Tag Archives: нейрофидбак

Комната: итоги полугода

проект Комната

Последние несколько месяцев я развиваю проект Ко3мната, суть которого в активации оздоровления и омоложения посредством психологических методов и техник. Так или иначе занимаюсь этим давно, но лишь недавно проект обрел форму в виде особого помещения, для создания особых условий и усиления эффекта манипуляций.

И вот я получил первый, хоть и небольшой, положительный результат. То, что получилось – пока говорить не буду, надо дождаться долгосрочного эффекта.Формально получено даже несколько результатов, но другие ожидались безо всяких сомнений. Например, была гипотеза о способе ускорения реабилитации при различных нарушениях моторных движений, и она подтвердилась.

Многие пункты из этого видео уже сделаны:

У Комнаты оказались побочные варианты использования, больше, чем я думал. Она, на самом деле, – отличная платформа для развития стрессоустойчивости, креативности и других навыков, которые принято называть soft skills. Ее можно сделать в виде такого полигона для быстрого саморазвития, и в таком виде она будет работать с потрясающей эффективностью. Я пробовал ее сутки в качестве симуляции будущего, и это было здорово. Она может служить основой для реабилитации, или, если ее вывернуть в пространство побольше, стать частью домов assisted living (домов для пожилых людей). Она может быть крутой тренировочной площадкой для компаний по космическим путешествиям. Симуляции экспедиций на Марс, длительных полетов, каботажа астероидов – в мире множество таких миссий, и спрос на это есть. Эти варианты прекрасны, и мне трудно заставлять себя не увлекаться ими слишком сильно.

Привычная уже токсичность атмосферы «я другой такой страны не знаю» сильно помешала проекту к концу весны, но это послужило хорошим уроком. Вообще, опыта и выводов, набралось: будет изменен дизайн комнаты, страна размещения, язык проекта, и многое другое.

В общем, я, конечно же, продолжаю и буду продолжать этим заниматься, с удвоенной энергией. Удалось подловить целую череду «моментов истины», которые в обычных условиях жизни «размазаны» довольно тонким слоем. Понимаешь, что  занимаешься настоящим, ненадуманным и глубоким по смыслу делом. Кажется, в таких условиях можно нащупать настоящую социально-психологическую технологию — систему методов, которая дает возможность значимых и быстрых изменений способностей и возможностей человека и даже групп людей. Причем интересно, что эта система будет вполне low-tech (низкотехнологичной). Сегодня у нас нет ни одной технологии хоть сколько-нибудь заметного изменения способностей и возможностей человека. Мы можем подсоединить себя к компьютеру и управлять «силой мысли» восемью щупальцами в глубинах океана и одновременно читать Шекспира со сцены на казахском языке – но зачем, и как это отвечает на главные вопросы?

Но чаще всего видишь именно эту навязчивую идею крепить электроды на голову/в голову и заниматься какой-то лажей. Это работает, не спорю: некоторые методы так же эффективны, как и плацебо, типа стимуляции мозга, некоторые неплохо, как нейрофидбек, но это все уже «старо как сиськи Мадонны» (это Стэнли из «Южного Парка» сказал), и не эстетично. Между тем, low-tech технологии вполне себе мощные: например, право или алфавит.

Уверен, мы скоро увидим нечто грандиозное.


Настоящий каваи

тактильный интерфейсНа прошедшем недавно вручении призов за лучшие работы в области BCI (brain-computer interface) – интерфейса мозг-компьютер, первое место получила команда исследователей из японских университетов (Hamada, Mori, Shinoda & Rutkowski, 2014). Они представили действительно оригинальную идею взаимодействия.

Для начала – немного пояснений. В Википедии сказано неплохо: «В однонаправленных интерфейсах мозг-компьютер внешние устройства могут либо принимать сигналы от мозга, либо посылать ему сигналы (например, имитируя сетчатку глаза при восстановлении зрения электронным имплантатом). Двунаправленные интерфейсы позволяют мозгу и внешним устройствам обмениваться информацией в обоих направлениях. В основе нейро-компьютерного интерфейса, часто используется метод биологической обратной связи» (ссылка ).
Обычно взаимодействие между человеком и компьютером происходит по мысленным командам, через зрительный и слуховой каналы. Отлично работают методы вживления электродов для интерфейса, хотя это сопряжено с определенными проблемами, которые неизвестно пока как решить (см. статью Кто хочет стать киборгом?).

Тактильное восприятие, как правило, используется значительно реже. Тактильный канал может использоваться, например, так: расположение вибрирующих элементов на теле, как например это делали немецкие ученые, создавая у человека ощущение магнитного поля земли (см. статью Сила мысли), или в шлеме, с гироскопами и акселераторами, для восстановления чувства баланса, или на языке (как вариант, — на спине), подавая на него слабые электрические сигналы для создания чувства зрения у слепых, как это делал несравненный Пол Бакарита (см. статью Пластичность мозга).

ultrasonic displayТипичное применение – установка на руки слабо вибрирующих преобразователей, как показано на фото в начале статьи. Что сделала команда, получившая первый приз – так это создала систему airborne ultrasonic tactile display (AUTD) — воздушно-потоковый ультразвуковой тактильный дисплей. Одно название способно ввести неподготовленного человека в транс :). В отличие от датчиков на руке, этот дисплей – бесконтактный, что имеет преимущества: он не раздражает кожу, и не вызывает ее повреждений при длительном использовании – ведь не стоит забывать, что в первую очередь, интерфейсы мозг-компьютер используются для людей с какими-либо ограничениями.

ультразвуковой дисплей в использовании Устройство на картинке слева – именно это дисплей. Сигналы от компьютера генерируют интенсивное ультразвуковое излучение высокой амплитуды (нелинейный акустический феномен), которое создает деформацию кожи на руках, создавая тактическое ощущение. По воздействию и ощущениям – работает, хотя пока хуже, чем контактные вибрационных преобразователей.

На фото слева вы видите, что над ладонями участника эксперимента расположен ультразвуковой дисплей, которы йи подает сигналы на кожу.

Несмотря на это, метод может быть пригоден для некоторых случаев. Представьте, что вы в полной темноте, и ничего не слышите, а камера ночного видения установлена на шлеме, и преобразует видеосигналы в ультразвук в вашей перчатке, и вы «видите» где вы находитесь, хотя и в очень грубом разрешении. Или так: вы сидите на унитазе, едва проснувшись, а ультразвуковые волны сообщают вашей попе, что сегодня — 30 сентября 2024 года, чудесная погода, и вам надо поменьше пить.

Полный текст статьи в свободном доступе на сайте Корнеллского университета.


Полчаса для изменений в мозге

10-20 MapНейронная обратная связь (нейрофидбак, neurofeedback) – тренировка мозга, направленная на то, чтобы производить заранее выбранные состояния посредством изменения электрической активности в определенных регионах. Как правило, эффект от нейрофидбака начинает проявляться после длительных тренировок. Международная группа ученых решила проверить, приносит и нейрофидбак немедленные результаты, которые можно увидеть с помощью функционального томографа. Заодно и ответить на вопрос, который еще задают: работает ли нейрофидбак вообще?

34 человека были приглашены для участия в эксперименте. У них замерили активность мозга с помощью томографа до занятий, и сразу после. Участников случайным образом распределили в две группы – одна занималась реальным нейрофидбаком, другая – плацебо-протоколом.

Протокол, кратко, состоял в подавлении амплитуды альфы в точке Pz (по международной классификации 10-20. Отмечена желтым цветом на картинке в начале статьи). Протокол легкий: в этом месте альфа-активность и так не сильно выражена. Участники делали это, играя в компьютерную игру, гонки машин: машинка двигалась, если альфа-ритм подавлялся. Плацебо-группа делала тоже самое, только влиять на происходящее на экране они не могли: им могло казаться, что они что-то делают, но все, что они видели, была запись другого успешного участника.

Всего была проведена одна сессия длительностью 30 минут (10 мини-сессий по три минуты с краткими перерывами в несколько секунд).
Исследователи записывали активность мозга и вот что показывает сам протокол:
результаты нейрофидбака и плацебо протоколов на активность амплитуды альфа волн
Звездочками помечены статистически значимые величины, отличающиеся от начальных. Как видите, группа нейрофидбака (NFB) реально снизила амплитуду альфа-волн.

Картина активности всех волн. Темно-красные и темно-синие цвета показывают статистически значимые позитивные и негативные отличия в сравнении с базовым состоянием:

Карта электрической активности мозга
Что касается изменений, видимых на функциональном томографе, то и они проявились. Очень важно, что изменения, созданные нейрофидбаком были зарегистрированы даже через полчаса после окончания сессии!

salience-network-connectivity

NFB — нейрофидбак, Sham — плацебо. Т1 — до, Т2 — после сессий. MCC — mid-cingulate cortex, dACC — dorsal anterior cingulate cortex.

Результаты показывают, что в этом простом, плацебо-контролируемом эксперименте, нейрофидбак показывает способность модулировать критически важные анатомические регионы и корковые механизмы, которые ответственны, например, за неполадки в синдроме гиперактивности и дефицита внимания. У таких людей протокол может снизить запутанность сознания, повысить внимание и привести к спокойствию, даже за одну сессию нейрофидбака.

Таким образом, это исследование в очередной раз продемонстрировало, что нейрофидбак – реально существующий феномен. Между прочим, это показывает возможности пластичности мозга, который, после 30 минут легкой тренировки, изменил состояние механизма обработки информации.

А я продолжаю тренироваться по своему протоколу, 22 сессии уже позади. Об этом расскажу отдельно, в свое время.

Ros, T., Théberge, J., Frewen, P. A., Kluetsch, R., Densmore, M., Calhoun, V. D., & Lanius, R. A. (2013). Mind over chatter: Plastic up-regulation of the fMRI salience network directly after EEG neurofeedback. NeuroImage, 65(0), 324-335. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.neuroimage.2012.09.046