Tag Archives: музыка

Маленькие истории. Аристотель

симпозиум

Аристотель частенько вспоминал историю Гомера о Гефесте, боге-кузнеце, который создал первых роботов. Они были настоящей мечтой: сделаны из золота, в виде женщин и изобретательно услужливы.

Было бы так здорово иметь таких, думал Аристотель, ведь он любил кушать под музыку, а ее часто играли рабы.

  • Зачем нам нужно думать о наших братьях, которые принадлежат к низшему классу? — спрашивал с досадой Аристотель. Он мечтал о том времени, когда музыка игралась сама собой, чтобы не пришлось принуждать других людей, людей низшего сословия, – не от того, что это тяжело для них, а чтобы просто не видеть и не вступать с ними в контакт.

«Рабство – недостойная вещь, но нам оно необходимо, чтобы кто-то играл музыку, без нее-то нам никак!»

Lanier, J. (2013). Who owns the future? New York : Simon & Schuster.

Другие Маленькие истории.


Маленькие истории. Красиво

СухартоВ Индонезии в 1967 году в результате переворота к власти пришел Сухарто – недооцененный в полной мере по чудовищности монстр, сдохший совсем недавно от старости в богатстве и почете. За короткое время после прихода к власти он убил, по разным подсчетам, от полумиллиона до двух миллионов людей. В некоторых странах, как мы знаем, миллион сюда, миллион туда – мелочи. Массовые расстрелы, пытки, сжигание заживо в запертых домах – Сухарто получил бы похвалу и от Гитлера и от Сталина.

Писатель Видиадхар Найпаул отмечал в своей книге, что ходили слухи, что опричники Сухарто, приезжая в деревню, с четким планом убить там всех жителей, включая женщин и детей, привозили с собой гамелан. Гамелан – это традиционный индонезийский оркестр: ксилофон, барабаны, флейты, гонги и прочее. Состав оркестра варьировался от 10 до 25 человек.

Позже ему довелось встретить непосредственного участника таких массовых убийств, ничуть не раскаивающегося заслуженного ветерана государственной службы, который слухи подтвердил.

«И зачем вы брали с собой оркестр»? Тот не понимал, зачем спрашивать очевидное: «Ну как зачем?! С музыкой это ведь всё очень красиво».

А вот и гамелан:

Naipaul, V. S. (2012). Among the Believers: An Islamic Journey. Pan Macmillan.

Другие Маленькие истории.


Еще одна причина любить музыку

МоцартПсихологи уже давно установили, что музыка вызывает у нас положительные эмоции, улучшает кровоснабжение мозга и работу мускулов. И вот недавнее исследование показало, как музыка влияет на нас на генетическом уровне. Финские учёные (Kanduri et al., 2015) пригласили людей с различным отношением к музыке: с музыкальным образованием, и годами практики, любителей слушать музыку, и людей, равнодушно к ней относящихся. У них взяли кровь до и после прослушивания. Люди не знали, что будут слушать, а исследователи решили поставить известное музыкальное произведение Моцарта, концерт для скрипки № 3, G-dur, K.216, который длится 20 минут.

Оказалось, что за это время у людей активировались некоторые гены, в частности, SNCA, который связывается с пониманием музыки. Это же ген, есть и у птиц, и активируется, когда они учатся петь. Когда он «выключается», у человека увеличивается вероятность болезни Паркинсона. Ген задействован в производстве и транспортировке серотонина, важного нейротрансмиттера, обеспечивающего работу памяти и обучения. Одновременно с этим, происходила деактивация других генов, которые «оживляются» при болезнях мозга. Таким образом, прослушивание музыки имеет прямой защитный эффект для мозга. Однако этот эффект проявлялся только у людей, которые понимают музыку, учились ей, или музыкальны от природы.

Если мы думаем о здоровом образе жизни, возможно, стоит научиться играть на каком-то музыкальном инструменте или начать петь?

Kanduri, C., Raijas, P., Ahvenainen, M., Philips, A. K., Ukkola-Vuoti, L., Lähdesmäki, H., & Järvelä, I. (2015). The effect of listening to music on human transcriptome. PeerJ, 3, e830.


Как мы оцениваем музыкантов

Hyojung HuhЧиа-Юнг Цай, старший преподаватель факультета управления наукой и инновациями University College London провела дотошное и любопытное исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Она решила изучить, каким образом вырабатываются суждения о мастерстве музыканта и решения о победе в музыкальных конкурсах. И не только об этом – вы можете сразу посмотреть выводы, к которым она пришла, в конце статьи.

Чиа-Юнг обладает докторскими степенями как по организационной психологии, так и по музыке Гарвардского Университета, сама — профессиональная пианистка, с опытом участия в музыкальных конкурсах, и выступлениями в Карнеги Холл, Центре Линкольна и других залов.

В ходе семи основных и пяти дополнительных экспериментов, задействовавших, в общей сложности, 1164 человека, ей удалось убедительно продемонстрировать нашу парадоксальную оценку исполнения музыки.
В первом эксперименте участникам предлагалось представить себе шанс угадать победителя музыкального конкурса и выиграть небольшую сумму денег (8 долларов). Угадать предлагалось по одному из трёх материалов: по аудиозаписи, по видеозаписи без звука, и по полноценному видео со звуком. Поскольку последнее кажется лучшим вариантом, то на него накладывался налог в 2 доллара, в случае выигрыша.

Из 166 человек 58,5% выбрали аудиозапись, 14,2% выбрали видео, и 27,4%, несмотря на налог, выбрали видео со звуком. Казалось бы, логично, чтобы судить о музыке, надо её послушать. О чем думали 14,2% людей, выбирая видео?

Во втором эксперименте приняли участие 106 человек, имеющих весьма посредственное или никакого представления о классической музыке. Им представили очень короткие отрывки трёх финалистов десяти крупнейших музыкальных конкурсов. Вот лишь некоторые из этих конкурсов: Конкурс пианистов имени Вана Клиберна, Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Международный конкурс пианистов им. Королевы Елизаветы в Бельгии, Международный конкурс пианистов имени Ференца Листа.

Людей попросили по этим отрывкам определить победителя. 83,3% посчитали, что звук, музыка – главное, что позволит им это сделать. Половина новичков видела шестисекундный видеоклип без звука, другая половина – аудиозапись такой же длительности.

Какие шансы случайно угадать одного победителя из трёх? 33%. Логично, что дополнительная информация должна помочь увеличить этот процент.

Реальность оказалась неожиданной: по видео люди определяли победителя выше фактора случайности – с точностью 52,5%, а по звуку – значительно ниже этого, в 25,5% случаях. Иными словами, по звуку получались бы результаты лучше, если бы они угадывали, не слушая.

В третьем эксперименте, с другими людьми (185 человек) Чиа-Юнг Цай добавила вариант видео со звуком, также длительностью в шесть секунд.
Результат:
Только звук – 28,8%.
Только видео – 46,4%.
Видео со звуком – 35,4%.

Музыка, получается, только отвлекала людей от правильной оценки исполнителя музыки! Незнание музыки, вероятно, и объясняет такой провал, когда к видео добавляется звук – тонкости музыки для таких людей служат помехой, вводят в заблуждение, и точность предсказывания падает. Но что взять с людей, которые ничего не понимают в музыке? Поэтому в четвёртом эксперименте приняли участие уже 35 экспертов – людей с музыкальным образованием и опытом как участия в конкурсах в качестве исполнителей, так и качестве членов жюри.
Сначала 96,3% из них заявили, что звук, безусловно, главное в определении мастерства исполнителя.

Но только 20,5% смогли правильно угадать победителя в условиях только звука. А в условиях беззвучного видео — 46,6%.

В пятом эксперименте (уже 106 экспертов) добавился вариант видео со звуком. В результате:
Только звук – 25,7%.
Только видео – 47,0%.
Видео со звуком — 29,5%.

Чем эксперты отличаются от любителей в таком вопросе? Ничем: анализ не выявил статистически значимой разницы в суждениях между этими группами.

Эти эксперименты, кстати, подтверждают феномен, известный уже много лет, но в который, по-прежнему, иногда не верится – то, что мы можем эффективно использовать «тонкий срез» (thin slicing). Этот термин означает нашу способность производить спонтанные, но весьма точные оценки в очень краткий промежуток времени, которые не хуже, а часто и лучше тщательно продуманных. Феномен был обнаружен в психологических экспериментах, а был популяризирован Малкольмом Гладуэлллом в книге «Озарение».

Посудите сами – члены жюри часами слушали всех исполнителей, и на основании своего опыта, знаний и экспертизы определяли победителей, а любители, не соображающие в музыке, лишь по шестисекундному видеоклипу без звука, пришли почти к аналогичной точности результатов.

Но ведь должна быть разница между специалистом по музыке и любителем. В чем она, попытался ответить шестой эксперимент (89 человек).
Видеоклипы пропустили через графический фильтр, который оставил лишь контрастные контуры пианистов за роялем.Вот что видели люди:
модифицированное видео

А вот что получилось:

график48,8% участников правильно определили победителя из трёх финалистов по беззвучному модифицированному видео.

Вероятно, экспрессия, техника игры, вдохновение, которое выражалось в невербальном поведении пианиста за игрой, говорили больше о мастерстве игры.

В седьмом эксперименте (262 человек) решили проверить и это. Половина смотрела изменённое видео без звука, половина – слушала музыку. Вопросы стояли иначе: кто наиболее креативный, уверенный, страстный и вдохновлённый исполнитель.

Тот, кто был назван самым страстным исполнителем, в 59,6% случаях и был победителем. Аудиозапись давала только 38,7% точности.

Другие качества также отражались в той или иной точности, а вот уверенность никоим образом не коррелировала с мастерством игры и призовым местом в конкурсе.

Итак, по итогам экспериментов выяснилось, что:

• Точность суждения новичков практически совпадают с точностью суждений профессионалов.
• Точность оценки музыкального исполнения, основанная на визуальной информации, превышает полезность звуковой информации.
• Фактически, дополнительная информация не улучшает качество суждения, а даже ухудшает её. Хуже того, она ведёт к увеличению уверенности в решении, зачастую ошибочном.
• Профессиональные музыканты и судьи полагают, что главной характеристикой пианиста является мастерство игры. Однако визуальное представление пианиста играет порой большую роль в оценке его игры.
• Профессиональным музыкантам-исполнителям следует больше уделять внимания визуальной части своего представления.
• Визуальная информация предпочтительна для человека, и поэтому, когда мы получаем информацию из разных модальностей, и нам необходимо вынести суждение, вероятно, разумнее отдавать приоритет визуальной информации.

Tsay, C.-J. (2013). Sight over sound in the judgment of music performance. Proceedings of the National Academy of Sciences. doi: 10.1073/pnas.1221454110.


Наш мозг легко отличает хорошую музыку от плохой

как мозг реагирует на музыкуНаш мозг по-разному обрабатывает и отличает гармоничную приятную музыку от дисгармоничной и неприятной. Приятная музыка, в отличие от неприятной, ассоциируется с увеличением фронтально-срединной тета активностью.

Вы можете рассматривать более «горячие», красного цвета зоны как зоны повышенной как эмоциональности, так и внимания. Эмоционально приятный стимул, в данном случае, музыка, автоматически привлекает внимание. Вероятно, слушатель вовлекает больше ресурсов в приятную для мозга деятельность. С другой стороны, неприятная для слуха музыка вызывает поведение ухода.

Приятная музыка вызывает большую вовлеченность ACC (Anterior cingulate cortex), а этот регион мозга является частью лимбической системы и участвует в обработке эмоций, внимания, автономного контроля и моторного контроля. Иными словами, это увеличивает активность моторной коры,  что вызывает большую мотивацию совершить моторные движения. А это может принять любую форму, нам ведь не случайно нам хочется двигаться под хорошую музыку. Или даже похмыкать, подпеть, посвистеть, похлопать по коленкам, постукивать пальцами, покачать ногой.

И если вы заметите, что вы подпеваете себе под нос или подтанцовываете под какую-то музыку, даже если это лепс или стасмихайлов – вероятно, их музыка гармонична и приятна вашему мозгу.

Sammler, D. (2007). Music and emotion: Electrophysiological correlates of the processing of pleasant and unpleasant music. Psychophysiology, 44(2), 293-304.


Танцуй, чтобы не упасть

танцующая старушкаОдна из серьезных проблем пожилых людей – падения. Треть людей старше 65 лет падают как минимум один раз в год. Иными словами, на протяжении 3 лет, каждый человек старше 65 лет упадет хотя бы раз, в среднем. 15% пожилых падают еще чаще. Падения происходят во время ходьбы или во время выполнения нескольких дел одновременно. И падения плохи не только сами по себе, как возможность травмы и прочее. Они ужасны тем, что лишают человека уверенности, и, как следствие, существенно снижают его социализацию – человек боится упасть и лишний раз старается не выходить из дома.

Швейцарские ученые провели годовое рандомизированное контролируемое исследование, с 134 пожилыми людьми старше 65 лет (Trombetti et al., 2010). Экспериментальная группа в течение полугода выполняла мультизадачные упражнения под музыку – надо было изменять ритм выполнения действий в зависимости от ритма музыки. Упражнения становились более трудными. Через полгода группы поменялись – те, кто делал упражнения, перестали их делать, и, тем не менее, количество падений сократилось в два раза. Через полгода другая группа догнала первопроходцев. Эффект от упражнений сохраняется относительно длительное время. Я считаю, что самое лучшее упражнение такого рода – разучивание танцев – тут тебе и мультизадачности и ритма, всего хватит. Во всяком случае, до тех пор, пока танец не станет получаться. Тогда надо начинать разучивать другой.

Trombetti, A., Hars, M., Herrmann, F. R., Kressig, R. W., Ferrari, S., & Rizzoli, R. (2010). Effect of music-based multitask training on gait, balance, and fall risk in elderly people: A randomized controlled trial. Archives of Internal Medicine. Published online November 22, 2010. doi:10.1001/archinternmed.2010.446.


Музыка вина

Винный отдел в супермаркетеПредставьте, что вы заходите в магазин, чтобы купить бутылочку вина на вечер. Как вы думаете, какое вино вы купите и что может повлиять на ваш выбор? Каковы шансы того, что вместо привычной бутылки, например, аргентинского Малбек, вы купите бутылку грузинского Киндзмараули? Не спешите с ответом, потому что факторов, влияющих на ваш выбор, предостаточно, и не все они тривиальны, как скидки или рекомендации друга. Музыка является одним из таких факторов. Она активирует у нас мысли, связанные с этой музыкой (если такие ассоциации есть, разумеется). Типичная французская музыка – гармошка, вполне может активировать в нас какие-то стереотипы Франции, а грузинский мужской хор — стереотипы Грузии. Чтобы проверить это, исследователи из Университета Лейчестера, Англия (North, Hargreaves, & McKendrick, 1997), на пару недель использовали винный отдел супермаркета как испытательный полигон. Они поставили по четыре бутылки французских и немецких вин на полки рядом, обозначив их флажками стран. Вина были отобраны так, чтобы соответствовать по сухости, содержанию алкоголя, цвету и цене. Чтобы исключить эффект расположения, вина меняли местами в течении всего эксперимента. И играла музыка – типичная французская гармошка (та, которой наполнен фильм “Амели”) или немецкая пивная.

Влияние музыки на выбор вина

Результаты вы можете видеть на таблице. В целом, покупатели в этом исследовании (как и все мы) предпочитали французское вино, потому что категория вина вообще тесно и сильно связана с Францией. Однако, даже несмотря на это, когда играла французская музыка – покупатели отдавали предпочтение французским винам, а когда — немецкая – германским винам. Только  шесть человек из 44 покупателей ответили “Да” на вопрос “Повлиял ли тип музыки на ваш выбор вина?”. Мне интересно, что должно играть, чтобы я купил бутылку портвейна типа “шмурдяк”?

North, A. C., Hargreaves, D. J., & McKendrick, J. (1997). In-store music affects product choice. Nature, 390(6656), 132-132.