Tag Archives: атеизм

Атеисты, дегенеративные ублюдки-мутанты

женщина с тремя грудями

В узких кругах нейронауки, с легкой руки Neurosceptic обсуждают статью (Dutton, Madison, & Dunkel, 2018) про то, что атеисты – мутанты. Эдвард Даттон из Ulster Institute for Social Research с коллегами утверждают следующее:

  • Индустриализация (медицина, гигиена, культура и проч.) позволила выживать даже слабым, и привела к накоплению генетических мутаций.
  • Религиозность – эволюционная характеристика, легко подвергаемая мутациям.
  • До индустриализации эволюционным образом селекции распространилась специфическая форма религиозности – коллективное поклонение высокоморальному богу.
  • Индустриализация обрушила вал мутаций на эту форму религиозности, что привело к деградациям и отклонениям.
  • Одно из таких отклонений  — атеизм.

В качестве доказательства что атеисты – дегенераты, авторы приводят следующие аргументы:

1) У атеистов плохое  здоровье,
2) У них чаще, чем у других диагностируется аутизм.
3) Среди атеистов — повышенный процент левшей.
4) У них чаще наблюдается флуктуирующая асимметрия (физическая привлекательность). Есть гипотеза, что, в идеале, у людей должна быть совершенная симметрия в теле, а всякие отклонения от нее и есть мутации. Иными словами, хотел сказать автор, что атеисты менее симпатичны, чем верующие.
5) Ну и как без этого: по данным США, 50% лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов (ЛГБТ) идентифицируют себя как атеисты. Это же неспроста.

Автор кладет мазки широко, делая глобальные выводы, подкрепляя их ссылками на странные научные работы, и цитируя соцсети,  желтую прессу и библию. И это пример того, что прежде чем тратить свое время и читать кого-то, и уж тем более воспринимать мысли автора стоящими размышлений, надо посмотреть, кто же он такой. Даже неглубокий поиск показывает, что у Даттона, кажется, на все сложилось мнение, он считает, например, что все человечество ускоренно деградирует, и все из-за индустриализации – в частности, из-за того, что женщин «выпустили» с кухни, а у черных африканцев длиннее пенис.

Кстати, смотрите как легко можно написать такой заголовок, как у этой статьи и быть уверенным, что тебе ничего за это не будет. А попробуй заменить слово «атеисты» чем-то другим – да хоть, прости господи, бобслеистами, так непременно жди физической расправы. Может быть, атеисты и в самом деле мутанты?

Dutton, E., Madison, G. & Dunkel, C. (2018). The mutant says in his heart, “there is no god”: the rejection of collective religiosity centred around the worship of moral gods is associated with high mutational load, Evolutionary Psychological Science 4: 233. https://doi.org/10.1007/s40806-017-0133-5.


Православный роспил

atheism«В двухмесячный срок правительство и региональные власти должны подготовить список праздничных мероприятий. Центром празднования станет, разумеется, Сергиев Посад, где находится основанная преподобным Троице-Сергиева лавра. Федеральной целевой программой на проведение празднеств выделен 21 миллиард рублей (700 миллионов доларов!).

Разумеется, рабочая группа понимает, что эти деньги будут растаскивать. А кое-кто и считает, что недавнее убийство мэра Сергиева Посада связано именно с видами на эти деньги разнообразных преступных сообществ. Поэтому в рабочую группу включили генерального прокурора. И теперь все средства целевой программы будут потрачены только на действительно полезные вещи. Например, на крестный лёт, который уже несколько лет проходит по некоторым областям центральной России. Как, вы не знаете, что такое крестный лёт? Это то же самое, что крестный ход, но только на вертолетах. Чиновники летают из монастыря в монастырь на вертолетах с иконами преподобного Сергия».
Цитата из «Вести ФМ» на странице http://www.radiovesti.ru/articles/2011-09-16/fm/11091.

Фото отсюда.


Как узнать, не атеист ли вы, на самом деле?

Bill MaherВ последней передаче Билла Мара (Bill Maher) Real Time with Bill Maher, от 14 октября 2011 года, гостем был Пенн Джилетт (Penn Jilette), шоумен, иллюзионист, фокусник и ведущий. Он презентовал свою книгу God, no! (Jilette, 2011). Мне очень симпатично, что делает Пенн – смотрел все сезоны Penn & Teller Bullshit, с его молчаливым напарником Теллером, а теперь вот и новую программу на Discovery Chanel Penn & Teller Tell a Lie.

Jilette, P. (2011). God, no!: Signs you may already be an atheist and other magical talesУ Билла Мара он говорит, например, о том, что и агностикам и атеистам уже давно пора бы подружиться, потому что различие между ними только в том, что они отвечают на разные вопросы. Если на вопрос “Существует ли бог?”, вы отвечаете ”Я не знаю”, то вы – агностик. Но если вас спрашивают, верите ли вы в бога, а вы отвечаете “нет”, то вы – атеист. Поэтому, надо не только понимать, что это разные вопросы, но и то, что агностики, люди которые не уверены, что бог существует, должны на второй вопрос отвечать отрицательно, и не стесняться называть себя атеистами, если им присущ здравый смысл – потому что как можно верить во что-то, что неизвестно, существует ли вообще.

Пенн говорит, что лучший способ стать атеистом – это прочитать библию. Боже, как это верно! В свое время я прочитал ее сначала самостоятельно, потом окончил библейскую школу и мог пытаться отвечать на самые заковыристые вопросы, например: когда стоит проводить крещение детей – как можно раньше или когда они понимают, что они делают? Куда отправляются младенцы, умершие до крещения – на небеса или в ад? Как звали первую женщину, которую сотворил бог? С тех пор меня не перестает удивлять тот факт, что религиозные люди, с которыми иногда приходится говорить, в подавляющем большинстве, библию не читали.

Пенн замечает, что не надо заранее и с предубеждением относиться к этой книге — просто возьмите библию и прочтите ее с начала до конца, и вы убедитесь, насколько это ужасная книжка и какие там на 99% отвратительные персонажи. Люди иногда считают, что Ветхий завет – самая ужасная часть. С ними трудно не согласиться, но Новый завет по-своему плох – он, по сути, античеловеческий и антисоциальный. Иисус не устает призывать на страницах этой книги своих слушателей, чтобы они покинули свою семью, и пришли к нему. Если ваш брат, мать или отец верят во что угодно, но не в него, то их следует убить. Пенн говорит, что книга для него началась с вопроса, чтобы он сделал, обратись к нему бог со своей обычной просьбой. Вы и сами можете ответить на это вопрос: если бы к вам обратился бог и попросил “убить своего ребенка ради меня”. Если вы не хотите этого делать, вы – атеист. Хотя, если вы читали книжку, вы знаете, что это он так прикалывается – если вы будете уже готовы убить, он в последний момент скажет, что ладно мол, можешь не убивать, смотрю, ты реально меня любишь.

Jilette, P. (2011). God, no!: Signs you may already be an atheist and other magical tales. New York: Simon & Schuster.


Почему люди верят в бога? Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Седьмая

vВ самом деле, почему? Причин, вероятно, множество. Одно из предположений – наш мир хаотичен, полон случайностей и, по большей части, непредсказуем. Восприятие его таким создает некомфортные ощущения, стресс, тревогу, а фигура божественного существа вносит контроль, порядок и определенность. Интересно, что это не очень логично – ты чувствуешь, что нет у тебя контроля над миром, но у какого-то высшего существа есть, и это тебя успокаивает. Логично было бы встревожиться – ведь у тебя контроля так и нет, а у какого-то там существа над тобой есть, и черт его знает, что у него на уме! Но мы, люди, существа весьма нелогичные.

Психологи (Laurin, Kay, & Moscovitch, 2008) решили проверить это предположение – а что если тревожность и чувство отсутствия контроля над окружающим миром ведет к вере в вездесущего, и контролирующего все вокруг бога?

В эксперименте участвовали 47 студентов, и каждый из них приходил в комнату, где ему крепили датчики для измерения гальванического сопротивления кожи, и с этого момента замеры происходили постоянно. Затем студенту предлагалось прослушать одну из двух аудиозаписей.
Вы, кстати, можете виртуально/заочно поучаствовать в этом эксперименте, прямо сейчас.

Начиналась история, рассказанная в аудиозаписи так:

Вы ушли с работы и направляетесь домой. Идти вам минут 15, и вы проходите мимо попрошайки, который клянчит деньги на улице. Он просит вас дать ему мелочь, и вы проверяете руками карманы, чтобы посмотреть, есть ли она у вас. В карманах ничего нет, и вы говорите ему, что у вас нет мелочи. Он вам не поверил, и начинает угрожающе приближаться к вам. Вы снова ему говорите, что мелочи нет. Он кричит, что вы лжете, и достает нож. Вы оглядываетесь по сторонам, но вокруг никого нет. Улица пуста. Следуя своим инстинктам, вы начинаете бежать. Попрошайка начинает бежать за вами, крича, чтоб вы отдали ему деньги. Все, что вы слышите – это как колотится сердце у вас в груди и топот ваших ног по асфальту. Вы не знаете, куда вы бежите, но если вы остановитесь, он вас схватит. Вы продолжаете бежать, что есть сил, от этого зависит ваша жизнь.

С этого момента, история разветвляется на две линии. Выберите только одну – первую или вторую (вы же хотите проверить на себе, как это работает) и читайте только ее. Я скрыл текст белым цветом, так что выделите курсором нужный абзац и сможете прочитать:

1. Вас преследует этот человек. Вы оборачиваетесь, чтобы увидеть, насколько близко тот человек. А он – рядом! Кажется, что вы чувствуете его дыхание у вас на затылке. И вдруг полицейская машина выезжает из-за угла и его хватают. Они вас спасли!


2.
Вы вспоминаете, что у вас с собой мобильный, и вы начинаете на бегу звонить в полицию. Вы говорите, что за вами гонится человек с ножом, и оператор отвечает, что полиция – рядом, и скоро будет. Вы оборачиваетесь, чтобы увидеть, насколько близко тот человек. А он – рядом! Кажется, что вы чувствуете его дыхание у вас на затылке. И вдруг полицейская машина выезжает из-за угла и его хватают. Они ответили на ваш вызов. Вы спасли себя!

Дочитали? Теперь, быстро и не задумываясь, по шкале от 0 (абсолютно спокоен) до 100 (невероятно встревожен), насколько вы оцениваете уровень своей тревожности? Запомните это число.

Теперь по шкале от 1 (очень маловероятно) до 7 (очень вероятно) оцените следующие два суждения, так же быстро и не задумываясь:

1. Как вам кажется, насколько вероятно, что бог или иное нечеловеческое существо, контролирует, хотя бы частично, все происходящее в нашей вселенной?

2.  Как вы думаете, насколько вероятно, что события, которые происходят в этом мире, разворачиваются в соответствии с планами бога или иного нечеловеческого существа?

Сделайте среднее значение из двух ответов. Когда вы записали свои ответы, читайте дальше.

В эксперименте было показано, что уровень тревожности/стресса вырос у всех участников (по измерениям сопротивления кожи), в обеих вариантах истории. Однако в первом варианте людям (и вам, в том числе) вменялся низкий персональный контроль над событиями, а во втором — давался  высокий контроль: в конце концов, именно потому, что вы позвонили в полицию, вы спасли себя.
А вот график, как изменялось поведение людей, в зависимости от вмененных им ощущений. Вы можете поискать там и себя.

Зависимость тревожности и контроля над окружающим миром и верой в богаЛюбопытно, что замеры сопротивления кожи не показали корреляции с самооценкой тревожности. Авторы объясняют это тем, что физиологический уровень стресса, измеряемый изменениями сопротивления кожи, и самооценка стресса – довольно разные механизмы восприятия происходящего.

Конечно, это исследование не дает исчерпывающей картины по поводу того, почему люди верят в нечеловеческие существа, контролирующие все вокруг, но, тем не менее, показало, что совпадение нескольких компонентов в какой-то момент времени может привести к таким верованиям. Посмотрите на график — когда человек чувствует бессилие и непонимание происходящего вокруг, когда он встревожен — он ищет утешения в воображаемых друзьях. Ему хочется, что бы кто-то там наверху любил его.

Что это означает? Быть атеистом – круто, для этого надо иметь стальные яйца и пусть свистит спиритуальный вселенский вихрь, он только красиво развевает кудри. Атеист — это человек, который сознает, что мир непредсказуем и никем не управляется, во вселенной царит хаос, а он нисколько не тревожится по этому поводу, и, несмотря на все это, у него даже есть контроль над происходящим.

Laurin, K., Kay, A. C., & Moscovitch, D. A. (2008). On the belief in God: Towards an understanding of the emotional substrates of compensatory control. Journal of Experimental Social Psychology, 44(6), 1559-1562.


Реальность метафор

Ричард Докинс. Бог как иллюзия.The God Delusion by Richard DawkinsОтвращение – это эмоциональная и физиологическая реакция организма для защиты физического и психического “статус-кво” – оно говорит о возможной опасности отравления и мотивирует не касаться, не есть, и отойти подальше от объекта такой угрозы. Психологическая чистота также подвластна отравлению какими-то посторонними, вредными идеями. Во всяком случае, именно это решили проверить психологи Университета Иллинойса в Урбана-Шампань (University of Illinois at Urbana-Champaign). Они (Ritter & Preston, 2011) использовали экспериментальную парадигму повторяющихся проб-тестов: участники эксперимента пробовали напиток до и после теста. А тестами были тексты оппозиционных мировоззрений. Так, в первом эксперименте, людям, считающим себя христианами, давали переписать от руки либо текст предисловия из словаря, либо суру из Корана, либо параграф из книги Бог как иллюзия (The God Delusion) известного атеиста Ричарда Докинса  (Richard Dawkins). Ну, представьте, вы — православный, а вас просят переписать такой отрывок:

Ветхозаветный бог является, возможно, самым неприятным персонажем всей художественной литературы: гордящийся своей ревностью ревнивец; мелочный, несправедливый, злопамятный деспот; мстительный, кровожадный убийца-шовинист; нетерпимый к гомосексуалистам, женоненавистник, расист, убийца детей, народов, братьев, жестокий мегаломан, садомазохист, капризный, злобный обидчик (Dawkins, 2006, стр. 31, перевод Натальи Смелковой).

лимонный напитокИтак, каждый участник эксперимента, сидя в небольшой комнате, за столом, перед монитором, получили задание выполнять, все, что будет им сказано на дисплее. Рядом с ним стояли два стакана лимонного напитка (1 часть лимонного сиропа на 19 частей воды) и листок для оценки, насколько он отвратителен по шкале от 1 (нисколько не отвратителен) до 7 (ужасно отвратителен), а также оценку горечи-сладости и вообще, настроения в данный момент. Стаканы содержали одну и ту же жидкость по составу, но сказано было, что они разные, промаркированные А и Б. Для начала, участники пробовали и оценивали напиток из стакана А. Затем им говорилось, что для очистки вкуса необходимо немного времени, и, для того, чтобы его занять, им предлагалось вручную переписать текст с экрана монитора – то, о чем я говорил выше. После этого они пробовали “другой” напиток, в стакане Б, и оценивали его.

Как вы уже догадываетесь, второй напиток (тот же самый) оценивался как более отвратительный, у христиан, переписывающих суру или отрывок из Докинса, по сравнению с теми, кто переписывал предисловие к словарю. Причем, для христиан и Докинс и Коран были одинаковы!

Интересно и показательно, что другие характеристики напитка, такие как горечь, сладость, кислость и вкусность, никак не изменялись.

В другом эксперименте было показано, что отвращение не растет, если участники общаются с другими, которые тоже переписывали. Иными словами, им было противно не от встреч с теми, кому было противно.

В третьем эксперименте, перед тем как пробовать второй напиток, участникам было предложено под благовидным предлогом помыть руки. Я уже писал о пользе и чуде мыться рук здесь и здесь . И второй напиток оказывался таким же, как и первый!

Теперь понятно, почему профессор Преображенский предостерегал от чтения советских газет во время еды? Наша еда реально станет хуже, по ощущениям, если мы будем смотреть при этом по телевизору на политиков, чиновников и попов.

Ritter, R. S., & Preston, J. L. (2011). Gross gods and icky atheism: disgust responses to rejected religious beliefs. [doi: 10.1016/j.jesp.2011.05.006]. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript.


А во что верите вы?

Во что верят люди

Психологи Рэйчел Пичи (Rachel Pechey) и Питер Хэллиган (Peter Halligan) из Университета Кардифа в Уэльсе, провели интересное исследование по выявлению того, во что верят люди. Вопросы были замаскированы в обширном вопроснике, так, чтобы люди не подумали, что их подозревают в сумасшествии. В опросе приняли участие тысяча человек по всей Великобритании – вероятно, психологи понимали, что опроси они только жителей Уэльса, они бы дали для шуток еще один повод англичанам. Результаты – на картинке, адаптированной из статьи (Pechey & Halligan, 2011).

Кстати, всего 25% людей посчитали себя атеистами.

Примечательно, что, как мы видим, люди верят в то, что другие могут быть одержимы бесами и демонами больше, чем вообще верят в бесов и демонов!

Анализ показал сильную корреляцию между бредовыми иллюзиями и религиозными/паранормальными верованиями. И авторы исключили из анализа веру в оборотней и в астрологию, как принадлежащие к другим классам верований.  С другой стороны, такой корреляции не обнаружилось между всеми остальными классами.

Объяснения этому могут быть такими: допустим, человек пережил какой-то очень необычный опыт, и становится, в результате, более открыт другим идеям о том, как устроен и работает наш мир. А может быть, вера в что-то одно уже изменяет мышление таким образом, что другие идеи, какими бредовыми бы они не казались, могут найти какие-то точки соприкосновения с уже имеющимся. Согласитесь, если есть оборотни, то сомневаться в существовании других демонов просто как-то наивно! А там и до бога недалеко. Неспособность объяснить что-то одно, и вера в существование одного, ведет к такой же неспособности объяснения и принятию на веру другого.

Pechey, R., & Halligan, P. (2011). The prevalence of delusion-like beliefs relative to sociocultural beliefs in the general population. Psychopathology, 44 (2), 106-115.