать яблоко.Такой трюк может показаться несерьёзным и наивным, но яблоко содержит 34 калории, а порция картошки-фри — 227 калорий. Если ребёнок ест в ресторанах быстро питания раз в неделю, и заменит картошку-фри на яблоко, это предотвратит набор почти полутора килограмм лишнего веса в год!

Попробуйте сами, со своим ребёнком, спросите его, что бы стал есть Иван Царевич, Шрек или любой другой герой вашего ребёнка. Когда герой, который выбирает морковку или капусту, будет найден, только тогда спросите, что сам ребёнок хотел бы выбрать.

Hanks, A. S. , Just, D. R. and Wansink, B. (2012). Trigger Foods: The influence of ‘irrelevant’ alternatives in school lunchrooms. Agricultural and Resources Economics Review, 41:1, 114-123.

Hanks, A. S., Just, D. R., & Wansink, B. (2013). Smarter lunchrooms can address new school lunchroom guidelines and childhood obesity. Journal of Pediatrics, 162: 867-9.

Just, David R. and Brian Wansink (2009), Better school meals on a budget: Using behavioral economics and food psychology to improve meal selection, Choices, 24:3, 19-24
.
Wansink, B., Just, D.R., Hanks, A.S. & Smith, L.E. (2013). Pre-sliced fruit in school cafeterias: Children’s selection and intake. American Journal of Preventative Medicine.

Wansink, Brian, Mitsuru Shimizu and Guido Camps (2011), Priming children to make healthier fast food choices, Pediatric Obesity, 7(2), 121-123.


Смотрим на детей

лица людей разного возрастаНам больше нравится смотреть на детей, чем на взрослых, а мужчины и женщины различаются в том, как они на них смотрят. Это обнаружило недавнее исследование, с помощью ай-трекера (Cárdenas, Harris, & Becker, 2013).

Дети – самое ценное, что у нас есть, и мы это понимаем на генетическом уровне, они требуют ухода и заботы, и эволюция заставляет нас смотреть на них и за ними, и уделять им внимание. Участникам эксперимента, среди которых были молодые мужчины и нерожавшие женщины, показывали на мониторе одновременно пару фотографий: детей и молодых людей и отслеживали движения и фиксации глаз.

В целом, все участники больше смотрели на детей, чем на взрослых.

В начале статьи – фотография, которую я показывал в одном исследовании, около года назад. Тогда ещё я заметил, что молодые лица вообще привлекают больше внимания, чем лица людей в возрасте, а детские – тем более (во всяком случае, если показывать их парами). Я делал пару экспериментов, связанных с этим и другими феноменами (Процесс принятия решений, наглядно). Ниже две тепловые карты, после просмотра 30 людьми. Разница мне видна и на левой, но для того чтобы и у вас не оставалось сомнений, я подрегулировал настройки отображения на правой. Чем краснее (горячее) цвет, тем больше фиксаций.

тепловая карта вниманияЕщё выяснилось, что женщины всё же дольше, чем мужчины, смотрели на лица детей и чаще возвращали свои взгляды на них.

Неожиданная находка – мужчины дольше смотрели на детские лица, когда они были в паре с мужским. Почему – пока неизвестно.

Фактически, можно, не говоря ничего, посадить человека перед монитором и через пару минут посмотреть, хорош ли он будет как родитель (нет ли каких-то сильных отклонений от нормы) и вообще любит ли он детей. Это особенно будет полезно для детских учреждений. Понятно, что такую методику надо разрабатывать, но суть такая.

Cárdenas, R. A., Harris, L. J., & Becker, M. W. (2013). Sex differences in visual attention toward infant faces. Evolution and Human Behavior, 34(4), 280-287. DOI: 10.1016/j.evolhumbehav.2013.04.001.


Вам нужна помощь?

Парочка, держащаяся за руки122 студента были приглашены принять участие в эксперименте (Rubin, 2011); они были случайным образом распределены в две группы. Всем им показывали фотографии двух людей. Только для одной группы люди на фотографии просто стояли или шли рядом, а на другой – держались за руки. Посмотрев на фотографии, студенты должны были ответить на несколько вопросов. Суть их сводилась к тому, чтобы узнать насколько они были склонны просить помощи у других, для выполнения, например, курсовой работы. Те, кто смотрел на держащихся за руки, были значительно более склонны просить помощи.

Марк Рубин, старший преподаватель факультета психологии Университета Ньюкасла в Австралии, проводивший этот эксперимент, обнаружил, что эффект присутствовал вне зависимости от того, подозревали ли что-то подобное участники эксперимента, или того, насколько участники вообще склонны просить кого-либо о помощи. Кем были держащиеся за руку на фотографии – романтической парой или дочка с мамой – также не имело значения.

Ниже – одна из пар фотографий, использованных в эксперименте:

Фотографии, использованные в экспериментеОднако, следует заметить, что участники эксперимента лишь выражали свое намерение просить о помощи, и из этого эксперимента неясно, будет ли это выражаться так же и в поведении. Однако, вероятнее всего, будет – во всяком случае, другой эксперимент, проведенный два года назад, продемонстрировал немедленное поведение, хотя и в другом направлении – в желании помочь другим.

Шестьдесят полуторагодовалых детей приняли участие в этом эксперименте (Over & Carpenter, 2009). Их разделили на четыре группы и детям в каждой группе показывали по одной фотографии: на одной были игрушечные кирпичики, на другой – две куклы, “отвернувшиеся” друг от друга, на третьей – одинокая кукла, а на четвертой – куклы, стоящие рядышком.

После этого мимо ребенка проходил как бы случайно экспериментатор, и как бы случайно ронял палочки. Ребенок зачастую спонтанно наклонялся и поднимал одну или несколько палочек и вручал дяде. Так вот, те дети, которые видели фотографию двух кукол, стоящих рядышком, в три раза более часто поднимали палочки, чем видевшие любые другие фотографии.

Образ людей стоящих рядом, по всей видимости, рождает просоциальное поведение. А когда эти люди еще и держатся за руки – это усиливает такое поведение. Обратите внимание, что разница в фотографиях минимальная – ну стоят люди, и держатся за руки. Казалось бы, что такого? Но даже эти, едва заметные изменения в нашей социальной среде могут продвигать просоциальное поведение. Или, наоборот, какие-то другие могут его уменьшать. Что-то мы уже знаем, а о чем-то пока даже не догадываемся.

Over, H., & Carpenter, M. (2009). Eighteen-Month-Old Infants Show Increased Helping Following Priming With Affiliation. Psychological Science, 20 (10), 1189-1193 DOI: 10.1111/j.1467-9280.2009.02419.x.

Rubin, M. (2011). Social affiliation cues prime help-seeking intentions. Canadian Journal of Behavioural Science/Revue canadienne des sciences du comportement, 43(2), 138-141. Doi:10.1037/a0022246.

Фото с сайта автора исследования.


Какую шоколадку хочет Чарли?

Перечитываю книгу Герга Гигерензера об интуиции (Gigerenzer, 2007) для своих исследований, и хотел бы познакомить вас с интересной штукой из этой книги.

Мы берем и показываем вот такую картинку детям.

Что же хочет Чарли?

(Картинка адаптирована из Gigerenzer, 2007, стр. 46)

И мы говорим «Это мой друг Чарли. Чарли хочет одну из этих шоколадок. Какую шоколадку хочет Чарли?»

И как должен ответить ребенок? Откуда он знает?! И, тем не менее, все дети практически мгновенно отвечают или показывают на Snickers, что правильно. Дети с аутизмом не могут так делать. Они могут показывать случайным образом на одну или другую, или эгоистично выбирают ту, которая нравится лично им.

Однако если их спросить, куда смотрит Чарли, дети с аутизмом покажут правильно. Но они не могут сделать этого спонтанного умозаключения, соединяющего два факта – Чарли хочет специфическую шоколадку и направление, куда смотрит Чарли. Нормальные дети делают это мгновенно, неосознанно.

Из этого вытекает следующая эвристика (эвристика – правило интуитивного рассуждения): Если человек смотрит на что-то одно из выбора объектов, то, скорее всего именно это он и выбирает.

Gigerenzer, G. (2007). Gut feelings : the intelligence of the unconscious. New York: Viking.


Социальная психология окружающей среды

Парк в АлматыОдин из парков в Алматы, Казахстан. Две практически идентичные детские площадки на расстоянии 15 метров друг от друга. Одна, слева, как видно (по клику открывается в полный размер) заполнена до отказа детьми и родителями, другая – пуста, лишь парочка сидит. И это сложно было предсказать?!