Tag Archives: тренировка мозга

Тренировка мозга и баскетбол

bird watchingLumosity.com, компания предлагающая тренировки мозга посредством небольших, специально спроектированных, компьютерных игр, объявила о занимательном и шутливом предсказании.

На сайте, среди множества прочих, есть игра Bird Watching (скриншот слева): на экране, в центре, появляется буква, и в случайном месте экрана, на фоне картинки природы – изображение птички. Появляются они одновременно, и тут же исчезают. Задача игрока – как можно точнее попасть курсором мышки в то место, где была птичка – что называется, «сфотографировать» ее. Если игрок попадает, то ему предоставляется право выбрать ту букву, которая мелькнула в центре экрана. Игра тренирует периферийное зрение (или полезное поле зрения), и рабочую память. Я сам в нее периодически играю и вам советую. Есть в ней что-то, да и названия птичек на английском узнал такие, какие и на русском-то не ведал.

Так вот. А в баскетболе есть такое понятие как видение площадки, которое занимает в этом спорте важное и заслуженное место. Сейчас в Штатах идет плейофф NBA, и вот какой там расклад на сегодня:

Playoff NBA 2011Команда Lumosity предположила, что если бы баскетболисты играли в эту игру, то они могли бы улучшить свои показатели в видении площадки. И далее пошла забавная аргументация, впрочем, не лишенная очаровательной логики. Они решили предположить, что среди 13 миллионов зарегистрированных пользователей сайта, скорее всего есть и игроки баскетбольных команд. Они взяли данные 1,484 пользователей из городов, чьи команды прошли в четвертьфинал NBA, оставили тех, кому от 20 до 40 лет (возраст самого молодого и самого старого баскетболиста NBA) и тех, кто играл в игру Bird Watching, а затем вывели средние значения игроков по каждому городу.  Вот что получилось:

Rating-lumosityИ вот, на основании этого, можно сделать следующее предсказание результатов игр и узнать, кто же станет победителем:

Предсказание плейоффа NBA 2011

Время покажет, а пока – спешите делать ставки, господа!

Update 13 мая: И, разумеется, эта логика работает, но только чуть-чуть: Boston продул, Miami Heat  выиграла, и в финале плейоффа встретятся совсем другие команды.


Даже незначительное ухудшение памяти с возрастом может быть признаком старческой деменции

мозг354 католических священника, монаха и монахини проходили клинические исследования в течение 13 лет, умерли и подверглись посмертной аутопсии, во имя науки. Целью исследования (Wilson etal., 2010), проведенного Центром по изучения болезни Альцгеймера (Rush Alzheimer’s Disease Center) в Чикаго, США, и опубликованного 15 сентября 2010 года, было изучения роли нейропатологических изменений в головном мозге, сопровождающих старческую деменцию и ухудшение когнитивных функций.

В ходе исследования, у пожилых людей скорость ухудшения когнитивных функций сначала была медленная и постепенная, а затем стремительно увеличивалась (более чем в 4 раза) в последние 4-5 лет жизни, представляя картину прогрессирующей деменции.

Роберт Уилсон, ведущий ученый группы, говорит, что самые первые признаки легкого ухудшения когнитивных функций обычно считаются признаком нормального старения, однако, оказывается, что, фактически, они – признаки прогрессирующей деменции, в частности болезни Альцгеймера. Когда человек вступает в стадию стремительного развития болезни, у него неизменно обнаруживаются посмертно нейрофибрилляторные бляшки – специфическая патология головного мозга, сопутствующая деменциям. В отсутствие таких бляшек, инсультов и других патологий, когнитивного ухудшения не происходит. Это означает, что даже малейшие изменения памяти, которые мы так ласково называем “склерозом”, могут  являться признаком патологий головного мозга, а по сути – медленно прогрессирующей деменции. Это очень важно понять, хотя звучит это сурово: ученые не находят других причин ухудшения когнитивных функций, кроме патологий, относящихся к деменциям и болезни Альцгеймера. Другие факторы, такие как повышенный сахар, курение, отсутствие умственной активности и прочее, влияют на скорость прогрессии заболевания, но не являются причинами.

На сегодняшний день известно немного методов предупреждения ухудшения когнитивного функционирования. Один из них, пожалуй, самый мощный – тренировки мозга, или брейн-фитнес. По всей видимости, специфическая, интенсивная и вариабельная активность мозга, сопутствующая тренировкам мозга, каким-то образом останавливает или существенно замедляет рост патологий. Поэтому, если кто-то чувствует, что память с возрастом становится не такой надежной, как прежде, стоит немедленно заняться ее тренировками. Вероятность того, что память сама по себе станет как прежде, – равна нулю, а то, что в мозгу начались патологические изменения – близка к ста процентам.

Wilson, R. S., Leurgans, S. E., Boyle, P. A., Schneider, J. A., & Bennett, D. A. (2010). Neurodegenerative basis of age-related cognitive decline. Neurology, 75(12), 1070-1078.


IQ можно увеличить

N-back task

Одно из упражнений на тренировку рабочей памяти, n-back task (Jaeggi et al., 2008).

Еще 40 лет назад Артур Дженсен (Jensen, 1969) пришел к выводу, что как бы мы не пытались, мы не в состоянии изменить свой коэффициент интеллекта (IQ). Дженсен – почетный профессор образовательной психологии Калифорнийского Университета в Беркли, – пожалуй, один из самых известных личностей в области психометрии и дифференциальной психологии, науки, изучающей причины различий между людьми. Он – сторонник наследственного фактора в объяснении особенностей личности и интеллекта, и считается одним из 50 самых выдающихся психологов двадцатого века.

За прошедшие годы было много попыток опровергнуть его постулат, однако он оставался стоять, как неприступная крепость. Разумеется, если тренировать одну и ту же задачу, то эффект тренировок увеличит точность и скорость выполнения задачи решения, однако, эта способность не переносится на способности решать другие, не тренируемые задачи. С другой стороны, исследования показывали, что IQ действительно носит наследственный характер, и генетические данные говорили, что это довольно фиксированная величина.

IQ – композитная переменная, включающая в себя множество элементов. Эти элементы разделяются в теориях интеллекта на две главные категории: гибкий интеллект и кристаллизованный интеллект. Гибкий интеллект включает в себя способности, работающие в новых средах, особенно в абстрактном мышлении, логическом мышлении и способности решать проблемы. Кристаллизованный интеллект – продукт использования этих процессов. Гибкий интеллект измеряют тестами на аналогии, классификации и категоризации, а кристаллизованный – тестами на словарный запас и общие знания (Sternberg, 2008).

Однако, недавнее исследование психологов из Университета Мичигана в Энн Арбор (Jaeggi et al., 2008), показало, что тренировки могут улучшить гибкий интеллект. Это, без преувеличения, знаменательное исследование. Участники  эксперимента делали 25 минутные тренировки на память, и чем больше таких сессий они выполняли, тем лучше у них становились показатели гибкого интеллекта. Иными словами, они лучше справлялись с другими задачами, которые являлись составляющими гибкого интеллекта. Вот, например, реальные данные исследования (Bower, 2008):

8 дней тренировок – рост на 4-5%,
12 дней – 15%
17 дней – 33%
19 дней – 50%

Почему же только сегодня, через 40 лет, мы узнаем об этом? Потому что только недавно психология подошла к более ясному пониманию ключевой роли рабочей памяти в гибком интеллекте. Ранее я писал о роли рабочей памяти в  академической успеваемости. Хорошими измерителями рабочей памяти служат воспроизведение ряда цифр в обратном порядке, или последовательности событий. Все современные программы по брейнфитнесу имеют такие упражнения на тренировку рабочей памяти.

Итак: вы можете повысить свой IQ и довольно значительно, если будете заниматься структурированными тренировками рабочей памяти. И это будет иметь значение для вашей жизни – в учебе, на работе и в личной жизни.

Bower, B. (2008). Mental fluidity. Science News, 173(17), 7-7.

Jaeggi, S. M., Buschkuehl, M., Jonides, J., & Perrig, W. J. (2008). Improving fluid intelligence with training on working memory. Proceedings of the National Academy of Sciences, 105(19), 6829-6833.

Jensen, A.R. (1969). How much can we boost IQ and scholastic achievement? Harvard Education Review, 39(1),123.

Sternberg, R. J. (2008). Increasing fluid intelligence is possible after all. Proceedings of the National Academy of Sciences, 105(19), 6791-6792.