Tag Archives: реклама

Альтернативное будущее Биг Мака

будущее по МакдональдсуНаша любовь к Биг Маку никогда и никуда не денется. Именно такую мысль пытается донести ролик, сделанный McDonalds к 50-ти летию Биг Мака. Видео уносит нас в далекий 2068 год, и что же мы там видим?

Мне нравятся любые и всяческие попытки вообразить будущее. Они вызывают вопросы, и чем больше вопросов — тем лучше. Этот ролик хорош в этом плане. А что, машины по-прежнему будут ездить вот так и обливать водой из луж? Откуда лужи-то вообще? И чего стоят и ждут эти люди у пешеходного перехода? Откуда именно взялся зонтик? и так далее.

дождь в 2068 годуВ конце подводка к счастливому парному поеданию бургеров: «Многое может измениться, кроме вещей, которые никогда не меняются».

Может быть, то что вообразил себе Макдональдс (агентство, по его брифу, неважно), где оригинальная новизна только в зонтике, парящим над головой, и есть тот единственный вариант будущего, в котором будет существовать Биг Мак. Не случайно в том будущем бродит бодипозитивный толстячок, намекающий, что ожирение — это нормально, и даже через 50 лет никуда не денется.

Все равно прикольный ролик сделан TBWA Spain и El Cangrejo из Lee Films.


Пока боги еще молодые

богиСейчас на coursera идет курс по нейромаркетингу, который меня естественным образом заинтересовал. Томас Рамсой (Thomas Zoëga Ramsøy), ведущий курса, прошелся по вычислительной нейробиологии (computational neuroscience). В частности, по программе, которая определяет салиентность (saliency – заметность) элементов визуального стимула. Салиентность объекта – это целый ряд его характеристик, которые делают его выделяющимся на фоне других. То может быть плотность, контраст, размер и прочее. Можно сделать объект салиентным и гарантировать, что на него обратят внимание. И вот такие программы эмулируют внимание человека, и создают saliency maps -тепловые карты внимания, аналогичные тем, что получаются методом ай-трекинга. Программа NeuroVision, про которую он говорил, сделана компанией, к которой он имеет прямое отношение. К слову сказать, таких программ сейчас уже довольно много, и я изучал несколько таких еще пару лет назад.

Например, ниже две карты одной рекламы – одна, сделанная программой (слева), и другая, сотворенную вниманием 15 людей (справа). Я сделал это еще в 2012 году:
сравнение карт внимания программы и людейСчитается, что точность их соответствия – около 80-85%. Анализ одной картинки может стоить, в зависимости от программы – от нескольких долларов до вполне приличных сотен. С одной стороны, теоретической, это круто и неплохо, а с другой стороны, практической, давайте посмотрим, как далеко ушел прогресс.

Вот одна из картинок, которая была проанализирована:упаковка кока-колы

Вот как программа сначала оценивает характеристики картинки:
начало анализаА вот как программа обрабатывает картинку:
карта салиентностиМне сразу показалось это неправильным, потому что, проанализировав сотни картинок, «пропущенных через глаза» реальных людей, у меня тоже, видимо, образовалось интуитивное представление о салиентности. Оно, в большинстве случаев, ошибочное, но не настолько же! На днях представился случай поставить эту картинку в исследование, и вот как увидели эту же картинку 10 человек, 5 мужчин и 5 женщин:
тепловая карта вниманияРазница существенная. С практической точки зрения, сегодня полагаться на такую программу я бы не стал. Если на кону стоит важная задача – дизайн упаковки, которую напечатают миллионным тиражом, или реклама, которую развесят на несколько месяцев тысячами плакатов, или дизайн помещения, то верить результатам программы было бы неразумно. А зачем тогда вообще? Если анализу нельзя особо доверять, то и задачу, которую он решает, не стоит анализировать.

Интересно, что математические модели, которые анализируют изображения можно учить, учить и учить, скармливая им реальные результаты и давая обратную связь попыток, и делать это пока точность не достигнет результатов, схожих с результатами людей. Вопрос, на мой взгляд, исключительно организационный – потребуется множество ресурсов, чтобы это осуществить. Но главное – это можно сделать, и не видно каких-то неосуществимых задач.

Давайте пофантазируем, что это сделано – после нескольких лет работы большой команды, которая делала по сотне исследований с ай-трекером каждый день и кормила ненасытную модель, мы получили алгоритм, который с 99% точностью имитирует зрительное внимание человека.

Теперь компьютер может создавать дизайны всего – квартиры, рекламы, гаджета, одежды – так, чтобы добиться поставленной цели. И это лишь ничтожный пустяк. Компьютер теперь понимает эволюционные программы, вшитые в нас, которые и управляют нашим вниманием. Через понимание зрительного внимания он может предполагать о нас невероятно много: насколько мы голодны, и чего именно нам не хватает, когда у нас был секс, и на какой стадии менструального цикла мы находимся, есть ли у нс дети и сколько им лет, каковы шансы принятия практически любого нашего решения в любой ситуации. Посредством кроссмодальности машина будет знать, нравится ли нам запах чего-то, или музыка, которую мы слышим, ткань пальто, которое мы трогаем, и массу чего еще. «Понимание» зрительного внимания – один из ключей к пониманию работы нашего мозга. Без преувеличения можно сказать, что компьютер будет знать о нас на порядки больше, чем мы сами. Фактически, еще до того, как мы захотели совершить какой-то поведенческий акт, машина уже, с большой вероятностью, понимает, что это будет, то есть раньше, чем это станет сознательной мыслью в нашем мозге. Выбор поведения, будь то покупка товара или выбор партнера для совместной жизни будет в виде альтернатив с подсчитанным вероятностным исходом, представленных машиной. Но для каких целей и кем именно будут считаться эти вероятности?

Если это будет опираться на древние эволюционные программы, то грубо говоря, целями станут выживание и размножение, причем не обязательно индивидуального организма. Если программа говорит «сделай так», то у нас нет ни малейшего шанса проверить, во благо лично нам она это советует, либо во благо вида: ведь программа должна быть связана с другими людьми (в идеале, со всеми) и должна корректировать свои вычисления. Все наши неосознаваемые процессы программа отслеживает, а то, что приходит к нам в сознание, она видит заранее.

Компьютер станет нашим богом, которому ведомы наши чаяния и предположения, а его мотивы и алгоритмы будут так же скрыты от нас, как неизвестны нам причины наших поступков сегодня. Религия, с этой точки зрения, выглядит как интуитивное предвосхищение полного и безусловного рабства и покорности перед кем-то, кто знает, что нам следует делать. Делать без объяснений и сопротивления, без надежды на понимание, соглашаясь на выбор, который сделан ради неведомых нам целей. Смартфон, который мы держим в руках уже сегодня — наш маленький, но быстро взрослеющий растущий божок, которого мы сами создали.

Объем сознания – ничтожная лужа, в сравнении с морем неосознаваемых процессов, происходящих в нашем мозге. Если бы у нас не было сознания, мы бы не парились по всем этим вопросам, а мирно кушали бы, спаривались и спали. Зачем оно появилось и что нам с ним делать – вот вопрос, на который мы должны ответить, пока компьютеры могут моделировать наше поведение лишь на 80%, и наш молодой бог не подрос…


Где живут эмоции и мастерство

бутербродНедавно делал ай-трекинговое исследование и решил попробовать новый дизайн, при котором главная задача участника — следить за перемещениями креcтиков и ноликов и не обращать внимания на возникающие на периферии картинки. Направление слежения — по вертикальной оси на одинаковом расстоянии от картинок.
На самом деле, как бы четко не выполнялись эти инструкции, движения глаз отклоняются к той или иной картинке, и целый ряд исследований выяснил, что такие отклонения идут к наиболее эмоциональной картинке. Тестировались как рекламные материалы, так и различные фотографии.

Что любопытно, но эффект, который можно видеть ниже, в такой сильной мере возник только у рекламных макетов. Макеты я сделал искаженными, потому как коммерческие интересы и все такое, но можно сказать, что на макете В были изображены товары, с различными слоганами и информацией о скидке, а на макете А дополнительно были использованы человеческие руки. Причем находились эти руки в левом поле макета А, и когда руки оказываются дальше от линии слежения, девиация резко возрастает.

сравнение макетовТаким образом, можно сказать, что макет с руками вызывает больше эмоциональной реакции на подсознательном уровне. Это означает, что он, с большей вероятностью, будет привлекать внимание и запоминаться, а также, возможно, побуждать к совершению действий, к которым реклама призывает.

Все это происходит в течение первых 500 миллисекунд просмотра, вернее, даже от 300 до 500 миллисекунд. Этот период – весьма интересный. Те, кто в курсе теорий о свободе воли и экспериментах Бенджамина Либе (Libet), о которых я постарался рассказать (Расставание с иллюзиями), знают, что именно в этот промежуток, от 300 до 500 мс, происходят любопытные вещи, которые еще не зарегистрированы нашим сознанием. Фактически же, мы живем в прошлом, отставая от реальных процессов вокруг нас на эти 300-500 мс.

график результатов тренировокНедавно я разработал приложение по модификации поведения, и, в частности, импульсивного, и последний месяц активно его тестирую. Недавно, через восемь часов чистого времени тренировок, скорость реакции на определенные стимулы приблизилась к 500 миллисекундам. Это ожидаемый и позитивный результат, на который я надеялся – в самом начале эта же реакция была в районе 600 мс. И вот вчера (уже через 10 часов тренировок) я впервые ушел за 500 мс, достигнув 498 мс. Теперь буду стараться там и держаться, и ждать проявления других феноменов.

500 мс и меньше — это время, когда наше сознание еще не включается в процесс принятия решения, в полной мере. Это ощущается: самые эффективные результаты достигаются, когда находишься в некоем диссоциативном состоянии. Так, я чаще ловлю себя на том, что заканчиваю сессию тренировки, задумавшись о чем-то, и совершенно не помню, как я нажимал сотни раз разные клавиши клавиатуры. Это знакомая многим вещь: садишься в машину, задумался о чем-то, и ты уже дома, и ничего не помнишь о том, как ехал.

Так и здесь: потратив часы, я увидел, просто «кожей почувствовал», насколько сильно во мне (и, конечно не только во мне) сидит импульсивное рефлекторное поведение, и как самоконтроль падает за пару минут, и сразу же начинаешь делать ошибки. А вот уже около 500 мс ошибок становится меньше, и нагрузки на самоконтроль нет. Всё от того, что самоконтроль не требуется – процесс обслуживается большей частью подсознательно. Это свидетельство мастерства в этом весьма специфичном навыке. И это вторжение в эмоциональную сферу, способности в какой-то мере ими управлять. Так, одна из задач приложения – сделать это по отношению к еде, и снизить эмоциональную привязанность и импульсивность к определенной, скажем так, «плохой» еде. Для этого я, например, временно отказался от всяких ограничений в еде, чтобы понаблюдать эффект, и сбросил за месяц как минимум 1,5 кг (разумеется, с учетом колебаний веса, который я замеряю уже давно) не меняя ничего в питании (хотя это мне так кажется, что не меняя). Не бог весть какая цифра, но любопытно, куда это все пойдет дальше.

Я упоминал вскользь об этом эксперименте ранее, про то, как нездоровая пища может «притворяться» здоровой.
Вот, например, очень легко отказаться от бутерброда, на фото в начале статьи.
Но вот эти ниже – посмотрите, как они банально маскируются под «хорошие»:

бургер и майонез
Особенно меня удивил майонез – он часто меня «подлавливает», хотя я его почти не употребляю, ну, только в гостях, когда попадается. Понятно, почему ему это удается, сознательно, но подсознание пока не понимает, в чем подвох.

Путь к мастерству, увы, не лежит в считанных минутах тренировок чему бы то ни было. Когда мы тренируем себя, мы даем нашему мозгу сигналы о том, что эта деятельность важна, и мы хотим достичь в этом успехов. Только тогда он воспримет это серьезно и будет помогать нашим сознательным целям. У мозга невероятно огромное количество задач, действительно важных, в основном, связанных с выживанием. Когда мы сознательно пытаемся увлечь его какой-то задачей, ценность которой мозгу не столь очевидна, ему это надо искусно «продать». Пара человек параллельно со мной участвует в тестировании, но уделяют этому слишком мало времени и еще меньше мотивации. В итоге, как показывает месяц тестирования – зря теряют время, получая не результаты, а только раздражение. А занятия чем-то по 15 минут или по часу в неделю – это не тот случай, когда мозг станет считать то, что мы делаем, чем-то важным.


На том месте все равно могла быть ваша реклама

девушка с эскимоПродолжение. Начало здесь.
Я хотел проверить, не повлияла ли крохотулечка шоколада на зубах девушки на зрительное внимание, и такая возможность представилась.

Если картинка в начале статьи кажется вам такой же, как и в первой статье, это не так. Я удалил фотошопом шоколад с зубов (с моделью не удалось связаться, чтобы сделать это в реальности), как видно на сравнении ниже:

до и послеИтак, что мы имеем – 2 картинки высокого разрешения, чуть-чуть отличающиеся друг от друга. На них смотрели в течение 5 секунд по 15 человек, люди разные, но смотрели на одном и том же 32-х дюймовом мониторе, в том же самом месте, с помощью одной и той же программы, освещения и ай-трекера. В исследовании с шоколадным пятнышком — 5 мужчин и 10 женщин, возрастом от 23 до 49 лет (средний возраст 33 года), все правши. В исследовании без пятнышка – 4 мужчин и 11 женщин, возрастом от 24 до 40 лет (средний возраст 30,4 года), одна женщина – левша.

И вот результаты сравнения. Слева — оригинальная, с крошкой шоколада, справа — отредактированная:

сравнение тепловых карт

сравнение движений глаз

Если и есть отличия, то они довольно спорные, и не особо существенные: они не изменили характер просмотра. Пятнышко, вероятно, — недостаточно большое, а регион вхождения мороженого в рот (!) привлекает внимание и без дополнительной помощи. Но, безусловно, если у девушки застрял кусочек шпината между зубами, то это будет притягивать наш взгляд.

Но чтобы закрыть тему, я рассмотрел первые фиксации и каждые по отдельности, и регионы фиксаций в первые 500 мс, и ничего значимого не обнаружил. Например, вот сравнение третьих фиксаций, это в районе от 450 до 600 мс после начала показа:

сравнение первых фиксаций

Чему это нас учит – стабильности результатов, прежде всего. Я слышал, некоторые полагают, что ай-трекинг будет показывать каждый раз разные показания. Это совсем не так: наоборот, иногда, визуальные объекты притягивают наше внимание в очень предсказуемой манере. Так что можно создавать изображения, которое зрители будут смотреть одинаковым образом, так, как мы это хотим.

Вторая интересная штука: такого рода дизайн изображения задает направление, и образуются регионы повышенного внимания. Меня этот вопрос заинтересовал, и лежат уже исследованные картинки с дорогами, которые надо разобрать. Дорога – это и реальный и метафорический путь, и, путешествуя по ней ногами, или глазами на картинке, мы ведем себя похожим образом. Есть совершенно никчемные дороги, как в прямом, так и метафорическом смысле, а есть очень сильные, которые «уводят» — и наши глаза и наши ноги. Но об этом позже, с иллюстрациями.


На том месте могла быть ваша реклама

девушка с эскимоКогда я делаю ай-трекинговое исследование, то наряду с образцами добавляю картинки, которые помогают как удерживать интерес участников, так и тестировать какие-то любопытные гипотезы. Фото в начале использовалось как раз в таком качестве (слева — оригинал, справа — тепловая карта распределения внимания).

В этой картинке есть направление движения, а мне любопытно, как элементы на картинке могут создавать такие вещи и управлять нашим взглядом, и как-нибудь я разберу файлы и покажу, какие забавные штуки там происходят.

Палочка экскимо задает самый существенный (если не единственный) вектор движения. Этот вектор не идеален, потому что мы не глотаем эскимо в один присест, как шпагу, широко открыв рот, хотя девушка на фото, похоже, притворяется, что она хочет именно этого :) Если мы проложим этот вектор, то увидим, как предположительно он станет управлять нашим взглядом.

Похоже, что так и происходило, как вы видите (справа — пути движений глаз с точками фиксаций). Практически идеальный паттерн просмотра, в том смысле что он предсказуем и повторяем большинством зрителей.

вектор и движения глаз

крошка шоколадаНо что это? Если кликнуть на картинку в начале статьи, то можно увидеть что-то между зубами девушки (слева), куда как раз приходится максимальное число фиксаций.

Ай-яй-яй! Девушка, по-видимому, уже игралась с мороженым до этого кадра, и у нее остался почти незаметный след от шоколада между зубами! Картинку просматривали на 32 дюймовом мониторе с высоким разрешением 15 человек, и они могли видеть эту крошечку, даже не отдавая себе отчет.

Так что активность фиксаций глаз в том районе могла быть вызвана и таким кусочком шоколада. Мы очень неровно дышим к таким вещам: взять хотя бы известные приёмчики управления струями.
Чтобы проверить, насколько большую роль сыграла эта крошка, девушку следовало бы проверить еще раз.

Интересно было бы узнать пределы объекта, захватывающего внимание — все таки очень уж она пиксельно маленькая, эта крошка. Сейчас, занимаясь исследованиями изображений еды, убедился, как джанк-фуд в некоторых случаях просто гениально привлекает наше внимание, в том числе, притворяясь здоровой пищей, едва заметными штрихами: больше всего меня поразил майонез, который за счет небольшого элемента на упаковке вызывает позитивную реакцию у людей, которые его даже никогда не едят. Но об этом в другой раз.

Картинка была проанализирована, уже без шоколадного следа. Читать.


Пепси что?

Шрифт ПепсиФирменный шрифт Пепси подходит не для всяких слов. Совместная акция с линией одежды AAPE японской компанией A Bathing Ape, в Гонконге воплотилась в такой слоган. Читается как RAPE (изнасилование). Пепси уже разглядела, убрала и извинилась.

Наш мозг легко делает такой фокус — пытается найти и находит смысл в наборе слов, в котором его нет. И то — неужели нельзя был назвать линию одежды как-то поинтереснее?
Источник.


Hast du es nicht sehen?

автосимуляторГерманское рекламное агентство Ströer  совместно с маркетинговым исследовательским агентством eye square и Deutsche Telekom AG изучили видимость и запоминаемость рекламы на водителей во время вождения, используя ай-трекер.

1083 водителей поучаствовали в движении по городу в автосимуляторе, все совершаю поездку по одному и тому же маршруту в виртуальном городе. На пути им попадались различного рода рекламные щиты, билборды и вывески.
На самые большие по размеру и с подсветкой билборды водители обратили внимания дольше всего: аж целых 1,6 секунды. Далее, по разным типам рекламы и их размерам цифры: 1,1 секунды, 700 миллисекунд, и 500 миллисекунд.
Данные не удивительны – когда показываешь (используя ай-трекер) рекламное изображение даже бесконечно долгие 5 секунд, видно, как часто есть много лишних и, соответственно, невидимых, элементов. Когда показываешь на 1 секунду — то необходимо большое количество участников, и получаемые данные совсем не нравятся заказчику.

Каждый водитель был в одной из 13 экспериментальных групп, отличающихся плотностью дорожного движения, интересами, разными видами дизайна рекламы и проч. Интересно, что агентство размещало рекламные билборды и вывески соответственно их реальному размещению в реальном городе. Во второй части у водителей брали интервью и оценивали эффект рекламы, которую они видели столь незначительное, казалось бы, время. Много рекламы водители просто не видели, но те, что видели, все же запоминали, и качество запоминания, насколько я понял, коррелировало с длительностью визуального контакта.

Дизайн такого исследования фактически позволяет полноценно протестировать эффективность рекламной компании до начала размещения в реальности.