Tag Archives: изменение поведения

Участвуйте в экспериментах

эксперимент лица

Проект Ко3мната продолжается, и, собственно, ни на день не останавливался. Вкратце напомню, что это такое:

Мы используем психологические методы и техники в виде так называемой цифровой терапевтики – цифровых программ, которые меняют наше поведение или состояния до необходимого, например, оздоровления. Программы выглядят как тесты, упражнения или видео, которые можно запускать на мобильных устройствах, телевизоре или компьютере. Некоторые такие программы могут точечно активировать нейропластичность для какой-то задачи, другие – менять привычки, третьи – изменять состояние организма в общем.

Наш организм постоянно занят своим восстановлением, оздоровлением и регенерацией, и, в некоторых случаях, он мог бы справляться значительно лучше, если его к этому сознательно «подтолкнуть» психологическими программами, и это касается как борьбы с болезнями, так и физического омоложения.

Применение всех этих программ в специально сконструированном пространстве, Комнате, позволяет усиливать эффект многократно, или вообще позволяет проявить эффект, который не возникает в обычных условиях.

Поскольку постоянной Комнаты еще пока нет, то последние несколько месяцев я занимался разработкой и испытаниями программ, которые можно использовать без нее. Несколько человек уже их пробуют.

Я предлагаю желающим принять участие в исследованиях, и ищу людей, которые:

1) хотят улучшить свое здоровье, не прерывая и не заменяя текущие курсы лечения,

2) имеющих время и желание заниматься своим здоровьем,

3) готовых выполнять несложные инструкции и ответственно подходить к их выполнению,

Я не врач, и это не клиническое исследование, а лишь небольшое пилотное психологическое исследование, которое соответствует всем этическим нормам и нормам безопасности, добровольное и с полным информированием происходящего, с возможностью отказаться от участие в любой момент без объяснения причин (для участников будет документ, объясняющий все правила и права). Я также оставляю за собой право отказывать в участии в исследовании, с объяснениями или без объяснения причин.

Что мы можем получить друг от друга: вы – возможность почувствовать на себе передовые методы цифровой терапевтики, и получить ощутимую пользу от этого, а я – получить данные для улучшения их работы.

Теперь, что, собственно, будет испытываться:

эксперимент цифровая терапевтика

1) Программа по изменению пищевого предпочтения к определённому продукту. В основе программа учит полному отказу от добавления рафинированного сахара в пищу. Первая цель: изучить, как широко распространяется такой диетически-семантический эффект – на какие продукты, содержащие разного рода углеводы, и как сильно. Вторая цель: проверка эффекта полного отказа на другом продукте – и это может быть соль, или мясо, или кофе, или что-то еще.

Программа уже испытана и работает, цель – сделать ее еще эффективнее за счет сокращения времени и усиления воздействия.

2) Программа по оптимизации карты тела. Это основывается на нейронаучном понимании, и не имеет ничего общего с каким-то там телесными практиками. В общих чертах: наш мозг (париетальная кора) постоянно генерирует карту или образ тела, для реализации функций систем организма, например, чтобы иммунная система «знала», где тело, а где что-то вне тела или не принадлежащее телу. Нарушения карты тела наблюдаются при анорексии и булимии, эпилепсии и шизофрении, после инсульта, при аутизме, и это то, что уже известно точно. Но я полагаю, основываясь на множестве исследований, что искажение карты затрагивает все системы, и например влияет на реабилитацию после инсульта, инфаркта и травматических повреждений мозга, может решить проблему мигрени, или облегчать  аутоиммунные заболевания.

Трудно представить себе лекарство для корректировки карты тела, но вполне легко – несколько психологических методов. Почему бы не так и не поступить, ведь в самом худшем случае, у вас получится только более запоминающийся секс в следующий раз (это точно).
Метод уже проверен и работает, и производит интересные эффекты, и хотелось бы получить больше данных.

3) Метод персонального программирования, сейчас в процессе активной разработки, создается для точного индивидуализированного воздействия, поэтому зависит от задач и пожеланий человека. Он основан на эксплуатации конформизма и воображения, и допускает даже нотки полного подчинения, если надо (потому что некоторым это нравится); метод прекрасен, ведь он остроумно не дает ни шанса для провала.

4) Несколько небольших прайминговых программ, которые будут исследоваться как вспомогательные. Они очень жизнерадостные и их любят все.

Все эти программы могут и будут испытываться дистанционно.

Процесс набора участников исследования будет, как минимум, идти до Нового года. «Торопиться  не надо»©, поэтому с каждым мы будем знакомиться и смотреть, насколько нам будет комфортно поработать вместе. Соответственно, сроки проведения исследования тоже будут зависеть от наших взаимодействий. Это, вероятнее всего, последнее исследование на русском языке от Mindware Lab.

Итак, кому интересно, пишите: [email protected] и начнем общение.

UPDATE: Создана страница Исследования с часто задаваемыми вопросами и пояснениями.


Не думай о секундах свысока

пьеса в театреПредставьте, что вы в театре. Свет начинает гаснуть, занавес раздвигается и свет прожектора падает на сцену. Он высвечивает несколько человек в обставленной мебелью комнате.

Этой метафорой лучше всего представить одну из главных теорий сознания — Global Workspace Theory (теорию глобальной рабочей среды). Все, что освещает луч прожектора – осознаваемое нами, а все, что в тени – неосознаваемое. В зале есть люди, и они смотрят пьесу, переживают или дремлют, но мы их не видим. За сценой работают множество людей, управляющих звуком, декорациями, светом и прочим. Все они и все это пространство театра, которое мы не видим и не осознаем, создает представление. Видим и осознаем мы только то, что непосредственно происходит на сцене. Если включить весь свет, то мы увидим и сцену и зал, и зрителей. Это то. что было неосознаваемым, но стало (и может стать) осознаваемым. Но за сценой, люди, помещения и механизмы, обеспечивающие все это представление, так и останутся недостижимы для нашего сознания.

Продолжим: то, что становится нам видимым под лучом прожектора – требует взаимодействия всех элементов в театре, даже спокойного и внимательного поведения зрителей. Иными словами – сознание – это результат взаимодействия нейронов из разных участков мозга, это активность в глобальной рабочей области мозга. А то, чем занимаются механик Гаврилов и гример Анна – это локальные действие, не глобальные, они неосознаваемые и неведомы для нас.

Природа сознания – одна из самых сложных проблем науки. Найти измеримые «следы» работы сознания в мозге – задача, решив которую, мы многое поймем. В самом деле, если опираться на теорию глобальной рабочей среды, то должны существовать эти следы, или так называемые нейронные корреляты сознания (neural correlates of consciousness, NCC). Таким коррелятом, по результатам исследований, считается потенциал P3b. Он – часть P300, то есть положительного (P) потенциала, возникающего через 300 миллисекунд после восприятия стимула.

Согласно теории, неосознаваемые процессы – быстры, они возникают рано, до 300 миллисекунд, и так же быстро затухают. А вот P300, который в самом деле описывает потенциалы происходящего в районе 250-500 мс – свидетельство того, что подключились глобальные процессы, то, что мы называем сознанием: проверка поступающей информации, в разных видах памяти. Что-то случилось в окружающем мире такое, что привлекло внимание, перешло порог неосознаваемого восприятия и активировало сознательные процессы.

Недавно американские ученые из Университета Мичигана в Анн Арбор (Silverstein et al., 2015) пробовали пробить брешь в этой теории. Стимулы, которые показывались особым образом, и должны были привлечь внимание участников эксперимента, были на экране лишь 7 миллисекунд. Это очень краткий период времени, меньше одной сотой секунды, но экспериментаторы еще и маскировали буквы хаотичными паттернами. Семь миллисекунд – долго для неосознанного восприятия, но слишком кратко, чтобы активировать сознательное восприятие. Выяснилось, что и стимулы, совершенно невидимые сознательно, производили такой же потенциал P3b.

Этого достаточно для того, чтобы сказать, пока у нас нет нейронного коррелята сознания. Анил Сет из Университета Сассекса считает (Ananthaswamy, 2014), что простой коррелят типа P3b, конечно, не может объяснить сознания, которое должно быть представлено в мозге гораздо более сложным рисунком сигналов.

Но почему царит представление, что сознание требует сложной картины, а неосознаваемые процессы – простой? Швейцарские ученые показали недавно (Sperdin et al., 2014) любопытные результаты: участникам показывали бессмысленные паттерны на столь краткое время, что никто не видел никаких изменений на белом экране монитора, длительностью от 1 миллисекунды до 250 микросекунд. И даже 250 микросекунд (это 1/4000 секунды!) было достаточно, чтобы мозг заметил вспышку простого стимула, черного или белого квадратика. Стимул, представленный в течение 500 микросекунд, производил уже сравнительно существенную реакцию, в том числе и потенциал P300.

И вот этот переход от 250 микросекунд, когда ответная реакция мозга еще похожа на шум, к 1 миллисекунде, когда уже видны хорошие узнаваемые потенциалы – свидетельство богатства неосознаваемых процессов, происходящих за, казалось бы, несущественно короткий отрезок времени. Получается, что начиная с половины миллисекунды и до половины секунды наш мозг производит массу работы, и только ничтожна малая ее часть, гораздо позже (от 500 мс до 1 сек), становится доступна нам в виде сознания.

Статья уже этого года (Waldhauser, Braun, & Hanslmayr, 2016) показывает результаты исследования, описывающего работу памяти. Группа ученых показывала участникам эксперимента какой-нибудь объект в разных местах на экране монитора, а позже, помещая тот же объект в центре экрана, вызывали таким образом активацию эпизодической памяти. До этого считалось, что такого рода память показывает свою работу в районе 500 мс. Оказалось, что ее работа начиналась уже через 150 мс. Мысленное путешествие в прошлое, начинает происходить весьма рано – гораздо раньше, чем мы это осознаем. Получается, что мы вспоминаем о прошлом гораздо чаще, чем сознательно отдаем себе отчет. Понимая, что работа памяти такого рода аналогична воображению будущего, то мы фантазируем и мечтаем так же неосознанно, и, вероятно, гораздо чаще, чем осознаем.

Ничего не мешает нам предположить, что сознание – локальный эпифеномен работы несознаваемых процессов, и вполне себе может выглядеть весьма просто. Может быть, это какой-то потенциал, возникающий после половины секунды, но сказать, что именно он – коррелят сознания, будет весьма сложно, ибо такой же могут производить и неосознаваемые процессы.

Одно кажется бесспорным – сознание возникает относительно поздно, скажем, через 500 мс. Иными словами, сознательно, мы живем в прошлом, отставая от реальности мира на полсекунды (как минимум). Это известно уже довольно давно (я писал об этом ранее: Расставание с иллюзиями), а недавние исследования лишь добавляют аргументы.

Помните метафору с театром? Она неверна. Все происходящее в театре – работа неосознанного. Сознание – это владелец театра, который сидит где-то в театре, в абсолютно темной комнате и смотрит прямую трансляцию происходящего на сцене (и только на ней) на маленьком экране монитора. Причем эта трансляция отстает на полсекунды-секунду от реального времени.

Оставив в стороне сознание, стоит обратить внимание, уже пристальнее, именно на этот интервал – от 250 микросекунд до 500 (или больше) миллисекунд. Мне кажется, он незаслуженно игнорируется именно в плане практического использования. Понимая, что мы получаем вполне себе солидные реакции мозга, нам стоило бы подумать, как обучать себя или изменять свое поведение именно в это время. Как насчет лекции длиной в 800 миллисекунд, или минимальный объем иностранного языка за 5 секунд, или основ морской навигации за десять? Есть, конечно, сложности, но потенциал того стоит. Жить же надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые миллисекунды :)

Ananthaswamy, A. (2014). Leading theory of consciousness rocked by oddball study. New Scientist, 4 November 2015, ссылка.

Silverstein, B. H., Snodgrass, M., Shevrin, H., & Kushwaha, R. (2015). P3b, consciousness, and complex unconscious processing. Cortex, 73, 216-227. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.cortex.2015.09.004.

Sperdin, H. F., Spierer, L., Becker, R., Michel, C. M., & Landis, T. (2014). Submillisecond unmasked subliminal visual stimuli evoke electrical brain responses. Human Brain Mapping, doi: 10.1002/hbm.22716.

Waldhauser, G. T., Braun, V., & Hanslmayr, S. (2016). Episodic Memory Retrieval Functionally Relies on Very Rapid Reactivation of Sensory Information. The Journal of Neuroscience, 36(1), 251-260. doi: 10.1523/jneurosci.2101-15.2016

Фото: источник.


Выбери, кем притвориться

Timothy WilsonТимоти Уилсон, очень хороший психолог и автор книг Strangers for Ourselves и Redirect, считает, после десятков лет экспериментов с людьми, что мы изменяемся в зависимости от того, что делаем.

Сама по себе эта идея не нова. Философ Гилбет Райл (Gilbert Ryle) и социальный психолог Дэрил Бем (Daryl Bem) формализовали ее в своих теориях. Бем, например, полагает, в своей теории самовосприятия (self-perception theory), что люди узнают себя, кто они такие, наблюдая за своим собственным поведением. Она получила экспериментальные подтверждения, некоторые из весьма известны. Так, в 1974 году психолог Джеймс Лард просил людей либо хмуриться, либо улыбаться, и от этого зависели их ощущения и восприятия мира: карикатуры казались смешнее, если человек заставлял себя улыбаться при просмотре, и не особо смешными, если заставляли хмуриться. Как говорит известная пословица: «человек со счастливым лицом идет к своему счастью».

Это, кстати, противоречит общепринятой точке зрения, что мы поступаем каким-то образом, исходя из своих качеств и характеристик личности. Мы интуитивно полагаем, что люди возвращают потерянный кошелек, потому что они честные, и платят 10 долларов за кофе, потому что они любят дорогие напитки. Бем не отрицает, что поступки исходят от характера человека, но предполагает, что обратное тоже верно: бросая мусор в урну, мы видим себя и думаем, что мы, наверное, любим чистоту в своем городе. Покупая дорогой кофе, мы думаем, что мы гурманы кофейных напитков.

Теория самовосприятия проста и элегантна, но она и глубока. Две мощные идеи проистекают от нее.

Первая – что мы незнакомцы для самих себя. Мы знаем себя крайне плохо. Мы чаще всего не догадываемся о причинах своих поступков. Пример тому — эксперимент, «Любовь на мосту» (Я писал о нем в статье Что за бабочки в твоем животе).

Часто наше поведение формируется под влиянием незаметных и небольших стимулов окружающего мира, но мы полагаем, что оно происходит от характеристик нашей личности. Мы бросили мусор в урну, потому что планировщики улиц, после массы экспериментов, сделали так, что нам легче бросить мусор в урну, чем нет. Возможно, мы вернули кошелек, чтобы произвести впечатление на других, или что наша лицензия на гадкие дела истекла.

Вторая идея – в том, что мы узнаем не только наши характеристики, наблюдая за своим поведением, но иногда, совершая поступки, открываем в себе совершенно новые черты. Это черты, которых или раньше не было, или мы о них не догадывались.

Теория имеет практическое применение, причем мгновенное – она говорит, что мы, если хотим измениться, должны сначала изменить свое поведение, а за этим последуют изменения и в характере. Пример – предотвращение подростковой беременности или криминального поведения путем вовлечения подростков в благотворительную деятельность. Такая работа меняет образ себя: подросток смотрит на себя, видит себя частью общества, себя, помогающим другим, и становится менее склонным к рискованному поведению.

Курт Воннегут сказал: «Мы – то, кем мы притворяемся, поэтому надо быть очень аккуратным в том, кем именно мы притворяемся».

Использованы материалы Edge.org.