Tag Archives: дисконтирование будущего

Магия мужских трусов

мужские трусыИзвестно, что мужчины меняют свое поведение под влиянием объектов в среде, которые прямо или косвенно напоминают им о сексе. Так, например, стоит мужчине посмотреть на красивую женщину, как его математические способности падают, он начинает дисконтировать будущее, становится нетерпелив, готов идти на большие риски, и тому подобное. С другой стороны, множество исследований показали, что на женщин такие стимулы влияния не оказывают. Но авторы сегодняшнего исследования продемонстрировали (Festjens, Bruyneel, & Dewitte, 2013), что «вы просто не умеете их готовить». Смотрите, как это делается:

42 студентки участвовали в эксперименте, в котором их просили помочь с выбором товаров для крупного магазина одежды. Каждую студентку посадили в отдельную кабинку с компьютером, куда принесли либо мужскую майку (контрольная группа) либо трусы-боксеры (экспериментальная группа). Девушек просили трогать эти предметы и оценить качество материала, крой, текстуру, и т. п. Затем их просили выполнить задачку, которая измеряла дисконтирование будущего. Это поверенная и часто используемая задача-тест, особенно в последнее время, в нейроэкономике. Вопрос ставился так: «Вы можете получить 15 долларов прямо сейчас, но если не сейчас и вы готовы подождать, то сколько должно быть через неделю, две недели, месяц?» Предыдущие эксперименты показали, что как только человек начинает дисконтировать (обесценивать) будущее, эта сумма падает. То есть, в радикальном варианте: «Знаешь, мне через месяц и миллион не нужен, давай свою двадцатку!»

влияние разных объектов на дисконтирование будущегоОказалось, что после нескольких касаний мужских трусов женщины ведут себя так же, как и мужчины – деньги им подавай прямо сейчас, а завтра уже не так интересно. Еще пара экспериментов показала, что и страх финансовых потерь у женщин уменьшается, и за вино и шоколад они готовы сразу платить больше – точно также, как и мужчины, во всех предыдущих исследованиях.

Если для мужчины достаточно визуальной информации, то женщины предпочитают тактильную. Дайте ей потрогать что-то прямо или косвенно напоминающее о сексе, и она становится похожа на мужчину.

Женщины, вы что?! Ни один волосатый гориллоподобный мужик не станет дисконтировать будущее, даже если бы знал, что это такое, потрогав новые мужские трусы! Ах, а я думал, вы изящные и утончённые…

Festjens, A., Bruyneel, S., & Dewitte, S. (2013).What a feeling! Touching sexually laden stimuli makes women seek rewards. Journal of Consumer Psychology. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.jcps.2013.10.001.


Жить быстро, умереть молодым

Percy Street, NewcastleЭтот лозунг иногда охватывал умы молодежи в разные года прошлого века. В чем же причина такого отношения к жизни? Группа психологов из Университета Ньюкасла в Великобритании  (Nettle, Coyne, & Colléony, 2012) объясняет это хитросплетением причинно-следственных связей.

В некоторых бедных и неблагополучных районах люди ведут себя так, как будто жизнь у них будет коротка: они неоправданно рискуют, и употребляют алкоголь и наркотики в угрожающих масштабах. У людей, живущих в таких районах, отношение ко времени отличается от сограждан в благополучных: они дисконтируют будущее и возлагают всё на настоящее; они реально живут сегодняшним днем. Подростковая беременность наступает раньше, чем в благополучных районах. А ранняя подростковая беременность – адаптивное эволюционное поведение в средах с высокой смертностью.

Однако есть места, например, Индия, или Пакистан (и многие другие страны), где люди не бросаются, сломя голову, попробовать всё, несмотря на бедность. Но и жизнь там не так уж коротка. Что же отличает такие районы от тех, где люди живут быстро и умирают молодыми?

Вопрос, который задали себе психологи, в самом деле, потрясающий: как эти люди узнают, что их жизнь будет коротка?

В двух районах Ньюкасла, английского города с населением около 200 тыс., исследователи изучали так называемую социальную диету. Этот термин описывает разнообразие и частоту встреч с другими людьми, с которыми можно встретиться. Один район для исследований был благополучный, а другой – бедный. Исследователи проходили по районам и отмечали возраст тех, кого они встречают на улицах: мужчин, женщин и детей. В благополучном районе психологи видели больше людей за 40, и за 60 лет, чем в бедном районе. Напротив, в бедном районе на улицах было значительно больше молодых, нежели в богатом.
Процент людей разного возраста, наблюдаемых на улицах в двух разных районах городаНо когда они сравнили полученные данные с переписью, то выяснилось, что, на самом деле, картина обратная: в бедном районе живет больше людей за 60 лет, чем в богатом. Разница оказывается в возможностях и желании пользоваться улицами, особенно для пожилых людей.

Авторы делают вывод, что постоянно повторяющаяся картина мира, в которой, выйдя на улицу, человек может видеть по большей части молодых, но не пожилых, дает ему понять, что он, вероятно, не доживет до преклонного возраста. С какой стати?: на улицах почти нет никого, кто пережил молодость! Эта социальная диета и может питать отношение человека к тому, как следует прожить жизнь.

Nettle, D., Coyne, R., & Colléony, A. (2012). No country for old men. Human Nature, 1-11. Doi: 10.1007/s12110-012-9153-9.