Продолжение, начало здесь и здесь.
Итальянский психолог в своей докторской диссертации (Suitner, 2009) обращает внимание на другие поразительные вещи. Так, индийское божество по имени Ардханаришвара (на фото выше), состоит из двух половинок – мужской и женской, не случайно имеет правую сторону – мужскую, а левую – женскую.
В западной традиции классического изобразительного искусства пространственное расположение человека также играет важную роль. Считалось, что обращение тела и лица направо символизирует активность, а налево – пассивность. Это иллюстрирует рисунки Генри Матисса под названием День и Ночь:
Анализ литературы по портретной живописи показывает, что когда художник начинает рисовать портрет человека, он должен выбрать, какая сторона лица будет больше обращена к зрителю. Как оказалось, это выбор отнюдь не случаен. Чем пассивнее представляется человек, тем более его лицо будет обращено налево. Восприятие женщины в разные эпохи находит отражение и в портретах – их лица чаще обращены налево, особенно в работах художников-мужчин, символизируя слабость и пассивность. Автопортреты, требующие активности, как правило, изображают лица авторов обращенных направо. Однако, в последнее время, с ростом эмансипации, этот феномен практически исчезает. Слева – автопортрет Рембрандта.
В 2006 году психологи Хегарти и Бюшель провели анализ статей в научных журналах по психологии и выяснили, что когда в статье речь шла про половые различия, и был график, то в 74% случаях мужчина находился слева от женщины. Просто воплощение Ардханаришвары.
В 2002 году Чаттерджи выдвинул гипотезу пространственной активной деятельности (spatial agency hypothesis), которая впервые связала пространственное расположение объекта и его социальную роль. Я писал о ней ранее в этом блоге, потому что гипотеза, в самом деле, весьма любопытна, и уже неоднократно получала экспериментальные подтверждения. Гипотеза кстати, родилась в результате наблюдений над пациентами с афазией, которые были не в силах построить предложение, описывающее действия между двумя субъектами, но могли пальцем указывать какому человеку принадлежала активная роль, а какому пассивная. Активные чаще всего оказывались слева от пассивного. «Маша передала печеньку Игорю» – когда мы слышим это, мы чаще всего представим Машу слева, обращенную направо к Игорю, обращенному налево, принимающему печеньку. Когда людей просят нарисовать пару человек, совершающие какие-то действия по отношению друг к другу, то активный субъект также чаще всего окажется слева. Это нам проще понимать и представлять.
В зависимости от расположения меняется даже смысл происходящего:
Поэтому даже если мы схематично нарисуем вектор движения действия, силу – то она будет идти у нас слева направо. И эксперименты с стрелками показывают, что стрелка направо кажется красивее стрелки налево, а траектории ведущие слева направо кажутся не только красивее, но и мощнее и быстрее!