Tag Archives: прайминг

Нежный как шелк

ШелкСлова могут усиливать зрительные, слуховые, моторные, кинематические и эмоциональные представления; это подтверждается сотнями экспериментов. Недостаточно известно, что происходит с тактильными представлениями — может ли язык порождать их, а они, в свою очередь – влиять непосредственно на тактильное восприятие? Этими вопросами задались американские психологи, проведя оригинальное и, пожалуй, первое такое исследование (Brunyé et al., 2012).

Сначала они провели пилотные исследования, отбирая тактильные предложения и образцы тканей, отражающие три категории слов и материала: мягкой (шелк, сатин), средней (хлопок, полистер) и грубой текстуры (мешковина, вельвет).
В результате были созданы такие тактильные предложения, например:

  • Грейс потрогала пару плотных вельветовых брюк, когда заходила в магазин.
  • Кэндис завязала на каждом подарке длинную шелковую ленту.
  • Карен коснулась шершавой наждачной бумаги.

Не-тактильные предложения:

  • Друзья Софи считают, что у нее слишком много пар брюк.
  • Во вторник Мэнни пошла за продуктами в овощной магазин.

Дизайн эксперимента был тщательно выверенным, и проходил в два этапа, за два дня. Так, в первый день людям предлагали оценить различные ткани, для установления базового значения – все же тактильная чувствительность у всех разная. На второй день, им подавали оба типа предложений на экран монитора, и после прочтения участникам предлагали запомнить его для последующей проверки памяти. Тут же давали потрогать и оценить разные ткани – от шелка до холста. Тест на память в конце эксперимента показал, что запоминали люди довольно хорошо, что свидетельствует о том, что они внимательно читали и понимали, что читают.

Психологи предполагали наблюдать эффект конгруэнтности, когда, человек,  прочтя, например, о шелковом платье, оценит грубую ткань как более мягкую, в сравнении, после прочтения о сумке из мешковины. С другой стороны они не исключали и эффекта неконгруэнтности: человек, прочтя о шелковой ткани, станет чувствительнее тактильно и оценит грубую ткань как более грубую.

Вот что получилось:

  • Не-тактильные предложения не оказали влияния на оценку тканей, даже если упоминали предметы из ткани (брюки, например).
  • Когда тактильное предложение описывало объект, не связанный с тканями (например, наждак, пушистый котенок), наблюдался эффект конгруэнтности: то есть вся ткань оценивалась мягче, когда предложение говорило о мягкости, и грубее, если предложение описывало, скажем, наждачную бумагу.
  • Когда предложение описывало тактильно ткань, которую затем и оценивал участник, эффект конгруэнтности усиливался: упоминание шелка увеличивало мягкость реального шелка. Но это касалось только мягких и грубых тканей. Обратите внимание на график:

Упоминание шелка увеличивает мягкость реального шелкаТактильное восприятие в человеке – не доминантно, и считается, что оно страдает от недостатка внутреннего внимания организма к нему. Тем не менее, понимание смысла высказывания и сенсорно-моторное представление тесно связаны.

В целом, эксперименты показали, что слова, описывающие тактильные ощущения, изменяют тактильное восприятие. Возникает ещё больше вопросов, чем было в начале, и это признак хорошего исследования.

Brunyé, T. T., Walters, E. K., Ditman, T., Gagnon, S. A., Mahoney, C. R., & Taylor, H. A. (2012). The fabric of thought: Priming tactile properties during reading influences direct tactile perception. Cognitive Science, Article first published online: 14 Sep 2012. DOI: 10.1111/j.1551-6709.2012.01268.x.


Послушные люди и религия

церковьПредыдущие эксперименты показали, что у людей, послушных по характеру, религиозная атрибутика активирует мысли о покорности, смирении и послушании, а также увеличивает вероятность согласия на акты возмездия, к которым призывают авторитетные для них фигуры (Saroglou, Corneille, & Van Cappellen, 2009).

Недавнее исследование по той же теме искало ответ на вопрос, что происходит с отношением к информации у людей, если воздействовать на них религиозным праймингом. Таким праймингом может служить как простое изображение креста, фотография церкви, икона на панели проезжающей мимо вас машины и подобное.

Две группы людей, одна контрольная, другая экспериментальная, приступили к задачам на вынесение суждения. Перед началом задания экспериментальная группа получила религиозный прайминг. Производился он так: на мониторе показывали набор букв, которые участники должны были охарактеризовать как слово или не-слово. Обычная отвлекающая внимание задачка. А до этого на экране возникало на 15 миллисекунд слово из списка связанных с религией слов: небеса, обедня, ангел, крещение, молитва, благословление, спасение, нимб, душа, вера рождество, и другие. Контрольная группа видела слова типа: рубашка, молоток, лестница, новости, облако и т.п.

Задача на суждение была следующая (Castelli et al., 2001): на мониторе показывали тексты, сплошь состоящие из слов, сделанных из буквы «а». Тексты показывали на 4 секунды, и надо было оценить, сколько букв было показано. А количество букв было от 148 до 1,156! Для облегчения задачи участникам давали готовые ответы, все разные, про которые было сказано, что это ответы трех людей, решавших эти задачи до них. Это говорилось для того, чтобы создать у участников чувство конформизма, склонность соглашаться с мнением большинства, возникающее уже при трех людях. Ответы были в 20%, 25% и 30% выше или ниже реального количества букв «а».

Ну как к этому можно относиться? Можно смотреть, чего там наделали до тебя, а можно делать все самому, тем более что нет уверенности, что среди предложенного есть правильный ответ. Экспериментаторов же интересовало степень отхода от предложенных ответов. Они понимали, что конформизм будет у всех, но у кого он проявится ярче?

Как и ожидалось, те, кто получил заряд религиозности, были склонны приспосабливать свои ответы на основе ответов других. Особенно это касалось людей, уже склонных к послушанию. Интересно, что замеряли и религиозность участников, и оказалось, что она не влияла на конформизм. То есть, не религиозность делает человека послушным влиянию извне, а религиозная атрибутика может вызывать у людей, покорных по характеру,послушание и подчинение авторитетам.

Любопытный феномен неосознаваемого влияния религии на общественное поведение.

Castelli, L., Vanzetto, K., Sherman, S. J., & Arcuri, L. (2001). The Explicit and Implicit Perception of In-Group Members Who Use Stereotypes: Blatant Rejection but Subtle Conformity. [doi: 10.1006/jesp.2000.1471]. Journal of Experimental Social Psychology, 37(5), 419-426.

Saroglou, V., Corneille, O., & Van Cappellen, P. (2009). Speak, Lord, your servant is listening: Religious priming activates submissive thoughts and behaviors. The International Journal for the Psychology of Religion, 19, 143–154.

Van Cappellen, P., Corneille, O., Cols, S., & Saroglou, V. (2011). Beyond mere compliance to authoritative figures: Religious priming increases conformity to informational influence among submissive people. International Journal for the Psychology of Religion, 21(2), 97-105. doi:10.1080/10508619.2011.556995.


Силы добра и зла – в выключателе

Выключатель светаСвет и темнота, как правило, ассоциируются у нас с добром и злом. И эта метафора, как и многие другие, находит свое отражение в реальности.

Экспериментаторы (Banerjee, Chatterjee, & Sinha, 2012) просили студентов вспомнить какое-то доброе или недоброе дело, которое они совершили в прошлом, с деталями и подробностями. А затем оценить освещенность комнаты, в которой они находились по 7-ми балльной шкале.

Освещенность комнаты в зависимости от доброты поступковЧто получилось – смотрите на графике слева.
Разница, казалось бы, не очень большая, но статистически значимая: люди в условиях недобрых дел ощущали комнату темнее.

Во втором эксперименте, после вспоминания о хорошем или плохом поступке из прошлого, участников эксперимента просили выразить свое предпочтение, опять по 7-ми бальной шкале следующим предметам: кувшин, лампа, крекеры, свеча, яблоко, фонарик.

Люди, которых просили вспомнить недобрые дела, отдали гораздо больше предпочтения объектам, связанным со светом – лампочке, фонарику и свечке. То есть, они хотели осветить ту темноту, в которой они оказались – в этаком метафорически-реальном смысле.

Воспринимаемая яркость лампочки в зависимости от доброты поступковТакже их просили оценить яркость лампочки в комнате, в которой они сидели. И что получилось – на графике слева.

Интересно, что предыдущие эксперименты показали другие стороны этого феномена. Так, Дэн Ариели продемонстрировал, что люди в темных очках более склонны к обману, чем без них. Другая группа (Zhong, Bohns, & Gino, 2010) показала практически то же самое: чем темнее в комнате, тем более склонны люди к обману, и тем эгоистичнее они становятся.

Как вы понимаете, можно придумать много способов использования этого феномена. Например, если вы хотите честного разговора — сделайте свет ярче. Не случайно, лампа в лицо в полицейском участке, при допросе, как показывают в фильмах, все же работает.
Ну, а если вы хотите соврать, то приглушите свет — вам будут помогать силы тьмы, в прямом смысле.

Banerjee, P., Chatterjee, P., & Sinha, J. (2012). Is it light or dark? Recalling moral behavior changes perception of brightness. Psychological Science. First published on March 6, 2012. doi:10.1177/0956797611432497.

Zhong, C.-B., Bohns, V. K., & Gino, J. (2010). Good lamps are the best police: Darkness increases dishonesty and self-interested behavior. Psychological Science, 21, 311–314.


Запах чистоты

Голландская междугородняя электричкаНедавно команда голландских психологов из Университета Радбауд (Radboud University Nijmegen), в городе Нимаген, провела полевой эксперимент.  Они спрятали несколько небольших контейнеров с чистящим средством, с цитрусовым запахом, на верхних багажных полках двух вагонов электрички между двумя голландскими городами. Цель заключалась в том, чтобы эти контейнеры наполняли пространство вагона легким запахом. Поездка в одну сторону между городами составляла 1 час 45 минут.

По окончании поездки команда собирала мусор на полу и на сиденьях в этих вагонах, равно как и в контрольных двух вагонах, не парфюмированных. Всего 18 поездок было включено в данные. Оказалось, что в парфюмированных вагонах мусора в среднем было почти в три раза меньше, чем в контрольных (11,7 грамм против 35,6 грамм). В другом измерении, в среднем, в пахнущем чистящим средством с цитрусовым ароматом вагоне по окончании поездки валялось 2,7 предметов мусора, против 5,1 предмета в обычном вагоне.

Данные показали, кстати, что вовремя каникул, или спортивных матчей производство мусора в вагонах увеличивается. Но запах чистящего средства с цитрусовым ароматом работает безотказно даже в таких случаях. Что интересно, другие замеры показали, что люди не замечали запахов, как в контрольных вагонах, так и в парфюмированных. Этот эффект исследователи и ожидали — еще в 2005 году они провели аналогичные исследования в лабораторных условиях. Участникам эксперимента невзначай давали в ходе эксперимента вкусное рассыпчатое печенье и подсчитывали, сколько крошек люди уберут за собой. В комнате, где был легкий запах чистящего средства с лимонным оттенком, люди чаще и больше убирали за собой, в сравнении с комнатой без запаха (Holland, Hendriks, & Aarts, 2005).

Как видите, проблему мусора можно решить таким простым и дешевым способом. Если это кому-то надо, разумеется.

Почему это происходит? Вероятно, запах активирует категорию чистоты, нацеливает человека на задачи по очищению и уборке? А может быть, это делает представление человека о себе самом чище, а став чище, негоже вести себя по-свински.

Жаль, что команда не обратила внимания на другой ряд работ из этой же области. Например, я писал ранее про Распылитель добродетели. Там было показано, что запах чистоты не только ведет к чистоте помыслов, но также увеличивает доверие и желание помочь ближнему.

de Lange, M., Debets, L., Ruitenburg, K., and Holland, R. (2012). Making less of a mess: Scent exposure as a tool for behavioral change. Social Influence, 7 (2), 90-97. DOI: 10.1080/15534510.2012.659509.

Holland, R. W., Hendriks, M., & Aarts, H. (2005). Smells like clean spirit: Nonconscious effects of scent on cognition and behavior. Psychological Science, 16, 689–693.


Аж слюни текут

Мужчина-продавец смотрит на девушкуКогда мужчина смотрит на дорогую машину или на красивую женщину, у него как говорится, «слюни текут». Эта метафора находит свое отражение во многих языках. Эксперименты, проведенные в Школе управления Келлога (Kellog School of Management) Северо-западного Университета (Northwestern University) в городе Эванстон, штат Иллинойс, показали, что это не только метафора (Gal, 2011).

169 студентов приняли участие в первом эксперименте, где им было сказано, что исследование нацелено на понимание реакции на еду. Их сажали за стол, и они смотрели на крестик на мониторе компьютера в течение 2 минут. До начала этого их просили вставить за щеку ватный тампон, аналогичный тому, которым пользуются стоматологи. Это было сделано для сбора слюни и определения базовой нормы слюноотделения у человека.

После этого в течение 10 минут они писали сочинения: половина студентов — о том времени и ощущениях, когда они чувствовали себя полными сил и власти, половина – о ситуациях, когда они чувствовали себя полностью бессильными. И, после сочинения, уже несколько уже ватных тампонов были вставлены в рот и им, кроме картинок с едой, на мониторе компьютера, показывали фотографии либо канцелярских принадлежностей, либо денег.  Как можно догадаться, мы обычно не пускаем слюни, когда видим канцелярские принадлежности, но очень обильно делаем это, когда видим деньги. И особенно те из нас, кто был предварительно экспериментально настроен на бессилие.

Второй эксперимент включил около сотни молодых мужчин. Половине показали фотографии трех красивых девушек и попросили выбрать одну, а затем — описать идеальное свидание с ней. Другая половина увидела фотографии трех парикмахерских и тоже должна была выбрать одну, и описать свой поход в это заведение.

Затем первая группа увидела картинки спортивных машин, а другая половина – наборы автомобильных ключей. Как вы догадались, те, кто мысленно провел свидание с девушкой, а потом увидел машину своей мечты, несоразмерно больше выделяли слюну.

Фотография Norman Breslow, около 1999 года.

Когда увеличите фото, станет видно, как рот мужчины буквально вывалился изо рта, так ему понравилось что-то в девушке.

Gal, D. (2011). A mouth-watering prospect: Salivation to material reward. Journal of Consumer Research, doi:10.1086/661766.


Проблема картотеки

картотечный шкафПросматривая на днях литературу по праймингу, наткнулся на целый массив статей, которые пытались повторить оригинальные исследования, и не могли подтвердить находки. Это важная литература, потому что ее очень трудно достать.

Допустим, мы выдвигаем гипотезу, например: «существует увеличение скорости реакции у людей после приема  пендохлорпропинола (вымышленное название лекарства), в сравнении с контрольной группой». Эксперимент должен ее либо подтвердить, либо отвергнуть. Одновременно и автоматически, согласно канонам дизайна эксперимента, создается так называемая «нулевая гипотеза», которая говорит, что никакой «разницы в скорости реакции между людьми, принявшими пендохлорпропинол, и контрольной группой не существует».

Когда исследователь получает подтверждение гипотезе, то это позитивный результат, который можно опубликовать. Это интересно – теперь мы знаем, что при приеме пендохлорпропинола можно ожидать статистически значимого увеличения скорости реакции. Когда исследователь не получает подтверждения гипотезы, то есть, нулевая гипотеза оправдывается, то это, что называется, негативный результат. Ну и что, что пендохлорпропинол не увеличивает реакции – вон, аспирин тоже ее не увеличивает, да мало ли что еще ее не увеличивает! Поскольку это не так уж важно, смысла печать такую работу вроде как мало. И работа, проделанная исследователями, отправляется вместо журнала в шкаф. У меня самого есть такой, условно, «шкаф», как, наверное, у любого, кто хоть несколько раз проводил эксперименты.

Так вот и возник термин «Проблема картотеки». Этот термин был придуман Робертом Розенталем (Robert Rosenthal) в 1979 году, и относится к предубеждению в научной литературе публиковать только позитивные результаты. Исследования, которые отвергают ранее обнаруженный феномен или говорят о невозможности повторить какие-то находки, весьма редко попадают на страницы научных журналов.
Так вот, проблема картотеки говорит о том, что исследования, подтверждающие нулевую гипотезу, имеют очень мало шансов быть опубликованными. И теперь представим себе, что 5% исследований подтверждают какую-то гипотезу, и публикуются, а 95% исследований – отвергают рабочую гипотезу, и не публикуются, а хранятся в картотеке. И мы, размеется, знаем только о 5% работ, и получаем такую ситуацию, когда мы верим в феномен, а он, на самом деле, мягко говоря, сильно искажен, или не существует вообще.

Больше почитать по этой теме:

Scargle, J. D. (2000). Publication bias: The «file-drawer problem» in scientific inference. Journal of Scientific Exploration, 14 (2): 94–106. Полный текст.

Publication bias.

Сайт, собирающий психологические исследования, которые не смогли повторить оригинальный эксперимент: http://www.psychfiledrawer.org


Не говорите об этом Медведеву

медведевМетафорическая связь роста человека с силой и властью имеет реальные основания. В детстве мы учимся от родителей и других детей, что высокие и большие сильнее нас, и с ними надо вести себя аккуратно. Высокие люди, вырастая, получают лучшую работу, выше зарплату (Judge & Cable, 2004), и даже имеют больше шансов выиграть президентские выборы (Young & French, 1996). Мы подсознательно понимаем, что более высокий человек имеет больше силы и больше власти. Я писал о том, как даже малыши прекрасно это понимают — Конечно знают дети.

Однако у этого есть и обратная сторона – человек у власти может воспринимать себя физически выше ростом, чем в действительности!

В серии экспериментов (Duguid & Goncalo, 2012) у студентов измеряли сначала рост, а затем случайным образом распределяли в одну из групп. В первой экспериментальной группе их попросили вспомнить и написать о случае из жизни, когда они имели власть над каким-то человеком. Во второй группе – когда власть над ними имел кто-то другой, а в контрольной группе – просто вспомнить и написать о вчерашнем дне. Таким образом, экспериментаторы осуществили прайминг властью. А затем им предлагалось оценить свой рост по отношению к палке, которая была длиннее их настоящего роста на 50 сантиметров.

Разницы между второй экспериментальной группой (мало власти) и контрольной группой не было обнаружено. А вот разница между ними и теми, кто был праймирован силой и властью, составила от 10 до 15 сантиметров. В другом эксперименте вместо оценки роста участникам предлагалось создать в компьютерной игре, наподобие Sims, персонажа, максимально похожего на себя. И те, кто почувствовал власть и силу, сделали своего персонажа выше.

Так что человек небольшого  роста, облеченный властью, кажется себе выше, больше и сильнее, чем есть на самом деле, и, вероятнее всего, вместе с этим, преувеличивает и свое могущество.

Duguid, M. M., & Goncalo, J. A. (2012). Living large: The powerful overestimate their own height. Psychological Science, 23(1), 36-40.

Judge, T. A. & Cable, D. M. (2004). The effect of physical height on workplace success and income: Preliminary test of a theoretical model. Basic and Applied Social Psychology, 89, 428–441.

Young, T. J., & French, L. A. (1996). Height and perceived competence of U.S. presidents. Perceptual and Motor Skills, 82, 1002.